Жилищное строительство Казахстана в 2020 году: тенденции и особенности

Несмотря на пандемию, снижение деловой активности и сокращение расходов, в 2020 году строительная отрасль составила основу экономической активности Казахстана. Рост в отрасли произошел на 11,2%. Объем введенного жилья вырос на 16,8% и составил 15,3 млн м². В материале рассказываем о развитии отрасли жилищного строительства в Казахстане в 2020 году.

По итогам 2020 года в эксплуатацию введено 15,3 млн м² жилья за счет всех источников финансирования, что на 16,8% выше итогов 2019 года.

Лидерами по вводу жилья являются гг. Нур-Султан и Шымкент, Карагандинская, Северо-Казахстанская и Жамбылская области.

В Алматинской, Актюбинской, Атырауской, Кызылординской, Туркестанской, Жамбылской областях преобладает индивидуальная застройка территорий.

В целом, подводя итоги 2020 года, в регионах наблюдается достижение доведенных объемов ввода жилья, а также освоение выделенных средств на жилищное строительство.

Несмотря на пандемию, снижение деловой активности и сокращение расходов, строительство по темпам роста отраслей экономики занимает одну из лидирующих позиций.

Вопросы наращивания объемов строительства и улучшения жилищной инфраструктуры находятся на особом контроле Правительства.

Объемы строительных работ обеспечивались в основном за счет реализации инфраструктурных проектов в рамках ГПИИР, «Нұрлы жол», «Нұрлы жер», развития туризма и других направлений экономики.

С целью поддержки строительной отрасли в условиях чрезвычайного положения было выделено 1 трлн тенге для реализации проектов в рамках Дорожной карты занятости и программы «Экономики простых вещей», малые и средние производители получили льготы по сроку уплаты налогов.

Дополнительно было выделено 390 млрд тенге на реализацию пилотного проекта «Шаңырақ», из них 180 млрд тенге направлены на строительство социального кредитного жилья и 210 млрд тенге — на льготное кредитование через Жилстройсбербанк по условиям «5-10-20».

 

Основные тенденции развития жилищного строительства в Казахстане в 2020 году

В 2020 году было продолжено строительство коммунального жилья для социальных слоев населения, реализация механизма финансирования строительства кредитного жилья для среднего класса с инструментами ипотеки, гарантирования и жилстройсбережений.

Достижению показателей по вводу жилья способствовали принятые программы по жилищному строительству и реформы в жилищной политике, проводимые с учетом социально-экономического развития страны, стратегических инициатив Елбасы и Главы государства.

 

Эффективное использование частных инвестиций в жилищном строительстве

Важнейшими инструментами обеспечения населения жильем являются привлечение частных инвестиций в жилищное строительство и стимулирование государственно-частного партнерства.

Эти меры обеспечили эффективное использование инвестиций: на 1 тенге государственных инвестиций привлекаются 4-6 тенге частных инвестиций.

За 12 месяцев 2020 года по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлено 2 трлн тенге инвестиций или 133,6% к аналогичному периоду 2019 года.

В том числе в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» в 2020 году из госбюджета на развитие жилищной политики выделено 751 млрд тенге.

В рамках госинвестиций введено 2 млн м² социального жилья. Свыше 40 тыс. семей охвачены государственной поддержкой, через предоставление более 25 тыс. доступного кредитного жилья, 6 тыс. льготных займов и свыше 9 тыс. семей обеспечены социальным арендным жильем.

 

Программа «7-20-25»: каковы показатели программы по итогам 2020 года

В настоящее время на рынке жилья представлены различные ипотечные программы, разработанные и учитывающие возможности различных категорий граждан. Данные программы различаются как по целевому кругу, так и по экономической модели реализации.

В целях обеспечения покупательского спроса населения по поручению Елбасы постановлением правления Национального банка была разработана, утверждена и успешно реализуется программа ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи».

Программа предоставляет работающим гражданам страны возможность решить свои жилищные вопросы и предлагает получение ипотечного жилищного займа по исторически минимальной ставке вознаграждения 7% годовых, с первоначальным взносом в размере от 20% от стоимости кредитуемого жилья, со сроком займа до 25 лет.

По состоянию на 1 января 2020 года от населения подано 47 851 заявок на получение займов на общую сумму более 560,6 млрд тенге, одобрены к выдаче 27 353 займа на сумму более 321,5 млрд тенге.

 

Арендное жилье без выкупа для наиболее социально-уязвимых слоев населения

По итогам 12 месяцев 2020 года по предварительным данным для социально-уязвимых категорий очередников акиматов построено и приобретено 3,8 тыс. арендных квартир без права выкупа (или 191,1 тыс. м²).

В рамках поручений Елбасы, данных в 2019 году на XVIII съезде партии «Nur Otan», продолжено обеспечение жильем малообеспеченных многодетных семей. По итогам 12 месяцев 2020 года построено и приобретено 4,7 тыс. квартир (или 318,8 тыс. кв. метров). Кроме того, за счет привлечения разных источников обеспечено жильем еще более 4 тыс. многодетных семей.

 

Меры по решению жилищных вопросов работающей молодежи

В рамках поручений Главы государства, данных в «Год молодежи», были приняты меры по решению жилищных вопросов работающей молодежи городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

С 2019-2021 годы запланировано обеспечить арендным жильем 9 тыс. граждан молодого поколения не достигшего 29 лет, которые, проживая в данных квартирах за 5-летний период, смогут накопить средства на собственное жилье по системе жилстройсбережений.

По предварительным данным, в 2020 году в крупных мегаполисах страны построено и выкуплено 1 031 квартира для работающей молодежи (в 2019 году такое жилье предоставлено 3 тыс. участникам).

 

Более 2 тыс. казахстанских военнослужащих получили займы на покупку жилья

В 2020 году по программе «Военный продукт» 2 362 казахстанских военнослужащих и сотрудников спецорганов, получателей жилищных выплат, получили займы в «Отбасы банке» на общую сумму 51,8 млрд тенге. Из них 1 888 внесли первоначальный взнос 15% и получили жилищный займ под 8% годовых. Еще 474 военных накопили на своем счету 50% от суммы жилья и получили жилищный займ под 6% годовых. Срок кредитования — до 25 лет. Займы по программе «Военный продукт» можно получить на цели приобретения первичного или вторичного жилья, в том числе по договору долевого участия.

 

По программе «5-10-25» выдано более 4 тыс. займов

Для кредитования участников пилотного проекта «Шаңырақ» АО «НУХ «Байтерек» выделяет АО «ЖССБК «Отбасы банк» 210 млрд тенге в рамках облигационного займа, полученного от Национального Банка РК.

По состоянию на 2 февраля т. г. АО «ЖССБК «Отбасы банк» выделено 90 млрд тенге, из которых освоено 70 млрд тенге и выданы 6 095 займов. 6 396 заявок на сумму 84 млрд тенге находятся в работе, из них одобрено 6 280 заявок на сумму 82,4 млрд тенге.

Оставшиеся 120 млрд тенге планируется Национальным Банком выделить в январе т. г.

 

Сколько казахстанцев на сегодняшний день стоят в очередях на жилье?

По состоянию на 1 января 2021 года в Единой национальной системе учета очередников по республике состоит в очереди более 548 тыс. граждан, количество получивших жилище из коммунального жилищного фонда составляет порядка 40 тыс. граждан.

В дальнейшем текущая база очередников акиматов передается в созданный «Отбасы банк», который будет централизованно осуществлять ведение, постановку и учет всех нуждающихся в жилье, а также распределение жилья по дате постановки в соответствии с лестницей доступности жилья.

Распределение жилья будет осуществляться в зависимости от регионального объема, вводимого в эксплуатацию жилья, с учетом даты (года) постановки на учет граждан и уровня их доходов, что позволит удовлетворить спрос среди большинства очередников.

 

Единая национальная система учета очередников

Посредством Единой национальной системы учета определяется полная информация по очередникам, что позволяет обеспечивать прозрачность, централизацию, оптимизацию и автоматизацию процессов постановки, снятия с учета, инвентаризации.

Система интегрирована с 22 информационными системами государственных органов (АДГС, МФ, МТСЗН, МЗ, МЮ, МЦРИАП, Государственной корпорацией и АО «ЖССБК») и имеет достоверные сведения по нуждаемости в жилье и доходах очередников.

С начала внедрения системы, инвентаризация при проверке всех данных по очередникам выявила более 1 млн несоответствий (в среднем в каждой семье по 4-5 человек), выявлены факты наличия жилья, превышение уровня дохода, несоответствие категории очередника.

 

Какими темпами развивается в РК индивидуальное жилищное строительство?

В рамках госпрограммы «Нұрлы жер» для стимулирования развития индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) местные исполнительные органы предусматривают:

●  распространение типовых проектов строительства индивидуальных, в том числе малоэтажных жилых домов (данные проекты предоставляются гражданам бесплатно);

●  отведение площадей под ИЖС массивами в соответствии с утвержденными генеральными планами и проектами детальной планировки;

●  обеспечение площадок инженерно-коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКИ) до начала строительства жилых домов;

●  предоставление земельных участков в установленном законодательством порядке.

Также предусмотрено ежегодное выделение средств на подведение ИКИ к районам массовой жилищной застройки, в том числе обустраиваются 40 тыс. земельных участков, выделяемых гражданам под ИЖС.

При формировании бюджета на 2021-2023 годы на 2021 год предусмотрено 83,1 млрд тенге, из которых более 46 млрд тенге (или более 55%) направлены на обеспечение ИКИ к ИЖС.

Предусмотрена организация акиматами пилотных проектов по строительству малоэтажных домов для очередников на получение земельного участка под ИЖС в едином архитектурном стиле, в том числе с привлечением частных застройщиков (в 7 регионах реализовано 726 жилых домов). Это один из механизмов государственного-частного партнерства (далее – ГЧП).

Кроме того, ежегодно из республиканского бюджета выделяются субсидии для возмещения 7% годовых от ставки вознаграждения по кредитам застройщиков.

В свою очередь, Министерством сельского хозяйства РК ведутся работы по внедрению сервиса «Реестр очередников на получение земельного участка для ИЖС» (далее – Реестр) в существующей автоматизированной информационной системе государственного земельного кадастра.

В настоящее время утверждены технические требования, проведена демонстрация сервиса «Реестр». Запущен пилотный проект в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области по внесению имеющихся заявлений в Реестр.

После внедрения Реестра уполномоченными органами по земельным отношениям акиматов будут вноситься существующие списки очередников посредством электронно-цифровой подписи.

В этой связи, утверждена Дорожная карта по внесению имеющихся данных заявителей, на получение земельных участков для ИЖС в Реестр очередников на получение земельных участков для ИЖС.

После наполнения данными Реестра в апреле месяце заявления на получение земельного участка для ИЖС будут подаваться посредством портала электронного правительства.

Также разработан и внесен в план законопроектных работ на 2021 год (срок внесения Законопроекта в Мажилис Парламента Республики Казахстан – июнь 2021 года) Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений», который предусматривает нормы, способствующие увеличению свободных площадок с подведенной ИКИ для предоставления земельных участков для ИЖС, что позволит обеспечить наибольшую часть населения жилыми домами и значительно сократить очередность на получение земельного участка для ИЖС.

 

Цифровизация строительной отрасли

Одним из инструментов в усилении прозрачности строительных процессов и ужесточении контроля за качеством строительства объектов является реализация проекта (единая информационная система) «Е-Курылыс».

Внедрением единой системы планируется значительное сокращение бумажного документооборота путем формирования необходимых исполнительных технических документов непосредственно в системе без возможности дальнейшей корректировки, что также повысит прозрачность строительных процессов.

Система охватывает все стадии строительства — от котлована до завершения строительства. Все скрытые работы будут не только завершаться актами, но и храниться в фото и видео формате.

При необходимости данная система позволит подключить органы социальной защиты населения, противопожарной, санитарно-эпидемиологических служб и других заинтересованных органов.

Вместе с тем, в рамках внедрения единой системы для организации проведения строительства по принципу «одного окна», автоматизирована подача ежемесячных отчетов технадзоров.

Эта единая площадка для сдачи отчетов технадзорами, позволяющая отслеживать технадзоров по объектам их трудовой деятельности и пресекать факты оказания услуг в разных регионах страны.

На сегодня все регионы подключены к данной системе. Отчеты подаются электронно, процесс централизован.

Далее, последовательно будет интегрированы Реестры (ИТР, экспертов, по техническому обследованию, аккредитованных экспертных организаций), база принятых уведомлений и в рамках отчетности будет автоматически высвечиваться несоответствия которая позволит своевременно отслеживать сроки сдачи.

Также на данный момент прорабатывается нормативная и техническая часть по отслеживанию на объектах применения отечественных товаров по отчетам.

Кроме того, в целях внедрения единой системы министром индустрии и инфраструктурного развития утверждены Правила, определяющие порядок ведения портала и информационных систем для организации проведения строительства по принципу «одного окна».

В целом, меры по усилению государственного контроля и ужесточения требований при строительстве систематически принимаются, в том числе с применением цифровых инструментов.

Данный вопрос находится на постоянном контроле.

Также в 2021 году планируется создать Единый реестр лицензиатов, который будет интегрирован с информационными системами других государственных органов для получения сведении о каждом лицензиате (опыте и стаже работы, введенных объектах, самостоятельно и в качестве субподрядной организации, материально-технической оснащении, составе квалифицированных кадров, наличии налоговых отчислений и др.).

Это позволит выявить недействующие организации (технический надзор, техническое обследование и лицензиатов) и повысить качество строительной продукции.

Кроме того, в рамках Плана мероприятий по внедрению технологии информационного моделирования (BIM-технологий) в строительную отрасль Республики Казахстан (утвержденного приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 11 апреля 2017 года №197, далее – План мероприятий) осуществляется внедрение ТИМСО (BIM-технология).

Также в соответствии с пунктом 8 Плана мероприятий предусмотрена оцифровка АГСК-1.1 «Нормативные правовые акты и нормативные технические документы» (далее – АГСК -1.1).

Оцифровка предполагает выполнение работ по переводу бумажных нормативных требований НПА и НТД АГСК 1.1 в цифровой формат в целях последующего создания алгоритмов автоматизированных проверок, что позволит решить проблему своевременного обнаружения ошибок, вызванных человеческим фактором, а в перспективе создаст условия для автоматизации проверок и экспертизы информационных моделей.

В рамках оцифровки АГСК 1.1 в текущем году планируется сформировать цифровой тезаурус, в котором будут однозначно интерпретированы все строительные понятия, фигурирующие в архитектурно-градостроительном каталоге. После этого на основе сформированного тезауруса порядка 500 основных документов, в том числе в период 2021-2023 гг. 195 документов, будут поэтапно переведены в формат автоматизированных проверок. То есть по результатам этой работы предполагается, что информационные цифровые модели каждого строительного объекта будут в автоматизированном режиме проверяться на требования технической безопасности проектных решений, что соответственно сведет к минимуму риск различного рода аварий, позволит автоматизировать работу экспертов различных видов экспертиз и соответственно положительно повлияет на качество проектов и подсчет их стоимости.

Таким образом, в 2021-2022 гг. планируется поэтапно реализовать мероприятия по «оцифровке» документов, включенных в АГСК 1.1:

«оцифровка сегмента» АГСК-1.1 (набор НПА и НТД), которая направлена на перевод текстовых требований в формат автоматизированных проверок и включает работы по:

●  снятию семантической неоднозначности (синтаксической девариации) текста НПА и НТД;

●  разметке текста НПА и НТД с целью выявления требований;

●  формализации требований НПА/НТД и формированию правил;

●  организации работ экспертной группы (экспертов в области строительства), привлекаемой с целью проверки и устранению ошибок (коллизий);

●  переводу данных правил в формат автоматизированных проверок.

В 2020 году в рамках договора выполнена работа на сумму 237 839 тыс. тенге, 100% освоения бюджетных средств.

 

Планы и задачи на 2021 год

В текущем году планируется введение 17 млн м² жилья, объем инвестиций составит 2,2 трлн тг.

В 2021 году в рамках реализации госпрограммы «Нұрлы жер» планируется обеспечить ввод 15,2 млн м² жилья по всем источникам финансирования, из них за счет государственной поддержки свыше 12 тыс. социального арендного жилья, более 10 тыс. доступного кредитного жилья и 8,8 тыс. льготных займов для приобретения жилья.

В целях повышения предпринимательской активности в строительстве планируется совершенствование нормативного регулирования, внедрение цифровизации строительных процессов, BIM технологий, разработка новых нормативных технических документов с учетом современных технологий, типовой проектной документации, развитие градостроительного планирования, кадастра и производства строительных материалов.

Во исполнение поручений Главы государства К. Токаева прорабатываются дальнейшие меры по развитию жилищной политики.

Со 2021 года по поручению Главы государства заработает полноценный институт развития и поддержки — АО «Жилищный строительный сберегательный банк «Отбасы банк».

В дальнейшем текущая база очередников акиматов передается в созданный «Отбасы банк», который будет централизованно осуществлять ведение, постановку и учет всех нуждающихся в жилье, а также распределение жилья по дате постановки в соответствии с лестницей доступности жилья.

Это будет «Центр по обеспечению жильем» по предоставлению доступного жилья, льготному кредитованию, использованию жилищных сертификатов и пенсионных накоплений.

Распределение жилья будет осуществляться в зависимости от регионального объема, вводимого в эксплуатацию жилья, с учетом даты (года) постановки на учет граждан и уровня их доходов.

Это позволит удовлетворить спрос среди большинства очередников, которых по состоянию на 1 января 2021 года числится 548 168 граждан.

Кроме того, согласно поручениям Главы государства К. Токаева данных в Послании народу Казахстана 1 сентября 2020 года, дополнительно в целях увеличения охвата государственной мерой поддержки граждан вырабатываются механизмы субсидирования арендной платы за жилье, арендуемое в частном жилищном фонде, а также стимулирование строительства жилья на селе частными застройщиками.

Также в целях увеличения объемов ввода жилья и предложений для населения рассматривается вопрос внедрения оффтейк-контрактов, по которым строительные компании будут осуществлять строительство по заказу для очередников.

Вместе с тем МИИР РК в рамках исполнения поручения Президента К. Токаева по внесению нового пакета предложений по совершенствованию жилищной политики планирует разработать новый механизм жилищного строительства с привлечением частных инвестиций в строительство арендного жилья. В рамках данного механизма будут рассмотрены решения о создании Частных строительных фондов. 

Реализация данных мер будет осуществляться в рамках программы «Нұрлы жер» после внесения поправок в действующее законодательство.

Также предлагается увеличить объемы строительства кредитного жилья и продолжить проект «5-10-20» (выдача льготных займов до 5% годовых через Отбасы банк для очередников). Для этого необходимо ежегодное выделение из республиканского бюджета  420 млрд тенге через Отбасы банк. Это позволит частным застройщикам и акиматам ежегодно строить 35 тыс. квартир по фиксированным ценам. Через данный механизм поддержкой будут охвачены 353 тыс. очередников (за 10 лет) с доходами выше 1 прожиточного минимума.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться