Программа модернизации ЖКХ: на пути к энергосбережению и формированию «эффективного собственника»

Принятая Правительством Казахстана три года назад Программа модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года направлена на построение оптимальной модели управления сектором ЖКХ, повышение энергоэффективности отрасли и создание инвестиционной привлекательности коммунальных предприятий. За этот период инструменты господдержки позволили улучшить коммунальную инфраструктуру 118 населенных пунктов, снизить количество домов, требующих капитального ремонта, - с 32 % до 28%, модернизировать порядка 16 тыс км сетей газо-, электро- и теплоснабжения. В то же время первые два года реализации документа обнажили ряд проблемных моментов, для решения которых были предложены другие более эффективные пути решения.

Программа содержит два основных направления – это обеспечение надлежащего содержания жилищного фонда страны и модернизация коммунальной инфраструктуры. По первому направлению потребовалось внести значительные корректировки, поскольку за два первых года работы в «пилотном режиме» выявились серьезные проблемы, в частности, в схеме финансирования ремонтных работ. В 2011-2012 годах ремонт многоквартирных жилых домов проводился по двум механизмам: через капитализацию СПК и государственных предприятий, при этом в 2012 году по второму механизму выделялись бюджетные кредиты под 0,1% на 7 лет. Наличие двух механизмов в определенной степени затрудняло реализацию Программы, а самое главное участие в ней населения. Возникали трудности на этапе выбора подрядной организации, при проведении конкурсных процедур, которые проходили без участия самих жильцов. К тому же, несколько тормозило процесс обязательность первоначального взноса, отсутствие требований по видам ремонтных работ.

Так, в апреле текущего года было решено определить единый механизм проведения ремонтных работ через капитализацию специализированной уполномоченной организации. Были также исключены исключены требования о первоначальном взносе для жителей в размере 3%, 5% и 7%. Также предусмотрены меры по повышению энергоэффективности проектов по ремонту путем обязательной установки автоматизированных систем регулирования теплопотребления (АТП) и общедомовых приборов учета тепла; определены минимальные и максимальные пакеты работ по капитальному ремонту; упрощен порядок заключения договоров на проведение ремонта; предоставлена возможность проведения экспертизы проектно-сметной документации организацией по выбору жителей домов, исключая условие об обязательном прохождении государственной экспертизы; исключены условия о проведении конкурса на государственные закупки услуг по ремонту домов, предоставляя общему собранию жителей возможность выбора подрядной организации.

По данным Министерства национальной экономики РК, жилищный фонд страны насчитывает более 105 тыс многоквартирных жилых домов, из них почти 30% требуют капитального ремонта, аварийных домов, подлежащих сносу – 3 807 или 3,6%, в надлежащем состоянии находится 71 560 домов или 68%. Активность действий местных исполнительных органов после внесенных в Программу изменений заметно возросла. На 2014 год из республиканского бюджета было выделено 11 847,9 млн тенге на ремонт 698 домов, в настоящее время ремонт 140 домов завершен. По состоянию на 10 октября 2014 года возврат средств составляет 2 659 млн тенге или 71% при плане 3 722 млн. тенге.

За счет возвратных средств отремонтировано 105 домов на общую сумму 1 189 млн тенге, в том числе в текущем году отремонтировано 24 дома на общую сумму 315 млн тенге. Одним из существенных результатов реализации документа стало снижение доли объектов кондоминиума, требующих капремонта с 32% до 28%. За первые два года на реализацию Программы из республиканского бюджета было выделено 17 842 млн тенге, по состоянию на 10 октября 2014 года местными исполнительными органами фактически освоено 17 779 млн. тенге или 99,6%, неосвоенными остались 63 млн тенге. На сегодняшний день из запланированных к ремонту 1 360 многоквартирных жилых домов отремонтировано 1 352, в 8 домах ремонтные работы продолжаются. В 2013 году из-за отсутствия бюджетного финансирования работы по ремонту домов не производились.

Учитывая, что жилищный сектор в республике является третьим крупнейшим потребителем тепловой и электрической энергии после сектора энергетики и производства, одна из основных задач – это достижение экономии теплопотребления в секторе ЖКХ до 30 % за счет проведения капитального ремонта домов с термомодернизацией. Следует заметить, что жилые здания потребляют 13,5% электрической и 24% тепловой энергии.

Принятые меры, направленные на достижение более эффективного уровня потребления энергии, ее автоматизации и экономии, позволили жильцам ощутить значительную экономию в оплате за потребленную тепловую энергию в размере 30-40 %. 

С другой стороны, как отметил в своем выступлении вице-министр национальной экономики РК Каирбек Ускенбаев, анализ реализации Программы показывает, ряд объективных причин, которые отрицательно сказываются на ходе ее реализации. Что можно отнести к таковым? Это, в первую очередь, несвоевременное оформление местными исполнительными органами бюджетных заявок.

При этом, по словам вице-министра ведомства, основная проблема связана с подготовкой проектно-сметной документации для проведения ремонта домов. Изначально идеология Программы заключалась в том, что собственники должны были за свои средства разработать данную документацию и после представить ее уполномоченному органу. На практике сложились трудности по вопросу сбора финансовых средств от собственников, поэтому документация на сегодняшний день разрабатывается за счет средств специализированных уполномоченных организаций, но с обязательным возвратом. Данная мера не позволяет местным исполнительным органам подготавливать своевременно и качественно бюджетные заявки. Для решения данного вопроса профильное министерство предложило открыть новую бюджетную подпрограмму, которая позволит разрабатывать проектную документацию за счет средств местного бюджета на возвратной основе.

Второе, на что обратили внимание государственные эксперты, это неэффективный уровень использования возвратных средств, поступающих от собственников на счета социально-предпринимательских корпораций. Так, согласно механизма возвратности средств, СПК за 2011-2012 годы было выделено в общей сложности 6,8 млрд. тенге. Ремонты были произведены, собственники возвращаю взятые бюджетные кредиты государству через те же корпорации, но дальше эти деньги не работают. 

Для активизации работ по ремонту домов за счет возвратных средств акиматам рекомендовано передать данные средства из распоряжения социально-предпринимательских корпораций в ведение специализированных уполномоченных организаций по примеру города Алматы, что позволит увеличить охват домов подлежащих ремонту.

Наконец, болевой точкой начатых преобразований в секторе ЖКХ стало качество проводимых ремонтных работ. Государство средство выделило на обновление жилищного фонда, но механизм исполнения начал давать сбои из-за отсутствия должного контроля со стороны местных властей и непосредственно тех организаций, в зону ответственности которых входили подготовка проектирования, подрядные работы, приемка домов на финальной стадии. Случались и такие коллизии, когда решение о проведении ремонта собственниками помещений принималось после начала ремонтных работ. Тем самым вопросы рассмотрения и утверждения сметы расходов, о размере ежемесячных взносов на сберегательный счет, графика и ежемесячных взносах в качестве оплаты ремонтных работ оставались не решенными либо обсуждались кулуарно, не прозрачно. Также зачастую проведенные ремонты сдавались с отклонениями от проектной документации, в том числе некачественно произведены работы по ремонту кровли, замене лифтового хозяйства, а также отделке фасадов. В этом же ряду такие нарушения, как несоблюдение гарантийных сроков на сделанный ремонт, хотя по правилам приемка работ после их завершения подлежит в обязательном присутствии жильцов, представителей органов жилищной инспекции, государственного архитектурно-строительного контроля и иных уполномоченных органов и лиц.

Зачастую на практике сами жильцы выражают крайнее неудовлетворение системой управления кондоминиумов, в особенности,когда речь идет о соразмерности оплаты за эксплуатационные услуги и фактически производимых затрат, качеством услуг тех же КСК,схемой отчетности, непрозрачностью их деятельности. Однако, как утверждают в профильном ведомстве, сами собственники квартир не проявляют активность в управлении общим домовым имуществом, не торопятся использовать механизмы партнерства, которые предлагает сегодня государство.

Идея формирования «эффективного собственника» потребует законодательных изменений в этой сфере. В ближайшее время проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений» с соответствующими поправками, направленными на повышение ответственности и обеспечения прозрачности деятельности органов управления, расширение компетенции жилищной инспекции и введение новых составов административных правонарушений, будет рассматриваться в Сенате Парламента.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться