Меры по улучшению бизнес-климата в РК: приостановление платежей, рефинансирование и отсрочка платежей по кредитам

Правительством Казахстана с начала пандемии коронавирусной инфекции принимается ряд антикризисных мер по возобновлению роста экономики. Субъектам малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях будет предоставлена отсрочка платежей по кредитам сроком до 1 октября т. г. Подробнее о мерах поддержки бизнеса в новых условиях в интервью PrimeMinister.kz рассказал заместитель председателя правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Нурлан Абдрахманов.

— Нурлан Алмасович, добрый день! С начала пандемии коронавируса Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предприняло ряд мер по отсрочке кредитов для физических и юридических лиц. Можете рассказать сколько клиентов получили одобрение на приостановление выплат и получили отсрочки и на какую сумму?

— Добрый день! Действительно, Агентством в рамках поддержки предпринимателей и населения в связи с чрезвычайным положением, которое было введено в марте этого года, и также карантином были предприняты меры по приостановлению платежей по кредитам. 26 марта т. г. Агентством был принят порядок отсрочки платежей по кредитам населения и предпринимателей на 90 дней — с 16 марта до 15 июня. За этот период отсрочку получили 1 млн 890 тыс. граждан, которые имели банковские займы, (33% от всех заемщиков) на общую сумму 268 млрд тенге. Также отсрочку получили 12 тыс. субъектов предпринимательства (42% от всех заемщиков) на общую сумму 164,8 млрд тенге.

В дальнейшем 15 июня т. г. был принят новый порядок, который помимо предоставления отсрочки также предусматривал рефинансирование пострадавших предпринимателей в рамках внутренних программ банков по рефинансированию либо в рамках трех государственных программ, которые в настоящее время действуют.

3 августа т. г. Агентством были приняты дополнительные меры поддержки предпринимателей в связи с продлением карантина. В частности был введен более упрощенный порядок рассмотрения и одобрения заявки на отсрочку для предпринимателей, деятельность которых была приостановлена в рамках распоряжения Главного государственного санитарного врача РК от 5 июля т. г. Они получали отсрочку до 1 октября.

По состоянию на 10 августа, банками уже одобрено порядка 6 236 заявлений, из которых 1 542 получили рефинансирование и порядка 4 694 предпринимателей получили отсрочку до 1 октября.

— Не страдает ли кредитная история заемщика, когда он просит у банка отсрочку в текущей ситуации?

— Приостановление платежей или предоставление отсрочки не являются показателями ухудшения финансового положения или существенного изменения условий кредитного договора. В данном случае отсрочка предусматривает перенос платежей на более поздний срок и подписание заемщиком с банком нового графика платежей. В связи с этим отсрочка — приостановление платежей — не является ухудшением кредитной истории заемщика.

— Вы реализуете Программу льготного кредитования МСБ. Какой эффект вы наблюдаете от этой программы?

— В настоящее время Агентством совместно с Национальным Банком реализуется программа льготного кредитования предпринимателей из пострадавших отраслей на пополнение оборотных средств. Данная программа реализована в соответствии с поручением Главы государства. Общий объем этой программы составляет порядка 600 млрд тенге. В рамках нее предоставляются займы под оборотный капитал на 1 год по ставке 8% годовых. В настоящее время уже выдано порядка 3 125 займов на общую сумму порядка 380 млрд тенге.

Также реализуется программа «Экономика простых вещей». Это более инвестиционная программа. Ее бюджет был увеличен с 600 млрд до 1 трлн тенге. В рамках этой программы предоставляются кредиты по ставке 6% годовых.

Параллельно действует программа «Дорожная карта бизнеса-2025», которая очень удобна для предпринимателей. Она позволяет им снизить долговую нагрузку. Особенно полезна для тех предпринимателей, которые испытывают сложности с предоставлением залогового обеспечения для банков для получения займа. В рамках данной программы кредиты выдаются по ставке 6% для конечного заемщика. Гарантии предоставляются до 85% от займа.

— В рамках антикризисных инициатив Агентство и Нацбанк стимулируют экономику через финансирование госпрограмм и меры пруденциального реагирования. Можете более детально рассказать про эти действия?

— В настоящее время банковский сектор испытывает на себе влияние карантина. Предоставление отсрочки — это определенные потери, которые несут банки. В отношении этих потерь в банках созданы и имеются необходимые резервы. Агентством продолжается работа. Для принятия дополнительных убытков, связанных с карантином и проведением отсрочек, Агентством был использован механизм пруденциального регулирования. Как контрцикличная мера Агентством на временной основе были снижены требования по достаточности капитала, т. е. мы высвободили определенную часть буферов капитала. Также мы снизили требования по достаточности капитала, по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства. Эта мера позволяет стимулировать выдачу таких займов. Также снизили требования по коэффициенту ликвидности. В совокупности данные меры позволили высвободить порядка 468 млрд тенге собственного капитала и ликвидности в размере 1,8 трлн тенге. Данные средства были направлены в экономику для поддержки банковского кредитования.

— До 1 июля микрокредитные организации должны были пройти государственную регистрацию. Каковы итоги этого процесса? Сколько организаций вы зарегистрировали? Как планируете регулировать рынок МКО?

— До прошлого года мы наблюдали процесс, когда наши граждане активно пользовались услугами микрокомпаний, микрокредитования. В связи с этим в данном секторе скопились определенные проблемы. Люди страдали зачастую от того, что такие организаций устанавливали высокие процентные ставки, вводили пени, штрафы. Также в прошлом году мы наблюдали отдельные факты мошенничества. В связи с этим в прошлым году был принят закон, который ввел сначала этого года регулирование компаний микрокредитования, а также прохождение ими до 1 июля т. г. обязательной учетной регистрации в Агентстве. Но в связи с карантином деятельность многих компаний микрокредитования была ограничена, приостановлена, не все имели возможность пройти учетную регистрацию, поэтому срок учетной регистрации мы продлили до 1 сентября.

По состоянию на текущий момент регистрацию уже прошли порядка 1 104 компаний микрокредитования, в том числе 562 ломбарда, 380 компаний микрофинансирования и порядка 182 кредитных товариществ.

По поручению Главы государства со следующего года вводится обязательное лицензирование. То есть сейчас — учетная регистрация, а со следующего года будет обязательное лицензирование всех компаний микрокредитования. Агентством были разработаны соответствующие поправки. Они предусматривают, что с 1 января следующего года выдачу микрокредитов может проводить только организация, которая получила лицензию Агентства. 

— Как будет осуществляться риск-ориентированный надзор?

— В 2019 году мы перешли на риск-ориентированный надзор. Это было сделано для улучшения системы регулирования надзора. Также это было сделано для того, чтобы улучшить финансовые показатели и минимизировать риски в банковском секторе. В основе риск-ориентированного надзора лежит европейская модель Европейского союза, известная как SREP. SREP предусматривает диагностику финансового состояния банка, ранее выявление негативных явлений в его деятельности и оперативное принятие коррективных мер. В основе или ключевым элементом SREP является надзорное суждение. Законодательно Агентство является независимым органом, и полномочно принимает надзорное суждение. В дальнейшем для совершенствования риск-ориентированного надзора Агентством будет продолжена работа по усилению надзора за системой управления рисками банков, также будет расширен консолидированный надзор, на регулярной основе будет проводиться стресс-тестирование банков.

— АРРФР — регулятор. А как Агентство будет развивать рынок?

— Новая экономическая реальность требует трансформации финансового сектора для формирования экономики с высокой добавленной стоимостью и уровнем дохода. Для этого финансовый сектор и услуги должны быть более доступными для населения и бизнеса. При этом финансовый сектор должен сохранять необходимый уровень устойчивости к различным шокам. С учетом этого наши дальнейшие планы будут направлены на развитие финансового сектора, к его большей высокотехнологичности, конкурентоспособности. В рамках регулирования надзора работа будет продолжена по обеспечению стабильности финансового сектора, включая инфраструктуру финансового рынка. Также будет продолжена работа по совершенствованию и переходу на международные стандарты риск-ориентированного надзор. Будут приняты меры по формированию новой модели осмотрительного поведения потребителей финансовых услуг. Для этого Агентством разработаны комплексные подходы. Они направлены на обеспечение стабильности финансовой системы, повышение роли финансового рынка в поддержке экономического роста, привлечение инвестиций, развитие фондового рынка, страхового рынка, рынка микрокредитования, защиту потребителей финансовых услуг, развитие финансовых технологий, инноваций, а также интеграции внутреннего рынка глобальной системы. Для реализации этих комплексных подходов Агентство планирует уже в третьем квартале этого года принять новую редакцию Концепции развития финансового рынка до 2030 года.

— Спасибо за участие в интервью.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться