Малый и средний бизнес является основным источником создания рабочих мест и повышения доходов населения — А. Иргалиев 

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены итоги социально-экономического развития страны и исполнения республиканского бюджета за январь 2021 года. О состоянии экономики страны доложил министр национальной экономики Асет Иргалиев.

По словам министра нацэкономики, перспективы развития мировой экономики в 2021 году остаются неоднозначными. Сохраняются риски, связанные с пандемией, несмотря на разработку ряда перспективных вакцин. 

«Потеря капитала частным сектором в 2020 году ограничивает перспективы восстановления мировой торговли в текущем году. Рекордное падение инвестиционных потоков в прошлом году станет фактором среднесрочного снижения потенциального роста мировой экономики. Устойчивость противостояния между крупными мировыми экономиками приведет к дальнейшему перераспределению структуры мирового производства», — заявил А. Иргалиев.

Исходя из отмеченных перспектив развития глобальной экономики, в январском прогнозе Всемирного Банка в зависимости от эффективности масштабного вакцинирования определены сценарии развития мировой экономики от 1,6% до 5% в 2021 году.

По итогам первого месяца 2021 года реальный сектор без учета горнодобывающей промышленности показал рост на уровне 3,6%.
Инвестиции в основной капитал без горнодобычи возросли на 25,5%, что создают основу для устойчивого роста экономики в перспективе. Годовая инфляция замедлилась до 7,4%.

Как отметил глава ведомства, все отрасли реального сектора, за исключением горнодобывающей промышленности, показали положительные темпы роста. Это строительство, электроснабжение, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Отмечается стабилизация сектора услуг.

Снижение горнодобывающей промышленности произошло из-за сокращения добычи нефти на 12,3% в рамках исполнения обязательств по соглашению ОПЕК+. В результате, в январе т.г. темп роста ВВП составил -4,5%.

«Продолжается рост в отраслях обрабатывающей промышленности. Сохранились высокие темпы роста в машиностроении на уровне 16,2%, в том числе автомобилестроении – 21,2%, производстве продуктов химической промышленности – 12,8% и строительных материалов – 11,8%. Также выросли производство одежды на 9,2% и фармацевтика – на 4%. В целом рост обрабатывающей промышленности составил 3%. 11 регионов показали положительный рост. Наибольшее увеличение отмечается в Восточно-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской областях, а также в г. Шымкент», — сообщил министр нацэкономики.

Вместе с тем, динамичными темпами растут инвестиции в основной капитал в большинстве отраслях экономики. Средний рост инвестиций без учета горнодобывающей промышленности составил 25,5%.

«Значительный рост инвестиций отмечается в строительстве в 2,3 раза, обрабатывающей промышленности – в 2,2 раза, сельском хозяйстве – в 1,7 раза, транспорте – на 34%, информации и связи – на 25%, операциях с недвижимым имуществом – на 18%. В 13 регионах наблюдается положительный рост. Наилучшие показатели отмечаются в Туркестанской области и г. Шымкент», — проинформировал министр нацэкономики.

В строительном секторе отмечается положительный рост во всех регионах. Наибольший рост строительных работ наблюдается в Туркестанской и Кызылординской областях, а также в г. Шымкент. В целом объем выполненных строительных работ вырос на 7%.

Наряду с этим, продолжается рост ввода жилья в эксплуатацию, составив 9,4% в январе т.г. Введено 801 тыс. кв. м жилья.

«Все регионы показали положительный рост, за исключением Мангистауской области. Наибольший ввод жилья отмечается в г. Шымкент – в 2,8 раза и Атырауской области – в 2,3 раза», — отметил А. Иргалиев. 

В сельском хозяйстве рост составил 2,5%. В 11 регионах отмечается положительная динамика. Высокий рост показали Акмолинская область и г. Шымкент.

Общая ситуация в региональном разрезе по 7 экономическим показателям выглядит следующим образом. По 5 показателям положительный рост отмечается в 6 регионах. Это Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Жамбылская, Костанайская области, а также город Шымкент. В 7 регионах зафиксирован рост по 4 показателям. Это средний уровень. В 4 регионах положительный рост наблюдается по 2-3 показателям.

Как подчеркнул министр, с учетом поставленных Главой государства задач и предвыборной программы «Нур Отан» определены целевые индикаторы, достижение которых необходимо обеспечить в 2021 году.

«Прежде всего, на текущий год стоит задача по обеспечению роста экономики на уровне 3%. Для этого определены целевые параметры для каждой отрасли и региона. Также, одной из главных задач является привлечение инвестиций на сумму 15,4 трлн тг в 2021 году. Это позволит обеспечить инвестиции на уровне 20% к ВВП. Данные общереспубликанские показатели детально проработаны и закреплены за каждым регионом и в разрезе отраслей экономики», — заверил министр нацэкономики.

К примеру, в Карагандинской области в т.г. планируется обеспечить рост валового регионального продукта на уровне 3,6%. Привлечение инвестиций запланировано на сумму 725 млрд тг. Будет введено 662 тыс. кв. м жилья с ростом в 25%. В результате, будет создано порядка 34 тыс. рабочих мест в 2021 году.

«В 2021 году планируется строительство 17 объектов образования. Будет завершено строительство 11 объектов здравоохранения. Планируется доведение доли автомобильных дорог в хорошем состоянии до 85%. 100% городского и 90% сельского населения будут иметь доступ к услугам водоснабжения», — сообщил А. Иргалиев. 

Например, в Актюбинской области имеется потенциал развития в 190 селах (77 опорных, 113 спутниковых). В текущем году планируется реализовать 75 проектов в 35 селах для улучшения социальной и инженерной инфраструктуры, что позволит повысить качество жизни почти 70 тыс. сельских жителей и создать более 1 тыс. рабочих мест.

Для реализации поставленных задач центральным и местным исполнительным органам предлагается сконцентрироваться на следующих факторах развития экономики в 2021 году.

  1. В рамках обеспечения макроэкономической устойчивости необходимо принять меры по повышению эффективности государственных расходов и улучшению налогово-таможенного администрирования.
  2. Формирование нового инвестиционного цикла является базовым условием для восстановления и дальнейшего качественного развития экономики. Центральным и местным исполнительным органам, а также национальным холдингам необходимо скоординировано работать над привлечением внешних и внутренних инвестиций.
  3. Малый и средний бизнес является основным источником создания рабочих мест и повышения доходов населения. В этой связи будут приняты срочные меры по поддержке бизнеса. Будет продолжено обеспечение доступного кредитования. В рамках решения системных вопросов будут приняты меры по дерегулированию, приватизации и развитию конкуренции.
  4. Последние тренды показали необходимость снижения базовой импортозависимости и реализации потенциала внутреннего спроса для обеспечения устойчивости экономики.
  5. В рамках проводимой контрциклической макроэкономической политики необходимо активное развитие качественной инфраструктуры. Это позволит создать дополнительные рабочие места, стимулировать деловую активность, а также создать задел для повышения потенциального роста экономики.

«В целом, своевременная реализация срочных мер по поддержке деловой активности, а также проведение структурных и институциональных реформ заложат необходимую основу для будущего устойчивого и качественного развития экономики», — подытожил А. Иргалиев.

Заместитель Премьер-Министра – министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди отметил, что для точечной работы с инвесторами в 2012 году была введена должность специальные заместители акимов областей и городов республиканского значения ответственных за инвестиции. 

Данная мера показала свою эффективность, однако с годами функционал специальных заместителей акимов был размыт наделением их непрофильными обязанностями.

Так, на сегодняшний день лишь в городе Нур-Султан, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Мангистауской областях специальные заместители акимов занимаются исключительно вопросами инвестиций, в остальных областях они наделены другими обязанностями, которые не дают возможности сконцентрироваться на инвестициях. 

«Поэтому считаю необходимым пересмотреть функциональные обязанности заместителей акимов регионов и вернуться к первоначальному фокусу на привлечение инвестиций. В отраслевых министерствах и квазигосударственных организациях также существует разрозненность в вопросах работы с инвесторами. Первым руководителям необходимо четко определить ответственных заместителей за работу с инвесторами, с конкретными планами и показателями», — сказал М. Тлеуберди. 

Кроме того, будет разработан инвестиционный рейтинг регионов, который будет рассматриваться на Инвестиционном Штабе по итогам года. 

Первый заместитель Премьер-Министра Алихан Смаилов подчеркнул, что начало года, сопряжено замедлением экономической активности. Однако, несмотря на это, в январе т.г. ряд отраслей и сфер экономики увеличили выпуск продукции.

Начало массовой вакцинации населения в большинстве стран, включая и Казахстан, перспективы оживления глобальной экономической активности за счет принимаемых мер стимулирования, замедление распространения коронавирусной инфекции, позволяют ожидать выхода мировой экономики на траекторию восстановительного роста. 

«С учетом итогов социально-экономического развития страны, государственные и местные исполнительные органы должны на особый контроль взять эффективную реализацию мер, направленных на поддержку МСБ, привлечение инвестиций, стимулирование внешней торговли, развитие конкуренции, и занятости», — резюмировал А. Смаилов.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться