Быстрая доставка, сотни новых рабочих мест — С. Сарсенов о потенциале электронной торговли

С начала реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» наблюдается положительная динамика развития электронной торговли в стране. О текущем состоянии и перспективах развития электронной торговли как основного двигателя роста почтовых администраций по всему миру и в РК в эксклюзивном интервью ИА «РrimeМinister.kz» рассказал председатель правления компании АО «Казпочта» Сакен Сарсенов.

— Сакен Сейтжаппарович, Казпочта в нашей стране определена оператором электронной торговли. Что вы делаете для дальнейшего развития этой отрасли в нашей стране?

— Рынок электронной торговли очень бурно развивается во всем мире. Казахстан сейчас находится в самом начале развития электронной коммерции. Если в мире средний рост рынка электронной коммерции составляет 15-20%, а в начале он составлял 30-40%, то сейчас в Казахстане наблюдается бум развития электронной коммерции. Где-то в год он растет на 35-40%. Это очень хорошие показатели для рынка в целом и для перехода из оффлайна в онлайн. Если говорить в цифрах, то сейчас рынок электронной коммерции в Казахстане составляет порядка 300 млрд тг. По нашим прогнозам, в ближайшие 5 лет он вырастет до 2 трлн тг. То есть если сейчас доля от розницы составляет где-то 2,9%, то через 5 лет она должна составлять 24%.

Что делает сейчас Правительство? Уделяет огромное внимание развитию отрасли электронной коммерции, в том числе «Казпочта» занимается развитием почтовой инфраструктуры. Рынок электронной коммерции — это предприниматели, которые в режиме онлайн продают товары. Это также онлайн-платежи, то есть возможность платить либо в онлайн-режиме, либо так называемый наложенный платеж, когда тебе приносят товар и ты платишь за него почтальону или курьеру, и доставка. Сейчас рынок требует быстрой доставки за очень короткое время и дешевой доставки. Вот этим мы как раз и занимаемся. Что касается Правительства, то оно необходимые законодательные акты уже приняло. Например, в прошлом году были приняты налоговые преференции, которые позволяют предпринимателям заняться онлайн-торговлей. Очень много налоговых льгот было внедрено. В этом году приняты еще ряд поправок в законодательство: упрощены экспортные процедуры. Раньше как было: если ты продавал онлайн, необходимо было кучу документов заполнять, таможенные декларации. Сейчас этот процесс упрощен, все можно оформлять через почтовые документы. Предпринимателям ничего не надо делать. Сейчас для развития транзитов принят законопроект, который позволяет через Хоргос очень большие потоки товаров электронной коммерции, так называемые посылки, отправлять из Китая в Европу и в страны Ближнего зарубежья. Я надеюсь, что те ребята, которые хотят заниматься онлайн продажами и те, которые занимаются, в ближайшее время будут иметь возможность зарабатывать очень приличные деньги, их бизнес будет расти очень быстро.

— Поделитесь своими планами на ближайшее будущее.

— Если говорить о «Казпочте», то наш бизнес подразделяется на два вида. Это — финансовый и почтовый бизнес. Что касается финансового бизнеса, здесь мы все будем переводить в цифровой формат, то есть будем уходить в онлайн. Сейчас физические каналы продаж, когда вы приходите в отделение, стоите в очереди и получаете наши услуги, обходятся нам очень дорого. Поэтому мы должны это все переводить в онлайн.

Что касается почтового бизнеса, то здесь нам необходимо сокращать сроки доставки. За счет цифровизации, оптимизации наших маршрутов нам в последнее время удалось очень многое сделать. С 2017 г. мы сократили сроки доставки наших посылок с 16 дней до 6 дней. Сейчас мы очень большую работу проводим. Где-то с середины лета сроки доставки посылок по Казахстану у нас сократятся до 3 дней. Любая посылка должна дойти за три дня. Есть также экспресс-почта, когда утром вы сдаете посылку, а вечером она находится в другом городе. В этом направлении мы проводим очень большую работу. Мы открываем цифровые офисы, когда человек может прийти и получить услуги без участия нашего сотрудника через автоматы. Кроме того, у нас появилась новая услуга — универсальный агент. Ставим такое оборудование в сельской местности, которое позволяет нашим клиентам в сельской местности удаленно получить разные виды услуг — ЦОНов, медицинских организаций, образовательных учреждений и многие другие.

— Какова динамика роста рынка электронной коммерции в Казахстане по сравнению с прошлым годом? Сколько онлайн-магазинов действует в РК? Как много казахстанцев покупает товары в зарубежных интернет-магазинах, что их привлекает в онлайн-шопинге?

— В Казахстане число покупателей, которые раз в месяц покупают товары в онлайн-режиме, на сегодняшний день достигло 2,3 млн человек. По нашим прогнозам, до конца года это число должно увеличиться до 3,2 млн человек. Людей, которые вовлекаются в онлайн-покупки, становится все больше и больше. По нашим оценкам, где-то в 2025 г. таких людей должно стать более 12 млн. Сейчас это не только покупка каких-то вещей. В нашу ежедневную жизнь входит покупка билетов на концерты, самолеты, поезда, покупка еды. Что касается динамики роста, я предполагаю, что в ближайшее время электронная коммерция будет расти до 40%, потому что рынок сейчас насыщается и очень много людей, которые занимаются онлайн-бизнесом.

Если говорить о внутреннем рынке и покупках из-за рубежа, то здесь паритет 50 на 50. Наши жители покупают как внутри на рынке, так и из-за рубежа. Покупают в основном на таких известных площадках как Alibaba, AliExpress, Amazon, Ebay. У нас где-то 1700 предпринимателей, которые занимаются онлайн-бизнесом и около 20 крупных интернет-площадок, на которых 80% нашего населения покупают товары.  

— Расскажите о системе отслеживания доставки посылок до места назначения? Как за этим могут наблюдать клиенты?

— Основное требование нашего бизнеса — чтобы клиент четко понимал, где находится его товар. Это — гарантия сохранности товара и его доставки в установленные сроки. Мы предоставляем услугу трекинга. В январе т. г. внедрили новую почтово-учетную систему, где позволяем нашему клиенту отслеживать весь путь своей посылки. Это очень удобная система. Она доступна на наших сайте и мобильном приложении. Регулируется push-уведомлениями, sms-сообщениями.

— Как работает служба, отвечающая за доставку и сохранность посылок? Куда могут обращаться клиенты по интересующим их вопросам касательно доставки посылок?

— Есть разные каналы общениями с нами. Во-первых, контакт-центры. У нас 99 контакт-центров. Второе направление — наши все контакты на нашем сайте, в фейсбуке. Мы в принципе интерактивны. В ближайшее время мы планируем запустить чат-бот. Это сервис, в котором интеллектуальная система формирует ответы с наших систем и отвечает нашим клиентам. Большинство наших запросов хотим перевести в так называемый формат общения с машиной. Эту работу мы планируем в ближайшее время запустить.

— Как развивается мобильный банкинг, сколько людей воспользовались данным видом услуг?

— На мировом рынке все переходит в безнал. У нас есть тоже сильные игроки. Казпочта тоже в этом направлении работает. У нас есть мобильное приложение, сервис мобильного банкинга. Порядка 650 тыс. активных пользователей в нашей системе находятся. В ежедневном формате 100 тыс. пользователей пользуются мобильным банкингом. Если в 2017 г. транзакции через это приложение были всего лишь 1 млрд тг, то в этом году мы ожидаем 15 млрд тг оборота через наши мобильные приложения. Конечно, это не такие высокие показатели, но за 2 года условно в 15 раз выросли эти цифры. Я думаю, что в ближайшее время этот тренд будет сохраняться. В скором времени мы будем наблюдать сотни миллиардов тенге, которые будут оборачиваться через нашу мобильную платформу.

— Сколько на сегодня работает франчайзинговых отделений по стране? Какие услуги в основном получают казахстанцы через франчайзинг?

— Франчайзинг — это наш основной драйвер. Потому что у нас почти 4 тыс. отделений по Казахстану. Из них 70% находятся в сельских населенных пунктах. К сожалению, многие из них убыточные. Есть требование Правительства о том, что Казпочта обязательно должна находиться в сельском населенном пункте. Есть 800 сел, где нет акиматов и других местных исполнительных органов, а есть только Казпочта. Условно говоря, Казпочта — единственный представитель власти, единственная связь с внешним миром. Мы это понимаем. Во все мире почтовые организации развиваются в сторону франчайзинга. Это когда в том же селе есть магазин. Мы владельцу магазина предлагаем разместить у него почтовое отделение, а он от нашего имени будет оказывать все виды наших услуг. В принципе законодательство позволяет и мы эту модель применяем. Сейчас мы в Казахстане открыли 224 отделения по франчайзинговой модели и в ближайшее время планируем их количество увеличить. В 2017 г. было 3500 отделений. До конца 2019 г. будет 4000 отделений Казпочты. Причем часть из них — созданные по франчайзинговой модели. В ближайшие 5 лет количество наших отделений мы планируем довести до 5 тыс. Большинство наших отделений планируем заместить за счет наших франчайзинговых партнеров. Это позволит нам сократить наши расходы и убытки, а предпринимателям развивать новые направления бизнеса и к существующему бизнесу добавить часть бизнеса, которая будет приносить неплохой доход и дополнительный поток клиентов. Это — очень хорошая синергия между государственной компанией и малым и средним бизнесом.

— Сакен Сейтжаппарович, какие результаты показывает интернет-эквайринг «Рaypost»?

— Это одна из составляющих мобильного банкинга и интернет-банкинга. Мы в принципе эту услугу запустили буквально недавно. Мы предлагаем эту услугу всем предпринимателям, которые занимаются онлайн-бизнесом по очень демократичным ценам. Для нас очень важно, чтобы было больше посылок. Сейчас порядка 67 предпринимателей уже подключились к интернет-эквайринговой системе, условно говоря, транзакции растут очень быстро из месяца в месяц. Я думаю, в ближайшее время до конца года эти транзакции будут равняться миллиардам тенге.

— К 2025 году планируется создать порядка 280 тыс. новых рабочих мест в сфере электронной торговли. Какие специальности будут востребованы и как будет вестись подготовка кадров?

— Многие говорят, что цифровизация приводит к сокращению рабочих мест. Мы здесь показываем обратный эффект, что наоборот есть отдельный вид деятельности, где могут создаваться новые рабочие места. Мы видим тренд, что за счет рынка электронной коммерции в Казахстане будет создаваться очень много рабочих мест. Например, в прошлом году было создано порядка 44 тыс. новых рабочих мест. Есть задача в ближайшие пять лет создать более 200 тыс. рабочих мест. Это — курьеры, водители, сотрудники контакт-центров, программисты, менеджеры-маркетологи и т. д. Их количество будет становиться все больше и больше. Потому что мы потребляем эти услуги и эти товары. Естественно, кто-то должен оказывать эти услуги. Каждый товар генерирует новое рабочее место.

— Планирует ли Казпочта внедрять новые услуги в 2019 году?

— Вообще Казпочта в последнее время внедрило очень много новых услуг для развития электронной коммерции, безналичных платежей в Казахстане. Сейчас у нас стоит задача стабилизации всей этой инфраструктуры, чтобы она работала без сбоев. Сейчас все наши ИТ-системы работают стабильно. Наша задача — чтобы народ все больше и больше пользовался этими услугами и проектами. Мы большой упор делаем в сторону продвижения этих услуг. По стране открываем Центры электронной коммерции, Школы экспорта, которые обучают людей как вести бизнес в онлайне, как покупать, что покупать. Мы учим наш бизнес продавать свои товары на экспорт. Наша экономика сейчас потребляет, то есть импортирует товары из-за рубежа. Но у нас есть много товаров, которые мы можем продавать. Например, Китаю, на Amazon. Китайский рынок очень заинтересован в органических продуктах. Но если их обычными каналами завозить, то возникает очень много преград: и сертификация, и многое другое. В результате наш бизнес не имеет возможности продвигаться на китайский рынок. А вот онлайн-каналы, когда гражданин КНР через сайт заказывает товар, а мы в виде посылки можем отправить его, причем вопросы сертификации сразу отпадают. Это большая ниша, большая возможность для наших предпринимателей продвигать товары отечественного производства на зарубежных интернет-рынках. Ежедневно в мире 270 млн человек покупают в онлайне. Объем рынка очень большой. Если в мире сейчас объем рынка электронной коммерции составляет $1,8 трлн, то через 5 лет предполагается, что этот рынок уже будет весить $2,8 трлн. Те, кто сейчас начнет заниматься этим бизнесом, в том числе начнет продвигать наши отечественные товары, очень хорошо заработает.   

— Какие возможности открываются перед Казпочтой с учетом реализации транзитно-логистического потенциала Казахстана?

— 2 апреля 2019 года Главой государства подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности». Закон позволяет на МЦПС «Хоргос» грузы превращать в почту. Это уникальный проект — идеология бондовых складов. Сейчас между Китаем и Европой в год продается товаров на $76 млрд. Это огромный поток. Из Китая в Европу самый короткий путь лежит через Казахстан. Сейчас китайские бизнесмены выставляют следующие требования: мы должны очень быстро доставить и за очень небольшие деньги. Территория Казахстана как раз позволяет выполнить эти требования. Если в середине июня все подзаконные акты подпишутся и эта норма начнет работать, у нас появится возможность эти товары провозить через нашу территорию. А это в ближайшие годы даст возможность дополнительного роста экономики в 1 трлн тг в год. Это очень большой вызов для наших логистических компаний, для людей, которые занимаются транзитом, в том числе и для «Казпочты». Если мы этот проект сделаем, я думаю, очень многие крупные китайские и европейские интернет-магазины придут на Хоргос с инвестициями. Это наша задача и это очень большой вызов. Я надеюсь, что это у нас получится.

— На какой стадии развития находится работа по запуску до 2025 года ряда фулфилмент-центров в регионах?

— Фулфилмент-центр направлены на развитие внутренней электронной коммерции, экспортного потенциала наших онлайн-игроков. В 2018 году в Казахстане мы открыли три фулфилмент-центра: в Нур-Султане, Алматы и Актобе. В следующем году у нас в планах открыть еще четыре фулфилмент-центра. В целом мы планируем в течение ближайших пяти лет в Казахстане построить 19 фулфилмент-центров. Что дает фулфилмент-центр? У интернет-предпринимателя отпадает необходимость искать склады, набирать людей, которые будут оформлять, упаковывать заказы. Это все делает наш фулфилмент-центр. Мы у предпринимателя товар забираем, храним у себя, потом, когда на интернет-магазин данного предпринимателя приходит заказ, в нашу систему приходит информация, мы берем этот товар, упаковываем и через наши каналы доставляем клиенту. То есть у предпринимателя голова не болит, что делать с инфраструктурой и так далее. То есть «Казпочта» предлагает все виды услуг: хранение, доставка, упаковка товаров, прием платежей. Предпринимателю остается всего лишь активно поработать с сайтом и продвигать свои товары. Это очень хороший бизнес как для Казпочты, так и для предпринимателей, которые занимаются онлайн-бизнесом.                 

— Сакен Сейтжаппарович, спасибо за интервью.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться