Концепцию обеспечения общественной безопасности разрабатывает МВД  

На заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, министр внутренних дел Марат Ахметжанов сообщил о том, как в Казахстане обеспечивается безопасность дорожного движения.

Ежегодно в Казахстане совершается свыше 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Более 2 тысяч человек гибнут, свыше 18 тысяч получают ранения на дорогах страны. В то же время, по его словам, за последние 4 года отмечается динамика снижения аварийности. Однако принимая во внимание 2 последних пандемийных года, когда люди жили в условиях действовавших ограничений, текущая ситуация несколько ухудшилась. Так, с начала текущего года возросли все показатели аварийности:

  • ДТП – на 14%;
  • погибших – на 18%;
  • раненых – на 13%.

Высокий уровень аварийности продолжает сохраняться в г. Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. На эти регионы приходится 56% всех ДТП по Казахстану, 55% – травмированных и 41% – погибших.

«Одна из основных причин аварий – это низкая транспортная дисциплина», — заявил глава МВД Казахстана.

С начала года сотрудниками полиции пресечено свыше 4,5 млн нарушений Правил дорожного движения. Задержаны свыше 17,5 тыс. водителей в нетрезвом состоянии, лишены права управления 20 тыс. водителей, подвергнуты административному аресту 16 тыс. человек, оштрафованы более 188 тыс. пешеходов.

«Во многом такому положению дел способствует снижение требований к автошколам и качеству подготовки водителей. Сейчас обучение осуществляют 747 учебных центров. Для их открытия с 2018 года не требуется получения лицензий и разрешений. В 2020 году прекращен государственный контроль за их деятельностью. Исключена адмответственность за некачественную подготовку. Это привело к тому что зачастую учебный процесс проводится формально», — пояснил Марат Ахметжанов.

Во многих школах отсутствует необходимая материальная база. А как показывает анализ в общем числе водителей виновных в совершении ДТП со смертельным исходом 50% приходится на «самоучек».

Вторая причина, по мнению министра внутренних дел, рост автопарка страны. Так, с 2019 года по сегодняшний день количество автотранспорта возросло с 3,9 млн до 5 млн единиц с учетом автомашин с иностранной регистрацией.

Нельзя не отметить и тот факт, что автопарк стареет. Срок эксплуатации более 50% автомашин в стране превышает 20 лет. Соответственно это приводит к их изношенности.

На этом фоне не обеспечивается должный контроль за техсостоянием автотранспорта. После снижения требований к открытию центров техосмотра распространилась практика выдачи фиктивных талонов о его прохождении. Так, антикоррупционной службой ликвидирована ОПГ, которая реализовала 350 тыс. таких документов на общую сумму 600 млн тенге. 

«За последние 4 года количество автотранспорта не прошедшего техосмотр по техническому состоянию снизилось в два раза. Это вызывает большое сомнение. Полицией при надзоре за дорожным движением к ответственности привлечены 106 тыс. водителей за управление транспортом не отвечающим требованиям технических регламентов. Кроме того, за непрохождение техосмотра оштрафованы 80 тыс. водителей», — отметил министр. 

Учитывая данные факты Министерству индустрии и инфраструктурного развития предлагается усилить ответственность операторов станции технического осмотра за фиктивные проверки автотранспорта.

Еще одной из важных причин  влияющих на аварийность является состояние дорог и дорожной инфраструктуры. По статистике на населенные пункты приходится 75% ДТП, 28% смертельных случаев по причине наезда на пешеходов. В целом наибольшая доля ДТП с пешеходами приходится на  города Астана, Алматы и Шымкент, а также Алматинскую, Жамбылскую, Туркестанскую и Мангистаускую области.

Во многом это связано с отсутствием тротуаров, пешеходных переходов, освещения. К примеру, 19 сентября в пос. Жаналык Талгарского района Алматинской области в вечернее время на пешеходном переходе был насмерть сбит десятилетний ребенок. И это не первый случай в данном сельском округе.

Учитывая эти факторы требуется установка более 1,2 тыс. светофоров на перекрестках, 1,6 тыс. табло «обратного отсчета», 25 тыс. дорожных знаков, 1,1 млн км дорожной разметки.

В целом по республике сегодня функционирует 17 041 автоматическая камера фиксации нарушений ПДД. Они доказали свою эффективность в повышении водительской дисциплины. Ими фиксируются 50% всех нарушений ПДД, в Астане и Шымкенте этот показатель составляет порядка 70%. Однако в масштабах страны их количества крайне недостаточно. Так, в Северо-Казахстанской области имеется всего 43 камеры фиксации. Не превышают 100 единиц они в Павлодарской (58), Кызылординской, Мангистауской, Акмолинской, Западно-Казахстанской и Туркестанской областях.

Далее, выступая с докладом Марат Ахметжанов сообщил, что ежегодно полиция пресекает более 4 млн нарушений ПДД. Особую опасность, по его словам, представляют злостные нарушители. Около 71 тыс. из них нарушили ПДД от 6 до 150 раз.

«Сейчас в шести городах используется программа «Қорғау». Она позволяет выявлять автомобили с подложными номерами, без страховки, находящиеся в розыске либо систематически нарушающие ПДД и не оплачивающие штрафы. Раньше для этого требовалось останавливать все автомашины и проверять документы.

Сейчас система, анализируя данные уличных камер сама отправит сообщение на планшет ближайшего полицейского, что рядом находится «опасный» водитель. Таким образом полиция моментально реагирует на грубое нарушение ПДД. С ее помощью уже выявлено 604 факта использования подложных номеров, установлены 1 600 водителей, лишенных водительских прав, изъяты 2 400 госномеров, на штрафстоянку водворены 8 000 автомашин», — доложил глава Министерства внутренних дел.

В связи с этим акимам регионов предлагается ускорить внедрение необходимых систем во всех крупных населенных пунктах. Это позволит повысить культуру дорожного движения и обеспечить принцип неотвратимости наказания.

Кроме всего прочего требует решения вопрос оборудования специализированных стоянок. Сегодня целый ряд адмправонарушений предусматривает изъятие автотранспорта. Однако в регионах штрафстоянок не хватает. Имеющиеся в столице 2 коммунальные стоянки переполнены. По одной такой стоянке есть также в Актюбинской и Атырауской областях, а в Караганде и вовсе отсутствует. Таким образом изъятый, а также эвакуированный с мест ДТП  автотранспорт хранится на территориях отделов полиции.

Загородные трассы — еще один важный пункт в вопросе обеспечения безопасности, требующий внимания. Так, на загородные трассы приходится основное количество тяжких ДТП, 69% всех погибших в них.

Еще выше этот показатель в Жамбылской, Северо-Казахстанской, Жетысу, Алматинской, Атырауской, Акмолинской, Туркестанской, Павлодарской, Кызылординской областях. Критическое положение на участках автодорог «Западная Европа – Западный Китай», «Алматы – Ташкент» Жамбылской области, «Уральск – Атырау» Западно-Казахстанской и Атырауской областях. На указанные участки приходятся 64% от общего количества погибших в ДТП. Основные причины – выезд на полосу встречного движения и превышение скорости. К примеру, на участке автодороги «Алматы – Екатеринбург» с 491 км по 1004 км в летний период в ДТП погиб 21 человек.

Еще одна причина аварийности – это параметры дорог. Сейчас дороги с 4 и более полосами движения имеют протяженность 3 тыс. км. Это всего 2% в масштабе страны.

«Большинство дорог построены по старым госстандартам. Они двухполосные, ширина не превышает 7 метров. Акимы должны обращать внимание на дороги местного значения. Необходимо обеспечить перевод более 6 тыс. км дорог со второй и третьей категории в первую», — сказал М. Ахметжанов.

На безопасность загородных трасс влияет придорожная инфраструктура. Ввиду ее неразвитости, отсутствия кемпингов, мест отдыха, пунктов питания, водители вынуждены управлять транспортом практически без сна и отдыха.

Еще одна проблема, которую озвучил глава МВД, нелегальные автоперевозчики. Зачастую они безостановочно курсируют между регионами, нарушая правила перевозки пассажиров. Используемые ими автомашины не отвечают требованиям безопасности.

«С начала года зарегистрировано 800 случаев опрокидывания транспорта, 1 195 – в результате попутного и 1 250 лобовых столкновений. Основная причина – это сон за рулем», — назвал страшную статистику М. Ахметжанов. 

Для устранения данной проблемы в МВД предлагают организовать соответствующую работу.

Немаловажной проблемой является бродячий скот на дорогах. С начала года количество ДТП, связанных с наездами на животных, возросло на 13%. В них погибли 26 водителей и пассажиров, получили ранения – 135. Так, только в Мангистауской области совершены 8 ДТП, связанных со столкновениями автомашин с верблюдами. Погибли 5 человек, 13 травмированы.  Во время отработки данных происшествий сотрудниками полиции за 10 дней было выявлено более 200 бродячих верблюдов и лошадей, которые впоследствии были помещены в спецзагоны. В связи с этим предлагается ужесточить ответственность владельцев скота за бесконтрольный выпас. Кроме того, необходимы загоны для бродячего скота, а также обустройство дорожных ограждений.

«Что касается скоростного режима, то сейчас на платных участках дорог установлено 106 камер. Из них только 6 фиксируют скоростной режим. Это крайне мало. Здесь не используется эффективный рычаг контроля за скоростью движения», — добавил министр внутренних дел М. Ахметжанов.

Эффективным решением снижения аварийности является использование патрульных автомобилей с автоматическими радарами и камерами. Сейчас в автопарке МВД имеется всего 60 таких машин. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и области Жетысу такие установки не приобретены. 

«Сейчас МВД приступило к разработке Концепции обеспечения безопасности в партнерстве с обществом. Данным документом будет закреплены границы ответственности всех уполномоченных органов», — доложил в заключение глава МВД РК.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться