«Тариф в обмен на инвестиции»: Болат Акчулаков рассказал о переходе на новую тарифную политику

Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков на брифинге в Службе центральных коммуникаций выступил с докладом о том, как будет осуществляться переход на актуализированную тарифную политику в секторе генерации «Тариф в обмен на инвестиции» в рамках реализации Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева.

Как сказал министр, опережающее устаревание и низкие темпы модернизации основных фондов – системная проблема, приведшая к текущему энергетическому кризису.

«Продолжающийся дефицит электрической энергии с 2021 года является следствием участившихся случаев аварийного выбытия морально устаревшего оборудования отечественных энергоисточников. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года количество аварийных остановов энергетического оборудования увеличилось на 22%, а их продолжительность – на 16%. Износ генерирующих мощностей на сегодня составляет порядка 60%», — сказал во время своего выступления на брифинге в СЦК Б. Акчулаков. 

Он отметил также, что сложившаяся ситуация и факторы, сдерживающие развитие отрасли, на фоне рекордного роста потребления в дальнейшем может стать серьезной угрозой для энергетической устойчивости страны . 

Напомним, с 2009 по 2015 годы в стране действовала программа «Тариф в обмен на инвестиции» с внедрением предельных тарифов на электрическую энергию. За вышеуказанный период времени был создан среднесрочный резерв мощности путем ввода 1,2 ГВт новых мощностей и восстановления 1,7 ГВт мощностей, которые в итоге и дали возможность покрыть возникавший ранее дефицит. Сейчас же задача перехода к актуализированной тарифной политике в секторе генерации «Тариф в обмен на инвестиции» состоит в том, чтобы достичь снижения износа генерирующих мощностей на 15% к 2035 году путем трансформации подходов в тарифообразовании с увеличением ежегодных инвестиций в 3 раза. Немаловажной частью обновленной модели является усиление действующих механизмов поддержки и обратных обязательств со стороны рынка.

Текущая политика по сдерживанию тарифов на электрическую энергию не учитывает рост инфляции в полной мере, что также влияет на инвестиционную привлекательность отрасли, так как для обеспечения стабильности работы энергопредприятий необходима прогнозируемая тарифная политика, предусматривающая индексацию на уровень инфляции.

В рамках действующего сейчас рынка электрической мощности лимит на объем средств, направляемых на возврат вложенных в отрасль инвестиций, установлен на уровне 32 млрд тг. Министерством энергетики РК прорабатывается вопрос увеличения указанного лимита на 100 млрд тенге, ожидается что это позволит обеспечить возможность дополнительной модернизации и расширения действующих электрических станций.

Кроме того, в целях обеспечения притока инвестиций необходимо увеличить действующий тариф на рынке электрической мощности с текущих 590 тыс. тг за 1 МВт в месяц до 885 тысяч, что позволит привлечь в отрасль дополнительные 35 млрд тг в год.

«Также должен остаться в прошлом вопрос компенсации затрат на производство тепловой энергии за счет средств от реализации электрической энергии и услуги по поддержанию готовности электрической мощности. То есть перекрестное субсидирование должно быть исключено», — подчеркнул министр энергетики РК Болат Акчулаков.

Также глава ведомства отметил, что для защиты отдельных категорий потребителей от влияния роста тарифов будут созданы условия адресного субсидирования с учетом сегодняшнего опыта. 

Сектор теплоэнергетики с учетом социального аспекта требует внедрения гибридной модели, которая позволит стимулировать привлечение инвестиций и обеспечить гарантии возврата инвестиций с включением в себя действующих механизмов бюджетного финансирования теплоэнергетики и соответствующих обязательств собственников по инвестированию.

«Для энергопредприятий будут внедрены встречные обязательства по вложению части собственных средств, помимо получаемых из тарифов, на развитие собственных активов», — сказал глава Минэнерго страны Болат Акчулаков.

Вместе с тем для полноценной реализации предлагаемых мер, по словам Болата Акчулакова, необходимо вернуть контрольные функции уполномоченного органа за целевым использованием средств, полученных в рамках политики «Тариф в обмен на инвестиции», а также установить показатели, которые необходимо достичь в рамках вложенных инвестиций, такие как:

- снижение степени износа основного генерирующего оборудования;

- снижение удельных расходов условного топлива;

- улучшение экологических показателей.

Отвечая на вопросы журналистов на сессии «вопрос-ответ», в частности, на вопрос о снижении стоимости ГСМ в стране, министр отметил, что в настоящее время главная задача – сохранить текущий уровень цен.

«Единственная рокировка, которую мы сделали, это со 182 тенге... некоторым регионам пришлось установить цену в 187 тенге. Объясню почему. Например, ВКО. Есть регионы, которые находятся на максимальном отдалении от нефтеперерабатывающих заводов, есть регионы, в которые доставка топлива, в том числе бензина, осуществляется только автовозами. То есть там нет железных дорог. Мы договорились, что до таких отдельных регионов дополнительно цена будет поднята до уровня 187 тенге, чтобы дать возможность безубыточно довозить топливо», — пояснил Болат Акчулаков.

По его словам, пока ведомство придерживается политики удержания действующих цен. Болат Акчулаков считает, что снижение стоимости топлива может привести к еще более массовому вывозу ГСМ из страны и его дефициту.

Он добавил также, что сельхозпроизводители пользуются удешевленным дизельном топливом по цене в 222 тыс. за тонну или 184 тенге за литр.

«По такой цене в этом году мы продали 423 тыс. тонн, что остается рекордным объемом, даже несмотря на то что посевные площади настолько не увеличились в стране. Для аграриев дефицита нет. Мы поставляем все объемы. И если топлива нет у конечного потребителя, то есть сельхозпроизводителя, это вопрос к местным операторам, которые были выбраны не нами, а местными акиматами», — добавил он.

Следующий вопрос, который волновал представителей СМИ, касался возможности выбора валюты, в которой Казахстан мог бы рассчитываться за газ и другие энергоресурсы из России.

Как отметил глава Минэнерго РК, в рамках ЕАЭС обсуждается вопрос о создании общих рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергетики. Подписанного документа пока нет, однако переговоры ведутся.

При этом, по словам министра, одним из предложений российской стороны было определить, что все расчеты будут вестись в рублях.

«Позиция наша была, что данная опция должна быть на выбор сторон-участников договора. Это должно быть коммерческим условием двусторонних договоров. Когда кто-то будет покупать газ, он может выбрать любую валюту – это свобода выбора валют», — сказал министр энергетики и уточнил, что ограничений нет и это могут быть любые национальные валюты, включая и рубль, и тенге.

Также в отвечая на вопросы журналистов, министр энергетики Болат Акчулаков рассказал о планах поставок казахстанской нефти в Грузию, Финляндию, работе нефтепровода Баку-Джейхан, Атырау-Самара, ремонте нефтепровода КТК. Кроме того он сообщил, что Министерство энергетики РК совместно с АО «Самрук Энерго» прорабатывает вопрос строительства ТЭЦ в городе Семее, готовится ТЭО проекта. Ориентировочная дата начала строительства ТЭЦ сентябрь-октябрь 2023 года.

Касательно вопросов о работе КТК глава Минэнерго сообщил, что два выносных причальных устройства Каспийского трубопроводного консорциума планируется запустить после 25 октября. 

«По ситуации с КТК – эта тема стала актуальной и популярной в последнее время. Вопрос ремонта – вопрос конца текущего месяца. Все необходимое находится там, работы уже ведутся. Недели полторы назад был один нюанс, связанный с недостаточным количеством водолазного оборудования... К концу октября, после 25 числа, дополнительные ВПУ будут запущены», — сказал Болат Акчулаков.

Глава Минэнерго напомнил, что нефтепровод работает уже 20 лет, и оборудование в морской воде со временем приходит в негодность.

«Поэтому, может быть, совпадение, что именно в этом году все это (выход из строя оборудования) начало происходить. Работы ведутся. КТК, в принципе, на длительные сроки не останавливался», — отметил он.

Информационно-справочные материалы

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться