Модернизация жилищной политики, строительство доступного жилья и ипотека по выгодным условиям — развитие жилищного строительства в Казахстане

Сегодня на брифинге в Службе центральных коммуникаций первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев, председатель правления АО «Отбасы банк» Ляззат Ибрагимова рассказали о ходе реализации государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер». 

Как сообщил первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев, в 2020 году по республике построено 15,3 млн кв. м. жилья, сдано свыше 140 тыс. жилищ.

Инвестиции в жилищное строительство возросли на 33,6% в сравнении с 2019 годом и составили 2 трлн тг.

На 1 тенге государственных средств привлечено 5 тенге частных инвестиций.

Государственная поддержка оказана 38,4 тыс. семьям в виде социального жилья и льготных займов по программам «2-10-20», «5-10-20» и «5-20-25». 

«В т.г. вместо плановых 15,2 млн кв. м мы обязуемся построить по программе «Нұрлы жер» 17 млн кв. м жилья. Это скорректировано с учетом принятой предвыборной платформы партии Nur Otan «Путь перемен: достойную жизнь каждому!». Жилищные условия улучшат 163 тыс. семей, из них за счет государственной поддержки — 43,5 тыс. очередников. Им будет предоставлено 22,5 тыс. единиц социального жилья и 21 тыс. льготных займов. Всего за 2021-2025 годы построим 103 млн кв. м. нового жилья», — сообщил К. Ускенбаев.

По итогам 1 квартала т.г. в строительной отрасли, несмотря на вводимые локдауны, отмечается положительная динамика развития. Объем строительно-монтажных работ в сравнении с прошлым годом увеличился на 113,1%. Рост строительной активности наблюдается в 16 регионах, за исключением Мангистауской области.

Как отметил вице-министр, импульс строительства обусловлен благодаря принимаемым антикризисным мерам, что обеспечивает предпринимательскую активность строительных компаний и трудовую занятость населения.

«В 1 квартале т.г. введено в эксплуатацию 2 870 тыс. кв. м жилья, что выше аналогичного периода прошлого года на 8,6%. Сдано свыше 23 663 жилищ, в том числе – 8 637 индивидуальных домов. Увеличение объемов ввода жилья в сравнении с прошлым годом отмечается в 16 регионах, за исключением Павлодарской области», — отметил К. Ускенбаев.  

Инвестиции в жилищное строительство по сравнению с прошлым годом увеличились на 33,8%.

По словам вице-министра, с целью стимулирования строительства жилья и удешевления стоимости государство обустраивает районы жилищной застройки инженерными сетями, в том числе земельные участки, выделяемые гражданам для индивидуальной застройки.

За 2021-2025 гг. планируется обеспечить необходимой инфраструктурой 235 тыс. земельных участков, из них в областных центрах, малых городах – 125 тыс. земельных участков и 110 тыс. земельных участков в сельской местности.

Ежегодно на подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры к жилым массивам из республиканского бюджета предусматривается выделять по 130 млрд тг.

Одним из новых направлений развития жилищной политики — создание по поручению Главы государства на основе Жилстройсбербанка полноценного института развития и поддержки — «Отбасы банк» с передачей очередников местных исполнительных органов.

Основной принцип работы «Отбасы банк» будет направлен на повышение доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения.

«На сегодня Жилстройсбербанк преобразован в «Отбасы банк» и на его базе создан «Центр по обеспечению жильем», который будет централизованно осуществлять ведение, постановку и учет всех нуждающихся в жилье, а также распределение жилья по дате постановки среди существующих очередников в соответствии с лестницей доступности жилья. База «Центра по обеспечению жильем» будет интегрирована с государственными базами данных физических лиц. Повторное включение в Базу не допускается, граждане могут участвовать в государственных программах только один раз», — пояснил К. Ускенбаев. 

Количество граждан, состоящих в очереди на получение жилья, ежегодно растет в среднем на 50 тыс. и на сегодня составляет 559 тыс. человек.

Очередники, имеющие доход ниже 1 прожиточного минимум на члена семьи, в основном это многодетные семьи, дети-сироты, семьи, имеющие детей инвалидов, и другие социально-уязвимые слои населения, будут обеспечены жильем через механизм субсидирования частного арендного жилья.

Очередники, имеющие доход выше 1 прожиточного минимума, в основном это госслужащие, бюджетники, неполные семьи и другие очередники, будут приобретать жилье через получение льготных займов на новое жилье. 

Новым направлением развития жилищной политики рассматривается внедрение по поручению Главы государства механизма субсидирования арендной платы в частном жилищном фонде для очередников.

В данном механизме будет задействован Единый оператор жилищного строительства, который формирует пулы арендного жилья, и будет управлять жилищным фондом, заключая договоры с арендаторами.

«Совместно с частными застройщиками будут создаваться социальные фонды недвижимости на первичном рынке. К примеру, для пула жилья на 10 тыс. квартир потребуются субсидии в размере 5,3 млрд тг в год. После формирования пулов жилья, акции данных фондов, обеспеченные недвижимостью, будут предлагаться рынку с гарантированной доходностью», — уточнил К. Ускенбаев.  

Для реализации механизма субсидирования арендной платы предлагается усилить полномочия «Отбасы банк». 

Планируется субсидировать аренду от арендной платы частного жилищного фонда в размере 31 МРП для городов Нур-Султан и Алматы, 21 МРП – иных регионов и 15 МРП – для сельской местности.

Дополнительно в рамках совершенствования жилищной политики рассматривается:  

  • формирование пулов арендного жилья и стимулирование создания частных социальных фондов недвижимости;
  • привлечение рыночного фондирования (депозиты населения, пенсионные накопления) и субсидирование расходов по займу;
  • заключение оффтейк-контрактов с застройщиками на выкуп жилья (по ценам программы «Нұрлы жер»);
  • внедрение механизма проектного финансирования частных застройщиков;
  • предоставление права МИО изымать земельные участки для строительства жилья и социальных объектов (школы, больницы) за счет собственных средств застройщика при условии предоставления 50% от объема строящегося жилья по ценовым параметрам программы «Нұрлы жер».

Также в случае строительства этих объектов на собственных участках застройщика предлагается предоставление альтернативных земельных участков или возмещение затрат застройщика.

При этом, земельные участки для строительства будут предоставляться согласно Правилам организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права его аренды. 

Также предлагается внедрение механизма строительства жилья на селе.

Данный механизм согласно поручению Главы государства предусматривает субсидирование 50% затрат работодателя при строительстве жилья для работников в селах.

По оперативным данным МИО потребность составляет 2 855 жилищ в 76 районах. Для субсидирования потребуется из республиканского бюджета 14,3 млрд тг.

Кроме того, проводятся мероприятия по обновлению существующего жилого фонда республики. 

В 2020 году 8 регионам было выделено 8,6 млрд тг (Актюбинской, Жамбылской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Западно-Казахстанской областях и городах Нур-Султан, Шымкент) на капитальный ремонт 249 жилых домов. 

По итогам года доля объектов кондоминиумов, требующих ремонта, снизилась до 21,5%. В этом году дополнительно заявлена потребность в финансировании на 19,5 млрд тг.

Как отметил К. Ускенбаев, с т.г. большинству граждан предоставлена беспрецедентная возможность улучшения жилищных условий с использованием единовременных пенсионных выплат.  

Для реализации механизма были приняты поправки в законодательство по вопросам пенсионной системы и утверждены необходимые документы об определении уполномоченных операторов и их функций в лице «Отбасы банк» и банков второго уровня, а также предусмотрены обязательные нормы для уполномоченных операторов по контролю за целевым расходованием гражданами средств.

В свою очередь, Министерство индустрии и инфраструктурного развития совместно с Министерством труда и социальной защиты населения, Национальным Банком, Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, Отбасы банк разработаны Правила использования единовременных пенсионных выплат для улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством РК. 

Основным условием улучшения жилищных условий определено приобретение жилища (в т.ч. ремонт) или строительство через различные механизмы.

Согласно правилам, предусмотрены 5 целей использования гражданами пенсионных накоплений:

- для полного расчета при приобретении жилища, по гражданско-правовым сделкам, связанным с приобретением жилища (договоры купли-продажи, приватизации, обмена, рассрочки), по договорам о долевом участии в жилищном строительстве (при наличии гарантии или при заключении договора о передаче доли в многоквартирном жилом доме при наличии акта), а также для строительства индивидуального жилого дома, включая приобретение земельного участка; 

- в качестве первоначального взноса для получения ипотечного займа, на приобретение жилища, погашения задолженности, рефинансирования ипотеки через банки;

- для получения, рефинансирования, погашения задолженности по ипотеке, на приобретение жилища или строительства индивидуального жилья с приобретением земельного участка по системе жилстройсбережений;

- для приобретения жилища в рамках финансирования исламским банком и погашения задолженности по такому финансированию; 

- для погашения задолженности по договорам долгосрочной аренды жилища с правом выкупа, предоставленного в рамках программ жилищного строительства и антикризисных программ.

На сегодня МИИР РК по итогам анализа реализации механизма и поступающих обращений подготовлен проект о внесении изменений и дополнений в правила. Проект будет принят в установленном порядке после согласования со всеми заинтересованными органами и аккредитованными организациями.

«Хочу отметить, что успешная реализация принимаемых мер позволит обеспечить комплексный подход по повышению и улучшению жилищных условий граждан с предоставлением качественных коммунальных услуг и эффективной системой управлением строительства и жилищно-коммунального сектора», — добавил К. Ускенбаев.  

На вопрос журналистов о том, почему часто в переданных в эксплуатацию домах выявляется масса недоделок или некачественно выполненных работ К. Ускенбаев ответил, что министерством планируется принятие ряда мер в данном направлении.

«Да, часто сталкиваемся с такими проблемами, обращаемся в акиматы, поскольку ГАСКи на местах относятся к акиматам», — отметил К. Ускенбаев.

На республиканском уровне, по словам вице-министра, разработаны системные меры. В первую очередь это внедрение цифровых методов контроля. При цифровизации к общей базе в цифровом формате будут подключены все ответственные и контрольные органы, в том числе технадзоры и ГАСКи. В перспективе к ней будут подключены все строительные компании, которые осуществляют строительство в республике. На первом этапе это будут компании, которые работают с бюджетными программами, на втором — все остальные. 

Если сейчас все журналы технического, авторского и других контрольных направлений ведутся в письменном виде и кроме узких специалистов доступа к ним нет ни у кого, в цифровом формате весь ход производства должен регистрироваться в электронном портале. К этим данным будут иметь доступ те, кто осуществляет контроль за ходом строительства, правоохранительные органы. По долевому строительству будут допущены к базе люди, вложившие средства в строительство, дольщики. Там будут видеофиксация и фотофиксация, которые впоследствии останутся в базе компании, обслуживающей дом. База будет подключена к системе «Безопасный город».

«Кроме того, назрела необходимость усилить ответственность всех участников рынка за качественным проведением работ. Мы должны персонифицировать и усилить ответственность каждого лица пофамильно. В этом году внесем соответствующее предложение по этому поводу», — отметил К. Ускенбаев.

Также журналистами были заданы вопросы по недобросовестным получателям жилья. Часто квартиры, полученные по госпрограмме, либо перепродаются, либо сдаются в аренду. Почему госпрограмма не выполняет свое целевое назначение, то есть выделение квартир нуждающимся? Будут ли введены временные лимиты на продажу такого жилья или другие меры в отношении покупателей?

По словам К. Ускенбаева, были задачи по ограничению в продажах такого жилья, в том числе приобретенного с использованием пенсионных накоплений. 

«Но есть вторая сторона: люди говорят, мы купили, мы деньги заплатили, почему ограничиваете наши права. Поэтому сейчас перед министерством такой вопрос не стоит», — ответил К. Ускенбаев.

В рамках программы «Нұрлы жер» приняты меры по повышению доступности населению питьевой воды.

В 2020 году в регионах было реализовано свыше 300 проектов на 113 млрд тг. Это позволило повысить уровень обеспечения централизованным водоснабжением до 97,5% городского и 90,1% сельского населения. 

По итогам года доступ к услугам водоснабжения предоставлен 94,6% населения республике.

Построено и реконструировано 4 500 км водопроводных и канализационных сетей. 

В этом году реализуются 319 проектов по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 125 млрд тг.

При рассмотрении заявок на льготное кредитование будет использован принцип социальной справедливости — Л. Ибрагимова

«У нас есть 50 млрд тенге, по нашим плановым расчетам это примерно 5 тысяч семей только трех категорий: многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, неполные семьи. В понедельник появилась возможность в онлайн формате, не выходя из дома, подать заявку. И 19833 заявки уже соответствуют условиям», — сказала председатель правления АО «Отбасы Банк».

В целом, по ее словам, подано 23 109 заявок. 

«3 276 заявок отклонены – 517 не являются очередниками и не подходят ни к одной из категорий, 2 624 человека стоят в категории госслужащие, бюджетники, военнослужащие, поэтому тоже не подходят; 123 человека стоят в других категориях, три человека, которые находятся в категории ветераны войны. Скорее всего заявки от их имени подали их дети или родственники», — заключила она.

Новых обладателей жилья будут выбирать по дате постановки на очередь в каждом регионе. Начнут с тех, что встал в очередь в начале двухтысячных годов. Далее будут оценивать их платежеспособность. 

«Будет соблюден принцип социальной справедливости: кто первый встал в очередь, тот получит первым возможность на льготный займ. 15 млн тг — максимальная сумма в городах Нур-Султан, Алматы, пригородных зонах, Шымкент, Актау, Атырау, в остальных регионах сумма 10 млн тг по этой программе. Очень удобно – недвижимость может приобретаться в том регионе, где заемщик встал в очередь, как на первичном, так и вторичном рынке. Никаких ограничений по приобретаемой недвижимости нет. Также мы реализуем программу «Шанырак», на прошлой неделе к нам поступил второй транш в 120 млрд тг. Эта программа для всех категорий, кто находится в очереди, в том числе, те люди, которые заявку подали и не соответствовали «Бакытты отбасы», — объяснила механизм распределения глава «Отбасы банка».

По плану в течение мая т.г. около 8 тысяч квартир будут участвовать в программе «Нұрлы жер», информация будет на сайте baspana.kz.

О том, как отразилась на рынке жилья программа по досрочному снятию пенсионных накоплений, Л. Ибрагимова ответила, что по последним статистическим данным, около 50% всех средств, которые были направлены из ЕНПФ — это ресурсы, направленные на выкуп жилья, то есть это сделки на рынке вторичного жилья. 

«Был прогноз, что будет много сделок по ипотеке, но из более 100 тыс. заявок за ипотекой в наш банк за 3 квартала были поданы всего 4 тыс. заявлений и в БВУ примерно такое же количество заявок. То есть общий объем не превысил 10 тысяч заявлений. Поэтому ажиотаж, связанный с использованием пенсионных накоплений, фактически в конце апреля завершится. Сейчас мы получаем около 2,5 тыс заявок в день. Суммы, которые указываются в заявках, уменьшились. Если в январе-феврале суммы указывались в размере 15 млн тг и более, то сейчас в среднем заявки указываются в размере от 1-2 млн тг», — пояснила она.

Справочно: 79 проектов на 55,7 млрд тг по обеспечению городских населенных пунктов водоснабжением и водоотведением и 240 проектов на 69,3 млрд тг — по сельским населенным пунктам.

За счет реализации этих проектов планируется довести показатель обеспеченности доступа к услугам водоснабжения до 98% городского и 91,8% сельского населения.

В результате доступ к услугам водоснабжения будет обеспечен для 95,7% населения республики, в том числе жители 4 601 сельского населенного пункта.

Также в рамках программы «Нұрлы жер» были приняты меры по улучшению комфортной среды проживания граждан.

В рамках модернизации жилищно-коммунального хозяйства в 2020 году было выделено 11,3 млрд тг на реализацию 19 проектов по реконструкции и строительству систем тепло-, водоснабжения и водоотведения в 5 регионах (г. Шымкент, Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской областях).

В этом году будет реализовано 2 проекта на 1,7 млрд тг (Карагандинская обл).

По итогам 2020 года износ сетей водоснабжения и теплоснабжения снизился до 55%, в 2021 году планируется снизить до 53%.

Наиболее острой проблемой является обеспечение бесперебойного функционирования канализационно-очистных сооружений. 

В настоящее время есть необходимость строительства и реконструкции 53 КОС на сумму порядка 366 млрд тг.

Планируется за счет передачи водоканалов в доверительное управление и в рамках сервисных контрактов реализовать 28 проектов КОС на общую сумму 307 млрд тг в 25 городах с населением более 45 тыс. человек.

В остальных 24 малых городах проекты общей стоимостью 59 млрд тг предлагается финансировать за счет трансфертов из республиканского бюджета в связи с низкой инвестиционной привлекательностью.

Реализация проектов КОС позволит улучшить качество жизни населения, обеспечить 100% охват населения очисткой сточных вод в городах до 2025 года, а также обеспечить защиту и улучшение окружающей среды.

Для обеспечения процесса мониторинга и управления жилищно-коммунальной инфраструктурой внедряется информационная система Е-SHANYRAQ. Функционирование такой экосистемы обеспечит прозрачность в предоставлении коммунальных услуг и во взаимоотношении жильцов с управляющими компаниями.

Утверждены необходимые правила о централизованном сборе информации и хранении данных в информационной системе Е-SHANYRAQ. В настоящее время ведутся работы по разработке технической документации.

Принимаются комплексные меры по цифровизации строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. 

С прошлого года начата автоматизация процесса сдачи отчетности и механизма контроля в рамках информационной системы «Е-Құрылыс» с загрузкой реестров технадзоров и инженерно-технических работников и подключения к системе органов ГАСК.

Созданная единая площадка для сдачи отчетов технадзорами позволила отслеживать их по объектам трудовой деятельности и пресекать факты оказания услуг в разных регионах страны.

В этом году будет продолжена дальнейшая работа по оцифровке строительных процессов с запуском системы в промышленную эксплуатацию до конца года.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться