В Казахстане создан Координационный центр по техническому регулированию

Казахстан является последовательной сторонницей интеграции  в области технического регулирования, чем  объясняется членство республики во многих  международных организациях соответствующего профиля. С целью выработки значимого и признаваемого экспертного мнения и усиления переговорной позиции РК на международных площадках в области технического регулирования на базе РГП «КазСтандарт» с 1 июля т. г. создан Координационный центр по техническому регулированию.

Одним из эффективных инструментов повышения доверия, увеличения производительности, преодоления барьеров в торговле  и бизнесе является  техническое регулирование. Главная цель техрегулирования — это принятие технических регламентов или ТР, которые служат гарантией качества и безопасности производимой продукции. Такая продукция пользуется повышенным доверием,   поэтому для Казахстана вопрос техрегулирования далеко не праздный.

В состав объединения вошли 20 профильных отраслевых высококвалифицированных технических экспертов – профессионалов с многолетним стажем и уникальным опытом. Основные задачи Центра сфокусированы, но не ограничиваются следующим дискурсом.

Первое. Определение уровня технического регулирования в отраслях и готовности предприятий к внедрению технических регламентов ЕАЭС; методологическая работа по оценке соответствия и проведение разъяснительной работы по применению норм технических регламентов.

Второе. Выработка страновой позиции по проектам технических регламентов ЕАЭС через участие Координационного центра в экспертных советах при центральных госорганах и Координационном совете под председательством Заместителя Премьер-Министра РК.

Третье. Продвижение казахстанской позиции в ЕАЭС, а именно на площадках Рабочей группы ЕЭК по разработке ТР ЕАЭС, Консультативного комитета ЕЭК, Коллегии ЕЭК и Совета ЕЭК.

Таким образом, Координационный центр по техническому регулированию будет содействовать обеспечению согласованных действий при решении вопросов технического регулирования от имени Казахстана на международных площадках, способствовать проработке приоритетных для нашей страны  задач в области техрегулирования,  выработке предложений по стратегическим целям в области техрегулирования в соответствии с национальными интересами  РК.

В современной торговле, особенно международной, важно не просто иметь товар на продажу, но иметь продукт качества, отвечающего заданным стандартам. Сфера технического регулирования — ключевое направление по части управления качеством продукции, технологий и услуг. Она является своего рода охранной грамотой интересов производственного сектора, бизнеса и государства в рыночной конкуренции.

В условиях экономической интеграции открываются границы и убираются любые барьеры, кроме признаваемых всеми стандартов качества и безопасности. И здесь важную роль играет страновое лобби в принятии тех или иных техрегламентов, их норм и сроков введения и самое главное требовать их исполнения «зеркально». Потому что чуть дашь слабину, и получается как с принятым еще в 2011 году техрегламентом «О безопасности пищевой продукции».

В него уже много лет обсуждаются поправки, которые должны определить, что называется шоколадом, как его делить на виды, как называть, какие конкретные параметры безопасности. Действующие нормы техрегламентов позволяют называть шоколадом все подряд. И покупатели, покупая «шоколад», на практике могут купить нечто с пальмовым (вместо какао) маслом, но с шоколадным названием. И, соответственно, добросовестные кондитеры всех стран, терпят убытки из-за такой некачественной конкуренции.

Именно для анализа потенциальных выгод или ущерба различным отраслям от принятия той или иной нормы разрабатываемых в ЕАЭС техрегламентов, министерством торговли и интеграции было принято решение об усилении экспертного пула.  Они, как знатоки «практического поля» будут оценивать готовность предприятий страны к внедрению технических регламентов ЕАЭС и смогут вовремя заметить и оценить риски при их разработке. 

Миссией Комитета технического регулирования и метрологии  Министерства торговли и интеграции РК   является обеспечение безопасности и качества продукции, услуг и процессов, предупреждение действий, вводящих в заблуждение относительно их безопасности и качества, защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и экономики страны от последствий недостоверных результатов измерений.

Комитет реализует государственную политику в сфере технического  регулирования,  стандартизации и обеспечения единства измерений, законодательства РК об аккредитации в области оценки соответствия.

Так, за 6 месяцев т.г.  департаментами Комитета было проведено 189 проверок, в 109 случаях выявлены нарушения, что составляет 58 %.

По итогам проверок выдано 91 предписание и наложено штрафов на сумму более 34 млн тг., отменены действия   4 сертификатов и деклараций, выданных странами-членами ЕАЭС (пищевая, СИЗ, игрушки) и пресечены 5 «серых» поддельных сертификатов (легкая промышленность).

За последнюю пятилетку от населения,  бизнеса,  НПП «Атамекен»  поступали сигналы, что рынок остался бесконтрольным, значительный объем обращаемой продукции — небезопасный.

С учетом произошедших изменений, а именно законодательного закрепления компетенции за Комитетом  как государственного органа, осуществляющего контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов,  перед Комитетом стоят большие задачи. Запускается механизм профилактического контроля  без посещения с охватом 120 групп подконтрольной продукции, 180 тыс.  хозяйствующих субъектов (по данным портала статистики), более 1 тыс. субъектов аккредитации, НПП «Атамекен» и более 40 экспертных организаций   по определению страны происхождения товара.

Большой пласт работы предстоит в рамках профконтроля  с посещением  более 400 тыс. субъектов контроля и надзора, из них более 129 тыс. субъектов оптовой и розничной торговли и 38,2 тыс. Метрологических предприятий. Значительный объем  работы занимает контроль за реализацией ювелирных изделий и деятельности пробирных палат.

В рамках работы «Е-окно» осуществляется проверка данных по импортируемой продукции, поступающих из КГД с реестром сертификатов (деклараций), который ведет НЦА на предмет их достоверности. 

Сегодня обеспечение безопасности продукции и достоверности результатов измерений напрямую связано с деятельностью изготовителей, импортеров, продавцов, а также органов по сертификации, лаборатории. В связи с чем необходимо каждому соблюдать требования законов в сфере технического регулирования.

Вместе с тем, МТИ РК проведена работа по снижению ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары, необходимые для отечественного бизнеса.

В целях снижения себестоимости продукции и повышения конкурентоспособности казахстанского товара на мировом рынке, а также для предоставления возможности металлургическим предприятиям спрогнозировать финансово-производственные показатели на краткосрочный и долгосрочный периоды, Министерством на основании обращения производителя инициировалось снижение ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС в отношении щавелевой кислоты на площадке Евразийской экономической комиссии.

По итогам переговоров с государствами-членами ЕАЭС было принято решение об установлении ставки ввозной таможенной пошлины в отношении щавелевой кислоты в размере 0% сроком на 2 года.

Снижение ставки ввозной таможенной пошлины позволит нарастить объемы производства и снизить себестоимость производимой продукции, увеличить рентабельность производства. Сэкономленные денежные средства от отмены пошлины позволят в дальнейшем развивать технологию производства коллективных концентратов редкоземельных металлов, что положительно повлияет востребованность казахстанского экспортного продукта производителя на мировом рынке.   

Кроме того, аналогичное предложение в целях поддержки отечественных производителей подгузников ТОО «Sachiko-Olzha Products» поддержано предложение России о продлении нулевой пошлины на сырьевой товар — суперабсорбент, необходимы для производства подгузников.

По информации производителя 0% ставка на суперабсорбент позволила компании в среднем увеличить выручку на 30%, объемы продаж подгузников на 20%, нарастить экспорт и увеличить штат сотрудников.

В целом наблюдается увеличение экспорта из Казахстана готовой продукции виде подгузников в Российскую Федерацию, Узбекистан и Таджикистан.

Кроме того, уже подписана Концепция создания и функционирования совместных индустриальных торгово-логистических комплексов (ИТЛК) на границе между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой.

Договоренность по созданию новых индустриально-логистических хабов была достигнута по итогам взаимных визитов глав государств и заседания казахстанско-кыргызского Межправительственного Совета, состоявшегося в начале апреля т.г.

Центры трансграничного сотрудничества рассматривается как новая точка роста для увеличения взаимной торговли и двусторонних проектов в реальном секторе экономик двух стран.

На территории центров будут созданы максимально благоприятные условия для привлечения местного и иностранного бизнеса, развития совместных производств путем предоставления для инвесторов преференций.

На первом этапе казахстанская сторона рассматривает территорию пунктов пропуска, расположенных между Жамбылской областью Казахстана и Чуйской областью Кыргызстана.

При этом казахстанская сторона имеет возможность расширить предполагаемую территорию, определенную под индустриально-логистический комплекс. Таким образом, планируется совершенствование работы действующего пункта пропуска «Карасу», модернизация прилегающей инфраструктуры и включение Центра в региональные товаропроводящие сети. Проект также входит в орбиту международного экономического коридора «Алматы – Бишкек».

Приоритетами в деятельности ИТЛК является:

  • производственная кооперация, создание новых производств и рабочих мест;
  • увеличение выпуска товаров народного потребления с высоким конкурентным преимуществом, включая пищевую и сельскохозяйственную продукцию;
  • улучшение логистики и инфраструктуры;
  • привлечение новых технологий;
  • диверсификация сельскохозяйственного производства;
  • создание условий по осуществлению взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления и субъектами сельскохозяйственного производства на основе государственно-частного партнерства;
  • создание совместных предприятий по выпуску товаров народного потребления с внедрением новых технологий.

Создание совместных казахстанско-кыргызских индустриальных торгово-логистических комплексов позволит реализовать рентабельные экспортоориентированные проекты и повысить конкурентоспособность отдельных отраслей экономики, в том числе за счет использования передовых технологий управления производством и продажами. 

Отметим, что создание ИТЛК даст возможность разместить производственные линии в экономически привлекательном регионе, обладающем значительными объемами сырья и развитой инфраструктурой. И в целом расширить доли рынка стран на глобальных рынках.

Включение ИТЛК в региональные товаропроводящие сети обеспечит заключение прямых договоров на поставку сырья и сбыт готовой продукции при одновременном снижении себестоимости готовой продукции. Наращиванию экспорта сельскохозяйственной продукции двух стран будет также способствовать разработка на базе ИТЛК единых стандартов по технологии предпродажной подготовки и продаже товаров, а также установление партнерских отношений и сотрудничества с трейдерами и разными международными организациями.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться