Брифинг по итогам заседания Правительства: главы министерств ответили на вопросы журналистов

В пресс-центре Правительства РК состоялся брифинг по итогам социально-экономического развития страны. Министры сельского хозяйства Ербол Карашукеев, индустрии и инфраструктурного развития — Каирбек Ускенбаев, энергетики — Болат Акчулаков ответили на вопросы представителей СМИ.

Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков рассказал о текущей ситуации на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).

«Мы держим связь с нашими коллегами. Пока с их стороны идет ссылка на то, что погодные условия не позволяют ремонтным бригадам спуститься под воду. Вы знаете, что мы физически там не находимся, это все-таки юрисдикция не Казахстана. Поэтому мы ждем до 15 апреля. А потом уже, думаю, что своих коллег отправим или же сами съездим для определения перспектив на месте», — сказал Б. Акчулаков

При этом, отвечая на вопрос по поводу начала ремонтных работ, глава Минэнерго сообщил, что российской стороной определены повреждения, но информации, что водолазы и рабочие бригады приступили к ремонту, у Казахстана нет.

«Три недели прошло с момента, когда КТК полностью стоял. Сейчас он работает на 60%. Если сохранится ситуация, когда КТК будет работать на 60% мощности в течение апреля. По альтернативным маршрутам, которые мы сейчас используем — мы нашли вагоны, договорились об увеличении квоты по маршруту Атырау–Самара, то есть мы вопросы решаем все это время. Не думаем, что будут большие потери. Вот если КТК полностью встанет, то будут большие потери. Цифры просты – 53 млн тонн. Если КТК ничего не грузит, то у нас есть еще 16,5 млн тонн на запасных маршрутах, которые можем быстро разбить. Понятно, что это значительные потери», — добавил глава МЭ РК.

Также он сказал, что пока подсчитывать ущерб в материальном выражении рано. Так, за первый квартал этого года опережение добычи шло на 7,5%. Это своего рода запас, который будет исчерпан ориентировочно 15 апреля.

На вопрос о том, как Казахстан может воспользоваться ситуацией, когда европейские страны сокращают поставки энерготоплива, министр МЭ РК ответил, что на данный момент санкций на энергоносители нет. 

«То, что сегодня происходит, отказ от покупки от тех или иных стран, это личное мнение – можно отказаться или нет. Сегодня вышел пакет санкций Евросоюза, и там нет нефти и газа. Насколько я понимаю, в прессе обсуждается, что это возможно. Пока это все слухи, этого нет. Казахстан сегодня в связи с ситуацией на КТК ограничен в направлении Европы, там только 60% работает. Из-за этого мы не можем пока всю свою запланированную нефть туда отправить, пока ремонтные работы не закончатся. Все наши экспортные выходы на Европу связаны с транзитом по России и связаны с портами Черного и Балтийского морей, куда у нас идет очень ограниченное количество, то есть это не является основным маршрутом», — ответил глава Минэнерго.

Министр добавил, что рассматриваются альтернативные маршруты на случай подобных ситуаций.

«В сторону Европы у нас остается только один вариант – это через Каспий на Кавказ. Мы поддерживаем этот маршрут, но он незначительный. В текущий момент воспользоваться ситуацией, наверное, не получится. Но в перспективе, если диверсифицируемся и будут потребители в Европе, независимо от того, какая будет политическая ситуация, мы можем, конечно. Но опять-таки мы не можем бесконечно увеличивать объем производства нефти. Следующее расширение добычи нефти будет через 1-1,5 года, это завершение тенгизского проекта в конце 2024 года, плюс 12 млн тонн. Вот эти 12 млн тонн мы сможем дополнительно продать», — добавил он.

Министр сообщил, что если ремонт затянется на май, то потери могут составить 1 млн тонн в месяц.

В свою очередь министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев заявил, что Программу льготного автокредитования в Казахстане запускают в конце апреля.

«Что касается автокредитования, сегодня на заседании было принято решение. Как я и говорил, в конце этого месяца начнем работу. Решение было принято официально. Теперь наши коллеги приступят к работе», — сказал Каирбек Ускенбаев. 

В Мининдустрии определили условия льготного автокредитования. Сумма финансирования по программе льготного кредитования составит около 100 млрд тг. Около 30 млрд тг будет направлено для обновления парка автобусов в регионах Казахстана. 

Кредитование покупки легковых автомобилей будет осуществляться на следующих условиях: ставка вознаграждения — 4%; сумма кредитования — не более 10 млн тг; срок финансирования — не более 7 лет; первоначальный взнос — от 0%; стоимость транспортного средства — не более 15 млн тг. Кредитование будет осуществляться банками второго уровня.

Министр индустрии и инфраструктурного развития прокомментировал текущую ситуацию с ценами и дефицитом новых автомобилей в Казахстане.

«Здесь надо смотреть по каждой модели индивидуально. Давайте разберемся. Если надо, я попрошу производителей, чтобы они разложили всю свою финансовую модель, из чего состоит стоимость данной машины», — сказал Ускенбаев. 

Отдельно главе ведомства был задан вопрос о целесообразности запуска программы льготного автокредитования на фоне текущей ситуации с дефицитом новых автомобилей в салонах. 

«Получается, деньги будут, а машин нет. Что вы будете делать, чтобы ставить барьеры какие-то?», — уточнили журналисты. 

Вопрос о нехватке автомобилей в Казахстане Каирбек Ускенбаев назвал «правильным». 

«Сейчас действительно в очереди стоят где-то три-четыре месяца. Сейчас я приеду и дам поручения, если это действительно так, то будем принимать адекватные меры, чтобы казахстанцы получили отечественные машины», — добавил Ускенбаев. 

Также журналисты спросили министра, почему автодилеры заставляют клиентов покупать дополнительное оборудование на новые машины. Ускенбаев со своей стороны признался, что не слышал о таких фактах.

«Я не думаю, что автодилеры могут кого-то заставить сделать дополнительно, это, наверное, добровольные опции? Я не знаю такие факты, если есть, скажите, пожалуйста», — ответил он. 

Отметим, что 71 тыс. казахстанцев смогут приобрести новый автомобиль по доступной цене.

Также Каирбек Ускенбаев отвечая на вопросы журналистов, заявил, что кризиса в строительном секторе нет

«У нас нет кризиса в строительном секторе. Есть желание некоторых строителей в этой ситуации какую-то идеологию создать, что есть кризис. На самом деле у нас есть четко проработанная позиция. 15 миллионов квадратных метров жилья мы в этом году планируем ввести. По линии государства строится всего 15%. Остальные 85% строят в частном секторе. Поэтому, если говорить, что мы глобально влияем в целом на строительную отрасль, то это неправильно», — сказал Каирбек Ускенбаев. 

Также министр высказался по поводу удорожания стоимости строительства. По словам министра индустрии и инфраструктурного развития, данный механизм обозначен в законодательстве. 

«Если по стоимости строительства (проекта) удорожание составляет более 10 процентов, то застройщик имеет право обратиться к администратору. Тогда администратор или проводит корректировку и увеличивает стоимость, или не соглашается», —  отметил он. 

Министр индустрии и инфраструктурного развития также прокомментировал цены на жилье.

«Вы знаете, что по программе «Нурлы Жер», стоимость квадратного метра, построенного государством, фиксированная. На каждый город, на каждую область она определена, и мы ее не меняем. Мы идем навстречу строительной отрасли, и говорим: «да, государство повышает цены, однако кто-то должен покупать это жилье». Покупать это жилье будут наши люди, но уже по более высокой цене. Поэтому, здесь необходимо соблюдать баланс интересов», — прокомментировал министр.

Глава Мининдустрии также отметил, что строительная отрасль является важной для страны. 

«Строительную отрасль мы поддерживаем. Но мы должны учитывать интересы населения. Тот продукт, который производит строительная отрасль, должен быть доступен для населения», — добавил К. Ускенбаев.

Также в ходе брифинга на вопросы журналистов ответил министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев. В основном журналистов интересовал вопросы цены на хлеб и рост цен на зерно.

«Мукомолы и сельхозтоваропроизводители не могут договориться, по какой цене будет продано зерно и по какой цене его купят мукомольные предприятия. И основная часть этого объёма – 80% – идет на экспорт. Здесь МСХ занимает позицию арбитра, мы ни на чью сторону не встаём. Каждый из них ведет свой бизнес», — сказал министр.

С 15 апреля по 15 июня 2022 года Казахстан вводит квоту на экспорт муки и зерна — 300 тыс. тонн муки и млн тонн зерна.

«Этого объема достаточно, чтобы не потерять рынки», — считает глава МСХ.

По его данным, в настоящее время запасы зерна в Казахстане составляют 6,4 млн тонн, а муки — более 100 тыс. тонн.

«Цена на муку стабильная, не растет. В этой связи мы будем наблюдать ровно до того момента, пока споры не будут задевать интересы казахстанцев. Ситуация ажиотажа к ситуации с мукомолами и производителями, которые сейчас не могут найти общую цену, никакого отношения не имеет. Цена на муку стабильная. Более того, мы поставляем ещё удешевленные пшеницу для того, чтобы удешевленный социальный хлеб поставлять на рынок. Еще раз говорю, цена муки у нас стабильна. И этот конфликт на цену внутри не влияет. Тем более у нас есть эффективные инструменты, чтобы держать эту цену, особенно для социально уязвимых слоев населения», — сказал Карашукеев.

Глава МСХ также отметил, что несмотря на подорожание хлебобулочных изделий цены на социальный хлеб в стране не поднимутся.

«У нас 275 тыс. тонн зерна в резерве есть для удешевленной поставки муки в регионы для того, чтобы социальный хлеб оставался в тех пределах, которые установлены. Что касается подорожания хлебобулочных изделий, этот процесс мы видим. Это связано с тем, что с начала года у нас увеличивается стоимость тонны пшеницы. Если она была в районе 115-116 тыс., сейчас доходит до 150 тыс. в некоторых случаях. Если брать рыночный процесс, учитывая подорожание стоимости материально-товарных ресурсов, в целом подорожания пшеницы в мире, некоторая волатильность будет. В связи с курсом тенге мы ожидаем некоторое увеличение цен на муку и производное. Социальный хлеб дорожать не будет. Социальный хлеб у нас на уровне около 100 тенге», — пояснил министр.

Для удержания цены из резервов «Продкорпорации» поставляют в регионы зерно по 90 тыс. тенге.

«Социальный хлеб в Казахстане дорожать не будет. У нас есть резервы зерна для удешевленной поставки муки в регионы, чтобы стоимость социального хлеба оставалась в тех пределах, которые установили», – заявил министр.

Он также напомнил, что в стране есть запас муки в объеме 118 тыс. тонн. Его достаточно для того, чтобы обеспечить внутренние потребности страны, также есть запасы зерна в объеме  6,4 млн.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться