Премьер-Министр Казахстана

Скачать приложение для Android

Эксперты о Послании: Прогнозная схема позволит регионам использовать конкурентные преимущества и выявить резервы экономического роста

20 октября 2018, 11:33
Фото: primeminister.kz

До 1 сентября 2019 года будет разработана Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2030 года. Подробнее о перспективах данной иницитивы в эксклюзивном интервью Рrimeminister.kz рассказали и.о. председателя правления АО «Институт экономических исследований» Бауыржан Мұқан и директор Центра региональных исследований АО «Институт экономических исследований» Кайсар Нигметов.

В Послании Президента народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» наряду с улучшением качества социальных услуг населению и созданием широких возможностей для улучшения жилищных условий, особое внимание уделено созданию комфортной среды проживания. Глава государства поручил разработать Прогнозную схему территориально-пространственного развития страны до 2030 г.

 

Как реализуется Прогнозная схема до 2020 г.

В Казахстане с 2011 г. реализуется Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года. Данный документ является важным инструментом развития страны, определяет подходы государства по ключевым направлениям регионального развития.

И.о. председателя правления АО «Институт экономических исследований» Бауыржан Мұқан рассказал, что основой целью действующей Прогнозной схемы территориально-пространственного развития стран до 2020 года является создание условий для устойчивого развития регионов на основе эффективного использования социально-экономического потенциала каждого региона.

Основными задачами территориально-пространственного развития были определены:

  • формирование центров экономического роста;
  • формирование оптимальной системы расселения населения;
  • развитие конкурентоспособной экономической специализации регионов;
  • укрепление региональной инфраструктуры;
  • создание условий по повышению уровня жизни населения;
  • сохранение и улучшение экологического состояния.

Кроме того, прогнозная схема обеспечивает увязку текущих и долгосрочных, макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов развития, позволяет скоординировать действия бизнеса, отраслевых и территориальных государственных органов и других организаций.

Долгосрочная направленность и комплексный характер Прогнозной схемы позволяют использовать ее для выявления имеющихся резервов и возможностей, формирования на этой базе перспективных направлений развития экономики, дополняющих или развивающих уже реализуемые направления развития.

При этом, Прогнозная схема направлена на создание условий для повышения благосостояния населения на основе рациональной организации и размещения социально-экономического потенциала на территории страны.

Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года, поручил внедрить новые подходы к территориальному развитию страны.

 

Урбанизация — одна из современных тенденций развития человечества

И.о. председателя правления АО «Институт экономических исследований» Бауыржан Мукан обращает внимание на то, что новая Прогнозная схема должна обязательно учесть главный тренд развития человечества — урбанизацию. Ведь Глава государства в Послании подчеркнул, что Прогнозная схема станет Новой картой управляемой урбанизации страны.

По словам Б. Мукан, города являются двигателями экономического роста и процветания государств. 70% ВВП в мире производится в городах.

Опыт развитых стран демонстрирует прямую зависимость между высокими уровнями доходов и развитием крупных городов.

В развитых странах урбанизация находится на очень высоком уровне. Например, в США — 82%, Южной Корее — 83%, Голландии — 90%, Австралии — 90%, Японии — 94%.

Развитые страны через концентрацию производственных, человеческих ресурсов, предприятий в крупных городах обеспечивают их тесное взаимодействие, тем самым повышая их конкурентоспособность.

«Поэтому, мы тоже должны принимать меры по обеспечению качественной урбанизации в стране. В целях недопущения признаков ложной урбанизации, когда происходит хаотичное расширение городской территорий, при разработке Прогнозной схеме территориально-пространственного развития до 2030 года будут предусмотрены подходы к управляемой урбанизации и формированию агломераций», — сказал Б. Мукан, отметив, что в настоящее время уровень урбанизации в Казахстане составляет 57,4%.

 

Акцент — на развитии точек роста регионов

Директор Центра региональных исследований АО «Институт экономических исследований» Кайсар Нигметов, в свою очередь, отметил, что в рамках разработки Прогнозной схемы территориально-пространственного развития до 2030 года необходимо сократить разрыв развития по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения между регионами.

По его словам, сегодня развитие регионов происходит неравномерно, о чем свидетельствуют экономические показатели.

«Неравномерное распределение по территории страны валового регионального продукта и реальных денежных доходов населения показывает, какая разность в развитии регионов существует», — сказал эксперт.

Анализ распределения ВРП на 1 км² территории свидетельствует о том, что экономический рост сосредоточен в Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Южно-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской областях, гг. Астана и Алматы. Наименьший экономический рост сосредоточен в Кызылординской области.

Доходы населения также по территории распределены не равномерно. Превышение средне республиканского уровня ВРП на душу населения сохраняется на высоком уровне в Атырауской области (за 2017 г. – 3,4 раза). Аналогичная тенденция наблюдается в гг. Астана и Алматы (за 2017 г. – 2 и 1,7 раза соответственно), в Мангистауской области (за 2017 г. – 1,4 раза). Не достигает средне республиканского уровня ВРП на душу населения в Южно-Казахстанской (за 2017 г. – 36,9%) и Жамбылской областях (за 2017 г. – 40,8%). Как отметил К. Нигметов, планируется сократить разрыв развития по ВРП на душу населения между регионами с 3,3 раза до 2,7 раза в 2025 году. Однако добиться полного баланса развития территорий ввиду существующих различий региональных экономик (различной структуры экономики) сложно.

«На наш взгляд задача, которая стоит в рамках разработки Прогнозной схемы территориально-пространственного развития до 2030 года – это обеспечить использование конкурентных преимуществ регионами и выявить резервы экономического роста. В предлагаемых нами подходах основной акцент будет сделан на развитии точек роста, т.е. развитии регионов, населенных пунктов с наибольшим экономическим потенциалом», — сказал эксперт.

По его словам, будет происходить поддержка роста урбанизации за счет роста крупных и больших городов, функциональных городских районов (ФГР) — как аналога агломерационных образований на региональном уровне. При этом будут предусмотрены меры по улучшению обеспеченности базовыми стандартами жизнеобеспечения (вода, тепло, электричество, дороги) государственными и социальными услугами.

Внимание на моно- и малых городах

Еще один актуальный вопрос, который необходимо решить в рамках разработки Прогнозной схемы территориально-пространственного развития до 2030 года, по мнению экспертов, — это инфраструктурная обустроенность моно- и малых городов (27 моногородов и 41 малый город).

По информации Бауыржана Мукан, в тяжелом положении продолжают оставаться моно- и малые города с низким уровнем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, что требует обновления основных средств инфраструктурных объектов.

«Институтом экономических исследований был выработан методологический подход к анализу развития моно- и малых городов, который включал ряд направлений, влияющих на их развитие: финансовая устойчивость, развитие МСБ, состояние инженерно-транспортной инфраструктуры, демография, здравоохранение, образование», — сообщил Б. Мукан.

В результате было выявлено, что по моногородам: 7 городов с высоким потенциалом (25,9%), 15 — со средним (55,6%) и 5 — с низким потенциалом (18,5%) и по малым городам с высоким потенциалом — 7 городов (17,1%), 19 — со средним (46,3%) и 15 — с низким потенциалом (36,6%). Как видно, преобладают города со средним потенциалом. Так называемые депрессивные моно- и малые города определялись исходя из анализа дополнительных критериев: низкий потенциал, отрицательное сальдо миграции, демографическое старение населения, спад объема производства, высокий износ инфраструктуры, удаленность от авто и железнодорожных магистралей.

«В рамках разработки Прогнозной схемы территориально-пространственного развития до 2030 мы предполагаем, что для каждого типа моно и малых городов в зависимости от их потенциала развития будут выработаны дифференцированные пакеты мер поддержки», — сообщил эксперт.


Задача — повысить экономический потенциал сел

Также в рамках разработки Прогнозной схемы территориально-пространственного развития до 2030 года прорабатываются вопросы повышения экономического потенциала сельских населенных пунктов. Для этого будут применены различные механизмы оптимизации административно-территориального устройства. Например, укрупнение, переподчинение сельских населенных пунктов в границах своих областей с учетом экономических факторов и фактора удаленности и другие.

По словам К. Нигметова, малочисленность населения сельских населенных пунктов также негативно отражается на их экономическом потенциале, ввиду низкой налогооблагаемой базы, что с внедрением самостоятельного бюджета на уровне сельских округов сохраняет их зависимость от субвенций из вышестоящего бюджета.

«Задача Прогнозной схемы определить территории, которые будут являться центрами притяжения для населения, и определить их инфраструктурную готовность к приему населения. При этом население, которое захочет переселиться из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом, должно иметь возможность воспользоваться господдержкой для переезда», — подчеркнул К. Нигметов.

 

Население должно быть обеспечено базовым качеством жизни

По мнению Б. Мукана, задача территориально-пространственного развития заключается в том, чтобы независимо от места проживания, население было обеспечено базовым качеством жизни во всех регионах, в рамках, так называемых региональных стандартов, о которых сказал Глава государства.

Основными приоритетами территориально-пространственного развития до 2030 года должны стать:

  • формирование цифровых индустрий и новых «точек роста»;
  • повышение качества жизни населения всей территории Казахстана, на основе обеспечения равного доступа к социальным услугам и общественным благам по принципу инклюзивного развития;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения, независимо от экономических возможностей регионов;
  • подъем экономики отсталых регионов и освоение новых районов и ресурсов;
  • развитие системы местного самоуправления;
  • развитие регионального рынка, формирование межрегиональных связей и расширение внешнеэкономического сотрудничества;
  • наиболее полное удовлетворение основных жизненных потребностей, как настоящего, так и будущих поколений по принципу устойчивого развития.

Кайсар Нигметов отметил, что в настоящее время перед территориально-пространственным развитием стоит ряд вызовов: неравномерное развитие регионов, демографические дисбалансы, экологические проблемы, дефицит водных ресурсов; необустроенность производственной и социальной инфраструктуры; формирование конкурентоспособной специализации регионов.

«В целом считаем, что разрабатываемая Прогнозная схема до 2030 года должна быть прикладным и востребованным документом, который определит развитие страны на предстоящие 10 лет», — сказал он.

При этом, по его словам, у Прогнозной схемы есть 3 группы благополучателей:

1) население, которое будет знать:

  • перспективы развития своего населенного пункта в части обеспечения социальной и инженерной инфраструктурой;
  • перечень конкретных благ и услуг для своего населенного пункта в рамках региональных стандартов;
  • какие отрасли, в каких населенных пунктах нуждаются в трудовых ресурсах.

2) предприниматели, инвесторы, которые будут знать:

  • перспективы размещения производительных сил с учетом ресурсной (сырьевой) обеспеченности;
  • планы госорганов по обеспечению производственной и транспортной инфраструктурой в разрезе регионов;
  • систему расселения населения страны в разрезе регионов.

А также Прогнозная схема позволит планировать бизнесу свою производственную и инвестиционную деятельность.

3) государственным органам, квазигосударственным предприятиям, Прогнозная схема позволит комплексно увязать отраслевое и территориально-пространственное развитие с учетом демографического прогноза численности населения, обеспечить преемственность и последовательность принимаемых решений, реализуемых проектов, определить четкие региональные ориентиры для нижестоящих документов системы госпланирования, обеспечить рациональное расходование бюджетных средств.

 



Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал