Запрос депутатов Мажилиса об индустриально-инновационном развитии

15 января т.г. депутаты фракции «Народные коммунисты» А. Конуров, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, В. Косарев, М. Магеррамов, И. Смирнова, Т. Сыздыков направили депутатский запрос касательно развития в индустриально-инновационной сфере Казахстана.

Премьер-Министр РК

По итогам реализации двух пятилеток индустриализации можно отметить существенные качественные изменения в развитии обрабатывающей промышленности. 

Так, на сегодня наблюдается изменение структуры целого ряда отраслей и секторов экономики. К примеру, созданы новые сектора высокотехнологичной экономики, такие как крупное железнодорожное машиностроение, фармацевтика и нефтехимия. 

За годы индустриализации появилось современное автомобилестроение и нефтегазохимическое машиностроение. Предприятия обрабатывающей промышленности освоили производство новых видов продукции. 

Справочно: Производства новых видов продукции: 

- в металлургии освоено производство титановых слитков и слябов (АО «УКТМК»), рельсов для ж/д (АРБЗ), алюминиевых сплавов, дисков (ТОО «Guissenhaus»); 

- в машиностроении – железнодорожных вагонов-термосов (ПЗТМ), модемы, коммутаторы (ТОО «Digital System Service), легкосплавные автомобильные диски (ТОО «Вектор Павлодар»); 

- в химии – цианида натрия, сульфата аммония (ТОО «Talas InvestmentCompany»), экстракционной фосфорной кислоты, аммофоса, азотно-фосфорных удобрений (ТОО «Казфосфат»), и прочая продукция для тела (ТОО «Goldman and Young», производственный комплекс «Аврора»); 

- в фармацевтике – антибиотиков группы цефалоспоринов (АО «Химфарм»), концентрированного кислотного раствора (ТОО «Бирунифарм»); 

- в стройиндустрии – профилей алюминиевых (ТОО «АЛПРОФ»), металлочерепицы, кварцевого песка, керамогранитной плиты, ОСБ плиты (ТОО «Melissa»). 

Значительные положительные изменения наблюдаются в развитии экспорта продукции обрабатывающей промышленности. К примеру, почти на 1 300 товаров (с 3 813 до 5 103 товаров) увеличилась номенклатура экспортируемой продукции Казахстана (на 10 знаках ТН ВЭД). 

Экспорт продукции химической промышленности вырос в 2,9 раза (с $314,7 до $897,8 млн), а машин и оборудования в 1,7 раза (с $395,3 до $654,7 млн). В разрезе товаров яркими примерами увеличения экспорта являются рост экспорта трансформаторов (с $7,5 до $36,8 млн) и труб из черных металлов (с $34,3 до $169,6 млн) в денежном выражении в 5 раз. География экспорта составляет 120 стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе Китай, Россию, Великобританию, страны ЕС и СНГ. За 10 лет развития индустриализации в 3 раза увеличились объемы налоговых поступлений от обрабатывающей промышленности (с 432 млрд. тенге в 2009 году до 1 015 млрд тенге за 9 мес. 2019 года, суммарно порядка 9,2 трлн. тенге) и производства (более 71 трлн тенге). В результате проводимой работы ежегодно наблюдаются значительные положительные результаты. 

Так, только за прошедший год было привлечено 994 млрд тенге инвестиций в основной капитал, а объем производства обрабатывающей промышленности составил 11,2 трлн тенге (впервые в ноябре 2019 года объем производства обрабатывающей промышленности за месяц превысил 1 трлн. тенге). 

Следует отметить, что на небольшой рост некоторых количественных показателей в обрабатывающей промышленности, а также на их снижение повлияли ряд объективных причин. Так, низкие темпы роста производительности связаны с увеличением количества занятых в обрабатывающем секторе, несмотря на опережающий план темпа роста индекса физического объема валовой добавленной стоимости (далее – ВДС). Низкие темпы реального роста ВДС сектора связаны: 

  • со снижением темпов роста цен на основную торгуемую продукцию обрабатывающей промышленности в 2,5 раза (согласно статистической базе Bloomberg в части цен на основные торгуемые металлы, рост в 2016г. - 24,3% к 2015г.; в 2017г. - 11,4% к 2016г., в 2018г. – 9,5%); 
  • с переносом сроков реализации и невыхода на запланированные мощности значимых проектов в металлургической и машиностроительных отраслях. 

Вместе с тем, в ряде секторов наблюдается значительный рост производительности труда: в фармацевтике в 3,5 раза (с $20,1 до $70,8 тыс), в секторе производства транспортных средств в 2,2 раза (с $40,1 до $88,3 тыс), в металлургии в 2 раза (с $39,3 до $76,6 тыс), в производстве напитков в 2,8 раза (с $25,5 до $71,9 тыс). 

В рамках разработки третьей пятилетки индустриализации в соответствии с поручением Главы государства был проведен детальный анализ двух пятилеток индустриализации, где были выявлены все проблемные вопросы, а также проработаны новые подходы по их решению. Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2020 – 2025 годы (далее – Программа), основной целью которой является повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем рынках утверждена постановлением Правительства от 31 декабря 2019 года № 1050. Для достижения реальных изменений в обрабатывающей промышленности предусмотрены принципиально новые подходы в ее развитии, в том числе в части поддержки наиболее эффективных предприятий, ориентированных на насыщение внутреннего рынка, продвижение продукции на экспорт, рост производительности  труда и создание качественных рабочих мест с установлением для таких предприятий соответствующих встречных обязательств. Качественные рабочие места с более высокими заработными платами будут создаваться за счет роста производительности труда на предприятиях, реализующих новые высокотехнологичные проекты или модернизацию действующих производств. 

Кроме того, одной из важнейших задач экспортоориентированной индустриализации будет активное интегрирование в мировое экономическое пространство через встраивание в глобальные цепочки создания стоимости. Это станет одним из катализаторов создания продуктивных высокооплачиваемых рабочих мест. В рамках Программы сделан акцент на проактивном встраивании в глобальные цепочки создания стоимости. Так, будет проведено исследование возможности встраивания в глобальные цепочки производимых или потенциальных для производства отечественных товаров, а также анализ трансграничных операций транснациональных корпораций (далее – ТНК), связанных с производством готовых товаров для которых может быть использована отечественная продукция. По итогам данной работы будет сформирован список целевых ТНК с которыми будет проводиться точечная работа по их привлечению. Для обеспечения высококвалифицированными кадрами совместно с работодателями будут разработаны и внедрены новые образовательные программы в вузах и заведениях технического и профессионального образования. Продолжится работа по разработке гибких образовательных программ, основанных на модульнокомпетентностном подходе, дуальной системе обучения, ориентированных на требования работодателей (профессиональных стандартов) и международных стандартов WorldSkills. 

Во избежание недобросовестного использования государственных ресурсов, а также в целях увеличения эффективности государственного стимулирования и последующего мониторинга предусмотрено внедрение ответственности за некачественное и/или несвоевременное исполнение обязательств со стороны предприятий. Для стимулирования притока частных инвестиций и развития производств с наибольшей добавленной стоимостью соответствующая работа будет проводиться в рамках единой карты приоритетных товаров (далее – ЕКПТУ). 

Справочно: ЕКПТУ относится к инструментам планирования индустриально – инновационной системы и представляет собой перечень товарных групп, имеющих стратегические конкурентные преимущества для производства в Республике Казахстан, определенных в разрезе обрабатывающей промышленности и являющихся приоритетами для государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности. 

Относительно валютного фактора сообщаем, что соответствии с поручением Главы государства Национальный Банк разрабатывает Стратегию денежнокредитной политики до 2030 года, которая четко определит направления и ориентиры денежно-кредитной политики на предстоящие 10 лет, в рамках которой будет определена валютная политика. Это позволит повысить уровень предсказуемости и прозрачности проводимых политик 4 В целях повышения интереса со стороны бизнеса в рамках Программы пересмотрена система государственной поддержки, разработаны новые инструменты, а также проведен реинжиниринг действующих инструментов. 

Справочно: Примеры новых инструментов: возмещение затрат на приобретение оборудования для маркировки товаров, на маркетинговые исследования по продвижению экспорта, на привлечение международных маркетологов, промышленный грант, инновационный ваучер, развитие казахстанских брендов. 

В данном направлении одним из новых подходов Программы является введение «пакетного» принципа предоставления мер господдержки посредством заключения Соглашения между государством и бизнесом. Таким образом, предприятиям будет предоставлена возможность получения гарантированного комплекса мер господдержки на долгосрочный период. В Соглашении отразятся принятые встречные обязательства предприятий по повышению производительности труда, росту экспорта и увеличению «сложности» производимых товаров и др. В целом, хотим отметить, что курс становления индустриализации является последовательным, поэтапным и продолжительным, а также результатом комплексной работы. Учитывая изложенное, отмечаем, что вопросы индустриально-инновационного развития находятся на постоянном контроле Правительства. 

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться