Вопросы госинформзаказа, объединение государственных СМИ и доступ к информации — развитие информационной сферы Казахстана

Министр информации и общественного развития РК Аида Балаева в ходе брифинга в СЦК рассказала о ходе реализации поручений, данных Главой государства в Послании народу Казахстана.

Глава государства К. Токаев 1 сентября текущего года выступил с Посланием народу «Казахстан в новой реальности: время действий». Послание состоит из 11 направлений, охватывая все важные сферы жизни казахстанцев. Министерство информации и общественного развития приступило к их активной реализации.

За ведомством закреплены 5 ключевых задач в рамках Концепции «Слышащего государства» и дальнейшему развитию гражданского общества. Они включают в себя:

1) расширение полномочий общественных советов;

2) обеспечение доступа населения к информации государственных органов и квазигосударственных структур;

3) внедрение механизмов общественного контроля;

4) создание единого легитимного института онлайн-петиций;

5) развитие сферы медиации.

Первое. Создание общественных советов в квазигосударственном секторе.

«Институт Общественных советов при государственных органах у нас работает с 2015 года – с момента принятия Закона «Об общественных советах». Эта работа была проведена в рамках Плана нации Елбасы «100 конкретных шагов». Таким образом, по всей стране при центральных и местных органах власти были созданы 234 общественных советов, в состав которых были привлечены порядка 3,5 тыс. активных граждан, представляющих интересы различных слоев общества. В основном это представители научно-творческой интеллигенции, НПО, экспертного сообщества и просто неравнодушные граждане», — проинформировала А. Балаева. 

За все эти годы ими было рассмотрено более 19 тыс. проектов НПА. 

Сегодня все проекты нормативно-правовых актов проходят обязательное согласование с общественными советами, что позволяет вовлечь общественность в процесс принятия государственных решений и существенно повысить качество разрабатываемых актов. 

Кроме того, Общественными советами проводятся независимый мониторинг, слушания по всем социально-значимым темам.

«То есть, все это не просто показало состоятельность института общественных советов, а обозначило его перспективы. Поэтому в настоящее время институт переживает новый этап своего развития. В этой связи, Министерством в 2018 году был разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности общественных советов». Проект закона сейчас находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента, предварительно пройдя широкое обсуждение с НПО и общественностью», — сказала министр.  

Изменения в основном касаются совершенствования механизмов формирования советов, прекращения полномочий членов ОС, расширения прав и полномочий общественных советов.

По словам главы ведомства, особенно важно, что в соответствии с поручением Главы государства в проекте Закона предусматривается расширение полномочий Общественных советов не только на государственные органы, но и организации других форм собственности, находящихся в ведении государства. Более того, расширяются полномочия общественных советов путем их участия в конкурсных комиссиях по государственным закупкам государственных органов и организаций.

На сегодняшний день данные поправки проходят процедуру согласования в государственных органах, которые затем будут внесены на рассмотрение депутатов Мажилиса.  

«Безусловно, в принятии указанных поправок много позитива именно с точки зрения транспарентности государственных процессов. Ключевым решением здесь, конечно же, является повышение доверия граждан, к чему мы все эти годы стремимся», — отметила А. Балаева.   

Второе. Расширение доступа населения к информации государственных органов.

Закон «О доступе к информации» работает еще с 2015 года, через который реализуется конституционное право граждан на свободное получение и распространение информации на базе портала «открытое правительство».

В рамках данного портала работает 4 платформы – открытые данные, открытые бюджеты, открытые НПА и открытый диалог.

Сегодня на них размещено свыше 3,5 тыс. наборов открытых данных, опубликовано 74 тыс. проектов бюджетных программ и 64 тыс. проектов НПА, к которым оставлено свыше 65 тыс. комментариев, подано более 367 тыс. обращений на блоги первых руководителей.

«Несмотря на это, со стороны общественности имеются обоснованные нарекания в части актуальности размещаемых данных. Нередко, когда данные госорганами размещаются в нечитабельном формате, несвоевременно размещаются ответы на комментарии», — подчеркнула министр.  

В связи с чем, Президент страны в своем Послании четко обозначил необходимость внесения изменений в законодательство по вопросам доступа к информации. 

Эти поправки предусматривают решение двух основных задач.

Первая – усиление контроля и ответственности. 

Для этого Министерство информации и общественного развития будет наделено функциями уполномоченного органа в области доступа к информации. 

В каждом госоргане будет определено уполномоченное подразделение либо должностное лицо в рамках имеющейся штатной численности. 

Для осуществления контроля за исполнением законодательства на самом высоком уровне, Главе государства будет ежегодно вноситься отчет о состоянии сферы доступа к информации. 

Вторая задача – это расширение сферы применения отдельных норм Закона о доступе к информации. В частности, к обладателям информации предлагается отнести субъекты предпринимательства и их объединения, саморегулируемые и неправительственные организации, осуществляющие функции госорганов. К примеру, Национальная палата предпринимателей.

Кроме того, в рамках Законопроекта на организации квазигоссектора, как на обладателей информации, налагаются обязательства по размещению открытых данных, а также открытию первыми руководителями блогов на портале «Открытый диалог».

«Разработанные поправки включены в проект Закона по вопросам информации, который в настоящее время рассматривается в Мажилисе Парламента. До конца года Законопроект должен будет поступить на подпись Президенту», — заверила А. Балаева.

Третье. Разработка закона «Об общественном контроле». 

Это следующий целенаправленный шаг в деле максимального вовлечения населения в процессы принятия решений государством.

«Понятно, что механизмы его реализации должны быть закреплены законодательно. Поэтому, Главой государства поручено разработать закон «Об общественном контроле», направленный на повышение открытости и подотчетности обществу государственных органов и квазигосударственного сектора. Должна отметить, что сегодня различные формы общественного контроля регулируются рядом разных законодательных актов, как об общественных советах, государственных услугах, в сфере экологии, недропользовании и т.д», — сказала министр.  

По ее словам, на сегодня отсутствует единый структурообразующий закон, позволяющий систематизировать и повысить применимость принципов общественного контроля, закрепленных как в Конституции и конституционных законах, так и в конкретных законах и положениях. 

Поэтому сегодня соответствующая рабочая группа, куда вошли известные общественные деятели, правозащитники, юристы и представители неправительственного сектора активно обсуждают концептуальные подходы.

«Законопроектом будут закреплены важнейшие принципы осуществления общественного контроля:  приоритет прав человека и гражданина, независимости, объективности и прозрачности субъектов общественного контроля, недопустимости воспрепятствования осуществлению общественного контроля, доступности информации об их деятельности и др. Естественно, как только проект документ будет готов, он будет представлен на широкое обсуждение общественности. В целом, принятие закона запланировано на июнь 2021 года», — заявила А. Балаева.  

Четвертое. Создание легитимных механизмов онлайн-петиций.

Это одно из самых прогрессивных решений в русле внедрения концепции «Слышащего государства». 

На сегодняшний день общественный интерес на участие в деятельности государства растет. С каждым днем поднимаются все более животрепещущие вопросы. Поэтому Президент в своем Послании особо отметил, обозначив необходимость предоставления возможность волеизъявления для широких масс населения путем онлайн-петиций.

В этой связи, Министерством изучен опыт порядка 30 стран мира, где петиция применяется на практике. В большинстве стран петиция представляет собой электронную форму коллективного обращения и регулируется на законодательном уровне.

«С учетом этого, нами разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база, которой будут закреплено само понятие «петиции», а также регламентирован порядок ее подачи и рассмотрения. Необходимо также определить пороговое количество голосов, которое должна собрать петиция, для обязательного ее рассмотрения. В мире этот показатель варьируется от 10 до 100 тыс. человек», — сообщила министр. 

В свою очередь Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности будет реализована техническая часть по созданию онлайн-платформы для подачи петиций. Разработанный блок поправок будет включен в сопутствующий законопроект к проекту Закона «Об общественном контроле». 

Пятое. Развитие альтернативных способов разрешения споров путем совершенствования механизмов медиации.

Анализ показывает, что в обществе в основном  распространено судебное урегулирование споров. Это является проблемой для граждан и судов, отнимает много времени и средств у сторон, перегружает судебную систему. В связи с этим необходимо развивать институты «внесудебного» и «досудебного» урегулирования споров, о чем говорил Президент в своем Послании. 

«Данный шаг позволить быстро урегулировать споры, не создавая при этом конфликтные ситуации между гражданами, сберегая драгоценные нервы, время и деньги. В этом контексте, мы намерены опираться на лучшие традиции передовых стран как США, Великобритания, Германия, Швейцария в области медиации. Сейчас эта работа ведется активно. По ее результатам будут сформированы предложения, которые будут направлены в Администрацию Президента РК», — сказала А. Балаева.  

В целом, сегодня перед ведомством в рамках  реализации всех поручений Президента стоят важнейшие задачи, от качественного исполнения которых по сути зависят контуры общественного развития на предстоящие годы. 

«Главное – у нас есть четкое понимание и разработанный общенациональный план, для своевременного претворения в жизнь которого мы приложим все усилия», — заверила министр.

Касательно вопроса объединения государственных СМИ

Отвечая на вопросы журналистов касательно объединения государственных СМИ, А. Балаева отметила, что все государственные органы, в том числе и квазигосударственный сектор работают над оптимизацией бюджета. В целом, объединение предполагает оптимизацию в сфере хозяйственной, административной деятельности и никак не будет касаться творческой части работы.

«Это сегодня веление времени. Мы учли все предыдущие недостатки и разработали четкий алгоритм действий. На первом этапе объединяются две газеты: Egemen Qazaqstan и Казахстанская правда. После нового года  они уже преобразуются в отдельное ТОО. И после этого будет объединение АО «Казах газеттери», который образует единый холдинг «Казах газеттери». Четкий алгоритм прописан, и еще раз хочу подчеркнуть, что это не будет касаться творческой части коллектива. Такие бренды как Egemen Qazaqstan и Казахстанская правда сохранятся», — проинформировала министр. 

 

О работе над совершенствованием государственного информационного заказа

«Мы неоднократно проводили встречи с главными редакторами, круглые столы по вопросам развития средств массовой информации. Там были озвучены как раз все проблемные вопросы по госинформзаказу. Мы с учетом всех проблемных вопросов разрабатываем и практически на стадии завершения новых правил формирования и распределения госинформзаказа. В этой части работает рабочая группа и в ней принимают участие все СМИ, с которыми ежедневно ведутся консультации», — сказала глава МИОР.

Аида Балаева добавила, что ведомство проводит маркетинговые исследования, которые актуализируют ценовую политику продукций СМИ. 

«Мы также будем работать над тем, чтобы было больше аналитических материалов и на них тратились больше средств. С учетом сегодняшних реалий хотелось бы ставить такую задачу, чтобы побольше появились мультимедийные продукции. По итогам работы мы конкретно озвучим совместные результаты по формированию и распределению госинформзаказов», — отметила министр.

 

О развитии институтов внесудебного и досудебного разрешения споров

«Анализ показывает, что в казахстанском обществе в основном распространено судебное урегулирование споров. Это является проблемой для граждан и судов, отнимает много времени и средств у сторон, перегружает судебную систему. В связи с этим необходимо развивать институты внесудебного и досудебного урегулирования споров, о чем говорил Президент в своем Послании. Данный шаг позволить быстро урегулировать споры, не создавая при этом конфликтные ситуации между гражданами, сберегая драгоценные нервы, время и деньги», — отметила министр.

По данным министра, из 2 млн рассмотренных в 2019 году дел только около 42 тыс. были урегулированы в порядке медиации. В области медиации Министерство информации и общественного развития, как отметила Аида Балаева, намерено опираться на лучшие традиции передовых стран, таких как США, Великобритания, Германия, Швейцария.

О доступе к информации

«Мы как раз работаем над совершенствованием законодательной базы в части доступа к информации. Сейчас в Мажилисе находятся поправки, предусматривающие определение уполномоченного органа по вопросам доступа к информации. МИОР  будет как раз координировать и контролировать эту работу, если эта поправка будет принята и вступит в действие. В каждом государственном органе в рамках действующих штатных единиц будет уполномоченный отдел или же уполномоченный представитель, который отвечает за эту сферу. Что немаловажно, ежегодный доклад на имя Президента вопросам доступа к информации позволит показать все проблемные вопросы, недостатки, преимущества государственных органов. Это будет способствовать эффективности работы и открытости всех государственных органов», — сказала А. Балаева. 

По ее словам, МИОР как уполномоченный орган будет способствовать, чтобы связь всех государственных органов и СМИ была системной и непрерывной.

«Что касается доступа к заседаниям маслихатов, я очень хорошо знаю этот вопрос и сама была вынуждена реагировать и обращаться в аппарат акима города Алматы. В этом аспекте, конечно, это недопустимо, тем более сейчас как раз время требует открытости и конструктивного диалога. Согласно закону о СМИ, пресс-секретари назначаются только в государственных органах, поэтому в маслихатах они не предусмотрены. Законодательные меры и четкий контроль позволят, чтобы таких вопросов не было», — пояснила министр. 

О работе журналистов во время пандемии

«Я не устаю повторять слова благодарности нашим журналистам, которые проявили профессионализм и, рискуя своей жизнью, освещали практически самые тяжелые периоды, когда был объявлен режим ЧП. Освещали все мероприятия, которые принимаются государством, и не допустили панику в обществе. На первом этапе даже было недоверие, люди не верили, что есть вирус. Поэтому профессиональная работа журналистов позволила сделать так, чтобы народ в первую очередь в момент ЧС сидел дома. Я очень благодарна и желаю всем журналистам крепкого здоровья. Так как вирус никуда не делся, и сегодня, также рискуя жизнью, журналисты работают, доводят до населения оперативную и достоверную информацию», — сказала Аида Балаева в ходе онлайн-брифинга в СЦК. 

Аида Балаева также отметила, что благодаря профессионализму журналистов Казахстан попал в рейтинг стран, где наблюдается наименьшее число фейковых новостей.

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться