Современный Сингапур: «умная нация», порядок во всем и эволюция экономики

Сингапур причисляют к «восточноазиатским тиграм» за быстрый скачок экономики до уровня развитых стран. Благоприятный инвестиционный климат, высококонкурентная среда, ведущие места в рейтингах экономической свободы, высокообразованное и дисциплинированное население, сильно выросший уровень благосостояния — эти преимущества экономики превратили Сингапур в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии.

Сингапур: история, подходы, результаты

Сингапур на фоне хаоса и межэтнических столкновений получил независимость от Федерации Малайзии в 1965 г. не только без сопротивления со стороны последней, но по ее же инициативе.

Отец нынешнего премьер-министра Сингапура, Ли Куан Ю, возглавлял остров в 1959–1990 гг. В то время остров был маленькой бедной территорией, импортирующей даже питьевую воду и строительный песок.

К моменту ухода политика с этого поста Сингапур превратился в предпринимательскую гавань, традиционного лидера ведущих мировых рейтингов, одного из «Четырех азиатских тигров» (Four Asian Tigers), «Восточноазиатских тигров» (East Asian Tigers), «Четырех азиатских малых драконов» (Asia’s Four Little Dragons) — вместе с Южной Кореей, Гонконгом и Тайванем.

Ли Куан Ю признавал, что Сингапур не мог позволить себе жить по примеру соседних стран, поскольку у него не было ничего, что можно было им противопоставить, — молодому государству было необходимо измениться, придумать, как производить что-то более ценное, чем то, что могли предложить соседи. Именно такой подход, по словам политика, сделал сингапурцев неподкупными, эффективными, и создал условия, в которых процветают достойные.

Сам Ли Куан Ю характеризовал себя и своих соратников как группу буржуазных, получивших английское образование, лидеров.

 

Создание единого сообщества и порядка

Важным вкладом в процветание стало формирование у разрозненного мультикультурного населения национальной идентичности.

В разное время правительственные кампании были направлены на чистоту окружающей среды, планирование семьи, владение западными манерами и общение на путунхуа (госязыке Китая, языке современной китайской общественно-политической, научной и художественной литературы) — на создание сплоченного и цивилизованного общества.

В Сингапуре 5,64 млн жителей, из которых 1,64 млн — нерезиденты. Ежегодно страна выдает гражданство от 15 до 25 тысячам человек. По этническому составу более 70% — китайцы, 13% — малайцы, 9% — индийцы, 3% — евразийцы и азиаты различного происхождения. В стране четыре государственных языка: китайский, тамильский, малайский и английский. Эксперты сходятся во мнении, что в стране удалось сформировать единую общность людей в лице сингапурского народа.

На современном этапе стратегические планы говорят о том, что Сингапур превращается в «умную нацию», где граждане ведут значимую и наполненную жизнь, цифровые технологии ведут к более сильным связям с сообществом, где есть множество возможностей, чтобы способствовать общему будущему.

Вхождение народа страны в новую эпоху предусмотрено правительственной инициативой «Умная нация» (Smart Nation), задачи которой — упростить жизнь при высокой плотности населения, внедрить инновационные технологические системы для решения городских проблем.

В первую очередь специалисты программы занимаются решением проблем жилья, здравоохранения и транспортной сети, для чего они превращают Сингапур в площадку для тестирования различных инноваций.

К примеру, это — «умные» автомобили, проекты телемедицины и роботы для медицины, сенсоры, отслеживающие потребление электроэнергии и воды и помогающие их оптимизировать, вакуумная система управления отходами и солнечные электропанели.

Для вовлечения частного сектора в 2017 г. было выделено $1,7 млрд на контракты с частными лицами, малыми предприятиями и стартапами по разработке приложений для Smart Nation. Речь идет о создании технологий в области анализа данных, а также инфраструктуры, которая будет соединять датчики с центрами обработки данных.

Что касается порядка в сфере СМИ, то Ли Куан Ю позиционировал их как инструменты для передачи идей национального строительства, честного отражения фактов и событий, которые могут конкурировать за новости, но не должны проводить политических кампаний, в т. ч. агитаций.

В сфере формирования здорового населения теория подталкивания выразилась в программе «Healthy Dining Board Health Promotion» — это гранты для продавцов продуктов и напитков, готовых предлагать своим покупателям более здоровые варианты привычных блюд.

 

Создание антикоррупционной среды

Антикоррупционная политика Сингапура — это симбиоз понятного для реализации законодательства, жестких требований, неотвратимости наказания и значимых поощрений.

Нынешний премьер-министр подчеркивал, что проблему коррупции нельзя решить, просто повысив зарплаты чиновников, — система госуправления должна быть прозрачной, а свобода выбора чиновника — ограниченной.

Ключом к нулевой терпимости политик называл воспитание общества,
т. е. когда кто-либо делает незаконное предложение, он должен понимать, что адресат скорее сообщит об этом в полицию, чем пойдет по незаконному пути. По его словам, именно эта стратегия помогла Сингапуру победить постоянно растущую коррупцию.

В Сингапуре для борьбы с коррупцией были максимально упрощены процедуры принятия решений и отменены многие лицензии, т. е. введен принцип ясности закона.

Также были значительно повышены зарплаты для госсектора, где министры стали получать зарплату в ⅔ от зарплаты шести самых высокооплачиваемых топ-менеджеров в частном секторе, а вознаграждения высших чиновников были привязаны к результатам развития страны (сложные формулы расчета бонусов учитывают динамику положения страны в различных рейтингах).

В рамках реформирования судебного корпуса были не только резко увеличены зарплаты, но привлечены лучшие частные адвокаты, ставшие затем судьями.

 

Ли Сянь Лун: политический портрет

Старший сын основателя Сингапура. Родился 10 февраля 1952 г. С отличием окончил католическую школу в Сингапуре, математический факультет Тринити-колледжа в Кембридже (при выпуске получил на 50% больше высших оценок, чем следующий за ним студент — такого разрыва не было за всю историю факультета) и факультет госуправления в Гарварде. Владеет четырьмя языками, по просьбе отца изучил русский язык и культуру — Ли Куан Ю считал важным направлением развитие сотрудничества с Россией и ее дальневосточными территориями.

Про политика пишут, что он всю жизнь доказывал, что получает высокие должности не в результате влияния отца, — на каждом поприще он добивался высоких результатов.

 

Карьера: военная, государственная, политическая

Ли Сянь Лун проходил курс армейского обучения в колледже командного и штабного состава в Форт-Ливенуорте (США), и его карьера в военной сфере завершилась в 1984 г. в должности армейского бригадного генерала — самого молодого в истории сингапурской армии.

В 1984 г. стал депутатом от «Партии народного действия», и затем в разные годы руководил молодежным крылом партии и был ее генсекретарем.

«Партия народного действия» находится у власти с момента обретения независимости Сингапура. В сентябре 2015 г. в стране прошли очередные парламентские выборы, на которых ПНД традиционно одержала победу, получив в парламенте 83 места из 89.

На госслужбе он занимал должности министра торговли и промышленности, второго министра обороны, вице-премьера, где курировал министерства торговли и обороны, председателя валютно-финансового управления Сингапура во время регионального финансового кризиса 1998 г., а также министра финансов, где сумел справиться с кризисной ситуацией в экономике страны и выработать программу либерализации финансового рынка.

 

Современный Сингапур: о некоторых итогах и планах

 

World Competitiveness Ranking

В октябре 2018 г. Сингапур стал вторым из 140 стран, уступив США и обогнав ФРГ, в Рейтинге глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума. Сингапур традиционно продемонстрировал лучшие результаты в субиндексах — первые места по инфраструктуре, здравоохранению, потребительскому рынку.

Казахстан в этом рейтинге на 59 месте с самым лучшим результатом из субиндексов в виде 37 места по динамичности бизнеса.

 

Doing Business и предпринимательство

В рейтинге легкости ведения бизнеса Сингапур занял 2 место из 190, уступив Новой Зеландии и обогнав Данию.

Лучший из субиндексов — 1 место по обеспечению контрактов, худший
— 45 место по международной торговле.

Казахстан в этом рейтинге поднялся с 36 на 28 место. Лучший субиндекс — 1 место по защите миноритарных инвесторов, худший — такой же, как у Сингапура, т. е. международная торговля, но 100 место.

На нынешнем этапе Сингапур озвучивает призыв — страна, будучи лидером в предпринимательстве с точки зрения регулирования, ждет более глубокой международной интеграции, а также открытости от самих предпринимателей.

Премьер-министр на ноябрьском саммите ASEAN Business and Investment Summit посетовал, что бизнес не всегда поддерживает открытие внутренних рынков для иностранной конкуренции. И это при том, что члены АСЕАН стали более развитыми именно благодаря углублению экономических связей.

Примеры пользы от глубоких связей в АСЕАН — это и всевозможные сделки, и принцип одного окна ASEAN Single Window для трейдеров, чтобы сократить их расходы и ускорить оформление грузов, и соглашение для облегчения трансграничной электронной торговли.

Так, хотя региональный блок снизил тарифы, но нетарифные меры и барьеры увеличились. К примеру, в АПК это маркировка продуктов, сертификация халал-продукции, дорыночная регистрация продукции (pre-market product registration), сертификация импорта и экспорта.

Сингапурские власти продвигают посыл, что сокращение регулятивных мер полезно не только для иностранных конкурентов — односторонние реформы в отдельных странах АСЕАН хороши и для местного бизнеса.

К примеру, упрощение процедур торговли и усовершенствование таможенной службы может помочь более мелким и средним предприятиям региона извлекать выгоду из электронной коммерции и выходить на экспорт.

Сингапур совместно с Австралией и Японией продвигает в ВТО новые правила электронной коммерции, которые обеспечивают ее открытость и надежность.

 

Рост экономики: преимущества и риски

По данным сингапурского министерства торговли и промышленности,
за три квартала т. г. экономика Сингапура увеличилась на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является лучшим девятимесячным показателем с 2013 г. Это объясняет, почему сингапурский финрегулятор (Monetary Authority of Singapore) полагает, что экономика страны в значительной степени эволюционировала.

12 октября т. г. власти Сингапура второй раз за год немного ужесточили денежно-кредитную политику, объявив о повышении курса сингапурского доллара.

Центробанк Сингапура для управления денежно-кредитной политикой не использует повышение ключевой ставки — вместо этого изменяются курсы валют.

Однако если говорить только о результатах III квартала, то экономика в годовом исчислении выросла на 2,6%, и это медленней по сравнению с показателем II квартала в 4,1%.

Производственный сектор показал 4,5%, также замедлившись с 10,6%. Строительный сектор вовсе сократился на 3,1%, лишь замедлив снижение по сравнению с минус 4,2% в предыдущем квартале.

Пятую часть ВВП обеспечивает производственная база, что является значительной долей для города, более известного туризмом и сферой услуг.

Именно поэтому, оставаясь привлекательным местом для передового производства в таких областях, как ИТ и биомедицина, Сингапур борется за поддержание роста промышленности.

Сингапур очень привлекателен благодаря простоте ведения бизнеса, репутации удобного места для жизни и стимулам — от налоговых льгот до пошаговой поддержки инвесторов, в т. ч. со стороны Совета экономического развития (Economic Development Board).

В 2017 г. в очередной заявке на привлечение иностранных компаний Сингапур предложил снижение корпоративного налога до 5% от дохода от интеллектуальной собственности, полученной в результате НИОКР.

В результате, Сингапур — это региональная база передового производства и научно-исследовательских разработок для крупнейших компаний, включая Philips, GlaxoSmithKline, ABB и Siemens.

 

Исследовательская среда Сингапура: симбиоз и поступательность

На фоне новых вызовов и необходимости удержать статус лидера власть усиленно продолжает политику, где краеугольным камнем являются человеческий капитал, исследования и инновации.

Министр финансов Хэн Свей Кет сказал, что в азиатской части мира технологические изменения будут очень значительными, и Сингапур должен лучше понять растущий средний класс и демографические изменения, «ухаживать» за талантами, планировать заранее, инвестировать в стратегические технологии и услуги.

Министр убежден, что Сингапур должен иметь долгосрочную перспективу для инвестиций и быть готовым к изменениям, которые могут произойти за 5-10 лет. Правительство должно смотреть за пределы стратегий, подготовленных на основе консультаций и перспективных планов.

 

Research, Innovation and Enterprise 2020 Plan

Сингапур еще в 2016 г. выделил $19 млрд на очередной пятилетний Research, Innovation and Enterprise 2020 Plan (Исследования, Инновации и Предпринимательство – 2020, RIE2020). План разработан так, что научная, изобретательская, предпринимательская среда связаны множеством нитей финансированием, совместными проектами, стимулами, кадрами, навыками и т. д.

Новый план — это четыре основных стратегических направления, сформулированные на базе прогресса предыдущего плана.

  • Более тесная интеграция исследовательских усилий, более активное междисциплинарное сотрудничество.

  • Сильное продвижение (динамика) в сторону лучших команд и идей, более конкурентное финансирование, большая гибкость в его перераспределении.

  • Более четкий фокус на создании стоимости (коммерциализации и адаптации новшеств), усиление транзита от исследований к их применению, помощь компаниям в расширении их способности поглощать новые технологии.

  • Лучшая рабочая сила путем сильного сингапурского ядра, дополненного международными исследователями с высокой репутацией.

Также это четыре стратегические технологические области, где финансирование является приоритетным, и где у Сингапура есть конкурентные преимущества и/или важные национальные потребности.

  • Продвинутое производство и инженерия (Advanced Manufacturing and Engineering).

Развитие технологических возможностей, которые поддержат рост и конкурентоспособность сингапурских производств и инженерии.

  • Здоровье и биомедицинские науки (Health and Biomedical Sciences).

Создание центра-лидера во всем, что касается здоровья населения и создания экономических благ посредством блестящих исследований и их адаптации.

  • Городские решения и устойчивость (Urban Solutions and Sustainability).

Развитие устойчивого и удобного для жизни города с помощью интегрированных решений для самого Сингапура и всего мира.

  • Услуги и цифровая экономика (Services and Digital Economy).

Развитие цифровых инновационных возможностей, чтобы отвечать национальным приоритетам, повышать продуктивность, поддерживать ключевые сервисы, создавать устойчивые экономические направления и рабочие места.

Деятельность в этих областях будет поддерживаться тремя сквозными программами, чтобы гарантировать отличную науку, сильные кадры и коммерциализацию.

  • Академические исследования.

Создание значительной базы возможностей и потока задумок, которые могут подпитывать исследования, подавать новые идеи, приводя к следующей фазе роста.

  • Рабочая сила.

Создание сильного исследовательского и инновационного сообщества.

  • Инновации и предпринимательство (I&E)

Формирование ядра инновационного предпринимательства, которое будет стимулировать коммерциализацию и экономическую конкурентоспособность.

В итоге RIE2020 охватывает все области цифровых технологий, чтобы предлагать инновационные решения для завтрашнего дня.

 

Наука и исследования: взаимосвязи и адаптация

В рейтинге QS World University Rankings-2019 Национальный университет Сингапура занял 11 место, а Наньянский технологический университет Сингапура — 12 место, и это в сравнении с 22 и 39 местами в рейтинге за 2016 г., количество «местно» подготовленных в стране PhD увеличилось с 7522 в 2011 г. до 7850 в 2015 г., число ученых и инженеров в общей рабочей силе также постоянно увеличивается.

Рост университетов Сингапура в качестве ведущих НИИ обусловлен тем, что особое внимание уделяется передовому опыту и сильной исследовательской инфраструктуре. Университеты страны смогли сформировать мощную кафедру ученых мирового класса, а также привлечь обратно на родину выдающихся сингапурских ученых, предоставив им возможность продолжить свою работу в динамичной исследовательской среде и наставлять ученых следующего поколения.

Сингапурские Research Centres of Excellence (Исследовательские центры превосходства) сформировали сильные команды вокруг своих областей ультрасовременных исследований и теперь считаются одними из лучших центров в своих областях.

Сингапур также наладил международные связи в НИОКР — это 15 исследовательских программ между местными университетами и 10 крупнейшими зарубежными учреждениями в рамках Кампуса научно-исследовательского совершенства и технологического предпринимательства (Campus for Research Excellence and Technological Enterprise, CREATE).

Лаборатории CREATE с 2015 г. выпустили более 2350 публикаций в ведущих академических журналах и провели работу более, чем со 100 компаниями. Результаты исследований также привели к появлению 8 побочных компаний.

Агентство по науке, технике и исследованиям (Agency for Science, Technology and Research, A*STAR) включает в себя более 20 НИИ, охватывающих спектр от фундаментальных исследований до прикладных в различных областях, в т. ч. в области биомедицинской инженерии, биохимии, молекулярной биологии и генетики, химии и физики.

A*STAR поддерживает партнерские отношения с ведущими мировыми исследовательскими центрами, такими как японский Институт физико-химических исследований (Rikagaku Kenkyūjyo, RIKEN), Саутгемптонский институт моря (Southampton Marine and Maritime Institute, SMMI). По объему изобретений за 2012–2016 гг. агентство вошло в топ-10 лучших новаторов в исследованиях онкологии в Азии по версии Clarivate Analytics.

Сопоставив свои исследования с промышленным спросом, A*STAR смогло использовать свой опыт в области полупроводниковых исследований и разработок для создания совместных лабораторий с такими промышленными партнерами, как Applied Materials, Inc., Dai Nippon Printing Co. и Nikon.

Подразделение Biopolis поддерживает рост фармацевтической промышленности, работая с 30 ведущими фармацевтическими компаниями со всего мира, включая Chugai Pharmaceutical Co. и Novartis International AG.

Кластер A*STAR в области продуктов питания и потребительских товаров привел к созданию более тысячи рабочих мест в области НИОКР в сотрудничестве с такими компаниями, как Nestle, Danone и P&G.

 


Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться