Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2013 года № 279

Об утверждении Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, и критериев степени риска

В соответствии со статьей 625 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату;

2) критерии степени риска.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

Премьер-Министр Республики Казахстан С. АХМЕТОВ

Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2013 года № 279

Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату

1. Общие положения

1. Настоящие Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату (далее – Правила), разработаны в соответствии со статьей 625 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и определяют порядок применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), предъявленной к возврату.

2. Настоящие Правила применяются исключительно при проведении тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату на основании требования о возврате, указанного в декларации по НДС (далее – требование о возврате), и (или) налогового заявления о возврате превышения НДС (далее – налоговое заявление о возврате).

2. Порядок применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату

3. При поступлении от налогоплательщика требования о возврате и (или) налогового заявления о возврате налоговый орган назначает проведение соответствующей тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

4. Одновременно показатели деятельности налогоплательщика, представившего требование о возврате и (или) налоговое заявление о возврате, оцениваются с использованием критериев степени риска, утвержденных Правительством Республики Казахстан (далее – критерии).

5. Баллы по критериям суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для отнесения налогоплательщиков к степени риска.

6. В случае если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к степени риска.

7. В случае если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, подпадающие под схемы, предусмотренные в приложениях 1, 2, 3 к настоящим Правилам, налоговый орган относит такого налогоплательщика к степени риска. При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:

1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг:

2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога (далее – превышение НДС).

8. В отношении налогоплательщиков, отнесенных к степени риска, налоговый орган формирует аналитический отчет «Пирамида по поставщикам» (далее – аналитический отчет) по поставщикам товаров, работ, услуг.

9. В случаях если при формировании аналитического отчета установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:

1) состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков;

2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей муки, шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов);

3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование;

4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

5) осуществляющим поставку услуг связи;

6) осуществлявшим поставку услуг по техническим испытаниям, анализу и сертификации продукции, то налоговый орган прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета по поставщикам такого налогоплательщика.

10. Лицом, осуществляющим тематическую проверку, анализируются результаты аналитического отчета. При этом решение о назначении встречных проверок и (или) направлениизапроса на устранение нарушений принимается только по тем налогоплательщикам, по которым выявлены расхождения и (или) нарушения налогового законодательства.

11. В случаях выявления по результатам аналитического отчета у поставщиков товаров, работ, услуг расхождений и (или) нарушений налогового законодательства, возврат суммы превышения НДС производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены расхождения и (или) нарушения налогового законодательства, а также с учетом положений статьи 635 Налогового кодекса и статьи 25 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)». При этом сумма превышения НДС, подлежащая возврату, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика, по которому установлены расхождения и (или) нарушения налогового законодательства, до налогоплательщика, представившего требование о возврате и (или) налоговое заявление о возврате;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм: суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта, и суммы НДС, отнесенной в зачет налогоплательщиком, представившим требование о возврате и (или) налоговое заявление о возврате, от непосредственного поставщика;

3) из предъявленной к возврату суммы превышения НДС вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

Примеры определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату, приведены в приложениях 4, 5 к настоящим Правилам.

12. Возврат оставшейся суммы превышения НДС, за исключением случаев, указанных в пунктах 10, 12 статьи 635 Налогового кодекса и пункте 11 статьи 25 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), производится по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства путем включения налогоплательщиком данной суммы в требование о возврате за последующие налоговые периоды и (или) представления налогового заявления о возврате за соответствующий налоговый период, по которому устранены нарушения. При этом должностным лицом налогового органа, осуществляющим тематическую проверку по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, в обязательном порядке анализируются результаты аналитического отчета по таким поставщикам.

13. По налогоплательщикам, имеющим право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, значения применяемых критериев и, соответственно, суммарный итог баллов, полученный по результатам оценки с использованием критериев, равны нулю

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться