Запрос депутатов Сената о развитии приграничных регионов

16 октября т. г. депутаты Сената Парламента РК О. Булавкина, А. Бектаев, О. Перепечина, А. Куришбаев, М. Жумагазиев, С. Дюсембинов, Д. Мусин, А. Нуралиев, Н. Нурсипатов направили депутатский запрос касательно развития приграничных территорий.

Премьер-Министр РК

Рассмотрев Ваш депутатский запрос касательно развития приграничных территорий, сообщаю следующее.

Касательно проведения анализа ситуации по дальнейшему обустройству приграничных регионов в целях создания необходимой материальной и социальной среды, а также повышения привлекательности регионов для инвесторов 

Меры государственной поддержки приграничных территорий предусмотрены в рамках Государственной программы развития регионов на 2020-2025 годы (ППРК от 27 декабря 2019 года №990) и нацелены на улучшение качества жизни сельчан. Развитие сельских территорий будет осуществляться за счет развития сельских «точек роста» опорных и спутниковых (в т.ч. и приграничных) сел. 

На сегодня, в целом по республике местными исполнительными органами отобрано 3 561 село с потенциалом развития, из которых 1 173 опорных и 2 388 спутниковых.

В перечень сел с потенциалом развития были включены более 900 приграничных сел, из них 700 являются опорными и спутниковыми селами, а 217 – стратегическими, которые находятся в непосредственной близости от Государственной границы (25 км). Их развитие предусматривается в проекте «Ауыл – Ел бесігі» и других государственных программах. 

Так, в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» в 2019 году в приграничных районах реализовано 25 проектов на сумму 4,4 млрд тенге. В 2020 году реализуется 450 проектов на сумму 38,2 млрд тенге. Кроме того, акиматам приграничных областей рекомендовано максимально охватить приграничные территории мероприятиями в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» и других государственных программ.

Наряду с этим, в целях развития приграничных территорий реализуется Комплекс мер по развитию приграничных районов Республики Казахстан на 2014-2020 годы (ППРК от 29 ноября 2013 года №1289). В рамках Комплекса мер каждой приграничной областью утверждены Планы мероприятий по его реализации. 

Так, по итогам 2019 года в рамках реализации областных Планов мероприятий по развитию приграничных территорий из различных источников финансирования было направлено 263,7 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета – 111,6 млрд тенге, из местных бюджетов – 65,2 млрд тенге, из других источников – 86,9 млрд тенге. За счет указанных средств реализовано 1 407 мероприятий по диверсификации экономики приграничных районов, развитию малого и среднего бизнеса, социальной, инженерной, транспортно-логистической и туристической инфраструктур, обустройству мест пересечения Государственной границы и т.д.

В целях повышения административной значимости и экономического потенциала отдельных приграничных территорий восстановлены Кегенский район Алматинской области, Жетысайский и Келесский районы Туркестанской области. 

В целом вышеуказанные мероприятия способствуют развитию и обустройству приграничных регионов.

Касательно рассмотрения вопроса предоставления государственных льгот в налогообложении, выделении грантов и других мер государственной поддержки для дальнейшего развития приграничных регионов 

Согласно налоговому законодательству налоговые льготы предоставляются для развития и поддержки определенных отраслей экономики, уязвимых категорий налогоплательщиков вне зависимости от региональной принадлежности.

Вместе с тем, для развития малого и среднего бизнеса, в том числе в приграничных территориях, предусмотрены специальные налоговые режимы на основе патента, упрощенной декларации для сельхозпроизводителей, крестьянских и фермерских хозяйств. 

Так, в целях развития сельского хозяйства государством предоставлен упрощенный порядок налогообложения, который предусматривает уплату единого земельного налога вместо 4 налогов (корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество, налога на транспортные средства) и платы за эмиссии в окружающую среду. При этом сумма единого земельного налога зависит от дохода. 

Кроме того, для стимулирования обновления основных средств и модернизации производства предоставляются инвестиционные налоговые преференции, которые действуют в течение трех налоговых периодов. Также при реализации инвестиционных приоритетных проектов (на основании инвестиционного контракта) уменьшается корпоративный подоходный налог, имеются льготы по земельному и имущественному налогу. 

Вышеуказанные налоговые льготы и преференции применяются и на приграничных территориях. 

Дополнительным импульсом для развития приграничных территорий будет являться придание проекту «Ауыл – Ел бесігі» статуса Национального проекта, реализация которого будет носить «сквозной» характер. Это предусматривает корректировку государственных программ (ДКБ, АПК, «Еңбек», «Нұрлы жол», «Нұрлы жер» и др.) в части усиления мер по развитию опорных и спутниковых сел, в том числе расположенных в приграничных районах, а именно по поддержке сельских предпринимателей, обеспечению транспортной доступности до областных и районных центров, строительству жилья в крупных опорных селах и т.д. На сегодняшний день данный вопрос прорабатывается с заинтересованными государственными органами. 

Касательно вопроса неэффективной реализации Дорожных карт занятости и бизнеса на приграничных территориях наряду с другими мерами социальной защиты, обеспечивающими привлекательность приграничных регионов для внутренних переселенцев 

В рамках Дорожной карты занятости в приграничных районах реализуется порядка 1,7 тыс. проектов (или 25% от общего количества проектов по ДКЗ) на сумму 107,7 млрд тенге с созданием около 31 тыс. рабочих мест. Большинство проектов реализуются в приграничных районах Жамбылской (457 проект), Восточно-Казахстанской (384 проект), Алматинской (314 проект) и Северо-Казахстанской областях (140 проект). 

Наряду с этим в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» в приграничных районах реализуется 1 316 проектов на сумму 16,2 млрд тенге. В основном реализация вышеуказанных мероприятий направлена на предоставление микрокредитов, грантов, субсидирование ставки вознаграждения, подведение необходимой инфраструктуры к бизнес объектам. В настоящее время реализуется Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» (далее – Программы). В рамках Программы предусмотрен механизм добровольного переселения. Так, с начала года из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные приграничные районы переселилась 451 семья в составе 1 665 человек. Выданы субсидии на переезд на общую сумму 161,8 млн тенге. 

Справочно: В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года №83 «Об определении регионов для расселения оралманов и переселенцев» регионами для расселения переселенцев являются приграничные Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская, Северо-Казахстанская области (из прибывших 1 665 человек – 574 человека трудоустроены на постоянные рабочие места, 25 человек заняты предпринимательской деятельностью). 

При этом основными факторами, влияющими на эффективность реализации Дорожных карт занятости и бизнеса в приграничных населенных пунктах (далее – Дорожные карты), являются социально-экономическое развитие приграничных территорий, их малонаселенность, стремительный рост урбанизации и другие. 

Вместе с тем, Министерством национальной экономики рекомендовано акимам приграничных областей усилить реализацию Дорожных карт, а также 4 активизировать работу по переселению населения из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные приграничные населенные пункты в рамках Государственной программы «Еңбек». 

Касательно вопроса дополнительных механизмов поддержки сельского населения для приобретения или строительства жилья на льготных условиях 

В рамках Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» с начала реализации было выделено порядка 21,3 млрд тенге на строительство и приобретение арендного жилья без выкупа площадью 176 тыс. кв. м (2 941 квартир) в сельской местности.

В настоящее время в целях решения жилищных вопросов сельских жителей, в том числе приграничных территорий, и снижения оттока населения по поручению Главы государства прорабатывается механизм субсидирования затрат работодателя при строительстве арендных домов.

Для дальнейшей активизации работ в регионах прорабатывается вопрос утверждения на 3-х летний период Дорожных карт с мероприятиями по обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой в разрезе каждого населенного пункта, дополнительному выделению средств из местного бюджета на разработку проектной документации для развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры, реализации пилотных проектов в едином архитектурном стиле, привлечению частных инвесторов.

Кроме того, для повышения кадрового потенциала и решения вопросов жилищного характера в сельской местности с 2009 года реализуется проект «С дипломом в село» (далее – Проект). Основной целью Проекта является стимулирование и закрепление в селах специалистов социальной сферы, агропромышленного комплекса, а также государственных служащих аппаратов акимов сел, поселков, сельских округов, путем предоставления мер социальной поддержки в виде подъемного пособия (100 МРП – 277,8 тыс. тенге) и бюджетного кредита на жилье (1500 МРП – 4 167 тыс. тенге). 

Так, с 2009 по 2019 годы в рамках Проекта в приграничных районах более 14 тыс. специалистов были обеспечены жильем на льготных условиях. 

На основании вышеизложенного, работа по устойчивому социально-экономическому развитию приграничных территорий будет продолжена и усилена. 

В целом, поднимаемые Вами вопросы находятся на постоянном контроле Правительства, заинтересованных центральных и местных исполнительных органов.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться