Регионам необходимо проводить активную работу по сопровождению проектов до статуса просубсидированных — НПП «Атамекен»

На заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов доложил о проводимой работе по развитию местного содержания в рамках программы «Экономика простых вещей».

Глава государства на расширенном заседании Правительства дал ряд поручений касательно эффективного освоения программы «Экономика простых вещей», местного содержания, встречных обязательств бизнеса, находящегося под поддержкой государства. 

На сегодняшний день в рамках программы «Экономика простых вещей» количество одобренных проектов составляет 2 064 проекта на сумму 991 млрд тенге. При этом просубсидировано 1 457 проектов на сумму 225,9 млрд тенге. Разница между одобренными и просубсидированными проектами составляет 265 млрд тенге. 131 млрд из них сейчас находятся на рассмотрении в банках. 

В целях эффективного освоения средств А. Мырзахметов призвал регионы проводить активную работу по сопровождению проектов до статуса просубсидированных.

Барьеры, препятствующие эффективному освоению средств:

  1. Длительные сроки рассмотрения заявок предпринимателей. В отличие от государственных финансовых институтов, сроки рассмотрения кредитных заявок предпринимателей банками не регулируются законодательством (утверждаются внутренними документами БВУ).
  2. Высокие требования БВУ к залогам заемщиков и перечню запрашиваемой информации. Согласно опубликованному 9 июля т. г. исследованию консалтинговой компании KPMG, предприниматели отмечают высокие требования к залоговой базе, а также и «общее отсутствие желания БВУ кредитовать определенные компании».

Программа «Экономика простых вещей» направлена на 4 отрасли: переработку в АПК, производство в АПК, обрабатывающую промышленность и услуги, весенне-полевые работы. 

Кроме того, А. Мырзахметов отметил, что проектный офис провел анализ потребности в оборотных средствах проектов в сфере АПК, одобренных Премьер-Министром на МВК по импортозамещению, 27 июня т. г.

Из 131 проекта:

  • по 64 – работа приостановлена в связи с эпидемиологической ситуацией в стране. 
  • по 67 – необходимо пополнение оборотных средств на сумму 188 млрд тг.

«Для успешной реализации проектов – необходимо пополнение оборотных средств. Анализ показал, что 53% проектов – действующие предприятия, которые нуждаются в пополнении оборотных средств (предприятия готовы увеличивать объемы своих производств). В случае финансирования проектов по линии АО «Аграрная кредитная корпорация» – отмечаем отсутствие собственных средств АКК для выдачи кредитов», — пояснил А. Мырзахметов.

Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова в свою очередь доложила об оптимизации бизнес-процессов банков второго уровня в рамках программы «Экономика простых вещей». 

Как отметила Е. Бахмутова, оперативно внесенные изменения в программу «Экономика простых вещей» способствовали ее активизации насколько это было возможно в условиях жесткого карантина, когда не только бизнес, но и банки были вынуждены в кратчайшие сроки переформатировать свои операционные процессы в режим удаленного оказания услуг.

«По данным БВУ на 17 июля, от количества поступивших заявок 78% одобрено, а из поступивших заявок 70% уже профинансировано», — сказала Е. Бахмутова.

В программе «Экономика простых вещей» принимают участие 10 банков. Наличие рыночной конкуренции способствует максимизации охвата потенциальных заемщиков и улучшению качества услуг. Цифровизация бизнес-процессов, которая была проведена в кратчайшие сроки с начала пандемии, сократила сроки рассмотрения кредитных заявок до минимальных сроков.

«Но в то же самое время, когда большинство банков и бизнеса работают в удаленном формате, цифровизация вносит свои коррективы и возможно не позволяет еще больше оптимизировать сроки рассмотрения заявок по кредитам. Так, по информации банков в настоящее время стандартный срок рассмотрения заявки составляет 12 рабочих дней. Но это при условии, что была предоставлена вся необходимая информация со стороны заемщика», — сказала Е. Бахмутова.     

Проектным офисом поднимались вопросы о расхождении количества и сумм проектов, одобренных банками и просубсидированных Фондом «Даму». 

Основными причинами такой разницы являются следующие факторы:

1. Часть проектов одобрена с отлагательными условиями, по которым банк предоставил дополнительное время для предоставления документов, оформления и регистрации залогового обеспечения и т.д. 

2. По информации БВУ, некоторая часть корпоративных клиентов, по которым были одобрены кредитные линии на финансирование их проектов, пересматривают свои бизнес-планы в новых сложных условиях или приостанавливают их. 

В настоящий момент АФК, БВУ и Даму уточняется статус каждого проекта, рассматриваемого в рамках исполнения Программы. 

В то же время в условиях ухудшения индекса деловой активности необходимо учитывать возросшие кредитные риски экономики и взвешенно подходить к выдаче новых кредитов. 

Статистика освоения самой программы показала, что на новые проекты предпринимателями запрошено менее 15% от освоенной суммы. Это свидетельствует о том, что основная потребность бизнеса в сегодняшних условиях — это модернизация и расширение действующего производства и услуг. 

«С учетом текущих сложных условий, программу сегодня предприниматели рассматривают не только как программу развития, но и как программу поддержки и сохранения действующего бизнеса. В связи с этим основные предложения, которые вносит и бизнес и банки, были внесены в Нацбанк, МНЭ РК, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, НПП “Атамекен”», — отметила Е. Бахмутова.

Также Е. Бахмутова озвучила несколько предложений, которые на взгляд финансового сектора представляются основными. 

Первое. Необходимо в программе вернуться к поддержке крупного бизнеса, который сегодня не поддерживается в рамках этой программы. Поскольку крупный бизнес является основой экономики и обеспечивает занятость граждан. Поэтому было бы логично включить в государственные программы, в том числе в программу «Экономика простых вещей» субъектов крупного бизнеса из импортозамещающих отраслей. 

Второе. Одним из путей решения проблемы залогов является расширение государственных гарантий. В том числе возможность использования государственных гарантий за счет расширения функционала Банка развития Казахстана, который мог бы делать это для крупного бизнеса, как это сегодня делает фонд «Даму» для субъектов МСБ. 

Принципиально важным сейчас является пересмотр подходов и максимальное разрешение кредитования на пополнение оборотных средств и на рефинансирование. Это позволит и расширить возможность участия в программе и будет способствовать освоению выделенных средств.

«Необходимо отметить, что Проектный офис по вопросам предпринимательства показал себя очень эффективной формой взаимодействия, позволяющей выявлять узкие места и оперативно решать возникающие проблемы. В настоящее время в соответствии с поручением Главы государства, данным на расширенном заседании Правительства РК 10 июля 2020 г., банки совместно с Фондом «Даму» и Проектным офисом предпринимают все возможные усилия по оптимизации процедур, сокращению сроков рассмотрения банками заявок на кредитование, субсидирование, гарантирование и сокращению количества документов», — сказала в заключение Е. Бахмутова. 

В свою очередь председатель правления Фонда Ахметжан Есимов рассказал о местном содержании в закупках ФНБ «Самрук-Қазына». По его словам, прежде всего в целях поддержки отраслей «Экономики простых вещей» установлено обязательное применение при проектировании проектно-сметной документации казахстанских материалов и оборудования. Более того введена ответственность подрядчика за неприменение казахстанских материалов в виде штрафов в размере не менее 5% от общей стоимости договора. 

«Учитывая сложности, связанные с падением экономической активности недостаточного оборота средств, Фондом установлен обязательный аванс в размере не менее 30%. Также введено требование об оплате за поставленные товары и услуги не позднее 5 рабочих дней», — сказал А. Есимов.

Вместе с тем, введено освобождение отечественных товаропроизводителей от внесения обеспечения тендерной заявки и обеспечение исполнения договоров, существенно сократились сроки проведения закупок, а также количество документов для участия в закупках. 

«По рекомендации Правительства  Фонд в условиях ЧП отказался от применения штрафных санкций и включения в перечень ненадежных поставщиков за неисполнение договорных обязательств», — отметил А. Есимов.   

Упрощение внутренних административных процедур позволило за короткий период увеличить количество предприятий в Реестре товаропроизводителей холдинга в 2 раза. 

«Так, доля местного содержания составила 69%, что больше показателя прошлого года в более чем в 2 раза. Всего по итогам 6 месяцев текущего года общая сумма заключенных договоров с отечественным бизнесом составила 2 трлн тг. Заказы получили более 9 тыс. предприятий, на которых занято порядка 250 тыс. работников. По нашим оценкам сумма налоговых поступлений в бюджет составит порядка 150 млрд тг», — проинформировал А. Есимов. 

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться