Запрос депутатов Мажилиса об усилении мер ответственности за совершение коррупционных преступлений

22 мая 2019 года депутаты фракции ДПК «Ак жол» А. Перуашев, Е. Барлыбаев, Е. Никитинская, К. Абсатиров, Б. Дюсембинов, М. Казбекова обратились с запросом касательно усиления мер ответственности за совершение коррупционных преступлений. В частности, введение в уголовное законодательство нормы, препятствующие условно-досрочному освобождению лиц, осужденных за коррупцию; установление запрета осужденным за коррупционное преступление выезжать из страны, вплоть до полного возмещения похищенных средств, а также отмена принципа банковской тайны для зарубежных счетов высокопоставленных госслужащих (включая членов правительства), руководителей национальных компаний и аффилированных с ними лиц.
Премьер-Министр - Аскар Мамин

Касательно введения в уголовное законодательство нормы, препятствующей условно-досрочному освобождению лиц, осужденных за коррупцию.

В соответствии со статьей 72 Уголовного кодекса условно-досрочное освобождение (далее – УДО) не применяется к лицам, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования, совершившим особо тяжкие террористические или экстремистские преступления, а также преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. При этом, указанное ограничение не распространяется на несовершеннолетних, совершивших преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

По всем иным категориям преступлений, за исключением вышеназванных, суд вправе применить УДО в случае полного возмещения осужденным ущерба и отсутствия у него злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Учитывая законодательное требование об обязательности полного возмещения ущерба, а также принимая во внимание возможность предоставления осужденному загладить причиненный вред, большинство уполномоченных государственных органов выражает мнение о преждевременности рассмотрения на данном этапе вопроса об установлении запрета на применение УДО по коррупционным преступлениям. В то же время, Генеральная прокуратура полагает возможным рассмотреть вопрос о целесообразности ограничения применения УДО лишь в отношении лиц, совершивших особо тяжкие коррупционные преступления (предусмотренные частями 4 статей 366 и 367, частями 3 и 4 статей 450 и 451, частью 4 ст. 452 Уголовного кодекса).

Касательно установления запрета осужденным за коррупционное преступление выезжать из страны, вплоть до полного возмещения похищенных средств.

По информации уполномоченных государственных органов, действующим законодательством достаточно урегулированы вопросы ограничения осужденным, в том числе за коррупционные преступления, выезда за пределы страны до полного возмещения похищенных средств (статья 33 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», статья 56 Закона «О миграции населения», статья 11 Уголовно-исполнительного кодекса). Так, в рамках исполнительного производства предусмотрены меры в виде запрета на выезд в зарубежные страны путем включения должника в единый реестр – унифицированный электронный банк данных, размещаемый на официальном интернет-ресурсе Министерства юстиции.

Кроме того, согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства осужденные обязаны не покидать территорию Республики Казахстан до полного отбывания основного наказания или освобождения от наказания, истечения сроков пробационного контроля и отсрочки исполнения наказания.

Касательно отмены принципа банковской тайны для зарубежных счетов высокопоставленных госслужащих (включая членов правительства), руководителей национальных компаний и аффилированных с ними лиц.

Действие законодательства, предусматривающего ограничение на раскрытие банковской тайны и иных охраняемых законами тайн, распространяется только на территории Республики Казахстан. Порядок раскрытия конфиденциальной информации о зарубежных счетах, открытых в иностранных банках, регулируется нормативными правовыми актами соответствующих государств. Вместе с тем, в целях недопущения сокрытия активов и капитала должностными лицами государственных органов, в настоящее время рассматривается вопрос о законодательном введении ограничений в отношении лиц, занимающих ответственную государственную должность, а также лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, на открытие и наличие счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан. Соответствующие законодательные поправки прорабатываются в рамках текущей законотворческой деятельности.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться