Роль транспортного хаба между Евровой и Азией дает Казахстану ряд уникальных преимуществ

По поручению Президента Республики Казахстан в Казахстане начата работа по созданию транспортно-логистических хабов. О том, как решается задач, поставленная Главой государства, о первых результатах работы и планах на будущее в интервью для сайта Рrimeminister.kz. рассказал Вице-президент по логистике АО "Национальная компания "Қазақстан Темір Жолы" Ерхат Серикович Искалиев.



- Как идет реализация проекта «Новый Шелковый путь»? Какие планы и приоритеты Вы определяете на будущее?


- В настоящее время проект «Казахстан - Новый Шелковый путь» (Проект КНШП) находится на стадии разработки, согласовываются и дорабатываются детали. По данному проекту разрабатывается Комплексный план, который в краткосрочной перспективе будет представлен на рассмотрение Правительства РК. До конца года Правительством РК должен быть принят Комплексный план мероприятий по реализации проекта. Проект КНШП отличается своей актуальностью и масштабностью. Он будет содействовать развитию международной торговли, повышению транзитного потенциала страны, привлечению инвестиций и интеграции в международное транспортное пространство. Проект КНШП также отвечает приоритетам Республики Казахстан, а именно: развитию надежных транспортно-логистических цепочек между Европой и Азией, созданию модернизированной инфраструктуры, развитию и укреплению трансграничного сотрудничества и становлению в качестве логистического, торгового, делового хаба региона. Ожидается, что в случае успешной реализации проекта «Новый Шелковый путь», к 2020 году объем транзитного грузопотока через территорию Казахстана должен возрасти в два раза, с дальнейшим доведением его до 50 миллионов тонн. Для Казахстана ситуация уникальна тем, что он граничит с одной из самых быстро растущих экономик мира – Китаем, который, начиная с 2006 года стал наиболее крупным поставщиком товаров в ЕС. По данным Таможенной службы Китая, товарооборот между ЕС и Китаем рос на 28% с 2009 по 2011, при этом экспорт из Китая в ЕС на 26%, а импорт в Китай на 32%. В настоящее время подавляющее большинство грузов из Китая идет в Европу через морские порты на восточном побережье, однако правительство КНР предпринимает активные шаги, стимулирующие экономический рост в Западных и Центральных провинциях Китая, которые тяготеют к ж/д перевозкам через территорию ЕЭП. Таким образом, Китай также заинтересован в развитии потенциала транзитных железнодорожных перевозок через территорию РК. Между тем, можно выделить основные мероприятия (реализуемые и планируемые) в соответствии с комплексным планом проекта «Казахстан – Новый Шелковый путь». Это модернизация железнодорожной инфраструктуры РК. Так, в 2011 году было завершено строительство железнодорожных линий Коргас-Жетыген (293 км, прогнозируемый объем перевозок к 2020 году – 7 млн тонн) и Узень- государственная граница с Туркменистаном (146 км). В 2015 году ожидается завершение строительства линии Жезказган-Бейнеу (988 км, прогноз транзита из Китая в Европу к 2020 г. по ЖСБ составит 7 млн тонн), Аркалык-Шубарколь.
К 2016 году планируется завершение проекта расширения порта Актау к 2016 году, который станет «западными воротами» Казахстана с выходом на прикаспийские страны, Россию и далее в Европу.

- Расскажите о планах по МПЦС «Хоргос». Какие работы сейчас ведутся в этом направлении? Что на сегодня уже выполнено?



Основной целью МЦПС «Хоргос» является - развитие приграничного торгово-экономического, научно-технического, культурного сотрудничества РК и КНР. Проект состоит из двух частей – казахстанская часть -185 га и китайская часть -324 га. МЦПС «Хоргос» - один из крупнейших инвестиционных проектов, направленный на упрощение торговли с Китаем. Особенности проекта в том, что на территории центра действует 30-дневный безвизовый режим для граждан Казахстана, Китая и третьих стран и освобождены от уплаты таможенных платежей по товарам на сумму 1,5 тысяч евро не более 50 кг. Кроме того, сегодня ведется работа по строительству на южных границах Таможенного союза – открытых ворот для международной торговли СЭЗ Хоргос, с возможностью прямого выхода на порт Актау. Учитывая единую таможенную территорию стран Таможенного союза, рынок торговли через СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота» сосредоточит рынок стран партнеров Казахстана в Таможенном союзе (Беларусь и РФ). При этом приблизит границы Европы по тяготеющим грузам из стран Азиатско-тихоокеанского региона.



Еще один очень важный объект – международный пограничный переход на станции Алтынколь. Ожидается, что к 2013 году объем грузовых перевозок через этот пограничный переход вырастет до 25 млн тонн. В перспективе проект МЦПС «Хоргос» и проект создания Специальной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота» призваны стать одной из точек экономического роста всего Казахстана и позволят сделать прорывной шаг в становлении страны как торгового, логистического и делового хаба Центрально-Азиатского региона к 2016 году.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться