Повышение роли тенге, стабилизация инфляционных процессов и рост платежных услуг: как развивается финансовый сектор Казахстана

15 ноября национальной валюте РК исполнилось 25 лет. В Казахстане в этот важный день прошел VIII Конгресс финансистов Казахстана, в рамках которого были обсуждены вопросы повышения роли тенге и стабилизации инфляционных процессов, а также вызовы, которые стоят перед центральными банками в современных условиях.

Для участия в Конгрессе в Алматы прибыли более 300 участников из 20 разных стран мира, в числе которых руководители центральных банков, представители международных финансовых организаций и профессиональные участники финансового рынка.

Участниками Конгресса было отмечено, что сегодня в стране удалось достичь макроэкономической стабильности, снизить уровень инфляции и инфляционных ожиданий, а также уровень долларизации.

 

О переходе к режиму инфляционного таргетирования

Во второй половине 2015 г., когда был осуществлен переход к режиму инфляционного таргетирования и свободно плавающему обменному курсу, внешние условия были неблагоприятными — продолжали падать мировые цены на основные позиции казахстанского экспорта, страны-торговые партнеры Казахстана девальвировали национальные валюты. Следствием стали нестабильность на валютном рынке, рост количества спекулятивных сделок, переток средств с тенговых депозитов на валютные, сокращение тенговой ликвидности банков и резкое повышение ставок на денежном рынке. Все это негативно сказалось на доверии к национальной валюте. В этих условиях необходимо восстановить баланс на денежном и валютном рынках, снизить уровень инфляции, возврату доверия к национальной валюте и к проводимой политике, по сохранению золотовалютных активов.

Несмотря на короткий срок практики инфляционного таргетирования, удалось достичь макроэкономической стабильности страны, снизить уровень инфляции и инфляционных ожиданий, а также уровень долларизации.

 

Денежно-кредитная политика

Основным инструментом денежно-кредитной политики Национального Банка стала базовая ставка, которая позволила регулировать номинальные межбанковские процентные ставки на денежном рынке. Был выстроен инструментарий для реализации денежно-кредитной политики по достижению целевого показателя инфляции, который может быть эффективно использован при любых ситуациях. Для обеспечения инфляции в заданных параметрах проводилась денежно-кредитная политика с основным акцентом на процентной политике при режиме плавающего обменного курса тенге.

Первоначально в феврале 2016 г. для снижения инфляции Национальный банк установил уровень базовой ставки на достаточно высоком уровне. Это позволило стабилизировать ситуацию на финансовом рынке, снизить девальвационные и инфляционные ожидания. По мере замедления инфляционных процессов происходило постепенно снижение базовой ставки. За три года она была снижена почти вдвое с 17% до 9%. В настоящее время она составляет 9,25%.

В рамках повышения эффективности функционирования процентного канала продолжалась работа по нескольким направлениям. Основные меры были направлены на усиление роли базовой ставки. Особое внимание уделялось инструментам открытого рынка, которые выполняют основную роль в регулировании краткосрочной ликвидности на денежном рынке. В дополнение к краткосрочным нотам, аукционам по покупке ценных бумаг с обратной продажей (кредитный аукцион) Национальный банк с 2019 г. рассматривает вопрос внедрения депозитных аукционов. Операции постоянного доступа будут использоваться для корректировки объемов краткосрочной ликвидности, сложившихся по результатам операций открытого рынка.

 

Инфляция

Как отмечают в Национальном банке, с момента перехода на инфляционное таргетирование была поставлена задача — снижение уровня инфляции до 4% к 2020 г.

Для того, чтобы снижение инфляции происходило постепенно, не оказывая негативного влияния на экономический рост, были установлены промежуточные ориентиры по инфляции:

  • 4-6% на конец 2016–2017 гг.,
  • 5-7% на конец 2018 г.,
  • 4-6% на конец 2019 г.,
  • ниже, но близко к 4% на конец 2020 г. и последующие годы.

В рамках этих ориентиров Нацбанк проводил достаточно успешную политику по снижению текущей инфляции. В результате проводимой денежно-кредитной политики, а также под воздействием благоприятных внешних и внутренних условий наблюдалось замедление инфляционных процессов. За два года удалось снизить уровень инфляции практически втрое (c 17,7% в июле 2016 г. до 6,1% в сентябре 2018 г.) и с 2017 г. удерживать ее внутри установленного целевого коридора.

Последовательная антиинфляционная политика позволила сохранить экономический рост экономики в период перехода к режиму инфляционного таргетирования. По оценкам Национального банка, в текущем году инфляция сохранится в целевом коридоре 5-7%, а в 2019 г. должна формироваться около верхней границы нового более низкого целевого коридора 4-6%.

 

Инфляционные ожидания

При принятии решений в области денежно-кредитной политики наряду с уровнем фактической инфляции принимается во внимание также динамика инфляционных ожиданий. Основным источником информации по инфляционным ожиданиям являются результаты опросов населения, проводимых компанией GfK Kazakhstan, которая специализируется на проведении опросов для самых различных целей. Данные опросы проводятся ежемесячно, начиная с января 2016 г.

Успешное снижение инфляционных ожиданий является одним из основных направлений проводимой политики. Позитивное влияние на инфляционные ожидания достигается двумя путями. Во-первых, это последовательные и своевременные решения по денежно-кредитной политике, которые способствовали позитивным тенденциям в экономике. Во-вторых, немаловажным фактором является активная и прозрачная коммуникационная политика, направленная на рост доверия населения к действиям регулятора.

В результате проводимой политики ожидаемая инфляция, рассчитываемая на основе результатов опроса населения, постепенно снижается, находясь близко к уровню фактической инфляции. В сентябре 2018 г. ее значение составило 6,4% (7,1% в начале года). Национальный банк, в свою очередь, будет принимать все возможные меры для дальнейшей стабилизации инфляционных ожиданий.

 

Валютный рынок и валютная политика

Основным событием на финансовом рынке во второй половине 2015 г. стал переход на свободно плавающий обменный курс. Несмотря на неблагоприятные условия, при которых был осуществлен переход, ситуация на валютном рынке быстро стабилизировалась. Этому способствовали как благоприятная ситуация на внешних сырьевых рынках, так и меры Нацбанка.

С ноября 2015 г. Национальный банк минимизировал свое участие на валютном рынке, что позволило определить курс тенге, сбалансированный между спросом и предложением иностранной валюты. Подробно разъясняется ситуация на валютном рынке и факторы курсообразования тенге.

По информации Нацбанка, в настоящее время население и компании адаптировались к реалиям обменного курса тенге, ажиотажного спроса на валюту не наблюдается. У участников рынка значительно сузились возможности для неоправданных спекулятивных операций на валютном рынке. К людям пришло понимание, что нет смысла постоянно «бегать» в обменные пункты, поскольку динамика курса меняется как в сторону ослабления, так и укрепления и при высокой волатильности можно потерять часть сбережений.

Для повышения эффективности проводимой политики непрерывно совершенствуются инструменты и внедряются новые механизмы на рынке. Так, с 10.09.2018 официальный курс тенге к доллару США устанавливается на основе среднебиржевого курса по итогам торговых сессий со сроками расчетов Т+1, то есть на следующий день. Расчеты Т+1 позволяют лучше управлять ликвидностью и способствуют снижению волатильности на денежном рынке.

Дополнительное новшество — с 01.10.2018 АО «Казахстанская фондовая биржа» приступила к исполнению функции центрального контрагента на валютном рынке и будет осуществлять страхование данных сделок. Создание контрагента позволит улучшить управление кредитными рисками, обеспечивая стабильность на рынке, а также повысит привлекательность для иностранных участников.

На своп рынке с января 2019 г. планируется внедрение более долгосрочных инструментов на площадке Казахстанской фондовой биржи, которые будут страховаться посредством механизма центрального контрагента. Новые инструменты позволят банкам второго уровня привлекать средства на более долгосрочной основе и хеджировать валютные риски. Это также открывает возможность для банков предлагать подобные продукты своим клиентам.

Национальный банк впервые в своей практике внедряет инструменты хеджирования в целях развития финансового рынка. Эта мера стала возможной благодаря созданию центрального контрагента.

 

Доверие к тенге и долларизация

Нацбанк стимулирует вложение денежных средств населения во вклады в банках, особенно в национальной валюте. Для этого установлен расширенный дифференциал между рекомендуемыми ставками по розничным депозитам в тенге и валюте. На сегодняшний день депозиты являются популярным и привлекательным финансовым инструментом среди населения, обеспечивающим доходность и сохранность средств. Также приняты меры по повышению привлекательности тенговых инструментов путем развития рынка корпоративных ценных бумаг, расширения возможностей институциональных инвесторов, стимулирования биржевой торговли финансовыми инструментами в тенге.

Дестимулировано валютное кредитование заемщиков, не имеющих соответствующей валютной выручки и валютные риски которых не покрыты соответствующими инструментами хеджирования. Установление цен на товары в электронной торговле происходит исключительно в тенге.

В целях предоставления дополнительного инструмента инвестирования и сбережения средств успешно внедрена программа по продаже и обратному выкупу мерных слитков золота для населения.

В результате принимаемых мер растет значимость тенге как средства расчета, накопления, измерения стоимости в стране. Значительно продвинулся процесс дедолларизации: доля депозитов в иностранной валюте снизилась с максимального уровня в 70% в январе 2016 г. до 48% в сентябре 2018 г. За данный период тенговые вклады выросли вдвое, в том числе вклады населения в тенге показали трехкратный рост, тогда как валютные сократились почти на треть.

Одной из положительных следствий предпринимаемых мер, нацеленных на повышение привлекательности национальной валюты, является рост тенговой денежной массы. С начала 2016 по сентябрь 2018 г. тенговая денежная масса увеличилась на 83%.

 

Кредитная активность банков

В условиях смягчения денежно-кредитной политики с 2016 г. наблюдалось оживление на кредитном рынке: выдача новых кредитов росла, стоимость кредитов снижалась, повышалась их доступность. Банковский сектор был оздоровлен, что создало надежную инфраструктуру для роста кредитования экономики в дальнейшем. Без учета кредитного портфеля банков, проходящих реструктуризацию и лишенных лицензии, кредитование экономики демонстрирует положительную тенденцию. Успешно реализуется Программа «7–20–25». Приняты законодательные меры по усилению депозитной базы фондирования путем внедрения практики сберегательных вкладов. Изменился подход к определению максимальных ставок по депозитам физических лиц путем дифференциации ставок по срокам и видам вклада, что стимулирует развитие срочный депозитный рынок и повышает стабильность фондирования. Планируется принятие дополнительных мер по обеспечению долгосрочной ликвидностью банков для дальнейшего направления на кредитование экономики.

 

Переход на риск-ориентированный надзор

Национальный банк с 01.01.2019 законодательно усиливает регуляторный и надзорный мандат, и переходит на принципы риск-ориентированного надзора финансовых организаций с возможностью применения надзорного суждения о реальном финансовом состоянии финансовой организации и превентивного принятие адекватных мер, вплоть до ограничения активных и пассивных операций.

Усовершенствован режим урегулирования проблемных банков путем введения новых инструментов оздоровления: разделение убытков с акционерами и кредиторами в целях минимизации государственных расходов. Данные законодательные изменения позволят не допустить повторения проблем в банковском секторе и усилят защиту интересов потребителей финансовых услуг.

 

Принятие мер надзорного реагирования

За период с 01.01.2016 по 01.10.2018 по результатам осуществления надзора за деятельностью поднадзорных субъектов Департаментом были применены следующие меры воздействия:

  • в виде приостановления лицензии на проведение банковских операций (АО «Казинвестбанк», АО «Delta Bank», АО «Qazaq Banki», АО «Эксимбанк Казахстан» и АО «Банк Астаны»);
  • в виде лишения лицензии на проведение банковских операций и иных операций и деятельности на рынке ценных бумаг (АО «Казинвестбанк», АО «Delta Bank», АО «Qazaq Banki», АО «Эксимбанк Казахстан» и АО «Банк Астаны»).

Также в 2016 г. временной администрацией проведена операция по одновременной передаче активов и обязательств АО «Казинвестбанк» АО «ДБ «Альфа-Банк».

 

Поддержка аграрного сектора

В целях обеспечения финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса и их дальнейшего кредитования, Правительством совместно с Национальным Банком реализован механизм выкупа портфеля сельскохозяйственных кредитов у АО «Цеснабанк» на сумму 450 млрд тг. Это позволит также усилить финансовую устойчивость АО «Цеснабанк». При этом акционеры банка примут участие в оздоровлении заемщиков за счет собственных средств путем его в размере 40 млрд. тенге.

 

Достижения в области платежных систем и создание новых технологий

Рынок платежных услуг является неотъемлемым элементом финансового сектора РК. В июле 2016 г. был принят новый закон «О платежах и платежных системах». Данным законом введено комплексное регулирование платежных отношений в стране, регламентирован порядок организации платежных систем и применения платежных инструментов. Также созданы новые возможности и условия для повышения прозрачности, сбалансированного развития и улучшения платежной среды с учетом текущих и перспективных потребностей общества и государства. Кроме того, законом приняты меры по повышению социальной защищенности клиентов при использовании платежных услуг.

За Нацбанком были закреплены новые функции по введению реестра платежных систем, учетной регистрации платежных организаций, а также регулированию и контролю за рынком платежных услуг. На сегодня зарегистрировано 20 платежных систем, из них 2 — национальные и 18 частных.

Национальные платежные системы (Межбанковская система переводов денег и Система межбанковского клиринга) ориентированы на проведение межбанковских платежей в национальной валюте на территории Республики Казахстан и обрабатывают подавляющий объем безналичных платежей в стране. В среднем за день через указанные платежные системы проводятся операции на сумму 3,2 трлн тг. В 2018 г. по итогам девяти месяцев коэффициент работоспособности национальных платежных систем составил 100%, что соответствует высоким стандартам и выполнению цели по обеспечению бесперебойности функционирования платежных систем. Частные платежные системы в основном ориентированы на розничные платежи населения.

По состоянию на 1 октября, 41 платежная организация прошла учетную регистрацию. Платежные организации предоставляют ряд базовых услуг, повышая доступность финансовых сервисов для населения. Указанным организациям Национальным Банком присвоены регистрационные номера, внесены записи в Реестр платежных организаций, который размещается на интернет-ресурсе Национального банка РК.

Среди других значительных достижений в области платежей необходимо отметить стремительный рост за последние два года безналичных платежей через дистанционные каналы связи (интернет/мобильный банкинг). Объемы платежей населения через Интернет и мобильный банкинг в 2017 г. увеличились втрое по сравнению с 2016 г. и популярность этих сервисов с каждым годом растет. По состоянию на 01.11.2018 количество пользователей интернет/мобильного банкинга составило 12 млн человек, из них в среднем треть пользователей (4 млн человек) ежедневно совершают операции на 7 миллиардов тенге через Интернет/мобильный банкинг.

В целом, общий объем безналичных платежей с использованием платежных карточек вырос за последние пять лет по сумме в шесть раз. При этом благодаря активному развитию дистанционных сервисов оплаты и платежной инфраструктуры платежные карточки все больше используются для осуществления безналичных операций, а не снятия наличных денег. Сегодня более половины всех операций с платежными карточками представляют собой безналичные платежи – 62% от общего количества операций (доля данных операций по объему составляет 30%).

На рынке платежных услуг Казахстана получили активное развитие системы электронных денег. Электронные деньги стали популярными с ростом Интернет-аудитории и распространением электронной коммерции в Казахстане. В настоящее время на отечественном рынке функционируют 18 систем электронных денег, эмитентами которых являются 10 банков и АО «Казпочта». По итогам трех кварталов 2018 г. с использованием электронных денег, эмитированных казахстанскими эмитентами, было совершено 94 млн транзакции на сумму более 421 млрд тг. Таким образом, только за три квартала 2018 г. количество и объем операций с использованием электронных денег превысили показатели за весь прошлый год.

В целях оптимизации государственных и финансовых услуг, и исключения бумажных документов, требуемых от клиентов, реализованы проекты по электронному взаимодействию финансовых организаций с госорганами. Так, на портале «электронного правительства» с 01.01.2018 запущен сервис по предоставлению комплексной услуги одновременного открытия банковского счета, обязательного страхования работника от несчастных случаев при электронной регистрации вновь создаваемого юридического лица. В рамках реализации данного проекта проведены значительные последовательные реформы законодательства, позволяющие максимально упростить процесс открытия банковского счета юридическому лицу. Минимизирован перечень документов, требуемых для открытия банковского счета, в том числе дистанционным способом без посещения офиса банка. На сегодняшний день ряд банков оказывают услуги по открытию банковского счета посредством данного сервиса при электронной государственной регистрации юридического лица.

Для совершенствования предоставления населению государственных услуг в 2017 г. завершены работы по реализации взаимодействия всех банков второго уровня с платежным шлюзом «электронного правительства». В результате банки после совершения клиентских платежей и/или переводов денег в бюджет, а также оплаты государственных услуг моментально передают информацию о них государственным органам и судам. Передача банками информации о совершенном платеже позволяет государственным органам оказывать услуги в оперативном режиме, не дожидаясь получения подтверждающих документов об оплате платежей в бюджет, в том числе государственной пошлины. Кроме того, такая услуга позволяет государственным органам своевременно исключать должников из соответствующего реестра, а также снимать ограничения/запреты, в том числе на выезд из страны.

В настоящее время со стороны госорганов во взаимодействии участвуют и получают информацию от банков второго уровня посредством платежного шлюза «электронного правительства» Министерство финансов, Верховный суд и Комитет по правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК.

Национальный Банк активно применяет новые технологии в своей деятельности. 27.03.2018 Нацбанком запущена инновационная система Invest Online, применяющая технологию «блокчейн». Населению предоставляется удобный способ инвестирования средств без посредников, комиссий и налогов. В рамках системы в качестве инструмента для инвестирования размещены краткосрочные ноты Национального банка. Все услуги системы доступны дистанционно, круглосуточно, в онлайн режиме и не требуют физического посещения финансовых и иных учреждений. Данный продукт направлен на дальнейшую дедолларизацию сознания граждан и расширение инструментов инвестирования и сбережения средств населением. В среднем в день через систему граждане инвестируют средства на сумму около 2 млн тг, покупая более 20 тыс. краткосрочных нот.

В настоящее время в целях расширения цифровизации услуг в финансовом секторе проводится работа по внедрению системы моментальных мобильных платежей по номеру мобильного телефона и внедрению механизма удаленной идентификации клиентов для возможности дистанционного открытия банковского счета и получения иных востребованных услуг без посещения банка.

Система мгновенных мобильных платежей позволяет переводить деньги в национальной валюте между клиентами разных банков по номеру мобильного телефона и в любое время суток в режиме 24/7. Платежи могут производиться как по банковскому счету, платежной карточке, так и по электронному кошельку между различными системами и банками. Платежи можно проводить дистанционно через любые доступные устройства (планшет, смартфон, компьютер). Деньги получателю будут зачислены в мгновенном режиме (несколько секунд). Реализация проекта направлена на построение платежной системы нового поколения, отвечающей современным и перспективным потребностям населения, субъектов экономики и государства. 07.09.2018 межбанковская Система мгновенных платежей была запущена в пилотном режиме.

Национальным Банком совместно с финансовыми организациями ведется работа по внедрению механизма удаленной идентификации клиента на базе биометрических показателей для расширения дистанционных финансовых услуг. Механизм удаленной идентификации клиентов позволит клиентам банков и иных финансовых/платежных организаций получать дистанционным образом любые финансовые услуги, используя любые доступные устройства (планшет, смартфон, компьютер), вне зависимости от географического расположения клиентов. Финансовые услуги, вне зависимости от того, впервые клиент обращается в данный банк либо уже является его клиентом, можно будет получить удаленно в любое время (единственное условие — наличие Интернет). Данный сервис будет способствовать расширению охвата банковскими услугами населения, в том числе, проживающих в отдаленных районах Казахстана. Система принесет значительные удобства клиентам, повысит уровень и эффективность оказания финансовых и других услуг и будет способствовать дальнейшему развитию дистанционных сервисов.

Вышеуказанные проекты приведут к повышению эффективности платежного рынка, расширению цифровых финансовых сервисов и дальнейшему развитию безналичных инновационных способов оплаты.

 


Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться