Запрос депутатов Мажилиса об обеспечении доступности транспорта и транспортной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями

25 сентября 2019 года депутаты фракции партии «Нұр Отан» Ж.Омарбекова, З.Аманжолова, П.Казанцев, А.Курманова, Д.Нурманбетова, В.Олейник направили запрос относительно обеспечения доступности транспорта и транспортной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
Премьер-Министр - Аскар Мамин

В настоящее время основные требования по обеспечению доступности и безопасности для данных лиц на транспорте и транспортной инфраструктуре предусмотрены действующими законами, подзаконными актами и стандартами.

В этой связи, работа по дальнейшему совершенствованию норм законодательства, направленных на создание благоприятных условий для указанных лиц, а также обеспечение их исполнения, будет продолжена с учетом Ваших предложений.

Вместе с тем, направляем информацию о принимаемых мерах и проводимой работе в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры по обеспечению безбарьерной среды для лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения.

Приложение к письму

Министерством по инвестициям и развитию (далее - МИИР) совместно с Министерством труда и социальной защиты населения (далее - МТСЗН) в конце 2018 года была разработана и утверждена Дорожная карта по обеспечению «безбарьерной» среды для лиц с инвалидностью, в рамках исполнения которой планируется внесение соответствующих изменений и дополнений в ряд законодательных актов по вышеуказанным вопросам.

Так, в текущем году внесены изменения в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, где предусмотрены требования по снабжению общественного транспорта устройствами для посадки и высадки пассажиров-инвалидов.

Кроме того, внесены изменения в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений, согласно которым лицам всех групп инвалидности, а также детям-инвалидам устанавливается льгота на проезд по социальным значимым сообщениям в размере 50% от стоимости проездного документа.

Также, МТСЗН утвержден Национальный план мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года, одним из направлений которого является комплексная доступность и «безбарьерная» среда.

МТСЗН в соответствии с утвержденным планом проверок, а также на основании поступающих жалоб и обращений осуществляется государственный контроль по обеспечению доступа для инвалидов на объектах инфраструктуры страны (установка пандусов, подъемных механизмов, входных групп, парковочных мест для инвалидов, установка информационного материала для лиц с нарушением функций зрения, оборудование санитарно-бытовых помещений и т.д.).

С 2016 года по сегодняшний день МТСЗН проведены 2228 проверок на предмет соблюдения Законов «О социальной защите инвалидов» и «О специальных социальных услугах», по результатам проверок 1811 субъектам контроля выданы предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе на 546 наложены административные штрафы на общую сумму 102,5 млн. тенге.

В свою очередь, МИИР совместно с заинтересованными государственными и местными исполнительными органами (далее - МИО), а также представителями профильных общественных объединений разработана Методика оценки адаптации общественного автотранспорта для лиц с ограниченными возможностями (далее - Методика), с учетом требований норм национального законодательства в сфере автомобильного транспорта и зарубежного опыта по созданию благоприятных условий проезда в общественном транспорте для лиц с ограниченными возможностями.

Также данная Методика предусматривает оценку адаптации единиц общественного транспорта и остановочных пунктов самими перевозчиками и МИО. По результатам оценки составляется отчет для размещения информации по доступности общественного транспорта и остановочных пунктов (карта доступности) на официальном интернет-сайте МИО. Данный отчет является дорожной картой для принятия необходимых мер по устранению недостатков и повышению адаптации общественного автотранспорта, а также остановочных пунктов соответствующего региона.

На сегодняшний день в стране функционируют 38 автовокзалов и 114 автостанций, из которых порядка 29 автовокзалов и 71 автостанций соответствуют Национальному стандарту Республики Казахстан (СТ РК 2271-2012) «Услуги автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров» (далее – Национальный стандарт), где предусмотрены требования по обеспечению доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.

На регулярных автобусных маршрутах задействовано 11563 автобуса, из которых приспособлено для перевозки лиц с ограниченными возможностями 2664 ед. (23%).

До конца текущего года МИО планируется проведение инвентаризации подвижного состава автобусных парков в целях актуализации данных по автобусам, приспособленным для перевозки лиц с ограниченными возможностями. По итогам инвентаризации будет проведен анализ для принятия необходимых мер.

Вместе с тем, согласно Закону «Об автомобильном транспорте» транспорт общего пользования снабжается устройствами для посадки и высадки пассажиров-инвалидов.

В связи с чем, уполномоченным государственным органом совместно с МИО по мере обновления подвижного состава автобусных парков предполагается постепенное наращивание количества автобусов, отвечающих условиям доступности для лиц с ограниченными возможностями.

Для чего в рамках Закона «Об автомобильном транспорте» предусмотрено преимущество при проведении конкурса для физических и юридических лиц, транспортные средства которых приспособлены для доступа лиц с инвалидностью.

В настоящее время ведется работа по внедрению интегрированной системы диспетчеризаций автобусов на регулярных международных и междугородных сообщениях, после ее внедрения для разработчиков мобильных приложений будет предоставлен доступ к информации для дальнейшего создания системы информирования пассажиров в каждом регионе.

Системы информирования в регионах позволят потребителям услуг видеть в режиме реального времени через веб-ресурсы маршрут движения автобуса, время отправления и прибытия на остановочных пунктах. Подобная система работает на городских маршрутах городов Нур-Султан и Алматы.

Также, в 2020 году планируется актуализация национального стандарта «Услуги автотранспортные по регулярным и нерегулярным пассажирским перевозкам», в рамках которого будут регламентированы вопросы проведения обучения водителей и кондукторов специфике обслуживания пассажиров с инвалидностью.

В отрасли железнодорожного транспорта в составе 33 маршрутов по различным направлениям курсируют 74 ед. специализированных вагонов купе (18-Тальго, из них 6 ед. с подъемниками, 56-стандартные, из них 16 ед. с подъемниками), предназначенных для маломобильных лиц (вагон с двухместным купе: оборудованное место для инвалида и сопровождающего лица).

Для повышения уровня транспортной доступности ежегодно осуществляется закуп специализированных и модернизация стандартных пассажирских вагонов. В частности в 2017 году закуплены 2 вагона Тулпар-Тальго, в 2018 году переоборудованы 40 стандартных вагонов, в 2019 году закуплено еще 3 специализированных вагона (на маршруты Кызылорда – Нур-Султан и Нур-Султан – Жезказган).

Во всех составах поездов (122 состава на 57 маршрутах), курсирующих по межобластным сообщениям, имеются инвалидные коляски. Работниками железнодорожных вокзалов и проводниками оказываются услуги по посадке/высадке лиц с ограниченными возможностями. Все железнодорожные вокзалы и перевозчики проводят обучение персонала, проводников в поездах специфике обслуживания пассажиров с инвалидностью и оказанию необходимой помощи.

На сегодняшний день 136 железнодорожных вокзалов (из 302 существующих) полностью приведены в соответствие с требованиями национального стандарта, где предусмотрены условия для маломобильных групп населения. 47 вокзалов оснащены соответствующей техникой.

В ближайшей пятилетке в рамках плана капитальных вложений АО «НК «Қазақстан темір жолы» планируется реконструкция и строительство 71 железнодорожных вокзалов и ремонт пассажирских платформ на 263 вокзалах.

На сегодняшний день в железнодорожных пассажирских перевозках работает информационный портал «bilet.railways.kz», на котором размещена подробная информация по движению и графике поездов. График движения поездов, остановки в пути следования указаны в данном интернет портале, а также в каждом вагоне. Также, все железнодорожные вокзалы оснащены аудиосистемой по объявлению прибывающих и отходящих поездов.

Согласно Плану проведения сертификационных и инспекционных проверок аэропортов Республики Казахстан, утверждаемому на ежегодной основе в соответствии с Программой по обеспечению постоянного надзора за деятельностью эксплуатантов и организаций по обеспечению безопасности полетов, проводятся проверки качества предоставляемых услуг пассажирам, в том числе пассажирам с ограниченными возможностями.

В рамках данного Плана, аэропорты Республики Казахстан проверяются на предмет наличия условий для обслуживания пассажиров относящимся к маломобильным группам населения, в том числе возможности их безбарьерного передвижения, наличие специально-оборудованных туалетных комнат, наличия специального оборудования для транспортировки, подъема/спуска инвалидов на борт воздушного судна и обратно.

В соответствии с Правилами организации обслуживания пассажиров в аэропортах Республики Казахстан, утвержденных Приказом и.о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 189, предусмотрены требования по обслуживанию маломобильных групп населения.

В соответствии с данными требованиями предусмотрено: наличие программы у авиакомпаний и аэропортов по подготовке персонала уполномоченных агентов, отвечающих принятым ими правилам и стандартам обслуживания маломобильных групп населения; наличие парковки для автомобилей маломобильных групп населения со специальной разметкой и опознавательным знаком; наличие рельефных тактильных обозначений (дорожек) путей движения, звукового информатора при входе в здание аэровокзала для лиц с нарушением зрения; наличие и доступность специальной медицинской помощи для маломобильных групп населения со стороны персонала авиакомпании, аэропорта, их уполномоченных агентов при прохождении формальных процедур обслуживания пассажирских авиаперевозок по прилету и вылету в аэропорту.

На сегодняшний день в аэропортах обслуживание пассажиров относящихся к маломобильным группам населения осуществляет уполномоченный агент. В обязанности входит сопровождение пассажира-инвалида с места вызова (посредством таксофона или справочное бюро) непосредственно до пассажирского кресла на борту воздушного судна.

Кроме того, внесены изменения в Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, допускающие к бесплатной перевозке в качестве багажа носилки и инвалидное кресло-коляску, предназначенные для личного пользования.

Также было отменено требование об обязательном сопровождающем лице инвалидов в полете (кроме пассажиров, перевозимых на носилках).

У авиакомпаний имеется программа по подготовке собственного персонала – агентов по обслуживанию пассажиров. Обучение проводится на основании стандартов. Помимо обучения уполномоченных агентов, проводится регулярная проверка ознакомления с руководством по наземному обслуживанию.

В воздушном транспорте имеется несколько информационных сайтов и порталов по продаже билетов на все междугородные и международные сообщения, где пользователь может видеть дату и время отправления и прибытия самолетов. Помимо этого во всех зданиях аэропортов и на бортах воздушных судов предусмотрены системы звукового и визуального оповещения.

В целом для вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности социума МТСЗН проводится оценка состояния объектов социальной и транспортной инфраструктуры путем их паспортизации. Ежегодно утверждаются региональные планы адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

Для усиления мониторинга паспортизации и адаптации объектов показатель доступности объектов «Доля объектов социальной и транспортной инфраструктуры, обеспеченных доступностью для инвалида из общего количества паспортизированных объектов» был включен в базовый индикатор оценки деятельности регионов.

Также реализован интернет-портал «Доступная среда», на котором МИО на постоянной основе актуализируют информацию по паспортизированным и адаптированным объектам страны. Данный интернет-портал позволяет обеспечить прозрачность и эффективность проводимых мероприятий и дает возможность гражданскому обществу в онлайн режиме оценивать качество проводимой адаптации каждого объекта.

На сегодняшний день на портал «Доступная среда» внесены данные более 31 тыс. объектов, в том числе объекты здравоохранения, образования, культуры, государственных органов, торговли, предоставления услуг и др.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться