Запрос депутатов Мажилиса об улучшении качества жизни пожилых людей

30 октября 2019 года члены фракции КНПК «Народные коммунисты» в Мажилисе Парламента РК Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, А. Конуров В. Косарев М. Магеррамов И. Смирнова Т. Сыздыков направил депутатский запрос касательно улучшения качества жизни пожилых людей.

Премьер-Министр РК

Основные положения государственной политики в отношении пожилых людей закреплены в Конституции Республики Казахстан, кодексах Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», «О браке (супружестве) и семье», Трудовом кодексе, законах Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», «О занятости населения», «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» и других законодательных актах страны. 

Анализ национального законодательства позволяет сделать выводы о том, что перечень нормативных правовых актов, разработанных и направленных на реализацию прав и свобод перечисленных категорий граждан, достаточно широк, а действующие нормативные правовые акты, регулирующие права пожилых людей, отвечают основным приоритетам государственной социальной политики и не содержат дискриминационных норм. 

В действующем законодательстве не акцентируется возрастная дифференциация населения (в некоторой степени исключением является «молодежь»). Ставка делается, как правило, на иные критерии, такие как форма занятости и трудоспособность, материальный достаток, те или иные групповые и индивидуальные заслуги перед народом и страной. Исходя из этих критериев, среди пожилого населения выделяются такие группы, как пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и иные социально - защищенные категории. 

В мировой практике в большинстве стран также отсутствует единый нормативный правовой документ по правам пожилых. Вместе с тем, направляем информацию по дополнительным мерам поддержки лиц пожилого возраста согласно приложению. 

Приложение: 

Касательно унифицирования льгот по проезду на общественном транспорте по всей республике, а также введения льгот по проезду на железнодорожном и авиатранспорте 

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан» местными представительными и исполнительными органами при установлении отдельным категориям лиц льгот на транспортные услуги, включая право на бесплатный проезд, определяется источник финансирования и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками. Таким образом, предоставление льготного внутригородского проезда осуществляется по реальным возможностям местного бюджета. 

Касательно решения вопроса о нехватке лекарств и возможности выдачи бесплатных (льготных) лекарств по рецепту врача пожилым людям на дому 

Лекарственное обеспечение амбулаторных больных в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 августа 2017 года № 666 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами и медицинскими изделиями на амбулаторном уровне» (далее – Перечень). Лекарственными средствами и медицинскими изделиями по Перечню обеспечиваются пациенты по 49 заболеваниям, состоящие на диспансерном учете, включая все категории граждан, в том числе и людей пожилого возраста. 

Кроме того, в рамках цифровизации здравоохранения, планируется переход на персонифицированный учет пациентов путем автоматического определения потребности каждого пациента. Для каждого пациента, состоящего на диспансерном учете в базе данных диспансерных пациентов, в информационной системе также будут отражены схемы лечения с объемом потребления лекарственных средств. Информация по пациенту, прикрепленному к медицинской организации, будет автоматически генерироваться и поступать в виде общей потребности в препаратах по каждой медицинской организации. 

Относительно развития социальных аптек, в которых социально уязвимые категории граждан могли бы приобрести лекарства по сниженным ценам сообщаем, что в действующем законодательстве отсутствует понятие «социальная аптека».

Однако, на сегодняшний день для обеспечения надлежащего регулирования в сфере лекарственного обеспечения приняты законодательные и организационные меры. Для совершенствования ценообразования лекарственных средств и медицинских изделий, мониторинга и анализа цен на фармацевтическом рынке: 

 

  • приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 апреля 2019 года № ҚР ДСМ-42 утверждены Правила регулирования цен на лекарственные средства. Данными Правилами установлен механизм ценообразования для оптовой и розничной реализации лекарственных средств, а также в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного социального медицинского страхования; 
  • приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 июля 2019 года № ҚР ДСМ-104 утверждены предельные цены на торговые названия лекарственных средств для оптовой и розничной реализации. Государственное регулирование цен на все лекарственные средства в Казахстане ставит перед собой цель установить прозрачную систему ценообразования, начиная от формирования цены производителя, наценки дистрибьюторов и наценки аптек. Установление предельных цен позволяет не допускать значительного разброса и разницы цен на одно и тоже лекарственное средство как в регионах, так и между розничными аптеками независимо от волатильности курса тенге и сезонности продаж. 

Таким образом, регулирование цен на лекарственные средства позволит повысить экономическую доступность для населения и закрепит ответственность участников фармацевтического рынка. 

Касательно улучшения обеспечения санаторно-курортного лечения 

Согласно приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов» санаторно-курортным лечением обеспечиваются инвалиды и дети-инвалиды согласно индивидуальной программы реабилитации. 

Кроме того, в соответствии с пунктом 2-3 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» маслихатам предоставлено право утверждать правила оказания социальной помощи, согласно которым местные исполнительные органы могут принимать дополнительные меры по санаторно-курортному лечению. 

При этом, социально-уязвимые слои населения, в том числе и лица преклонного возраста обеспечиваются в рамках государственного социального заказа. С принятием Закона «О специальных социальных услугах» в Казахстане началась модернизация услуг социального обслуживания престарелых, 3 направленная на расширение доступности и повышение качества социального обслуживания. 

Касательно освобождения отдельно проживающих пенсионеров от уплаты налогов на имущество и на транспортные средства, а также от уплаты индивидуального подоходного налога работающих пенсионеров по возрасту свыше 65 лет 

В соответствии с налоговым законодательством отдельно проживающие пенсионеры освобождены от земельного налога по земельным участкам, занятым жилищным фондом, а также придомовым земельным участкам. 

Кроме того, не являются плательщиками налога на имущество отдельно проживающие пенсионеры – в пределах 1000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности. 

В целом, считаем возможным рассмотреть вопрос освобождения от индивидуального подоходного налога (далее – ИПН), налога на имущество и транспортного налога пенсионеров. При этом, в соответствии со статьей 

Бюджетного кодекса Республики Казахстан нормативные правовые акты, предусматривающие увеличение расходов или сокращение поступлений республиканского и местных бюджетов, подлежат обязательному рассмотрению Республиканской бюджетной комиссией. 

В связи с этим, необходимо произвести расчеты потерь бюджета при введении нормы по освобождению пенсионеров от ИПН. 

Касательно освобождения пенсионеров от налогов на транспорт и на имущество отмечаем, что практика показала, что при предоставлении льгот одной из социально-уязвимых категорий граждан, возникают злоупотребления со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Так, имущество, в т.ч. дорогостоящий автомобиль с большим объемом двигателя, оформляется на льготируемое лицо в целях ухода от обязательств по уплате налогов. 

Касательно создания Центров активного долголетия в каждом районном центре с возможностью бесплатного посещения пенсионерами, коворкинг-центров для посещения молодых и пожилых людей 

Во всех регионах республики действуют Советы Ветеранов, первичные ветеранские организации, при которых созданы и ведут свою работу ряд клубов по интересу («Ветеран», «Отрада», «Ақ жаулық», «Огонек», «Шаңырақ», «Достық», «Калейдоскоп» и другие), созданы вокальные, танцевальные группы, которые участвуют в концертах, конкурсах, праздничных мероприятиях. С целью предоставления услуг для пожилых людей и пенсионеров утвержден Перечень категорий граждан, пользующихся физкультурно-оздоровительными услугами бесплатно или на льготных условиях, в размере 50% от стоимости оказываемых спортивных и физкультурно-оздоровительных 4 услуг, за исключением инвалидов. 

Данный перечень распространяется на государственные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения. Кроме того, необходимо отметить, что проводились специализированные социологические исследования для выявления актуальных проблем граждан пожилого возраста в регионах. С учетом результатов исследования местными исполнительными органами разработаны и утверждены Комплексные планы повышения качества жизни пожилых граждан на 2018-2020 годы. Ярким примером является Дорожная карта повышения качества жизни граждан пенсионного возраста, разработанная акиматом г. Алматы, в рамках которой создан «Центр активного долголетия» в г. Алматы. На основании региональных планов разработан Республиканский комплексный план повышения качества жизни граждан старшего поколения на 2018-2020 гг., мероприятия которого направлены как на поддержание сложившегося социально-экономического положения граждан пожилого возраста, так и на повышение качества жизни граждан пожилого возраста за счет повышения качества и увеличения количества государственных услуг, оказываемых в сфере социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и спорта. 

Касательно принятия Государственной программы «Активное долголетие» 

Согласно Системе государственного планирования (далее – СГП) Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790, предусматривается разработка государственных программ, в целях обеспечения достижения ключевых национальных индикаторов Стратегического плана развития Республики Казахстан. При этом, в соответствии с пунктом 26 СГП, государственные программы определяют стратегию развития сферы/отрасли, т.е. являются документами межсферного и межведомственного характера, определяющими цели, задачи и ожидаемые результаты по приоритетным направлениям развития страны и разрабатываются на период не менее 5 лет. 

Вопросы в рамках предлагаемой государственной программы носят более узкий характер и не направлены на развитие целой отрасли/сферы, а также ориентированы на ограниченный круг благополучателей. В связи с чем, разработка отдельной Государственной программы «Активное долголетие» не представляется целесообразной. 

Касательно гериатрической и геронтологической помощи 

В рамках Стандарта организации оказания гериатрической и геронтологической помощи, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 23 октября 2015 года № 822, проводится гериатрическая оценка здоровья лиц пожилого 5 возраста, т.е. мониторинг медико-социального положения лиц старших возрастных групп. Для постоянного патронажа лиц пожилого возраста с хроническими формами заболеваний, выполнения назначений, сестринского ухода, предусмотрены дополнительные штаты медицинских сестер и социальных работников. С 2011 года в поликлиниках введены социальные работники и психологи, которые оказывают помощь больным, страдающим хроническими заболеваниями, в первую очередь ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям. 
На сегодняшний день, по республике осуществляют трудовую деятельность 2 082 социальных работника. С целью усиления профилактической деятельности организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в республике функционируют 525 школ активного долголетия, где проводится обучение принципам здорового питания, физической активности, аспектам ЗОЖ, самостоятельного определения артериального давления, сахара крови, пульса, обучение навыкам саморегуляции, оказываются услуги психолога (психоконсультирование, психокоррекция, групповая работа), предоставляются ответы на вопросы по возрастным проблемам. 

Казахский медицинский университет непрерывного образования ведет переподготовку и повышение квалификации по специальности «Гериатрия», с 2011 года открыта кафедра геронтологии и гериатрии. За последние годы прошли повышение квалификации по геронтологии и гериатрии – 240 врачей, 420 средних медицинских, в том числе социальных работников. В 2019 году в медицинских организациях республики работают более 100 гериатров, при их отсутствии, основная роль отводится терапевтам, ответственным за оказание медицинской помощи пожилым, которые подготовлены в вопросах геронтологии и гериатрии.
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться