Цены на продукты, поддержка экспортеров и рынок электронной торговли — развитие торговой отрасли Казахстана

Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов на площадке СЦК рассказал о ходе реализации поручений, данных Главой государства К. Токаева в Послании народу Казахстана.

Глава государства в своем Послании народу Казахстана поставил перед Министерством торговли и интеграции ряд важных задач, решение которых обеспечивает устойчивое развитие экономики страны.

В первую очередь, речь идет о наращивании несырьевого экспорта.

Почти половина (42%) его сейчас состоит из продукции высокого и среднего передела. Основными товарами обработанного экспорта являются медь и катоды из меди, ферросплавы, уран, продукция нефтепереработки и др. 

Торгово-экономические изменения в мире, вызванные пандемией, являются не только вызовом, но и «окном возможностей» для перехода отечественных предприятий к производству продукции с более высокой добавленной стоимостью. 

В текущем году из-за пандемии ряд традиционных покупателей отечественной продукции сократили объемы своего производства и, соответственно, закупа казахстанской продукции.

«По итогам 8 месяцев экспорт обработанных товаров снизился на 7,3% — с 10,4 до $9,7 млрд. Основное снижение экспорта произошло за счет сокращения поставок нефтепродуктов и снижение цен на мировом рынке. Вместе с тем, наблюдается рост поставок пищевой промышленности. Основные драйверы роста: мука, подсолнечное масло, макаронные изделия, мясо говядины, масло соевое», — проинформировал Б. Султанов. 

Вырос экспорт продукции машиностроения. К примеру, в 3,2 раза увеличились поставки частей подвижного состава, в 3 раза — легковых автомобилей. 

«Мы проанализировали наши производственные возможности и мировой торговый рынок. Выявили 16 наиболее перспективных для наращивания экспорта секторов на общую сумму более $13,4 млрд. Для каждой страны сформирован свой перечень товаров. К примеру, буквально на днях в Женеве я представил перечень из 40 товаров на $275 млн, которые Казахстан мог бы дополнительно поставлять на рынок Швейцарии. Это продукция нефтехимии, пищевой промышленности, машиностроения, металлургии и строительные товары», — сообщил министр торговли. 

К сожалению, сегодня в стране очень мало регулярных экспортеров — всего чуть менее 2% от общего числа компаний или 445 субъектов. Вместе с тем, радует, что 81% из них — представители малого и среднего бизнеса. И их доля из года в год растет.

В основном экспортеры сконцентрированы в трех городах-миллионниках: Алматы, Нур-Султане и Шымкенте. Наименее экспортоориентированной областью является Актюбинская, которая вроде бы и промышленная, но сконцентрирована на продукции низких переделов.

Программа экспортной акселерации

В своем сентябрьском Послании Президент акцентировал внимание на необходимости взращивания новых экспортеров и поручил запустить программу экспортной акселерации для несырьевых производителей.

«Совместно с международным партнером PricewaterhouseCoopers мы запустили такую программу. В текущем году целевым рынком мы выбрали Китай как наиболее сложный по требованиям, но в тоже время огромный по возможностям. Для участия в акселераторе из 500 изъявивших желание компаний отобрано 35 предприятий пищевой промышленности», — отметил глава ведомства. 

К ноябрю текущего года эти компании завершат свое углубленное обучение и получат необходимые экспортные компетенции. Проводится работа по поиску китайских покупателей казахстанской продукции и подготовке онлайн бизнес-встреч с ними. Участники акселератора также представят свою продукцию на III международной китайской выставке импортных товаров и услуг в Шанхае.

К слову, видео всех обучающих семинаров доступно для широкого круга пользователей на сайте и страницах в соцсетях министерства и компании QazTrade.

«Призываю предпринимателей, которые уже работают с Китаем или только задумываются о выходе на китайский рынок, посмотреть эти видео-уроки. Уверен, они будут полезны всем заинтересованным бизнесменам. Тем более, что свои рекомендации в ходе этих встреч озвучивают эксперты, работающие в КНР. Наша задача ежегодно готовить 100 новых компаний, и к 2025 году довести число регулярных экспортеров до 1000. Поэтому мы продолжим в последующие годы реализацию программы экспортной акселерации и по другим целевым рынкам и отраслям. При этом акцент будет ставиться на своевременное выявление и оперативное реагирование на возникающие проблемы при экспорте казахстанской продукции», — сказал Б. Султанов.

Налажено «прямое сообщение» с экспортерами через телеграмм-чат @exportgov. В круглосуточном режиме специалисты принимают обращения бизнеса и максимально быстро стараются решить все возникающие проблемы. 

Опрос экспортеров выявил системные вопросы и просьбы, с которыми обращаются предприниматели.

Это: 

  • аналитическая поддержка экспорта;
  • консалтинг при подготовке экспортной документации; 
  • получение льготного финансирования.

«На основе данного опроса мы значительно усилили блок анализа внешних рынков. Только за 9 месяцев текущего года 103-м предприятиям были даны рекомендации по улучшению ведения экспортной деятельности, подготовлено 14 отраслевых экспресс-дайджестов с точечными рекомендациями для предприятий по выводу их продукции на внешние рынки», — заверил Б. Султанов. 

Выстраивается трехуровневая модель взаимодействия с нашими загранучреждениями: посольства становятся торговыми агентами Казахстана и проводят работу по поиску контрпартнеров. Активно задействованы монетарные инструменты господдержки экспортеров.

Поддержка экспортеров

«По линии нашей экспортной страховой компании KazakhExport за 9 месяцев получили поддержку более 67 производителей – экспортеров во всех регионах Казахстана, из них 22 производителя – впервые. Объем принятых страховых обязательств превысил 54 млрд тг, сгенерировавших 150 млрд тг экспортной выручки», — сообщил Б. Султанов. 

Возмещение части затрат экспортеров при продвижении продукции на внешние рынки — это сравнительно новая мера. Но вместе с тем, одна из наиболее востребованных, а главное действенных.

«В текущем году нами по итогам 14-ти заседаний МВК одобрены заявки от 186 экспортеров на общую сумму порядка 4,7 млрд тг. В 2019 году данной мерой господдержки воспользовалось 139 субъектов индустриально-инновационной деятельности на общую сумму порядка 3,9 млрд тг. Возврат части затрат позволил экспортерам повысить объем промышленного производства предприятий на 9%, увеличить объем экспортной выручки на 30%, наполовину возросли налоговые отчисления в бюджет», — пояснил министр. 

Вместе с тем, планируется консолидировать все меры господдержки, которые предоставляются 10 государственными и квазигосударственными структурами, и портал export.gov.kz превратить в Единое цифровое окно — Digital Export.

Уже запущены 2 пилотных проекта совместно со «Сбербанк» и «АльфаБанк». Экспортеры могут электронно подавать заявки и получать возмещение затрат. Это ускоряет процесс получения возмещения до 7 дней. Сегодня это делается на бумаге и длится 25-30 дней.

В дальнейшем планируется расширение услуг с участием других банков. 

Создание национальной товаропроводящей системы

Второе важное поручение Главы государства — создание национальной товаропроводящей системы с интеграцией в аналогичные системы стран ЕАЭС и Центрально-Азиатского региона. НТС станет главной инфраструктурой Евразийского продовольственного хаба.

В Казахстане она будет состоять из 24 оптово-распределительных центров, которые призваны оказывать полный комплекс услуг по сохранению и перераспределению фермерской продукции.

Создание таких центров позволит консолидировать усилия множества хозяйств, включая ЛПХ, при закупе сырья, производстве и реализации продукции. И одновременно обеспечит всю вертикаль сельхозпроизводителей гарантированным сбытом товара и ростом доходов. 

В целом НТС выступит якорной инфраструктурой для объединения в кластер фермеров, закупщиков, транспортников, реализаторов и потребителей. 

Проект уже выходит на стадию практической реализации. В начале октября бизнес-консорциум компаний, заинтересованных в строительстве первых 7 ОРЦ, вышел на Министерство с частной финансовой инициативой. 

«Данные объекты будут расположены в селе Мичурино и городе Аксу Павлодарской области, городе Капчагай Алматинской области, городе Шу Жамбылской области, а также в городах Нур-Султане, Шымкенте и Алматы. Еще по 17 оптово-логистическим центрам мы планируем провести работы по привлечению частных инвесторов до конца будущего года», — отметил Б. Султанов. 

«Цифровой социальный кошелек» казахстанца

Функциональной возможностью товаропроводящей системы станет «цифровой социальный кошелек» казахстанца. Проработать его внедрение также поручено в Послании этого года.

Цель внедрения «цифрового кошелька» заключается в том, чтобы проследить целевое использование бюджетных ресурсов, выделяемых гражданам на социальную помощь, с одной стороны, и их «возврат» в виде скрытой поддержки отечественным товаропроизводителям, с другой стороны.

«То есть цифровой кошелек предназначен для оплаты за социально значимые товары, работы или услуги, которые реализует наш бизнес. Для примера. Механизм НТС заключается в том, чтобы эффективно и быстро доставить продукцию до покупателя, что называется, «от поля до прилавка», а также сохранить ее. Эффект, который получает при этом потребитель, — товар без лишних накруток и в лучшем качестве. А граждане, получающие соцпомощь, смогут через специальную систему безналичного расчета, покупать эти отечественные товары, фактически напрямую отправляя деньги фермерам. Так, стыкуя взаимовыгодный интерес друг к другу — производителя и потребителя, мы замыкаем через НТС своеобразный круг товарно-денежного оборота», — объяснил глава ведомства. 

Эта работа проводится в рамках своих цифровых проектов. Для координации работ по поручению Премьер-Министра создана совместная рабочая группа с министерствами труда, цифровизации, финансов, Национальным банком и общественными организациями финансового сектора.

Создание целостной системы мониторинга цен 

Здесь прорабатываются 4 источника данных, которые помогут отслеживать цены в реальном времени.

1. С помощью системы Dosmart приходит информация по актуальной стоимости продуктов и лекарственных средств. 

«Число зарегистрированных пользователей системы достигло 28 тыс. До конца года планируется увеличение каталога товаров на все города Казахстана и возможность сравнения цен на определенный товар в разных магазинах. К слову, пользователям за предоставление информации обеспечивается кэшбек», — заверил Б. Султанов. 

2. Проводится работа по интеграции с базами Минфина, Казахтелекома, Транстелекома, что позволит получать дополнительные данные о ценах на СЗПТ через онлайн ККМ (контрольно-кассовая машина). 

3. Для ускорения работы по сбору данных Министерством ведется работа по созданию единого национального каталога товаров и продуктов совместно с Министерством финансов и Казахтелеком. 

4. Через технологии parsing по электронным коммерческим площадкам будут отслеживаться в реальном времени цены на определенные продукты и товары.

«Это даст потребителям гарантию бесперебойной поставки товаров, особенно СЗПТ, а также позволит балансировать цены, а по отдельным продуктам даже снизить до 45 %. Говоря о потребителях, необходимо отметить, что Глава государства уделяет большое внимание вопросу повышения качества товаров и услуг, как одного из важнейших аспектов благосостояния населения», — сказал министр.

Поэтому параллельно с работой над цифровым кошельком и мониторингом цен Министерством начат проект по созданию Единой информационной системы по защите прав потребителей.

Пилотный проект запущен в октябре в Нур-Султане с участием 3-х крупных торговых сетей: Alser, Magnum Cash&Carry и Анвар. 

«Планируется изучить все процессы со стороны бизнеса и определить полный набор функций для платформы. Эту работу мы проводим совместно с общественными объединениями. Проводится работа по миграции исторической информации по жалобам потребителей в единую платформу для получения полноценной аналитики», — проинформировал глава ведомства. 

Для совершенствования системы защиты прав потребителей в целом изменено законодательство, которое теперь приоритезирует интересы граждан. В том числе, предложили ввести обязательное требование при разработке НПА проводить анализ регуляторного воздействия на права потребителей и согласовывать с уполномоченным органом. 

Развитие электронной коммерции

Большая работа по цифровизации проводится в части развития электронной коммерции. 

«Пандемия стала стимулом для координации и внесения изменений в наши текущие программы. Мы понимаем, что за последний год уровень электронной коммерции возрос. Но считаем, что необходимо расширять инструменты в регионах. Речь идет не только об электронных площадках торгов, но это и логистика, платежные системы, такая инфраструктура, как фулфилмент-центры, бондовые склады, поставщики товаров и услуг. Вместе с тем, мы делаем большой упор на развитие электронных площадок для трансграничной торговли», — сказал Б. Султанов. 

Министерством проделана огромная работа по выводу 50 компаний на Alibaba. В текущем году еще 50 компаний получат аккаунт на этой платформе. 

«Мы также активно работаем с Россией, Канадой, Европой по выводу наших компаний на другие международные электронные площадки», — подчеркнул министр. 

Оцифровка и совершенствование процессов аккредитации и сертификации

«Еще один важный проект - по оцифровке и совершенствованию процессов аккредитации и сертификации. Он позволит сократить сроки аккредитации и искоренить фальсификацию и подделку документов в области оценки соответствия. Эта задача также поставлена перед нами Главой государства. С июля мы запустили электронную систему Е-аккредитация, где оцифровали процесс подачи заявки, выдачи заключений, подписания договоров», — сказал глава ведомства. 

Перевод в цифровой формат позволяет освободить более 1 600 субъектов аккредитации от необходимости сбора дополнительных документов и справок, экономит время и средства заявителей, а также исключает перепроверку данных со стороны органа по аккредитации. 

На сегодняшний день в системе работают более 700 организаций и 2700 пользователей. 

На данный момент проводится ревизия нормативно-правовых актов, регулирующих процесс сертификации, и работа над узакониванием электронной сертификации: по действующим правилам все должно происходить в бумажном виде. В законопроект «О техническом регулировании» включены нормы по электронным сертификатам, декларациям и протоколам испытаний. Сейчас документ находится на обсуждении Парламента. 

Запуск Е-сертификации предполагается в следующем году после принятия этого Закона.

Оцифровка и совершенствование процедур оценки соответствия направлены на то, чтобы искоренить, так называемые, «серые» сертификаты. 

На единой платформе формируется Реестр государственной системы технического регулирования с дальнейшей интеграцией в общие процессы Евразийского союза. То есть, все данные о выданных сертификатах всех стран ЕАЭС будут объединены в одной системе. И покупатель товаров или услуг сможет проверить их достоверность.

В ближайшее время планируется запуск выдачи сертификатов соответствия и деклараций о соответствии казахстанской формы и ЕАЭС через систему «Единое окно» Республики Казахстан по экспортно-импортным операциям. Система управляется Министерством финансов.

«Параллельно совместно с KPMG проводится работа по оптимизации управления и пересмотру внутренних процессов технического регулирования и метрологии. Нам необходимо оптимизировать бизнес-процессы, убрать дублирующиеся и неактуальные. После чего начнем автоматизировать улучшенные процессы. До конца года планируем завершить эту работу. В конечном итоге это даст качественную продукцию потребителю», — проинформировал министр. 

«В целом в рамках законопроекта «О техническом регулировании» мы решаем важную задачу — «обелить» внутренний рынок и отстоять конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей. Недобросовестные производители и некачественный импорт будут жестко отслеживаться и удаляться с рынка. Для этого мы внедряем механизм оперативного реагирования как форму государственного контроля. То есть будет проверяться продукция, а не ее реализатор. И если она окажется некачественной, то будет автоматически изыматься с рынка», — заявил Б. Султанов. 

Биржевая торговля

В Послании народу Казахстана было также дано поручение навести порядок с биржевой торговлей.

Первым шагом планируется расширить перечень биржевых товаров. 

«Кроме того, для расширения числа участников биржи, мы снижаем минимальный размер поставочной партии с 600 до 60-ти тонн. То есть даем возможность мелким и средним производителям продавать свою продукцию через биржу», — сказал министр. 

Вся работа по товарным биржам будет направлена на максимальное вовлечение участников, как местных, так и иностранных в торги. Это позволит снизить уровень теневой экономики и обеспечить адекватное рыночное ценообразование на биржевые товары.

В целом, по реализации поручений Главы государства проделан уже огромный пласт работы, который поменяет правовое поле для дальнейшего формирования сильного и ответственного бизнеса на всех уровнях. 

О ценах на продукты при второй волне коронавируса

Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов рассказал, будут ли вводить предельные цены на продукты питания во время новой волны коронавируса. По его словам, сегодня во всем мире происходит влияние изменений мировой торговой системе, изменения спроса и предложения, влияние мер, принимаемых всеми странами по закрытию границ и других карантинных мер. Все это так или иначе влияет на мировые цены. Это в свою очередь импортирует эти проблемы во многие страны. 

Министр подтвердил, что во время первой волны инфекции действительно произошли изменения в ценах на продукты питания.

«В этом году во время первой волны наблюдали ажиотажный рост цен, мы были вынуждены внедрять нерыночный механизм предельных цен. За это время проводилась большая работа с госорганами, местными исполнительными органами, компаниями, бизнесом, чтобы в регионах создать запасы продовольствия, специальные фонды, а также выделялись ресурсы сетям для того, чтобы они делали соответствующие закладки, все это в комплексе должно сдерживать цены», — сказал министр.

При этом он отметил, что летом наблюдалось даже некоторое снижение цен на продукты.

«Если будет ажиотажный такой же рост, то этот инструмент возможно применять, но мы надеемся, что не потребуется, так как нет основы, чтобы создавать ажиотаж, работа по соответствующим запасам проведена», — сказал Б. Султанов.

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться