Перспективы развития экономики РК направлены на укрепление нацэкономики, конкуренции и сохранение социальной стабильности — А. Смаилов

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2022-2026 годы, проекты законов «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы», «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2022-2024 годы», а также проект Указа Президента РК «О выделении целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан на 2022-2024 годы». С докладами выступили министр национальной экономики Асет Иргалиев, председатель Национального банка Ерболат Досаев, министр финансов Ерулан Жамаубаев.

Прогноз социально-экономического развития страны на 2022-2026 годы сформирован согласно различным сценариям развития мировой экономики и экономики страны с учетом следующих параметров:

  • отчетных статистических данных по ВВП за 2020 год и итогов развития экономики за январь-июль т.г.;
  • обновленных прогнозов международных финансовых организаций по росту мировой экономики. Так, в 2022 году ожидается рост мировой экономики на 4,9%, в 2023 году — на 3,5% (прогноз ВБ);
  • согласно консенсус-прогнозу МФО, в 2022 году цены на нефть будут на уровне $64,5 за баррель, а в 2023 году — на уровне $58 за баррель.

 В зависимости от внешних и внутренних условий разработаны базовый, оптимистический и пессимистический сценарии развития экономики Казахстана на 2022-2026 годы.

Среднегодовой рост ВВП при базовом сценарии составит 4,8%, оптимистическом — 5 % и пессимистическом— 4,6%.

В качестве основы для бюджетного планирования предлагается использовать базовый сценарий.

«При данном сценарии в 2022 году реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9%. В 2026 году он ускорится до 5,2%. Номинальный ВВП в 2022 году составит 87,1 трлн тг, а в 2026 году — 119,9 трлн тг. Ожидается положительный рост во всех базовых отраслях. Добыча нефти в 2022 году составит 87,9 млн тонн с увеличением в 2026 году до 107,4 млн тонн. Экспорт товаров в 2022 году прогнозируется на уровне $60,1 млрд и к 2026 году увеличится до $79,8 млрд», — проинформировал А. Иргалиев. 

Импорт товаров увеличится с $40,8 млрд в 2022 году до $43,4 млрд в 2026 году. Сальдо торгового баланса вырастет с $19,3 млрд до $36,4 млрд. 

С учетом данных макроэкономических показателей разработан следующий прогноз бюджетных параметров.

Как сообщил министр нацэкономики, доходы республиканского бюджета в 2022 году по прогнозам составят 9,2 трлн тг, в 2023 году — 9,7 трлн тг, в 2024 году — 10,4 трлн тг. Гарантированный трансферт предлагается определить в 2022 году в размере 2,4 трлн тг, в 2023 году — 2,2 трлн тг и в 2024 году — 2 трлн тг и направить на финансирование социальных обязательств.

«С учетом этого разработан и на рассмотрение выносится проект Закона о гарантированном трансферте из Национального фонда на 2022-2024 годы. Кроме этого, предлагается в 2022 году привлечь целевой трансферт из Национального фонда в размере 550 млрд тг, в 2023-2024 годах по 400 млрд тг ежегодно. Дефицит бюджета в 2022 году прогнозируется на уровне 3,3% к ВВП с последующим снижением до 2,5% к ВВП в 2024 году», — проинформировал министр нацэкономики. 

Ненефтяной дефицит в 2022 году по прогнозам составит 8,1% к ВВП с последующим снижением до 6,3% к ВВП в 2024 году. 

Расходы республиканского бюджета прогнозируются в 2022 году в объеме 15,9 трлн тг, в 2023 году — 15,6 трлн тг и в 2024 году — 16 трлн тг. При цене на нефть в $60 за баррель поступления от нефтяного сектора в Национальный фонд по прогнозам вырастут с 2,5 трлн тг в 2022 году до 3 трлн тг в 2024 году. С учетом планируемых трансфертов валютные активы Национального фонда по прогнозам вырастут с $55,3 млрд в 2022 году до $61,6 млрд в 2024 году.

По словам А. Иргалиева, в целях достижения стратегических инициатив Елбасы, выполнения поручений Главы государства, реализации предвыборной программы партии «Нур-Отан», а также в соответствии с общенациональными приоритетами разработан Прогноз социально-экономического развития на 2022-2026 годы.

«В целях повышения благосостояния населения для обеспечения устойчивого и качественного роста экономики в рамках среднесрочной экономической политики будут приняты следующие меры: стабилизация макроэкономических показателей, формирование нового инвестиционного цикла, сбалансированное развитие регионов, диверсификация экономики, улучшение бизнес-климата, развитие цифровой экономики, человеческого капитала и эффективной системы государственного управления», — сказал А. Иргалиев.  

В свою очередь председатель Национального банка Ерболат Досаев сообщил, что восстановление национальной экономики продолжается на фоне улучшения внешних условий, действующего фискального стимулирования и низкой базы прошлого года.

«Необходимо отметить, что дальнейшие темпы развития мировой экономики сопряжены с рисками распространения дельта штамма коронавируса и низких темпов вакцинации в развивающихся странах. Благодаря антикризисным инициативам Главы государства экономика Казахстана продолжает восстанавливаться и за 7 месяцев т.г. выросла на 2,7%. По итогам т.г. Национальный Банк ожидает возвращения к докризисному уровню с ростом ВВП до 3,7%», — отметил Е. Досаев.

Реализация совместных мер Правительства и Национального Банка по обеспечению макроэкономической стабильности позволила добиться положительных изменений в казахстанской экономике, что подтверждается международными рейтинговыми агентствами. Суверенный рейтинг Казахстана повышен со стороны агентства Moody's до уровня «Baa2», впервые с 2006 года, а также подтвержден со стороны агентства Fitch на уровне «BBB», в обоих случаях со стабильным прогнозом.

«На основании вышеизложенного, Национальным Банком обновлен прогноз основных показателей денежно-кредитной политики и платежного баланса для Прогноза социально-экономического развития на 2022-2026 годы», — подчеркнул глава Нацбанка.

По оценкам Национального Банка, с учетом повышенного внешнего инфляционного фона, сохраняющихся внутренних дисбалансов со стороны предложения, а также продолжающихся мер фискального стимулирования, инфляция к концу 2021 года ожидается в коридоре 6-7%. Оценка инфляции будет уточнена по итогам очередного прогнозного раунда в сентябре т.г.

В соответствии с июльским поручением Главы государства совместно с Правительством проводится активная работа по реализации пакета мер антиинфляционного реагирования. Успешная реализация вышеуказанных мер является необходимым условием для снижения инфляции до 4-6% в 2022 году, 4-5% в 2023-2024 годах, 3-4% в 2025-2026 годах в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития на 2022-2026 годы. Данные таргеты соответствуют Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года.

Как отметил Е. Досаев, в соответствии с целями Национального плана развития Казахстана до 2025 года, увеличение несырьевого экспорта и снижение зависимости от импорта будут способствовать в течение прогнозного периода сокращению дефицита текущего счета платежного баланса и переходу в зону профицита до (+)1,9% к ВВП в 2026 году.

«Ожидается поэтапный рост экспорта товаров до $80 млрд в 2026 году. Рост нефтяного экспорта будет обеспечен увеличением объемов добычи нефти, начиная с середины 2023 года. Ненефтяной экспорт вырастет вследствие постепенного восстановления мирового спроса, предполагаемого роста цен на металлы и наращивания несырьевого экспорта», — заверил глава Нацбанка.  

Импорт товаров будет поддерживаться ростом платежеспособного спроса населения и бизнеса, а также реализацией крупных инвестиционных проектов. Меры по снижению зависимости от импорта, реализуемые в рамках трехстороннего Соглашения между Правительством, Национальным Банком и АРРФР на 2021-2023 годы, будут способствовать умеренному росту импорта до $43,4 млрд в 2026 году.

В соответствии с ранее согласованным Национальным Банком подходом гарантированные трансферты из Национального фонда сокращаются с 2,4 трлн тг в 2022 году до 2 трлн тг в 2024 году.

Согласно Концепции формирования и использования средств Национального фонда, целевые трансферты из Национального фонда выделяются исключительно по решению Президента РК для финансирования антикризисных программ в периоды спада экономики, социально значимых проектов, стратегически важных инфраструктурных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования.

Министр финансов Ерулан Жамаубаев отметил, что законопроект разработан с учетом последних изменений бюджетного законодательства, на основании Прогноза социально-экономического развития страны до 2025 года и направлен на улучшение благосостояния каждого гражданина и постепенное восстановление экономики.

«Поступления на 2022 год прогнозируются на уровне 13 трлн тг с увеличением к плану текущего года на 431 млрд тг. Ненефтяные поступления предусмотрены с ростом на 1,8 трлн тг или на 25,1%. По нефтяным поступлениям запланировано снижение на 1,3 трлн тг в связи с постепенным возвращением к режиму накопления средств Национального фонда. Гарантированный трансферт определен в следующем году в размере 2,4 трлн тг со снижением до 2 трлн тг к 2024 году. В результате доля ненефтяных поступлений будет расти с 56,4% в т.г. до 71,4% в 2024 году», — проинформировал министр финансов. 

Доходы республиканского бюджета составят в 2022 году 9,2 трлн тг, в 2023 году — 9,7 трлн тг, в 2024 году — 10,4 трлн тг. Дефицит бюджета планируется с поэтапным снижением с 3,3% к ВВП в 2022 году до 2,5% к ВВП в 2024 году. При этом ненефтяной дефицит за указанный период снизится с 8,1% к ВВП до 6,3% к ВВП.

Расходы на среднесрочный период сформированы с учетом общенациональных приоритетов РК до 2025 года. В 2022 году расходы составят 15,9 трлн тг с увеличением от плана т.г. на 577 млрд тг. Текущие расходы бюджета определены на уровне 14,9 трлн тг на следующий год. Объем бюджета развития планируется в сумме 1 трлн тг в 2022 году.

Как подчеркнул Е. Жамаубаев, социальная направленность бюджета сохранена. В структуре расходов доля социального сектора составляет 50%. Так, в 2022 году на социальную сферу запланировано 8 трлн тг, с ростом на 515 млрд тг по отношению к бюджету текущего года.

«Рост расходов связан с ежегодной индексацией и увеличением контингента получателей пенсий и пособий, а также увеличением заработной платы педагогов и врачей. На поддержку развития реального сектора экономики на 2022 год предусмотрено порядка 2 трлн тг. В рамках данных средств будет продолжена реализация госпрограмм «Нұрлы Жол», «Нұрлы Жер», развития агропромышленного комплекса, ГПИИР, ДКБ-2025 и др», — сказал министр финансов.   

В соответствии с поручением Главы государства, изменениями в Систему государственного планирования, а также Общенациональными приоритетами в настоящее время проводится работа по трансформации государственных программ в национальные проекты.

В 2022 году регионам за счет средств республиканского бюджета будет выделено 4,5 трлн тг, это — 28,3% от общих расходов бюджета. Из них в виде целевых текущих трансфертов предусмотрено 1,8 трлн тг, трансфертов на развитие — 630 млрд тг.

Первый заместитель Премьер-Министра РК Алихан Смаилов отметил, что прогноз развития экономики страны сформирован с учетом глобальных факторов и внутренней ситуации.

«Согласно макроэкономическому прогнозу на 2022-2026 годы фактический среднегодовой темп роста валового внутреннего продукта страны составит 4,8%. Если валовой внутренний продукт в 2022 году вырастет номинально на 8,4%, то налоговые доходы республиканского бюджета увеличатся на 29%. Это позволит снизить зависимость от Национального фонда в среднесрочном периоде», — сказал А. Смаилов.  

В результате объем трансфертов из Национального фонда будет привлечен с уменьшением в 2022 году на 1,6 трлн тг, в 2023 году на 350 млрд тг, в 2024 году на 200 млрд тг.

По словам А. Смаилова, проект бюджета сбалансирован и соответствует общенациональным приоритетам и задачам, установленным предвыборной программой партии Nur Otan.

«Все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. При этом необходимо максимально эффективно использовать бюджетные средства. В целом, перспективы развития экономики Казахстана в среднесрочном периоде направлены на укрепление национальной экономики, развитие конкуренции и сохранение социальной стабильности», — резюмировал А. Смаилов. 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться