МНВО РК уделяет первостепенное значение модернизации региональных вузов — С. Нурбек

28 октября т.г. в г. Кокшетау министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек встретился с населением Акмолинской области.

Министр доложил, что в т.г., акимом области выделено 185 грантов на обучение по педагогическим и медицинским специальностям.

19 августа т.г. заключен трехсторонний меморандум о взаимопонимании между акиматом Акмолинской области и образовательным фондом WOOSONG (Южная Корея) совместно с международным образовательным центром GLOBAL «САПА». Уверен, данный меморандум придаст новый импульс интернационализации образования, повышения его качества и откроет новые возможности для студентов.

Как известно, первая и вторая миссии университетов – это образование и наука. Третьей же миссией является вклад университетов в развитие местного общества. Так, с прошлого года в Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова стартовал проект «Серебряного университета». Сегодня в нем бесплатно обучается около 100 студентов предпенсионного и пенсионного возраста по таким направлениям, как казахский и английский язык, цифровая и компьютерная грамотность и многое другое. Данное направление полностью поддерживается Министерством и показывает вовлеченность университета в решение насущных проблем области.

«Для нас крайне важно знать ваше мнение относительно тех инициатив, которые продвигает Министерство науки и высшего образования. Я неоднократно отмечал на различных площадках, что команда министерства — это не только ее аппарат, но прежде всего, работники всей сферы, которые трудятся в различных уголках нашей Родины», — сказал в своем приветственном слове С. Нурбек.  

В Акмолинской области функционирует 4 высших учебных заведения, в которых работают почти 885 профессоров и преподавателей (государственный Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, частные Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, Гуманитарно-техническая академия и негражданский Академия гражданской защиты имени Малика Габдуллина Комитета по чрезвычайным ситуациям. Все расположены в г. Кокшетау), обучаются более 12 тыс. студентов.

Президент страны К. Токаев уделяет первостепенное значение развитию регионов. Об этом свидетельствуют последние шаги в области политико-административных реформ, которые серьезно расширяют местное самоуправление и административную ответственность.

«Мы видим, что акцент экономической и инвестиционной политики смещается в сторону регионов, и система высшего образования должна быть синхронизирована с этими трендами. Поэтому сегодня министерство уделяет первостепенное значение модернизации региональных вузов, повышению их потенциала и роли в развитии наших регионов. Со всей ответственностью заявляю, что центр тяжести нашей работы перемещается в регионы. Ведь сильный университет – это сильные кадры, от которых и будет зависеть развитие местной экономики и индустрии», — заявил С. Нурбек.  

Синхронизация системы подготовки кадров с местными потребностями

«Здесь у нас есть конкретный инструмент ее реализации – разработка региональных Атласов профессий. Идея очень проста: система подготовки кадров в вузах региона должна соответствовать структуре экономики той или иной области. Возьмем, к примеру, Акмолинскую область. Это — индустриально-аграрный регион. Наряду с производством зерна, выращиванием мясного и молочного крупного рогатого скота и производством продуктов питания, в области развито обогащение урана, обработка золота и машиностроение. Значительный рост показывает отрасль туризма», — отметил С. Нурбек.  

Было бы вполне логичным, если специалисты в этих сферах готовились, в первую очередь, в местных вузах, а местные абитуриенты не уезжали бы за пределы области, а получали актуальные знания и находили бы соответствующее трудоустройство.

По словам министра, уже предложен конкретный инструмент – разработка региональных атласов профессий, который уже был апробирован на уровне профтехобразования в Павлодарской области. 

В рамках проекта в регионе была проведена комплексная работа, по результатам которой выявлено 40 новых профессий, востребованных в регионе. По этим 40 профессиям уже созданы 25 новых учебных программ для колледжей, по которым обучаются студенты 15 колледжей. 

Разработка Атласа новых профессий и компетенций была одним из пунктов предвыборной платформы К. Токаева в 2019 году.

Теперь нужно масштабировать данную практику на систему высшего образования, прежде всего на региональные вузы страны.

Организация работы и необходимое финансирование уже заложено в Программу повышения доходов населения до 2025 года как проект «Мамандығым-Болашағым». Составлен список 20 вузов-участников проекта, в том числе и Университет Валиханова в городе Кокшетау.

В рамках так называемой модели тройной спирали региональные вузы будут тесно взаимодействовать с акиматами и местным корпоративным сектором.

В результате этой коллаборации в каждом региональном вузе будут созданы проектные офисы, на базе которых будут проводиться форсайт-исследования кадровых потребностей региона, а также разработка регионального Атласа новых профессий.

Данная работа уже стартовала в Мангистауской области 21 сентября. В ноябре этого года будут запущены во всех западных регионах страны.

«Считаю, что это очень положительный опыт стыковки системы подготовки кадров с потребностями региона. В целом, благодаря реализации данного проекта региональные вузы станут ключевыми точками роста, которые обеспечат регионы перспективными планами развития и кадрового обеспечения. И это, по нашей задумке, должно остановить отток талантливой местной молодежи. И это не просто слова, а объективные факты», — подчеркнул С. Нурбек.  

Так, 61% государственного образовательного заказа по техническим специальностям уходят в вузы Алматы и Астана, тогда как 80% доли их экономик – это сектор услуг. 

Поэтому сейчас Министерство рассматривает возможность квотирования до 70% государственного образовательного заказа по техническим специальностям в соответствии со структурой экономики регионов.

И региональные Атласы, которые базируются на форсайтных исследованиях, станут важным инструментом по распределению государственного заказа.

Что касается насущных проблем студентов – это и гранты, стипендии, и общежития, то Министерство науки и высшего образования реализует 5 мер: 

Первая мера. Увеличение количества грантов. В этом году было выделено более 88 000 государственных образовательных грантов. Это на 19% больше, чем в прошлом году. До 2025 года количество государственных грантов будет ежегодно увеличиваться на 10%.

Вторая мера. Увеличение стипендий. С этого учебного года увеличен размер стипендии на уровне бакалавриата на 20% (с 31 423 до 36 660 тенге). В том числе для студентов педагогического направления с 50 000 до 58 800 тенге, для студентов магистратуры и докторантуры на 15% (с 76 950 до 86 987 тенге и со 172 500 до 195 000 тенге соответственно). До 2025 года планируется увеличение стипендий в два раза.

Третья мера. Внедрение дифференцированного гранта (от 30% до 100%). На сегодня сформирована рабочая группа. Изучается мировой опыт, идет синхронизация с действующей системой присуждения гранта. Новая система обеспечит больший охват молодежи высшим образованием с учетом их успеваемости, активной социальной позиции, научных и творческих достижений, социального положения.

Четвертая мера. Льготные образовательные кредиты. Несмотря на то, что в этом году было выделено рекордное количество государственных образовательных грантов, 60% студентов обучаются на платной основе. Для поддержки этой категории студентов им будет предоставлена возможность получения льготных образовательных кредитов под 2-3% годовых. Для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство. 

Пятая мера. Обеспечение общежитиями. Потребность в общежитиях составляет порядка 87 тыс. мест. В период с 2018 по 2022 годы для студентов вузов введено в эксплуатацию 50 общежитий на 15 482 места. В этом году планируется ввод 17 общежитий на 5 тыс. мест. Для строительства общежитий привлекаются также средства частных инвесторов. Прорабатывается упрощение процедуры для инвесторов. Вместе с тем, нормативно будут закреплены требования к вузам по обеспечению студентов общежитиями. Также прорабатывается возможность субсидирования затрат на проживание иногородним студентам из социально уязвимых категорий. 

Подготовка педагогических кадров

В рамках проекта «Комфортная школа» планируется значительно увеличить количество школ в стране. К 2026 году потребность в педагогических кадрах составит более 100 тыс. учителей. В связи с этим, госзаказ на подготовку педагогов растет из года в год. Средняя стоимость образовательных грантов увеличилась в 3 раза и достигла 1 млн тг. На сегодня 110 преподавателей 17 отечественных вузов прошли специальное обучение по разработке новых образовательных программ, создано 25 проектных команд. Совместно с университетами Финляндии разработана новая модель педагогического образования и 30 новых образовательных программ. Акцент сделан на развитии цифровых компетенций учителей, инклюзивного образования и работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями, CLIL подхода, концепции STEM, междисциплинарности. Новые образовательные программы планируется внедрить в учебный процесс со следующего учебного года.

С целью развития педагогической науки, разрабатывается проект стандарта аккредитации педагогических вузов. Он охватывает раннюю профориентацию обучающихся, прием студентов, обучение и прохождение педагогической практики, а также сопровождение молодых учителей для адаптации в профессии. Будут выделены квоты для преподавателей вузов по педагогическим направлениям. Они смогут обучиться и пройти стажировки по программе «Болашак» и в рамках проекта «500 ученых».

Развитие университетской науки

В рамках предвыборной программы Главы государства «5 шагов», которое было озвучено буквально 2 дня назад, 26 октября 2022 года, будет принят Закон «О науке и технологической политике». Министерством будет проведена работа по увеличению финансирования прикладной науки. Для этого будет активизирована работа с крупными предприятиями и бизнесом. 

В Казахстане будут сформированы специализированные инжиниринговые центры при ведущих вузах и крупных предприятиях. Как известно, во всех развитых странах мира наука делается прежде всего в университетской среде. Университеты обладают рядом уникальных возможностей, прежде всего, это – огромный пул молодых ученых-докторантов, которые путем коллаборации проводят исследования на самом передовом рубеже науки.

«Сегодня перед нами стоит задача не только стимулирования развития науки в университетской среде, но и установления тесной связки между ней и реальными потребностями экономики региона. И у местных вузов есть огромный потенциал в этом направлении», — отметил С. Нурбек.  

Так, КГУ им. Валиханова сотрудничает с крупными промышленными предприятиями и научными организациями – это ТОО «Евразия групп» (поставка американской с/х техники John Deer), «Гормолзавод», ТОО «Софтмастер» (автоматизация торговли, аптек, кафе и т.д.).  

Более того, для образовательных целей открыты филиалы в АО «Жусан банк», РГК «Кокшетау» (гостиничный бизнес и ресторанное дело), в Акмолинском областном суде.

Заключены меморандумы о сотрудничестве с клиническими базами медицинских организаций областного центра для прохождения практических учебных занятий, с медицинскими университетами Караганды и Астаны.

Для учебно-демонстрационных целей организован опытный учебно-научно-производственный комплекс «Элит» в селе Васильковка Зерендинского района Акмолинской области (30 км. от Кокшетау). 

Университет ведет совместное исследование с ведущими предприятиями региона по определению способа изготовления брикетов из фторида магния АО «УМЗ». Кроме того, проводятся экспериментальные работы по переработке фторида магния плазмохимическим способом и путем воздействия паровой плазмы на плазмохимической установке на базе АО «УМЗ». Были получены опытные образцы на основе оксида магния, являющегося огнеупором, применяемым в металлургической отрасли.

По словам министра, это хорошие кейсы, которые непременно нужно масштабировать, и самое главное, создавать системные условия для этого.

Безусловно, что в этой сфере есть немало проблем, связанные с финансовыми, кадровыми и другими вопросами. Сегодня финансирование науки в стране составляет примерно 0,13%, и это один из наиболее часто обсуждаемых вопросов среди ученых.

«Однако здесь мы должны четко понимать, что государство в одиночку навряд ли сможет кардинально изменить ситуации в обозримой перспективе. Но вопрос в другом: а должно ли государство полностью покрывать все расходы на науку в стране? Ведь наиболее эффективный подход развития науки — это так называемая открытая модель науки, в рамках которой университеты выстраивают тесную кооперацию не только с государством, но и с частным сектором и крупным бизнесом. Именно об этом говорил Глава Государства в своем недавнем послании народу Казахстана, когда он предложил внедрить механизмы налогового стимулирования для бизнеса, направленные на технологическую модернизацию и научные разработки», — сказал С. Нурбек.  

На данный момент министерство прорабатывает предложения для реализации данной инициативы. 

Другой важный компонент стратегии создания устойчивой модели финансирования университетской науки – эндаумент-фонды, которые во всех ведущих университетах мира являются основой устойчивого финансирования науки и научной инфраструктуры.

В этом направлении Министерство активно сотрудничает с Фондом «Қазақстан халқына». Уже принят совместный план мероприятий, который предполагает поддержку эндаумент-фондов в привлечении институциональных инвесторов, обучении персонала и в управлении, а также налоговые стимулы.

Также прорабатывается вопрос разработки отдельного законопроекта «О фондах целевого капитала» по опыту США, Сингапура, России, и других стран с устойчивым финансированием университетской науки, и инноваций.

Также нельзя обойти стороной и кадровый вопрос, сегодня более 90% студентов Казахстана обучаются по программе бакалавриата, 8-9% - на магистратуре, и лишь 1% по программе PhD. То есть, у отечественных вузов крайне ограниченный пул потенциальных ученых.

Поэтому приоритет на ближайшие годы – стимулирование наших студентов заниматься наукой, сделать науку вновь привлекательным и перспективным делом для молодежи.

«К примеру, мы планируем на базе четырех вузов в пилотном режиме внедрить новую модель оценки – интегральный GPA. Согласно данному подходу, одним из ключевых показателей оценки успеваемости студентов должно стать его исследовательская активность. Или, к примеру, в четырех вузах, в том числе и в Кокшетауском государственном университете имени Валиханова, в пилотном режиме внедряется новая модель оценки – интегральный GPA. Согласно данному подходу, одним из ключевых показателей оценки успеваемости студентов должно стать его исследовательская активность», — пояснил С. Нурбек.  

Также для финансовой поддержки молодых исследователей 3 октября стартовал конкурс по проекту «Жас ғалым». Выделяются 1000 грантов, в рамках которых молодые ученые смогут получать ежемесячную заработную плату не менее 500 тыс. тенге в течение 3 лет.

В целом, из года в год увеличивается финансирование научных проектов. Сейчас объявлен конкурс на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2023-2025 годы по 10 приоритетным направлениям развития науки. 

1) Рациональное использование природных ресурсов, животного и растительного мира, экология; 

2) Геология, добыча и переработка минерального и углеводородного сырья, новые материалы, технологии, безопасные изделия и конструкции;

3) Энергетика и машиностроение; 

4) Научные исследования в области естественных наук; 

5) Наука о жизни и здоровье; 

6) Информационные, коммуникационные и космические технологии;

7) Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и безопасность сельскохозяйственной продукции; 

8) Исследования в области социальных и гуманитарных наук;

9) Исследования в области образования и науки; 

10) Национальная безопасность и оборона и специализированным научным направлениям согласно Конкурсной документации.

Расширение академической автономии вузов

«Мое глубокое убеждение – необходимо отходить от ручного управление, давая большую свободу вузам», — подчеркнул С. Нурбек.  

В Мажилис Парламента РК внесены проекты двух законов: «О профессиональных квалификациях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций». 

На сегодняшний день действуют 623 профстандарта, которые охватывают 2689 наиболее востребованных профессий. Законопроектом предусматривается основа для покрытия всех профессий необходимыми стандартами. Законопроект также будет признавать самостоятельно освоенные навыки, а также результаты неформального и информального образования. Создана рабочая группа, будет разработан законопроект по развитию эндаумент-фондов. Эндаумент-фонды, созданные при вузах, будут выделять средства на предоставление льгот и возмещение стоимости обучения студентов, на развитие инфраструктуры университета и проведение научных исследований. 

Так, в августе внесен ряд изменений в Государственные общеобязательные стандарты высшего и послевузовского образования, которые дали казахстанским вузам дали больше академических свобод.

Исключена строгая регламентация количества кредитов блоков базовых (БД) и профилирующих дисциплин (ПД). Если ранее цикл БД составлял не менее 112 кредитов, ПД – 60 кредитов, то теперь вузы сами будут определять количество кредитов блоков БД и ПД, учитывая особенности направлений, соблюдая общее количество кредитов. 

«Теперь вузам предоставлена возможность самостоятельно вносить изменения в содержание дисциплин цикла общеобразовательных дисциплин (ООД) с учетом специфики направлений подготовки кадров от 50% до 100%, за исключением «Истории Казахстана» и «Философии». Понимаю, все хотите целиком исключить ООД в пользу профильных дисциплин. Здесь вы мотивируете необходимостью для успешного прохождения аккредитации в международных агентствах и можете привести массу примеров опыта зарубежных стран. Каждая страна дорожит своей историей, своим языком. Мы как можем исключить их ГОСО? Иностранный язык, ІТ-компетенций – необходимые мягкие навыки для успешных специалистов. Философия, социо-политический модуль формирует личность будущего человека с высшим образованием», — сказал С. Нурбек.  

В новом ГОСО предусмотрено признание результатов обучения микроквалификаций, вводятся понятия «нано-степени», «наращиваемые степени (Stackable degree)». Это направлено на оперативное получение гражданами профессиональных навыков, актуальных на рынке труда и устранение пробелов в знаниях.

Интернационализация высшего образования

Данное направление находится на особом контроле Главы Государства. Здесь нужно отметить, что развитие академической кооперации с ведущими зарубежными вузами является эффективным инструментом модернизации региональных вузов, повышение их конкурентоспособности и привлекательности.

«Здесь я хотел бы привести кейс Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева, который в этом году осуществил прием 175 чел. для обучения по программам Университета Аризоны на базе, из них 45 чел. начали обучение по программам двойного диплома. В результате этого шага, впервые за последние пять лет отток выпускников школ СКО на обучение за рубеж сократился в два раза. В частности, в Аризонский университет в СКО были приняты студенты из шести регионов страны», — сказал С. Нурбек.  

Схожим образом, благодаря увеличению образовательных программ по программе двойных дипломов с Алтайским государственным университетом, Новосибирским государственным университетом, Томским государственным педагогическим университетом дало возможность сократить отток молодежи из ВКО с 2000 человек в 2019 году до 880 в 2022 году.

«Сегодня в том числе в результате геополитических событий, перед нашими вузами открываются хорошие перспективы по привлечению иностранных студентов. Акмолинская область имеет давние связи с Россией. Напомню, что в таких странах, как США, Великобритания, Австралия 25% доходов местных вузов приносят именно иностранные студенты. Сегодня, насколько я помню, количество иностранных студентов в области составляет 315 чел., необходимо создавать условия для увеличения контингента международных студентов. Например, совместно с посольствами РК в Германии и КНР обсуждаются вероятные возможности переговоров с Berlin Technical University и University of Science and Technology of China. Уверен, что данные проекты будут интересны нашим коллегам из Акмолинской области. Также, как я отметил ранее, были акиматов области в августе были проведены переговоры с крупным южно-корейским образовательным фондом WOOSONG (Южная Корея)», — сказал С. Нурбек. 

Развитие гибридных форматов образования

По словам министра, это не веяние моды, а требование времени и условия выживания. Особого внимания заслуживает цифровизация системы высшего образования.

Во время кризиса COVID-19 цифровые и онлайн-форматы обучения стали «новой нормой» в повседневной университетской жизни. 

В этой связи в структуре МНВО появилась должность вице-министра, курирующего вопросы цифровизации. Также для координации стратегии цифровой трансформации высшего образования планируется внедрить должность цифрового офицера (CDО) в каждом вузе.

«Мы уже приступили к формированию полноценной цифровой экосистемы, которая позволит оперативно взаимодействовать Министерству со всеми вузами, а также эффективно накапливать данные в едином формате», — отметил он. 

Почему данное направление актуально? С. Нурбек привел лишь один аргумент. Анализ демографической ситуации по Восточно-Казахстанской области показывает, что к 2025 году увеличится численность молодежи на 25%, что увеличит количество обучающихся в колледже и вузе. Следовательно, вырастет потребность и в увеличении количества мест в общежитиях и учебных корпусах.

«Безусловно, мы будем содействовать строительству новой инфраструктуры в региональных вузах, в том числе через развитие механизма ГЧП. Однако решить данную проблему путем строительства лишь физической инфраструктуры будет невозможно, необходимо активно подключать и виртуальные инструменты. Сегодня министерством проводится активная работа с зарубежными партнерами в этом направлении», — сказал С. Нурбек.  

В рамках договоренностей прорабатываются такие мероприятия, как привлечение Coursera for campus в Казахстан, открытие доступа для казахстанских студентов онлайн-курсам ведущих университетов мира, а также стимулирование отечественных вузов размещать собственные курсы на данной платформе.

«В будущем мы планируем предоставить возможность студентам засчитывать кредиты освоенных онлайн курсов и дисциплин. То есть, студент сможет самостоятельно пройти онлайн-курс известного зарубежного профессора, и получить за это кредиты, которые будут обязательно учитываться при получении диплома», — заверил министр.  

Кроме того, активно развивается сотрудничество с компанией Huawei

«Мы договорились с нашими китайскими коллегами совместно открыть Академию информационно-коммуникационных технологий – очень важный проект, нацеленный на продвижение цифровых знаний и компетенций в Казахстане. Также есть договоренность, что Huawei обучит бесплатно 5000 студентов в области ИКТ, которым будет далее выданы международно-признанные сертификаты Huawei», — резюмировал С. Нурбек.  

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться