Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 апреля 2022 года №227

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2021 года №604 «Об утверждении Правил финансирования оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которой прямо или косвенно принадлежат государству и (или) национальному управляющему холдингу, для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей отрасли, направленных на улучшение состояния окружающей среды»

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2021 года №604 «Об утверждении Правил финансирования оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которой прямо или косвенно принадлежат государству и (или) национальному управляющему холдингу, для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей отрасли, направленных на улучшение состояния окружающей среды» следующие изменения:

в Правилах финансирования оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которой прямо или косвенно принадлежат государству и (или) национальному управляющему холдингу, для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей отрасли, направленных на улучшение состояния окружающей среды, утвержденных указанным постановлением:

пункты 2, 3, 4 и 5 изложить в следующей редакции:

«2. В Правилах используются следующие основные понятия:

1) договор займа – договор, по которому оператор обязуется передать в собственность организации определенный размер денежных средств для финансирования проектов в обрабатывающей отрасли, а организация обязуется своевременно возвратить оператору денежные средства с учетом условий настоящих Правил;

2) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны окружающей среды;

3) оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) (далее – оператор) – определяемое Правительством Республики Казахстан юридическое лицо, осуществляющее организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки;

4) уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере промышленности, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственного стимулирования промышленности;

5) проект в обрабатывающей отрасли – проект в сфере обрабатывающей промышленности, направленный на улучшение состояния окружающей среды, в том числе обновление транспортных средств путем стимулирования потребительского спроса в Республике Казахстан, и/или прорывной проект, направленный на реализацию технологических и инновационных решений;

6) организация – акционерное общество «Фонд развития промышленности», созданное в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 августа 2020 года № 521 «О создании Фонда развития промышленности» для обеспечения доступного финансирования прорывных обрабатывающих проектов на условиях, определенных в документах Системы государственного планирования;

7) технический регламент – технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утверждённый решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877.

 3. Проекты в обрабатывающей отрасли, финансируемые за счет средств оператора, отбираются в соответствии с настоящими Правилами и внутренними актами организации, при этом направленные на обновление транспортных средств путем стимулирования потребительского спроса в Республике Казахстан, на следующих условиях:

1) итоговый объем финансирования оператором в 2022 году проектов в обрабатывающей отрасли, связанных с обновлением транспортных средств путем стимулирования потребительского спроса в Республике Казахстан на новый легковой автотранспорт, составляет 100000000000 (сто миллиардов) тенге и на автобусы отечественного производства – 30000000000 (тридцать миллиардов) тенге;

2) организация осуществляет заимствование у оператора на следующих основных условиях:

100000000000 (сто миллиардов) тенге, по ставке вознаграждения 0,1% единовременным платежом за весь срок займа, целевое назначение: для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей промышленности, направленных на улучшение окружающей среды путем стимулирования потребительского спроса и обновления транспортных средств в Республике Казахстан, в рамках обусловленного финансирования банков второго уровня  для финансирования физических лиц – покупателей легкового автотранспорта отечественного производства (далее – заемщики);

30000000000 (тридцать миллиардов) тенге по ставке вознаграждения 0,01% единовременным платежом за весь срок займа, целевое назначение: для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей промышленности, направленных на улучшение окружающей среды путем стимулирования потребительского спроса и обновления транспортных средств в Республике Казахстан, в рамках обусловленного финансирования социально-предпринимательских корпораций (далее – СПК) при местных исполнительных органах и/или перевозчиков (далее совместно именуемые – лизингополучатели автобусов), приобретающих автобусы отечественного производства экологического класса согласно техническому регламенту у автопроизводителей транспортных средств, заключивших соглашение о промышленной сборке транспортных средств, с последующим предоставлением их в совместное управление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, работающим в сфере пассажирских перевозок;

срок займа – 30 лет;

погашение основного долга – в конце срока с правом досрочного погашения по инициативе организации;

3) организация заключает договоры займа с заемщиками на следующих основных условиях:

ставка вознаграждения – не более 1,0 % годовых;

срок займа – до 30 лет;

выплата вознаграждения по займу – 1 раз в год;

срок освоения заемщиками средств займа – до 18 месяцев с даты заключения договора займа/дополнительного соглашения к договору займа между организацией и заемщиком об увеличении суммы займа;

валюта займа – тенге;

погашение основного долга – в конце срока с правом частичного или полного досрочного погашения;

в рамках договора займа средства направляются на цели финансирования физических лиц – покупателей легкового автотранспорта отечественного производства, при этом заемщикам запрещается направлять выделяемые средства на инвестирование в иностранную валюту либо иные инструменты, не соответствующие целевому назначению займа;

в целях прозрачности финансирования предусмотреть условие об обязательном внедрении/наличии автоматизированной системы у заемщика для отслеживания статуса срока предоставления финансирования конечному заемщику/лизингополучателю;

иные условия договора займа устанавливаются в соответствии с требованиями организации и/или по соглашению сторон;

4) лимит финансирования на каждого отечественного автопроизводителя определяется решением комиссии из состава представителей промышленных предприятий, участвующих в финансировании в рамках настоящих Правил, утвержденного Комитетом индустриального развития уполномоченного органа, и утверждается правлением организации;

5) в случаях нецелевого использования и/или несвоевременного освоения выделяемых средств, а также наступления случаев, предусмотренных договором займа между организацией и заемщиком, организация вправе досрочно расторгнуть соответствующий договор займа и отозвать размещенные средства, по которым были выявлены вышеуказанные нарушения;

6) в случае досрочного погашения заемщиком займа, повторное использование данных средств осуществляется на основании решений уполномоченных органов организации;

7) основные условия финансирования конечных заемщиков, приобретающих автомобили отечественного производства:

целевая группа – физические лица, покупатели легкового автотранспорта отечественного производства экологического класса согласно техническому регламенту;

кредит предоставляется конечным заемщикам на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе:

сумма финансирования за 1 единицу легкового автотранспорта составляет не более 10000000 (десять миллионов) тенге, при стоимости легкового автотранспорта не дороже 15000000 (пятнадцать миллионов) тенге;

финансирование на одного конечного заемщика предоставляется не более одного раза в течение двухлетнего периода;

срок финансирования – не более 7 лет;

первоначальный взнос – от 0%;

валюта кредитования – тенге;

номинальная ставка вознаграждения для конечного заемщика не должна превышать 4,0% годовых. При этом годовая эффективная ставка вознаграждения для конечного заемщика, определяемая в соответствии с требованиями Национального Банка Республики Казахстан [1], не должна превышать 7,5% годовых с учетом затрат конечного заемщика по страхованию и оформлению автотранспорта (в том числе в залог);

конечные заемщики оплачивают расходы по страхованию и оформлению в залог легкового автотранспорта отечественного производства;

при погашении конечным заемщиком обязательств перед заемщиком допускается повторное использование средств заемщиком в соответствии с целевым назначением и в пределах срока займа;

финансирование конечных заемщиков носит револьверный характер, платежи от погашения действующих кредитов вновь направляются на финансирование заемщиков;

8) организация заключает договоры финансового лизинга с лизингополучателями автобусов, приобретающими автобусы отечественного производства, на следующих основных условиях:

срок лизинга – до 7 лет;

ставка вознаграждения для лизингополучателя автобусов – 0,01% единовременным платежом за весь срок лизинга;

первоначальный взнос (аванс) по лизингу – 0% от стоимости предмета лизинга;

дополнительные расходы (страхование, сервисное обслуживание и содержание предмета лизинга) – за счет лизингополучателя автобусов;

в рамках договоров о совместной деятельности лизингополучатель СПК не вправе увеличивать расходы перевозчика, связанные с выплатой вознаграждения и других комиссий за пользование предметом лизинга;

финансирование лизингополучателей автобусов носит револьверный характер, платежи от погашения действующего лизинга вновь направляются для заключения новых договоров финансового лизинга с лизингополучателями автобусов;

условиями финансирования не могут воспользоваться лизингополучатели автобусов, которые осуществляют деятельность в городах республиканского значения и областных центрах Республики Казахстан, при этом в случае отсутствия одобренных организацией к финансированию заявок лизингополучателей автобусов, по истечении одного года с даты их получения от оператора либо с даты их возврата по револьверному принципу организация вправе профинансировать лизингополучателей автобусов, осуществляющих перевозки в областных центрах Республики Казахстан;

при финансировании перевозчиков, не являющихся СПК, обязательными требованиями организации являются предоставление гарантии о полной солидарной ответственности за данного перевозчика со стороны СПК по обязательствам перевозчика и/или финансирование его в рамках государственно-частного партнерства и/или достаточность обеспечения по обязательствам данного перевозчика в соответствии с внутренними актами организации;

иные условия договора финансового лизинга устанавливаются в соответствии с требованиями организации и/или по соглашению сторон.

4. Финансирование проектов в обрабатывающей отрасли осуществляется в следующем порядке:

1) уполномоченный орган на ежегодной основе в срок до 31 августа соответствующего года направляет оператору запрос о предоставлении прогнозных объемов финансирования проектов в обрабатывающей отрасли за счет средств оператора (далее – запрос) на соответствующий финансовый год;

2) оператор после рассмотрения запроса в течение семи рабочих дней включает прогнозные объемы финансирования в соответствующий раздел своей инвестиционной политики и направляет ее на согласование уполномоченному органу в области охраны окружающей среды;

3) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в течение десяти рабочих дней после получения инвестиционной политики согласовывает ее либо направляет оператору мотивированный отказ в согласовании.

В случае направления уполномоченным органом в области охраны окружающей среды мотивированного отказа, оператор в течение трех рабочих дней устраняет причину мотивированного отказа и направляет инвестиционную политику на повторное согласование уполномоченному органу в области охраны окружающей среды;

4) оператор, в случае согласования уполномоченным органом в области охраны окружающей среды объемов финансирования в инвестиционной политике, в течение пяти рабочих дней после получения согласия направляет ответ на запрос на соответствующий финансовый год в уполномоченный орган;

5) уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после получения ответа на запрос направляет в организацию информацию о прогнозных объемах финансирования проектов в обрабатывающей отрасли на соответствующий финансовый год;

6) организация после получения информации о прогнозных объемах финансирования проектов в обрабатывающей отрасли на соответствующий финансовый год направляет заявку с приложением бизнес-плана рассматриваемого для финансирования проекта в обрабатывающей отрасли, включающего целевые показатели качества окружающей среды, на согласование в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

По проектам, направленным на обновление транспортных средств путем стимулирования потребительского спроса в Республике Казахстан, организация направляет заявку с приложением информации по транспортным средствам отечественного производства, соответствующим экологическому классу согласно техническому регламенту на весь объем финансирования, на согласование в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;

7) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в течение двадцати двух рабочих дней после получения заявки рассматривает проект в обрабатывающей отрасли на соответствие целевым показателям качества окружающей среды или техническому регламенту, согласовывает представленную заявку либо предоставляет мотивированный отказ;

8) организация в течение пяти рабочих дней после получения согласования уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, предусмотренного подпунктом 7) пункта 4 настоящих Правил, заключает договор займа с оператором по каждому отдельному проекту в обрабатывающей отрасли для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей отрасли.

В случае получения отказа уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, предусмотренного подпунктом 7) пункта 4 настоящих Правил, организация дорабатывает заявку и повторно направляет ее для согласования в соответствии с подпунктом 6) пункта 4 настоящих Правил.

5. Дальнейшее финансирование проектов в обрабатывающей отрасли осуществляется организацией по ставкам до 3 %, а также от 0,01 и более процентов для проектов, направленных на обновление транспортных средств путем стимулирования потребительского спроса в Республике Казахстан, в том числе в соответствии с условиями документов Системы государственного планирования и/или внутренних актов и решений уполномоченных органов организации.».

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                               А. Смаилов

 


[1] Правила исчисления ставок вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальной стоимости) по займам и вкладам, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 марта 2012 года № 137, а также Правила расчета годовой эффективной ставки вознаграждения по предоставляемым микрокредитам, утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 ноября 2019 года № 208

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться