Вузам предоставлена возможность разрабатывать собственные образовательные программы — МНВО

На площадке СЦК вице-министр науки и высшего образования Куаныш Ергалиев рассказал о национальной политики в сфере высшего образования, где главной задачей является подготовка высококвалифицированных кадров для «экономики знаний» и повышение ее конкурентоспособности.  

Для выполнения данной задачи уже четко обозначены стратегические приоритеты и утвержден ряд программных документов. Это – Закон об автономии вузов, национальный проект «Качественное образование «Образованная нация», Концепция развития образования Республики Казахстан на 2022-2026 годы.  

В рамках данных документов определены приоритетные направления развития высшего образования:

  • расширение доступа к высшему и послевузовскому образованию; 
  • переход к опережающей модели подготовки кадров;
  • модернизация содержания и повышение конкурентоспособности высшего и (или) послевузовского образования;
  • цифровизация высшего образования; 
  • совершенствование системы управления в вузах; 
  • интернационализация высшего образования;
  • обеспечение качества системы высшего образования. 

К. Ергалиев коротко остановился на мерах, принимаемых Министерством в рамках данных задач, а также основных приоритетах развития высшего образования.

Во-первых, сегодня в стране функционируют 119 вузов (11 национальных, 29 государственных, 14 негражданских, 1 автономная организация, 1 международный, 16 акционированных и 47 частных), где обучается 609 150 человек. Около 38% из них учатся по госзаказу (230 375 чел.).

Ежегодно растет количество грантов. Так, на 2022-2023 учебный год выделено 88 214 грантов (в бакалавриате — 73 061, в магистратуре — 13 263, в докторантуре — 1 890 мест). Из них 60% (42 303 гранта) распределены на технические специальности.

На программу «Серпін» выделено 3 653 гранта. Также, отдельно для иностранных граждан выделено 490 грантов.

«В рамках поручения Главы Государства прорабатывается вопрос совершенствования модели присуждения грантов с учетом уровня образовательных достижений и социальной категории граждан. Кроме того, с нового учебного года увеличена стипендия студентов на 20% (с 31 423 тг до 36 660 тг), магистрантов и докторантов на 15% (с 76 950 тг до 86987 тг и со 172 500 тг до 195 000 тг соответственно).  В последующих годах данный рост продолжится (ежегодно на 20%). Проработан вопрос персонифицированного финансирования госзаказа на эскроу-счета обладателей образовательных грантов», — проинформировал вице-министр.

 Во-вторых, модель современного специалиста ориентирована на запросы рынка труда. Образовательные программы ориентированы на профессиональные, региональные стандарты и атласы. 64% образовательных программ уже обновлены с учетом профстандартов.

«Сегодня вузами для формирования востребованных рынком труда навыков разработаны инновационные и междисциплинарные образовательные программы. Для дальнейшего сближения системы высшего образования и рынка труда планируется внедрение системы опережающего кадрового обеспечения. Здесь региональные вузы будут тесно взаимодействовать с акиматами и местным корпоративным сектором. Таким образом, региональные вузы станут локальными точками роста экономики каждого региона. В целом, в развитии образования должны участвовать две равноправные стороны – работодатели (бизнес) и академическое сообщество», — отметил вице-министр.

Осуществляется реализация программы «Мамандығым-болашағым», предусматривающая форсайт-исследования для подготовки кадров с необходимыми знаниями и навыками, востребованных на рынке труда. Тем более вузам предоставлена возможность разрабатывать собственные образовательные программы. 

«Вы знаете, внесены изменения в ГОСО высшего и послевузовского образования по дальнейшему расширению академической свободы вузов.  Сегодня    вузы самостоятельны в определении содержания образовательных программ. Еще один плюс в изменениях ГОСО – это предоставление еще большей возможности привлекать специалистов-практиков и топ-менеджеров в образовательный процесс», — отметил он.

В-третьих, согласно прогнозам Всемирного экономического форума, через 10 лет 60% профессий либо трансформируются, либо перестанут существовать. Соответственно, существует большая потребность в получении дополнительных компетенций специалистами для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда.

По поручению Главы государства принята Концепция обучения в течение всей жизни. Меры, предусмотренные в Концепции, позволяют получить новые знания и навыки через различные формы обучения, в том числе неформальное обучение. 

В целях реализации Концепции в ГОСО предусмотрено признание результатов обучения микроквалификаций, введены понятия «нано-кредиты», «наращиваемые степени».

Особую актуальность приобретает «онлайн-обучение». Со следующего года будет запущена данная форма обучения. Планируется развитие цифровых образовательных ресурсов, сетей и платформ массовых открытых онлайн-курсов в вузах.

В-четвертых, для обеспечения рынка труда специалистами-практиками с сентября этого года в пилотном режиме запущены программы прикладного бакалавриата на уровне высшего образования (на базе 7 вузов).

В рамках данных программ ведется тесное сотрудничество с работодателями при подготовке кадров, применяется принцип «обучение на практике».

С сентября этого года в пилотном режиме на базе 4 вузов введен интегральный социальный GPA. Результатом обучения будет являться симбиоз академического, исследовательского и социального GPA. 

Данная мера способствует участию студентов в стартап-проектах, проектной, исследовательской, спортивной, общественной и волонтерской деятельности в вузе.

В-пятых, ведется работа по повышению кадрового и исследовательского потенциала вузов.

С целью формирования нового поколения управленцев   совместно с Назарбаев Университетом    планируется реализация программы подготовки и переподготовки топ-менеджеров, а также среднего звена вузов. В результате будет создан кадровый резерв на базе вузов.

По словам вице-министра, продолжится работа по расширению участия работодателей, представителей бизнес-структур, профессиональных и общественных объединений, региональных акиматов в корпоративном управлении. В данном направлении на прошлой неделе подписан меморандум с Ассоциацией независимых директоров Казахстана QID.

Планируется запуск проекта по созданию Центров академического превосходства на базе 20 конкурентоспособных вузов страны для поддержки науки и развития интеллектуального потенциала.

Системные меры принимаются по трансформации вузов в исследовательские университеты. Уже в этом году приняты постановления о присвоении статуса исследовательского университета КазНУ и ЕНУ, соответствующая работа ведется по Южно-Казахстанскому университету им. М. Ауэзова. Это позволит повысить исследовательский потенциал вузов, увеличить коммерциализацию научных проектов, а также повысить уровень научных публикаций в международных изданиях.

В-шестых, Министерством проводится системная работа по открытию филиалов зарубежных вузов.

По итогам этой работы с сентября 2022 года созданы филиалы Национального исследовательского ядерного университета МИФИ на базе КазНУ им. аль-Фараби и Российского университета нефти и газа им. Губкина на базе Атырауского университета нефти и газа им. С. Утебаева.

Также на базе Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева Университетом Аризона реализуется программа двойного диплома, а также совместные международные программы.

Есть договоренность Актюбинского университета им. Жубанова с университетом Heriot-Watt (Шотландия). Также в рамках поручения Главы государства прорабатывается создание филиалов на базе Университета Шакарим и Жетысуского университета им. Жансугурова.

Предусмотрено привлечение зарубежных экспертов к преподавательской деятельности из ведущих вузов дальнего зарубежья.

«Нами инициировано создание единого Центрально-Азиатского пространства высшего образования. В прошлом году проведена конференция Министров образования стран Центральной Азии, где принята Декларация о создании единого пространства. Для усиления сотрудничества и академического обмена в мае текущего года организован форум ректоров, по итогам которого создан Альянс вузов стран Центральной Азии. Инициировано создание постоянного Бюро ЦАПВО на казахстанской платформе. Все эти инициативы были поддержаны в рамках сопредседательства Казахстана в Болонском процессе в этом году», — отметил вице-министр.

Недавно были опубликованы результаты рейтинга лучших университетов Азии – QS Asia University Rankings 2023, где 32 университета Казахстана вошли в топ лучших университетов Азии. Из них 2 отечественных вуза (КазНУ и ЕНУ) вошли в топ-100.

В рамках внедрения системы обеспечения качества   в настоящее время ведется работа  по гармонизации государственного контроля с системой обеспечения качества. Это соответствует подходам новой регуляторной политики «с чистого листа». 

В настоящее время уже ведется работа по пересмотру 67 регуляторных актов в сфере высшего образования, а также разработаны критерии оценки системы управления рисками. Будет автоматизирована система оценки и управления рисками с использованием информационных систем.

«Сейчас планируется разработать Руководство по обеспечению качества высшего образования, в том числе стандарта аккредитации педагогических вузов. Планируется интеграция Реестра образовательных программ, Реестров аккредитационных органов, аккредитованных вузов и образовательных программ, а также показателей рейтингов. Одним из инструментов оценки уровня качества образовательных программ является рейтинг, проводимый НПП «Атамекен». В конце месяца будут известны результаты. Итоги рейтинга позволяют объективно оценить потенциал вузов и уровень их конкурентоспособности», — заключил К. Ергалиев.  

Информационно-справочные материалы

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться