Развитие дошкольного и школьного образования по итогам 2022 года — как прошло расширенное заседание коллегии Министерства просвещения РК

Сегодня состоялась расширенная коллегия Министерства просвещения РК под председательством заместителя Премьер-Министра РК Алтая Кульгинова. Министр просвещения РК Гани Бейсембаева доложил о результатах деятельности ведомства по развитию дошкольного, среднего, технического и профессионального образования по итогам 2022 года.

В прошлом году была проделана определенная работа по реализации задач, поставленных Главой государства Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым перед сферой образования и стратегических документов развития образования. 

По словам министра, важнейшим уровнем непрерывного образования является воспитание и обучение в детском саду. Согласно исследованиям, влияние детских садов на интеллектуальное, социальное, эмоциональное, физиологическое развитие ребенка огромно. Поэтому была внедрена новая модель раннего развития детей. 

«Были пересмотрены учебные программы, планы и методы обучения. До этого программа была слишком академической, она должна была рассаживать детей 3-4 лет, учить по 20 минут. Теперь с учетом международного опыта, воспитание и обучение начинается с порога детского сада, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игра — это естественное занятие, которое соответствует поведению ребенка. Ребенок тем самым развивает необходимые навыки, исследуя окружающий мир и узнавая его», — сказал Г. Бейсембаев.

Позиция в новой модели предполагает воспитывать детей из детского сада, прививая им коммуникативность, уверенность в себе, выносливость, открытость, творческий подход, трудолюбие и стремление к знаниям.

Стоит отметить, что в прошлом году запущено 458 детских садов на 39 тыс. новых мест. 93% частных детских садов получили госзаказ. В результате охват детей в возрасте 2-6 лет увеличился на 89,4%, а в возрасте 3-6 лет — на 99,4%. В прошлом году утверждены нормы оснащения дошкольных организаций с указанием перечня учебных и игровых материалов для развития навыков детей, исследовательской деятельности и создания развивающей среды.

«К сожалению, в прошлом году со стороны воспитателей имели место факты неприязни к детям. Чтобы в дальнейшем их избежать, необходимо усилить контроль над местными исполнительными органами», — отметил министр.  

С 2016 по 2021 год школы перешли на обновленные программы. Внедрена система критериального оценивания. Это была очень важная тенденция. Согласно мониторинговым исследованиям, учебные программы по отдельным дисциплинам требуют совершенствования. В связи с этим начата работа по модернизации школьных программ.

По словам главы ведомства, сейчас создана рабочая группа, разрабатываются новые государственные стандарты и учебные программы. 

«С прошлого учебного года в классах с казахским языком обучения мы ввели обучение только казахскому языку с 1 класса. Русский язык преподается со 2 класса, а английский — с 3 класса. В классах с русским языком обучения ведутся казахский и русский языки», — отметил министр.

По поручению Главы государства усилены требования к преподаванию предметов естественно-математического цикла в старших классах и введен курс «глобальная компетентность» по освоению жизненно необходимых направлений для 5-11 классов, факультативов по шахматам в начальных классах. Ужесточены требования к качеству учебников. Установлена ответственность авторов и издателей за разработку учебников. В издательстве утверждены обязательства по проведению экспертизы учебника на соответствие государственному стандарту, замене учебников при выявлении полиграфической ошибки, обучению авторов на специальных курсах за счет издательств.

К тому же, обеспечен равный доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Норма открытия одного ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии) законодательно уменьшилась с 60 до 50 тыс. детей. В прошлом году открыто 6 ПМПК, 2 коррекционных кабинета и 10 аутистических центров.

Министр просвещения отдельно остановился на вопросах целенаправленной поддержки развития способностей детей. По поручению Главы государства в прошлом году на законодательном уровне введена норма по выплате победителям международных олимпиад и подготовившим их педагогам материального вознаграждения. 

Так, в 2022 году 27 победителей и 26 педагогов получили вознаграждения от 500 до 1500 МРП на общую сумму 73 млн тг. Кроме того, впервые 80 победителей и призеров международных интеллектуальных, творческих, спортивных олимпиад получили возможность для поступления в отечественные вузы «вне конкурса». Таким образом, в 2022 году казахстанскими школьниками завоевано 312 медалей (43 золотых, 95 серебряных и 174 бронзовых).

В целях поддержки детей из социально уязвимых семей 421 ребенок получил возможность обучаться в «Білім-инновация лицеях», «Дарын», РФМШ.

Министр также отметил, что сейчас ведомство активно ведет работу по развитию дебатного движения и школьного самоуправления. На сегодня в стране действуют 6 727 дебатных клубов с охватом 28 тыс. детей и в 7 220 школьных парламентов с охватом 513 тыс. учащихся. 2,9 млн детей охвачены секциями и кружками, интеллектуальными и другими курсами по интересам во внешкольных организациях и при школах.

В рамках поручения Главы государства по строительству 1000 школ в 2022 году введено 247 новых школ на 136 тыс. ученических мест. 

По проекту модернизации школ в малых городах, районных центрах и селах в 421 школе обновлены столовые, 814 – библиотеки, 455 – школьная мебель. Для 475 школ приобретены 634 предметных кабинета. В 264 школах проведен капитальный и текущий ремонты.

«Конечно в данном вопросе еще многое предстоит сделать. Это решение проблем функционирования саманных, трехсменных, аварийных школ, дефицита ученических мест. По поручению Главы государства нами разработан пилотный национальный проект «Комфортная школа», — подчеркнул министр.

Между тем начата разработка концептуальных основ для усиления воспитательной работы. Национальное воспитание является источником формирования будущего нации. 

При этом каждому образовательному учреждению, прежде всего, необходимо уделять пристальное внимание вопросам воспитания. Позиция «к старшему-уважай, к младшему-ищи» должна занимать личное место в воспитании детей. В этом направлении должны работать все руководители детских садов, школ, колледжей. Реализуется проект «Читающая школа», в рамках которого приобретено 3,4 млн книг, улучшено материально-техническое состояние более 6 тыс. школьных библиотек.

В сфере технического и профессионального образования 125 тыс. молодых людей поступили в колледжи по госзаказу. При этом 50% госзаказа было переориентировано на технические специальности (металлургия, машиностроение, IT, строительство, транспорт и другие). Благодаря увеличению квотной категории в 2022 году количество обучающихся из социально уязвимых слоев населения достигло более 60% (75 тыс. человек). Также на сегодня в 48% колледжах созданы равные условия и безбарьерный доступ для лиц с особыми образовательными потребностями.

Академическая самостоятельность закреплена на законодательном уровне. Теперь колледжи совместно с работодателями определяют содержание образовательных программ и сроки обучения. У студентов появилась возможность за время обучения получить до 3-х квалификаций, а также быстро выйти на рынок труда с одной квалификацией.

Продолжается масштабирование дуального обучения. Охвачено 72 тыс. студентов, 2 тыс. наставников с производства получают доплату. По целевому заказу с обязательством трудоустройства принято 10 тыс. студентов. В настоящее время 498 предприятий осуществляют шефство над 410 колледжами и участвуют в управлении колледжами через Попечительские и Индустриальные советы. Ориентиром подготовки кадров является движение WorldSkills. Более 70 стандартов WorldSkills внедрены в образовательные программы, 40% колледжей внедряют систему оценивания WorldSkills — демоэкзамены. В 2022 году Казахстан занял 10 место среди 55 стран-участниц мирового чемпионата WorldSkills.

«Сегодня мы наблюдаем положительные эффекты действия Закона «О статусе педагога». С января 2020 года зарплата педагогов ежегодно повышается на 25%, в январе 2023 года — еще на 25%. Таким образом, зарплата педагогов увеличилась в 2 раза. Также, предусмотрена возможность дифференцированного повышения оплаты труда (за счет доплат за квалификационный уровень методистам, педагогам дошкольного, школьного, дополнительного, технического и профессионального образования, а также за наставничество, степень магистра и др). 63% (216 989) педагогов получают доплату по итогам аттестации. Утвержден профессиональный стандарт «Педагог», — сообщил министр. 

В целях совершенствования процедуры аттестации, освобождены от прохождения тестирования педагоги с 30 летним педагогическим стажем и предпенсионного возраста. Снижен пороговый уровень при тестировании педагогов на 50%. С 5 до 3 лет сокращена периодичность прохождения курсов повышения квалификации педагогов.

С 2022 года трудоустройство педагогов осуществляется на конкурсной основе. Министерством запущен пилотный проект по приему документов для трудоустройства педагогов на базе информационной системы. 

С прошлого года внедрена практика ротации первых руководителей организаций образования. Сегодня ротировано 961 (81,5%) первых руководителей (514 директоров школ и 447 заведующих детсадов). Важным инструментом развития образования является оценка качества. Один из важнейших – это Государственная аттестация.  

«Вы знаете, что последние 5 лет госаттестация не проводилась, и мы наблюдали рост недовольства качеством образовательных услуг. Госаттестация возобновлена, она проводится в новом формате без посещения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального образования. В 2022 году процедура госаттестации проведена в 2 363 организациях, 77% из них не аттестованы с первого раза (Атырауская, Актюбинская, Улытау, Акмолинская, ЗКО, Караганиданская, Туркестанская и Алматинская области). Также много проблем возникает при лицензировании школ и колледжей. Проблема — в ненадлежащем оформлении документов. 34 школы оштрафованы судебными органами за образовательную деятельность без лицензии. Без лицензии не должна работать ни одна школа», — пояснил Г. Бейсембаев.

В 2022 году проведен мониторинг образовательных достижений 105 тыс. учеников 4 и 9 классов из 25% школ страны. МОДО включал в себя тестирование по трем направлениям грамотности: читательская, математическая и естественнонаучная. Итоги МОДО свидетельствуют о необходимости комплексного подхода в вопросах повышения показателей качества образования.

В рамках исследования PISA для школ приняли участие 1000 школ по чтению, математике и естествознанию. В конце первого полугодия 2023 года школы-участницы получат аналитические отчеты от ОЭСР для разработки своих планов развития. 

«В 2022 году проделанной работы было немало, но перед нами стоят еще большие задачи. В соответствии с поручением Главы государства в стране более $3,7 млн должно быть направлено на обеспечение качественного образования и сознательного воспитания и безопасности жизнедеятельности учащегося», — отметил министр.  

Во-первых, в сфере дошкольного обучения и воспитания:

  • усиление кадрового потенциала через повышение социального статуса, внедрение новых форм квалификационного и профессионального развития;
  • повышение заработной платы в среднем на 30%;
  • продолжение работы по внедрению штатных единиц «помощник педагога» в целях предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья возможности обучения в инклюзивной среде.

Кроме того, дошкольники из социально уязвимых семей будут обеспечены бесплатным питанием в детских садах.

Во вторых, в среднем образования:

  • продолжится работа по изменению стандарта среднего образования и Типовых учебных программ в части корректировки целей обучения, увеличения часов по изучению английского языка, предмета «Цифровая грамотность» и изменения программ отдельных предметов;
  • традиционное преподавание дополнится инновационными способами преподавания предметов, наряду с бумажными учебниками будут использоваться цифровые учебники;
  • будет проработан вопрос повышения заработной платы педагогов-психологов, социальных педагогов, библиотекарей организаций образования;
  • продолжится модернизация школ в малых городах и селах, улучшится инфраструктура, будут созданы безопасные условия в действующих школах.

Одним из важных направлений является поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

Планируется:

  • открытие 7 ПМПК и 5 КППК;
  • размещение госзаказа на специальную психолого-педагогическую коррекцию;
  • усиление роли психологических служб в школе;
  • внедрение стандартов для педагогов-психологов.

Особое значение для развития детей имеет качественное питание. Планируется:

  • пересмотреть нормативы обеспечения детей питанием;
  • предоставить одноразовое бесплатное горячее питание всем учащимся начальных (1-4 кл) классов;
  • внедрить систему безналичного учета в столовых.

Особый фокус оценки качества образования будет направлен на инструменты внутреннего и внешнего оценивания. Планируется разработать Национальную рамку оценивания качества образования на всех уровнях от дошкольного до ТиПО.

«Со дня моего назначения, мне поступают сотни обращений по разным вопросам. Среди них вопрос касательно подтверждения знаний учащихся, претендующих на знак «Алтын белгі», в НИШ. Данный вопрос мной будет пересмотрен и решен в пользу детей. Другие поступающие вопросы общества будут вынесены на совместное обсуждение для принятия согласованных решений. Также, обращаю внимание на реализацию Специальной программы привлечения лучших педагогов. Из запланированных 1954 педагогов всего по критериям оценки программы прошли 56 (Атырауская область – 9, Мангистауская – 9, Туркестанская – 13, Алматинская - 25). Поэтому мной принято решение о пересмотре требований к педагогам, участвующим в программе. Данный вопрос будет обсужден с привлечением педагогов и экспертного сообщества», — заявил министр просвещения.

  В-третьих, в техническом и профессиональном образовании:

  • запускаем пилотный проект по предоставлению рабочей квалификации старшеклассникам на базе колледжей. Это даст возможность по завершении обучения, учащимся параллельно с аттестатом школы получить диплом колледжа и выйти на рынок труда;
  • с этого года иногородним студентам будет выплачиваться компенсация за проезд в каникулярное время без подтверждающих документов (4 МРП);
  • руководители колледжей будут проходить обучение по лидерству и менеджменту.

В четвертых, минимизируются все коррупционные проявления в системе дошкольного, среднего и технического образования, будет обеспечена нулевая терпимость, а также прозрачность и честность при принятии и реализации решений. 

«Хочу отметить, что Министерство нацелено на открытость и прозрачность всех проводимых процедур. Мы активно пропагандируем антикоррупционную деятельность и выражаем уверенность в том, что все педагоги и руководители организаций образования будут привержены принципам академической честности», — заверил глава ведомства.

В пятых, в целях улучшения качества образования учителя получившие звания «Қазақстанның Еңбек ері»,«Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» будут участвовать в вопросах управления школами.

В шестых, будет развиваться институт независимых профессиональных экспертов в образовании. При этом высокий статус педагога будет служить улучшению качества образования.

В седьмых, по аналогии с Президентским кадровым резервом будет создана Республиканская База данных будущих кандидатов руководителей организаций образования. Данная мера позволит обеспечить организации образования квалифицированными руководителями. Параллельно будет создана База данных учителей-предметников, которая будет работать на ликвидацию дефицита педкадров в регионах.

Кроме того, будет проведена работа по увеличению заработной платы руководители организаций образования. Родители должны быть уверены в знаниях своего ребенка. 

«Мы должны много работать в этом направлении. Необходима система внешней, независимой оценки качества образования, мы усиливаем работу в диагностическом направлении, регулируя систему аттестации школ. Вместе со школами мы обеспечиваем формативную оценку учителя на внутришкольном контроле, мониторинг учебных достижений, уменьшение разрыва между образовательными разрезами при государственной аттестации», — сказал министр.

В-восьмых, содержание и формат работы с родителями должны трансформироваться, должна быть предпринята работа по привлечению, вовлечению их в школу через развитие влияния на управление школой. С этого года при школах будет создана постоянно действующая родительская академия.

В свою очередь, вице-министр просвещения Айбат Ильясов сообщил, что согласно поручениям Главы государства в 2023 году ведомством начата реализация следующих основных задач по цифровизации системы образования.

Первое: внедрение Единой базы учета, очередности и выдачи направлений в дошкольные организации, которая позволит реализовать принцип «деньги за ребенком», вести мониторинг и контроль на центральном уровне для исключения дублирования, обеспечения прозрачности распределения мест в очереди и экономии бюджетных средств.

Второе: запуск системы идентификационных карточек для учеников, обеспечивающих доступ к учебным материалам, пропуск в здание школы и оплаты за питание, это позволит родителям в онлайн режиме осуществлять управление и контроль над расходованием средств детьми, вести необходимый учет в школах и самое главное создаст удобство и безопасные условия для школьников.

Третье: внедрение инновационных способов преподавания дисциплин, перевод необходимых учебных материалов в цифровой формат для повышения качества обучения, успеваемости и интереса детей к учебе, обеспечения доступа к цифровому учебному контенту по всем предметам.

Четвертое: перевод в проактивный формат 10 государственных услуг по постановке в очередь в детский сад, получению льготного питания, подвоза и отдыха детей, предоставления общежития и услуг для детей с ограниченной возможностью. Данные меры предоставят гражданам право воспользоваться положенным им услугам в сфере образования и охраны прав детей без подачи заявления.

Пятое: совершенствование работы электронных дневников и журналов их интеграция с НОБД для исключения «двойного ввода» данных педагогами и персоналом школ в информационных системах, используемых в системе образования. Обеспечение школ качественным и высокоскоростным интернетом для этого будут приняты меры по сбору данных о скорости интернет в цифровой карте контроля связи, разработке требований построения локальной и беспроводной сети в школах, направление в уполномоченный орган сведений о сельских школах где требуется проведение волоконно-оптической линий связи.

Шестое: ввод Единого электронного реестра образовательных программ, реализуемых в организациях технического и профессионального образования для проведения экспертизы и формирования образовательных программ в цифровом формате, гарантирующим соответствие их содержания запросам работодателей и подтверждением качества.Обеспечение вывода цифровых дипломов об окончании колледжей через сервис «Цифровые документы» eGovMobile, что даст возможность гражданам использовать и предъявлять цифровые дипломы государственным органам, физическим и юридическим лицам, без необходимости носить с собой диплом на бумажном носителе.

Председатель Комитета по охране прав детей Насымжан Оспанова доложила, что в 2023 году остается актуальной задача по 100%-ному оснащению учебных заведений крупных городов комплексной системой безопасности детей, а именно: лицензированной охраной, подключению к ЦОУ, установке тревожных кнопок и турникетов.

Продолжится работа над Индексом благополучия детей, а также планируется разработка методики расчета Индекса благополучия детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В текущем году Комитету совместно Управлениями образования необходимо:

  • во-первых, принять меры по поэтапному увеличению охвата бесплатным качественным питанием школьников младших классов;
  • во-вторых, разработать и принять региональную Дорожную карту по исполнению поручения Главы государства по созданию 50 детских оздоровительных лагерей;
  • в-третьих, принять меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. К примеру, в последнее время участились факты посещения «взрослых» художественных фильмов семьями с несовершеннолетними детьми;
  • в-четвертых, трансформировать оставшиеся 10 детских домов в Центры поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • в-пятых, принять меры по 100% охвату дополнительным образованием 10 тыс. детей из неблагополучных семей.

«Региональным уполномоченным по правам ребенка оказать содействие в обеспечении общественного контроля через попечительские советы, исходя из новых правил, принимаемых нами в этом году. И совместно с Департаментами по обеспечению качества в сфере образования оперативно реагировать на все случаи грубого нарушения прав детей в регионе в тесном взаимодействии с Комитетом и всеми заинтересованными сторонами», — заключил Н. Оспанова.  

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться