Единое экономическое пространство, временные ограничения и взаимная торговля — новые возможности для граждан и бизнеса в рамках ЕАЭС

Сегодня состоялась пресс-конференция на тему: «Евразийская экономическая интеграция: новые возможности для граждан и бизнеса» с участием членов Коллегии Евразийской экономической комиссии.

 

Цены на нефтепродукты будут формироваться в зависимости от рыночных механизмов

Министр по энергетике и инфраструктуре Эмиль Кайкиев поделился своим видением общего рынка газа в рамках ЕАЭС. По его словам, говорить о стоимости голубого топлива пока рано.

«Сейчас конкретные цены пока назвать невозможно. У нас сейчас есть программа по формированию общего рынка газа, в соответствии с ней договоры по поставкам газа должны заключаться по рыночным ценам, за исключением тех договоров, которые идут в реализацию двусторонних международных договоров», — сказал Э. Кайкиев.

К примеру, есть два государства, которые заключают договор о поставках газа — это международный договор. В соответствии с ним, хозяйствующие субъекты для реализации договора заключают договора между хозяйствующими субъектами. 

«Будут иметь место у нас прямые договора, биржевые договора (по биржевым сделкам) и двусторонние договора между хозяйствующими субъектами в целях реализации международных договоров. Пока нет механизмов для определения тарифов на транспортировку газа. В настоящее время идет подготовка международных договоров об общем рынке газа, и в рамках этого договора тоже будут устанавливаться принципы транзитного транспортного тарифа на газ», — пояснил он.

По словам Э. Кайкиева, подписание этого договора предусмотрено в 2022 году, а в текущем идет его подготовка. Вступает он в силу не позднее 1 января 2025 года, и тогда можно будет вести речь о тех или иных принципах при формировании цен на транзит газа.

Также член ЕЭК прокомментировал вопрос о том, как будут меняться цены на светлые и темные нефтепродукты на общем рынке.

Цены на нефтепродукты будут формироваться в зависимости от рыночных механизмов. Также будет происходить заключение прямых и биржевых договоров. Здесь большое внимание уделяется биржевой торговле нефтепродуктами.

«Потому что механизм биржевой торговли позволяет выявить экономически обоснованный уровень цен, что дает участникам более предсказуемые и последовательные условия. Они могут работать на высоком взаимовыгодном сотрудничестве и добросовестной конкуренции», — сказал он.

Уровень цен на нефть зависит от многих факторов. Это мировые цены, курсы национальных валют и ряд других вопросов. 

Отвечая на вопрос «Выгоден ли будет переход ЕАЭС на стандарт К-5 экспортерам и импортерам?», член Коллегии отметил, что эти требования идут в соответствии с техническим регламентом в рамках ЕАЭС. В числе поставщиков Россия и Казахстан, импортируют нефть и нефтепродукты — Кыргызстан, Беларусь, Армения. В настоящее время в России, Армении, Беларуси допускаются в обращение бензин и дизельное топливо только экологического класса К5, в Казахстане и Кыргызстане — К4 и К5. Вместе с тем в Кыргызстане до 12 августа 2021 года разрешается реализовывать топливо любого экологического класса. Это связано с условиями вхождения Кыргызстана в ЕАЭС. Поэтому у них есть время для перехода на класс К5. 

Комментируя вопрос выгодности, Эмиль Кайкиев отметил, что для стран-экспортеров нефти переход на К5 — это выгодно. Для стран-импортеров нефти можно ожидать поднятия цен на топливо.    

 

О  транспортной политике в рамках ЕАЭС

Отвечая далее на вопросы журналистов, Эмиль Кайкиев отметил, что транспортная политика в рамках Союза строится на основных направлениях, обозначенных главами государств-участников. 

На каждый трехлетний период, по словам министра, есть дорожная карта, в соответствии с которой строится работа по формированию транспортной политики и транзитного потенциала. 

«У нас была дорожная карта на 2018-2020 годы. Сейчас готовится карта на 2021-2023 годы. И в соответствии с полномочиями Союза мы выступаем площадкой для консолидации усилий сторон», — отметил Э. Кайкиев. 

Также, как отметил министр, в рамках Евразийской коллегии создана рабочая группа, куда входят заместители министров транспорта государств-участников, представители Евразийского банка развития, Евразийского фонда, которые занимаются вопросами транспортных коридоров. 

В конце декабря 2020 года был утвержден перечень транспортных коридоров, маршрутов, которые имеют значение для транзитного потенциала всех стран-участниц. В соответствии с рекомендацией, которая была утверждена в декабре прошлого года, государства обеспечивают приоритет развития транспортных коридоров и маршрутов, указанных в данном перечне, а также синхронизацию эксплуатационных характеристик. 

«Западная Европа – Западный Китай — это самый протяженный в мире экономический коридор с огромным потенциалом. Он имеет большое значение не только для наших стран, но и других стран Евразии. Проект требует колоссального инвестиционного портфеля. Каждая страна реализует свой участок проекта исходя из своих бюджетных и внебюджетных средств. Это большой и капиталоемкий проект. Но тем не менее, работы ведутся», — отметил Э. Кайкиев.

В настоящее время, по словам министра, идет работа по автодороге Москва – Казань. К 2027 году предполагается ее завершение и можно будет из Москвы до Казани доехать за 6-7 часов. 

«Проект обсуждается, он не стоит на месте, он движется», — отметил Э. Кайкиев.

 

Полная цифровизация госзакупок в странах-членах ЕАЭС запланирована на 2025 год

Министр ЕЭК по конкуренции и антимонопольному регулированию Арман Шаккалиев ответил на вопрос журналиста о взаимном признании электронных цифровых подписей.

По его словам, определенные неудобства возникают, поскольку домашним ЭЦП в гостевых закупках значительно проще пользоваться, нежели ехать в страну, где проводятся закупки, открывать филиал или представительство. 

«Сегодня Комиссией со странами подготовлен план мероприятий, в первом полугодии мы должны его утвердить. Конечно, мы исходим из того, что у нас разные уровни цифровизации государственных закупок», — отметил А. Шаккалиев.

Также существует вопрос подтверждения подлинности электронных цифровых подписей и ряда технических аспектов. В настоящее время члены Комиссии проводят соответствующие консультации.

В планах Коллегии в I полугодии рассмотреть планы предусматривающие страновые переходы, так называемый «каскадный план». Вместе с тем, Арман Шаккалиев добавил, что в конце прошлого года были приняты стратегические направления до 2025 года провести полную цифровизацию государственных закупок в странах-участницах.

Вспоминая прошлогодний опыт сотрудничества стран в рамках договора о ЕАЭС, Арман Шаккалиев отметил момент, касающийся регулирования государственных закупок и его интерпретации. 

«Я бы хотел сказать о возможностях, которые Комиссия формирует для бизнеса, для того чтобы были равные возможности участия. В конце прошлого года советом были приняты правила определения страны происхождения товаров для целей государственных закупок. 12 января текущего года они вступили в силу», — сообщил А. Шаккалиев.

На днях было анонсировано открытие Евразийского реестра промышленной продукции. Это дает возможность производителям товаров участвовать на равных условиях в государственных закупках безбарьерно, без дополнительных требований к подтверждению страны происхождения товара.

«Что касается действий Правительства РФ, которые в прошлом году имели место быть, то были приняты оперативно корректирующие действия и они заключались в том, что товарам, происходящим из Евразийского союза, поставили знак тождества с российскими. Таким образом, это оперативно было проработано. И сегодня говорить о том, что это были умышленные действия, направленные на ограничение товаров в закупках, нам не приходится», — пояснил он. 

 

Мы в состоянии сами себя прокормить

В свою очередь, член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по промышленности и агропромышленному комплексу Артак Камалян заявил, что пандемия коронавируса не повлияла на продовольственную безопасность стран ЕАЭС.

«Мы в состоянии сами себя прокормить. Продовольственное обеспечение, качество и безопасность продовольствия – пандемия оказывала небольшое влияние. Как и в прошлом году, и в этом, по всем товарным группам ЕАЭС обеспечиваем себя практически в полном объеме. Единственное – это импортозависимые фрукты и ягоды», — сказал он.

По словам А. Камаляна, в рамках стратегии развития есть направление по общим принципам и подходам в формировании продбезопасности.

«В этом году были проблемы с сахарной свеклой в связи с погодными условиями. Однако запаса достаточно. Мы не успокаиваемся, даже несмотря на то, что сахаром мы себя обеспечиваем, но если посмотреть глубже, то с точки зрения импорта семян сахарной свеклы, то ситуация совсем противоположная. 70% семян мы импортируем. Примерно столько же семена кукурузы. Мы работаем над тем чтобы мы были независимы и импорт был снижен», — сказал он.

По словам А. Камаляна, одним из приоритетов работы Комиссии в части сельского хозяйства является развитие данной отрасли, учитывая, что сегодня органическое сельское хозяйство достаточно бурно развивается. 

А. Камалян сообщил, что в настоящее время этот рынок оценивается примерно в $200 млрд.

«Мы сейчас большую работу провели и на уровне Комиссии приняли Дорожную карту, которая предполагает решение двух задач. Первая — унифицировать законодательство так, чтобы органическая продукция, которая производится и сертифицируется в одной стране ЕАЭС, действовала бы и в другой  стране ЕАЭС. Вторая задача — чтобы органическая продукция, которая сертифицируется внутри ЕАЭС, могла бы на таких же условиях реализовываться и в третьих странах, особенно в европейском сообществе», — пояснил он.

Также А. Камалян выразил надежду, что на следующем межправительственном совете данная Дорожная карта будет утверждена. А пока проводится работа по согласованию отдельных аспектов.

 

Казахстан определил в качестве роста развитие кооперационного производства

Рассказывая о следующем этапе развития Союза, министр ЕЭК по интеграции и макроэкономике Сергей Глазьев отметил, что первичный эффект региональной интеграции исчерпан, а нынешнее состояние и темпы развития ЕАЭС не внушают оптимизма. Разделение на этапы — условно.

«Мы ведем эту работу уже более 10 лет, могу сказать, что на первом этапе, когда мы только сняли таможенные границы, мы тут же получили взрывной рост взаимной торговли. Торговля выросла за два года практически в полтора раза, потому что снятие издержек, которые связаны с пересечением таможенных границ очень стимулировали поставки товаров, особенно приграничная торговля выросла», — отметил С. Глазьев.

Однако этот эффект оказался довольно быстро исчерпан, начиная с 2014 года, идет некое замедление развития. С 2014 года по 2019 год валовый продукт вырос всего лишь на 5,1%. В среднем это получается 1% в год.

«В то время, как два наших партнера: ЕС вырос на 12%, а Китай на 38%. Единственный плюс – по-прежнему рост взаимной торговли на 35%. Ведь сама торговля готовыми изделиями, даже полуфабрикатами не дает сегодня основного эффекта в международной торговле. Основной эффект дают кооперационные связи, больше половины международного торгового оборота приходятся на кооперационные поставки, когда совместные предприятия формируют длинные технологические цепочки, работают вместе по созданию конечного продукта и, таким образом, сочетают в себе конкурентные преимущества», — пояснил С. Глазьев.

По словам С. Глазьева, Казахстан определил в качестве роста развитие кооперационного производства. Второй этап евразийской интеграции начинается именно сейчас с принятием стратегических направлений ЕАЭС до 2025 года.

«У нас появляется целый пул целей и задач, нам предстоит создать механизмы экономического роста. Документ включает в себя 300 мер механизмов, которые сгруппированы в 11 направлений. Все они так или иначе направлены на содействие экономическому развитию», — добавил С. Глазьев.

 

ЕЭК принята новая методология работы: на рассмотрение запросов дается всего 70 дней

Министр ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Гегам Варданян, отвечая на вопрос журналистов, заверил, что при рассмотрении Комиссией обращений касательно барьеров нет никакой предвзятости — все вопросы рассматриваются в одинаковом приоритете.

«Хочется, чтобы на уровне переговоров вопросы решались. Приоритетов нет, просто вопросы разные и имеют разную сложность. Какую-то часть мы видим в нарушении каких-то статей, очень часто это просто действие, а квалификация действия тоже достаточно сложный процесс: нужно собирать факты. В то же время страны сами очень часто просят проводить консультации, которые тоже требует времени», — ответил член Коллегии.

Он также добавил, что в работу Коллегии внесены коррективы и временные ограничения для большей эффективности.

«Я хотел бы подчеркнуть, что недавно мы провели новую методологию работы, в рамках которой работы уже будут ограничены 70 днями. То есть, вопросы, которые будут поступать мы должны уже в течение 70 дней, соответственно, выносить на рассмотрение Коллегии. Хотел бы подчеркнуть: не может быть никакой предвзятости и, соответственно, опровергать-то нечего», — резюмировал спикер.

Также Г. Варданян ответил на вопросы журналистов о совершенствовании работы по оперативному реагированию на проблемы бизнеса на границах

«На самом деле у нас есть информационный ресурс. Там можно получить определенную информацию и вносить свои предложения. То есть, обращаться к нам, чтобы рассматривали возникающие проблемы, чтобы получать и передавать оперативную информацию. И в планах есть доработки этого ресурса. Этот вопрос, также как и методология, поднималась Республикой Казахстан», — отметил министр ЕЭК.

 

Таможенный контроль должен быть выборочным

Министр ЕЭК по таможенному сотрудничеству Олег Панкратов, отвечая на вопрос о нарушениях Договора, подчеркнул, что таможенный контроль должен быть выборочным и построен на системе управления рисками. Он привел документальный аргумент.

«25-ая статья договора об ЕАЭС определяет, что у нас обеспечивается свобода перемещения товаров и Таможенный кодекс также построен на обеспечении этой свободы. Наша единая таможенная территория не предполагает какого-то сплошного таможенного контроля на внутренних границах ЕАЭС. Но при этом 331 статья Таможенного Кодекса дает возможность проводить посттаможенный контроль в случае, если есть подозрения, что товар завезен неправовым способом, либо в отношении товара применялись какие-либо специальные таможенные режимы. Но при этом, этой же статьей подразумевает, что контроль должен быть выборочным и построен на системе управления рисками», — ответил представитель ЕЭК.

Он также добавил, что есть и другие нюансы. Единая таможенная территория предполагает наличие единого таможенного тарифа на внешнем периметре. На практике ситуация немного другая.

«У большинства стран есть определенные изъятия. Если говорить о Казахстане, то вступление Казахстана в ВТО привело к тому, что у нас очень сильно различаются таможенные тарифы, которые применяются на внешнем контуре. У Казахстана более 3 тысяч изъятий. Есть Бурабайское соглашение, которое определяет порядок взаимодействия между сторонами по исполнению Казахстаном своих обязательств. Казахстан обязуется обеспечить, чтобы эти товары обращались только на внутреннем рынке страны. Сопредельные граничащие страны получили право осуществлять определенный контроль за этими товарами, чтобы они не попадали на их территорию», — объяснил О. Панкратов. 

По его словам, это временная мера — так называемый, переходный период.

 

О применении пальмового масла

Предприятиям пищевой промышленности стран Евразийского экономического союза следует начинать уже сейчас подготовку к предстоящему ужесточению требований к применяемому в продукции пальмовому маслу. Об этом заявил член Коллегии, министр по техническому регулированию Виктор Назаренко.

Виктор Назаренко отметил, что пальмовое масло является одним из самых распространенных пищевых масел наряду с соевым, рапсовым и подсолнечным. 

«Вопрос не в виде масла, вопрос состоит в том, какие химические контаминанты существуют в этих маслах, и особенно это касается глицидиловых эфиров жирных кислот. Поэтому в ЕАЭС принято однозначное решение урегулировать содержание этих химических контаминантов. И первый шаг, который был сделан, — внесение в единые санитарные правила требований, аналогичных европейским», — сказал он.

Министр ЕЭК сообщил, что сегодня также идет активная работа по внесению соответствующих требований в технический регламент на масложировую продукцию. 

«Нам очень важно разобраться с сырьем. Следующими в очереди стоят два технических регламента, которые касаются общего регламента по пищевой продукции и технического регламента для отдельных видов специализированных пищевых продуктов. То есть стратегически все определено», — подчеркнул он.

По словам Виктора Назаренко, в ближайшее время изменения в технический регламент на масложировую продукцию будут переданы на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета. 

«Но я хотел обратить внимание, что это новое требование, к которому не готова промышленность, не готово большинство испытательных лабораторий и т.д. Нужно, не дожидаясь того периода, когда оно появится в техническом регламенте, благодаря наличию единых санитарных требований сегодня промышленности готовится к тому, что такой показатель будет уже в ближайшее время. И нужно будет всем подготовить свои предприятия, испытательный комплекс и работать с учетом новых требований», — заявил министр ЕЭК.

 

ЕАЭС не планирует вводить единую валюту

Министр Евразийской экономической комиссии по экономике и финансовой политике Тимур Жаксылыков отметил, что в стратегии развития до 2025 года таких планов нет.

«Ни в одном договоре в рамках ЕАЭС, ни в одном другом акте в рамках ЕАЭС не говорится о введении единой валюты и таких планов нет. Нет таких планов и в стратегии развития до 2025 года, переговоры об этом не ведутся, эта тема не обсуждается», — отметил министр ЕЭК.

По его словам, доля взаимной торговли в товарообороте ЕАЭС достаточно низкая в отличие от Европейского союза. 

«У нас пока доля взаимной торговли в общем внешнеторговом обороте не превышает 15%. Если мы обратимся к примеру Европейского союза, то доля взаимной торговли товарами, услугами, инвестиционных потоков в общем внешнеторговом обороте достигает 60-70%», — отметил он.

Т. Жаксылыков отметил, что использование национальных валют при взаимных расчетах в ЕАЭС растет.

«Использование нацвалют во взаимной торговле от года к году растет. Если взять статистику, то в 2013 году на этапе еще Таможенного союза, когда входило еще три страны, у нас доля взаимной торговли в нацвалютах составляла около 63%, по итогам 2019 года уже на базе статистики по пяти странам взаимная торговля в нацвалютах составила 74%, мы видим такой занимательный рост», — отметил Т. Жаксылыков, добавив, что около 70% расчетов ведется в рублях.

По его словам, на доллар приходится порядка 19% расчетов, на евро — порядка 7%.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться