Объем вырабатываемой электроэнергии ВИЭ за 2021 год превысил плановые показатели — Б. Акчулаков

На площадке Службы центральных коммуникаций состоялась пресс-конференция на тему «О дальнейшем развитии электроэнергетической отрасли Казахстана». Спикером мероприятия выступил министр энергетики РК Болат Акчулаков. В своем выступлении перед журналистами глава министерства рассказал в первую очередь о текущей ситуации в энергосистеме страны и итогах развития отрасли за 2021 г.

На сегодня, по его словам, Единая электроэнергетическая система Республики Казахстан работает в режиме самобалансирования. При этом энергосистема испытывает нехватку электрической мощности в часы пиковых нагрузок, что обусловлено участившимися аварийными остановками оборудования энергопроизводящих организаций, а также резким ростом нагрузки со стороны потребителей.

«Объем выработки электроэнергии по итогам 2021 года составил 114,4 млрд кВтч или 106% к 2020 году. В целях недопущения дефицита электрической энергии и мощности в осенне-зимний период в ноябре 2021 года был включен 3 блок Жамбылской ГРЭС, а в январе 2022 года – 4 энергоблок, что в совокупности позволило увеличить нагрузку ГРЭС на 330 МВт», — проинформировал Б. Акчулаков.

В сфере регулирования деятельности субъектов цифрового майнинга, по словам министра, в настоящее время продолжается работа по их выявлению. Министерством в рамках дальнейшего регулирования данных субъектов предлагаются следующие меры:

1) введение лицензирования деятельности по цифровому майнингу;

2) определение квот на потребление электроэнергии субъектами цифрового майнинга;

3) введение моратория на подключение мощностей для новых субъектов;

4) перевод субъектов цифрового майнинга на потребление электроэнергии от возобновляемых источников энергии и импорта.

По словам министра, энергосистема республики сталкивалась с проблемой дефицита электроэнергии и в прошлые годы. В 2007-2012 гг. также наблюдался дефицит электроэнергии.

«В качестве ответной меры тогда была принята программа «Тариф в обмен на инвестиции» с внедрением предельных тарифов на электрическую энергию. В результате был устранен возникший дефицит и создан среднесрочный резерв мощности путем ввода 1,2 ГВт новых мощностей, восстановления 1,7 ГВт мощностей», — отметил Б. Акчулаков.

В этой связи, по его словам, в настоящее время существует необходимость усиления действующих механизмов поддержки сектора генерации.

В частности, в целях проведения качественных ремонтных работ для поддержания энергетической инфраструктуры требуется повышение предельного тарифа на мощность в рамках рынка мощности.

«Для полноценной реализации предлагаемых мер будет усовершенствована система контроля за качеством проводимых ремонтных работ. Для этого необходимо наделение Министерства энергетики соответствующей компетенцией и введения встречных обязательств со стороны энергопроизводящих организаций», — отметил Б. Акчулаков.

По словам министра, по поручению Главы государства был разработан энергобаланс, согласно которому к 2035 году потребление электроэнергии составит порядка 153 млрд кВтч. При этом выработка действующих на сегодня энергоисточников по ряду объективных причин снизится и составит меньше 89 млрд кВтч.

«С учетом необходимости обеспечения резерва мощности в объеме до 10% потребность к 2035 году будет составлять 25 ГВт. Таким образом действующие энергоисточники не смогут покрыть прогнозные потребности населения и экономики в электрической энергии. В этой связи к 2035 году требуется обеспечить ввод новых генерирующих мощностей», — отметил Б. Акчулаков.

Вместе с тем, по его словам, необходимо отметить, что на сектор генерации влияет ряд факторов по снижению экологического влияния, в том числе принятые обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, достижению углеродной нейтральности к 2060 году. В связи с чем энергобалансом помимо наращивания мощностей традиционных и возобновляемых источников энергии рассматривается сценарий ввода генерации от АЭС. В целом, по словам министра, структура новых энергетических мощностей, необходимых к вводу к 2035 году, выглядит следующим образом:

- 6,5 ГВт объектов по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

- свыше 5 ГВт газовой генерации;

- свыше 2 ГВт гидроэлектростанций;

- 1,5 ГВт угольной генерации;

- а также 2,4 ГВт атомной генерации.

Это позволит покрыть дефицит как базовой, так и регулировочной мощности, обеспечив независимость энергосистемы от регулирования энергосистемами сопредельных государств. Как отметил далее министр, по состоянию на февраль 2022 года в мире насчитывается 439 энергетических реакторов общей мощностью около 390 ГВт, 52 реактора находятся на стадии сооружения в 19 странах мира. Атомная энергетика занимает 10% от общей генерации электроэнергии мира.

По данным Международного агентства по атомной энергии прогнозируется рост генерации электроэнергии от АЭС всех стран к 2050 году в 1,8 раз - с 390 ГВт в 2021 году до 715 ГВт в 2050 году.

«Казахстан имеет потенциал для развития атомной энергетики. Мы занимаем первое место в мире по объему добываемого природного урана, свое производство компонентов ядерного топлива, а также у нашей страны есть доступ к услугам по изотопному обогащению урана», — отметил Б. Акчулаков.

В прошлом году, по его словам, на базе Ульбинского металлургического завода открылся завод по выпуску готового ядерного топлива для атомных электрических станций, находящихся на территории Китая. Вопрос строительства АЭС рассматривается Министерством энергетики РК как один из наиболее перспективных направлений, что подтверждается и мировым опытом. По словам министра, для покрытия среднесрочной потребности в  электрической энергии реализуются ряд проектов по вводу источников генерации.

«В рамках рынка мощности заключен ряд инвестиционных соглашений, что позволяет существующим станциям провести модернизацию и реконструкцию своих мощностей. На сегодня реализуются проекты с прогнозами ввода в эксплуатацию к 2025 г  до 1,7 ГВт», — отметил Б. Акчулаков.

Кроме того, по его словам, ведется реализация проектов по строительству блока №3 Экибастузкой ГРЭС-2, а также модернизации энергоисточников Алматинского энергокомплекса. В 2022 году планируется проведение аукционных торгов по проектам маневренных мощностей на суммарную мощность свыше 1 200 МВт. Кроме того, ведется работа по модернизации Национальной электрической сети, в том числе усиление энергосистемы Западной и Южной зон, присоединение Западной зоны к Единой электроэнергетической системе.

Говоря о развитии ВИЭ, министр отметил, что объем вырабатываемой электроэнергии возобновляемыми источниками энергии» по итогам 2021 года составил 4,2 млрд кВтч при плане 3,5 млрд кВтч.

«В 2021 году фактически реализовано 19 проектов ВИЭ суммарной мощностью 393 МВт. Сумма инвестиций составила порядка $400 млн. По итогам 2021 года 134 действующих объекта ВИЭ суммарной мощностью 2010 МВт существует на территории Республики Казахстан», — проинформировал Б. Акчулаков.

В целом, по словам министра, общая протяженность электрических сетей по стране составляет 467 422 км, из них порядка 27 тысяч км – Национальные электрические сети под управлением акционерного общества «KEGOC» и порядка 274 тысяч км – сети региональных электросетевых компаний.

«В свою очередь, ввиду ограниченных возможностей по повышению надежности, в секторе передачи сложились проблемы, которые необходимо решать. В первую очередь это физический износ электросетей, особенно региональных. В связи с чем по поручению Главы государства и Правительства сейчас проводится технический аудит состояния электросетей, по результатам которого будут приняты меры», — сказал Б. Акчулаков.

Также министр отметил проблемы, возникающие в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в мире, когда имеется риск переноса и несвоевременной реализации ремонтных кампаний и реализации инвестиционных соглашений энергопроизводящих организаций, в связи с тем, что есть перебои с поставкой товарно-материальных ресурсов с завода-изготовителя, который находится в Украине.

«Возникают риски в связи с несоблюдением сроков или срывов поставок товарно-материальных ресурсов; удорожание запасных частей, деталей и комплектующих энергетического оборудования по заключенным договорам в связи  с текущим колебанием курса национальной валюты и нарушением международных логистических связей. Правительством рассматривается определенный пакет мер, вопрос решается», — заверил Б. Акчулаков.

В целом, по его словам, все действия Министерства энергетики направлены на обеспечение надежной работы Единой электроэнергетической системы Казахстана.

Отвечая на вопросы журналистов, Б. Акчулаков прокомментировал приостановку деятельности месторождения Кашаган.

«Кашаган ни на какие два месяца в ремонт сегодня вставать не будет: у него плановый ремонт летом, он работает пока в штатном режиме. Если  ВПУ-1 заработает, то это в принципе, небольшая угроза, не такие большие потери, для этого не нужно месторождение  останавливать. Ведутся обычные штатные работы», — подчеркнул Б. Акчулаков.

В настоящий момент, по его словам, есть информация, что ВПУ-1 заработает сегодня и танкеры будут загружаться. Месторождение Кашаган не будет останавливаться на ремонт. КТК, через который транспортируется казахстанская нефть, всегда работал на двух ВПУ. Один всегда был в резерве на случай аварии. Если в течение трех недель один из ВПУ удастся ввести в строй, это означает, что КТК будет работать в штатном режиме.

«С одним ВПУ мы можем работать, если часть нефти отправим на альтернативные маршруты. Потери считаем. С одним ВПУ их практически не должно быть, мы эту добычу сможем нагнать и выполнять план», — подчеркнул Б. Акчулаков. 

Самый пессимистичный сценарий, по его словам, это ремонт на 2 месяца. 

«КТК не может вообще исчезнуть, это не российская или казахстанская труба, это международный консорциум, в который вложено много денег и от которого зависит большое количество потребителей в Европе, и в мире в целом. Его в любом случае надо отремонтировать, и они это сделают», — подчеркнул Б. Акчулаков.

Пессимистичный сценарий, по его словам, месяц-два, с учетом того, что первый причал заработал. Значительных потерь объемов не будет. 

«Если бы первый причал не работал и все три причала стояли, то 4,4 млн тонн в месяц, из которых по альтернативным маршрутам мы могли бы распределить 1,3 млн тонн и 3,0 млн тонн выпадало бы. Но в связи с тем, что в начале года прибыль закладывалась на уровне $60 за баррель, сегодня цена в пределах 120, что с точки зрения денежных поступлений выше в 2 раза. Поэтому больших проблем по поступлению денег в такой ситуации я не вижу», — подчеркнул Б. Акчулаков.

Также министр ответил на вопросы по транспортировке казахстанской нефти в Европу по железной дороге. Самая большая проблема на сегодняшний день – это отсутствие достаточного количества ж/д цистерн. Те цистерны, которые есть в наличии, большая часть задействована для снабжения и циркуляции внутри рынка Казахстана, в основном это нефтепродукты. 

«Тип вагонов для нефти и нефтепродуктов одинаковый. В основном тот парк, который у нас имеется, он ограничен. Порядка 1500-2000 вагонов. Этого недостаточно, чтобы вывозить такой объем, но этого достаточно для того, чтобы использовать альтернативные маршруты, например, порт Актау. Можно загружать его за счет железной дороги и этих вагонов хватит. Но для экспорта, чтобы отвозить в порта Черного моря и Балтики, этих вагонов не хватит», — пояснил Б. Акчулаков.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться