Выступление Председателя Национального банка РК Е. Досаева на расширенном заседании Правительства под председательством Главы государства

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Деятельность Национального банка направлена на реализацию поставленных Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым задач по обеспечению макроэкономической стабильности и усилению роли финансового сектора в развитии реальной экономики.

Главной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен в рамках режима инфляционного таргетирования.

По итогам I полугодия 2019 г. инфляция в годовом выражении сложилась на уровне 5,4%, сохраняясь внутри целевого коридора 4-6% на текущий год. Базовая ставка была снижена с 9,25% до 9,00%.

Курс национальной валюты формировался под влиянием внешних и внутренних факторов и с начала года укрепился на 0,2%.

Продолжается улучшение платежного баланса страны на фоне стабильного спроса на экспортную продукцию страны. В I квартале т. г. счет текущих операций сложился с профицитом, составив $0,4 млрд.

Валовые золотовалютные резервы снизились с начала т. г. до $28,2 млрд в результате уменьшения остатков на валютных счетах клиентов в Национальном банке. Уровень золотовалютных активов превышает 7 месяцев импорта товаров и услуг. Активы Национального фонда составили $58,2 млрд, валовые международные резервы — $86,4 млрд.

Национальным Банком принимаются меры по реализации Ваших поручений по обеспечению экономики доступными кредитными ресурсами.

После снижения в I квартале т. г. кредитного портфеля в результате списания банками неработающих займов на сумму 624 млрд тенге до 12,5 трлн тенге, в апреле-мае наблюдается восстановление кредитной активности.

Общий кредитный портфель банковского сектора вырос до 12,8 трлн тенге, увеличившись за апрель-май т. г. на 2,2%. Всего с января по май т. г. банками выдано на 14,2% больше новых кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Денежно-кредитные условия смягчаются. Ставка по тенговым кредитам для бизнеса снизилась до 11,9% по сравнению с 12,5% в мае 2018 года.

Для улучшения базы фондирования максимальные ставки по депозитам населения повышены в пользу срочных и сберегательных вкладов до 12,5% и 13,5%.

Продолжается замещение вкладов в иностранной валюте тенговыми вкладами. Уровень долларизации депозитов снизился с 48,4% в начале года до 39,1% по итогам мая т. г.

В соответствии с поручением Елбасы Национальным банком реализуется Программа льготного кредитования приоритетных отраслей экономики, в рамках которой банкам предоставляется долгосрочное фондирование на сумму 600 млрд тенге.

На сегодня в банках на рассмотрении находятся 187 проектов на сумму 146,2 млрд тенге, одобрены 77 проектов на сумму 34,1 млрд тенге.

Важным направлением является внедрение Пяти социальных инициатив Елбасы для обеспечения населения доступным жильем. По программе «7-20-25» получили займы 7 936 семей на сумму 92 млрд тенге. Программа способствовала росту ипотечного портфеля банков на 24,8% за год до 1,4 трлн тенге.

В реализацию Вашего Указа «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан» Национальным банком утвержден механизм по списанию начисленных штрафов и пени по беззалоговым потребительским кредитам.

До 30 июля т. г. банки и микрофинансовые организации осуществят прощение задолженности по начисленной неустойке.

При этом 70% по пеням и штрафам будут погашены за счет самих финансовых учреждений, 30% будут возмещены за счет средств Национального банка. Всего нами выделено 17,5 млрд тенге.

Кроме того, в июле т. г. Вами подписан Закон о передаче функций регулирования и развития финансового рынка из Национального банка в отдельный государственный орган с 1 января 2020 года. До конца т. г. Национальным банком будет завершена работа по принятию всей необходимой нормативно-правовой базы.

Законом предусмотрено полное регулирование всех субъектов потребительского кредитования, включая онлайн-компании, ломбарды и другие юридические лица, предоставляющие займы населению.

Субъекты будут обязаны впервые пройти учетную регистрацию в уполномоченном органе в срок до 1 июля 2020 года.

Соответственно, все субъекты кредитования будут находиться под контролем и надзором уполномоченного органа. Субъекты будут обязаны соблюдать все требования по защите заемщиков, такие как предельные ставки вознаграждения по займам, ограничения по долговой нагрузке, порядку взаимодействия с клиентами и другие.

Это позволит нам обладать полной информацией о долговой нагрузке граждан, повысить прозрачность рынка и снизить системные риски.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Реализация Вашей предвыборной платформы и поставленных 10 приоритетных задач является приоритетом работы Национального банка.

В марте т. г. Национальный банк достиг подписания Соглашения с Правительством о координации мер макроэкономической политики на 2019 год. Макроэкономическая стабильность важна для увеличения благосостояния населения, экономического роста и привлечения иностранных инвестиций.

Вместе с тем, по оценкам Национального банка, изменился баланс внешних и внутренних факторов развития, которые будут определять макроэкономические условия в среднесрочной перспективе. Снижены прогнозы роста мировой экономики и основных торговых партнеров Казахстана, что повлияет на замедление внешнего спроса на наш экспорт. Рынки сдерживают незавершенные торговые переговоры между США и Китаем. Среднегодовая цена на нефть снизилась до $66 за баррель с сохранением понижательного тренда.

Внешние монетарные условия смягчаются, о чем сигнализируют заявления ФРС США об ожидаемом снижении ставок, меры стимулирования экономики со стороны ЕЦБ и понижение Центробанком России ключевой ставки с 7,75% до 7,50%.

В этой связи для снижения уязвимости экономики к внешним шокам в среднесрочной перспективе Национальным банком совместно с Правительством определены дальнейшие подходы по повышению координации денежно-кредитной и фискальной политики во втором полугодии 2019 года и 2020 году.

В сфере денежно-кредитной политики будут приняты меры для сохранения инфляции внутри целевого коридора 4-6%. Главной задачей является сдерживание влияния на рост цен значительно возросших бюджетных социальных расходов, а также контроль за ценами на продовольственном рынке.

При усилении инфляционного давления во II полугодии т. г. возможно ужесточение денежно-кредитной политики через повышение базовой ставки.

Будет обеспечиваться связывание избыточной ликвидности на денежном рынке за счет удлинения срочности выпускаемых нот с 1-3 месяцев до 6-12 месяцев с повышением ставок по ним. С 16 июля т. г. вводятся изменения в механизм минимальных резервных требований для банков.

Совместно с Правительством будут приняты меры по развитию рынка ГЦБ для формирования безрисковой кривой доходности. С августа т. г. Министерство финансов начнет выпуск государственных ценных бумаг со сроками 2-5 лет. Это позволит включить ценные бумаги Минфина в международные глобальные индексы развивающихся стран и привлечь иностранный капитал.

Для улучшения сбалансированности спроса и предложения на валютном рынке Правительство обеспечит согласованность обменных операций компаний квазигосударственного сектора.

Для расширения возможности расчетов в тенге для иностранных участников на Казахстанской фондовой бирже KASE с 1 июля 2019 г. введена сквозная валютная сессия. Также в рамках валютного законодательства будет обеспечен мониторинг крупных операций приобретения иностранной валюты и ее целевого использования.

В сфере фискальной политики совместно с Правительством в 2019-2020 годах будет проработан вопрос повышения контрцикличности фискальной политики через внедрение новых бюджетных правил и ужесточения правил использования средств Нацфонда.

В банковской системе будет проведена комплексная независимая оценка качества активов банков. В проверку включено 14 банков, занимающих порядка 87% от всех активов банковской системы. До конца июля т. г. совместно с международным консультантом — компанией Oliver Wyman, будет завершена адаптация методологии Европейского Центрального Банка.

Кроме этого, с января т. г. Национальный банк перешел на риск-ориентированный надзор и ввел полный перечень мер урегулирования неплатежеспособных банков.

Это снизит системные риски и повысит доверие внешних инвесторов к банковской системе Казахстана.

Совместно с Правительством будет проработан вопрос эффективного оздоровления предприятий реального сектора и ограничения поддержки нежизнеспособных предприятий в рамках государственных программ.

Будет продолжена работа по развитию новой системы мобильных платежей, удаленной идентификации клиентов и переходу на безбумажное обслуживание для повсеместного развития в стране цифровых финансовых услуг.

Параллельно для формирования альтернативных источников фондирования экономики совместно с Правительством будет продолжена работа по развитию фондового рынка, рынка страхования и иных финансовых инструментов. Этому будет способствовать проведение масштабных IPO, передача пенсионных активов ЕНПФ в частное управление и развитие продуктов страхования.

Реализация указанных подходов позволит обеспечить достижение задач по сохранению инфляции в целевом коридоре и поддержанию благосостояния населения.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться