100 млрд тенге страховой поддержки, открытие зарубежных представительств и другие задачи KazakhExport на 2018 год

Увеличить объем несырьевого экспорта в два раза к 2025 году — такая задача поставлена перед АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport». О том, как выстроена работа, какие проекты уже реализованы и что планируется для развития экспорта в эксклюзивном интервью Primeminister.kz рассказал председатель правления АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» Руслан Искаков.

— Руслан Викторович, скоро исполнится ровно год с того момента как АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» была преобразована в национальную компанию «KazakhExport», для того чтобы в рамках «единого окна» предоставлять помощь компаниям для развития экспорта. Расскажите о результатах первого года деятельности «KazakhExport»? Какие цели компания перед собой ставила? Чего удалось добиться?

— В прошлом году мы четко очертили периметр нашего мандата, т.е. кого мы поддерживаем и чем мы занимаемся. Было принято решение, что мы занимаемся предоставлением финансовых, страховых инструментов, для того, чтобы компания, четко понимала в каком направлении развиваться. Мы определили, с кем мы работаем, т.е. это экспортеры товаров обработанных, несырьевых, предприятия обрабатывающей промышленности и экспортеры услуг. На сегодняшний день мы сфокусировались на производственных предприятиях, обрабатывающей промышленности. Во-вторых мы адаптировали свою линейку продуктов уже под потребности экспортеров, т.е. разные предприятия находящиеся на разных этапах экспортного цикла, кто-то только пробует рынок, только начинает понимать с кем они хотят работать, с какими странами, что они хотят экспортировать. А другие предприятия уже наоборот — нашли своего покупателя, имеют полноценный сбыт и не имеют проблем с поиском новых покупателей, но у них уже встают новые вызовы для развития своего экспортного потенциала: развитие своих товарных новых групп, вывода новой линейки на новые рынки, и, соответственно, у этих предприятий совсем другие потребности.

В 2017 годы мы развивали свою продуктовую линейку, для того, чтобы быть полезными для экспортеров на любом этапе экспортного цикла, тем более, что экспортеры, они мигрируют, так сказать с одного этапа на другой, в течение периода времени. В целом, большую часть в 2017 году занимала методологическая работа, но тем не менее поддержка непосредственно самих экспортеров, конечно же, не останавливалась, и мы занимались весь год объездом регионов, встречались с экспортерами на местах, в районах, областях и т.д., для того, чтобы четко объяснять менеджменту, собственникам предприятий, что мы можем сделать для них, какие инструменты они могут использовать в своей практике, как они могут эти инструменты внедрить в свою маркетинговую политику, свою финансовую стратегию и т.д.

По итогам 2017 года, более 40 предприятий воспользовались нашей поддержкой.

— Национальная экспортная стратегия ставит амбициозную цель — увеличить объем несырьевого экспорта буквально в два раза к 2025 году. Что вы посоветуете бизнесу для усиления развития экспорта?

— Да, действительно, Президентом поставлена задача, увеличить обработанный экспорт товаров и экспорт услуг в два раза к 2025 году, промежуточный показатель в полтора раза к 2022 году.

По итогам 2017 года обработанный экспорт вырос на более чем на 22%. Положительная динамика есть, она во многом конечно зависит в том числе от цен на металлы, но тем не менее, позитивная динамика и в сфере экспорта финальных продуктов тоже имеется. Особенно хорошая динамика в сфере пищевой промышленности. Наши предприятия, которые производят продукты питания, для них сегодня большие возможности открылись в Российской Федерации. Бизнесу сегодня нужно более активно, более агрессивно смотреть на эти рынки. Мы готовы поддерживать, и в этом году у нас ряд определенных инициатив будут реализованы, которые будут направлены в том числе на стимулирование сбыта наших товаров в  том числе в Российскую Федерацию.

— На расширенном заседании Правительства 9 февраля Глава государства отметил важную роль компании «KazakhExport» в привлечении транснациональных компаний в перерабатывающий сектор. Какая работа уже начата в данном направлении вашей компанией? Будет ли работа нацкомпании переориентирована с учетом недавних поручений Главы государства?

— Мы в тесном сотрудничестве находимся с «Kazakh Invest», потому что они являются первым лицом, которое видят транснациональные компании в Казахстане. Конечно же, когда международные игроки приходят в Казахстан, для них очень важно какая территория является потенциальным рынком сбыта. И когда наши потенциальные инвесторы видят, что кроме Казахстана они могут отсюда успешно торговать не только в Центральную Азию, но и видят определенный потенциал торговли в Китай, особенно в западные регионы, и тем более огромный потенциал в Россию, где из-за санкций многие европейские и американские предприятия не могут зайти в Россию. Им этот рынок интересен, они не хотят его терять, поэтому Казахстан с этой точки зрения для них очень интересен. И, конечно же, им очень важно сразу на входе понимать, если они будут создавать предприятия здесь, как они будут торговать на соседних рынках, какими инструментами поддержки они смогут пользоваться здесь, поэтому мы всегда участвуем во всех крупных мероприятиях, организованных «Kazakh Invest», информируем инвесторов, что мы можем предложить, какими инструментами могут пользоваться, потому что нам, не важно кто является акционером компании: казахстанский или иностранный инвестор, для нас они все являются одинаково интересными и приоритетными. Главный критерии для нас — чтобы предприятие производило продукты с повышенной добавленной стоимостью, чтобы это были несырьевые товары, обработанные товары либо это был экспорт услуг.    

— Буквально в августе прошлого года при принятии Национальной экспортной стратегии министр национальной экономики Тимур Сулейменов заявил о том, что представительства нацкомпании KazakhExport будут открыты во всех регионах нашей страны. Какая работа проводится в данном направлении? Если открыты везде, то как бизнес может выйти на данные отделы в регионах?

— Мы провели комплексный анализ о том, как выстроить работу с регионами. Т.е. кроме того, что мы посещаем регулярно регионы, встречаемся с ними напрямую непосредственно с экспортерами, конечно, нужен кто-то так скажем на земле.

На сегодняшний день в регионах создана инфраструктура достаточно большая, которая покрывает практически все сектора, все сегменты бизнеса, в разных отраслях. Т.е., например, наши коллеги с фонда «Даму», имеют филиалы во всех регионах и их центры обслуживания предпринимателей, конечно же, могут оказывать консультационные услуги, предоставлять информацию, и мы эту работу начали уже в прошлом году. Аналогичную инфраструктуру по масштабам покрытия имеет НПП «Атамекен». С НПП мы также находимся в тесном сотрудничестве, и в этом году мы будем проводить обучение для консультантов как фонда «Даму», так и НПП «Атамекен» для того, чтобы их люди, которые на сегодня непосредственно контактируют с предпринимателями, могли давать полноценную консультацию, в том числе по нашим продуктам. А дальше уже организовывать коммуникацию для экспортера непосредственно с нашими сотрудниками, которые будут закреплены за каждым регионом, будут находиться в центральном офисе и смогут работать.

В принципе, сегодня такой канал коммуникаций уже работает и выстроен, и он работает достаточно эффективно, потому что если посмотреть нашу клиентскую базу, у нас в каждом регионе есть клиенты, предприятия, которые обслуживаются, получают поддержку. И затруднение в том, что их визави — это их менеджер нашей компании находится в тысячи километрах, составляет барьеры. Сегодня мир цифровых технологий, он позволяет все эти расстояния уменьшить во временных масштабах до секунд.

Второе направление, которое мы делаем в рамках проекта «Digital Baiterek» — мы создаем единое окно. В целом, этот проект находится в рамках более масштабного проекта НПП «Атамекен». Что это дает? Предприниматель в рамках одного портала может увидеть все инструменты поддержки всех институтов развития не только холдинга «Байтерек», и в отдельном разделе экспортеров сегодня ряд услуг уже реализованы на этом портале, т.е. он сможет воспользоваться необходимой услугой через этот портал. Сегодня нет потребности ехать в ЦОП даже в своем городе, воспользоваться услугой можно даже не выходя из кабинета и сегодня это уже работает. Будем дальше развивать эту инфраструктуру для того, чтобы стать еще ближе к предпринимателю.

— Расскажите о наиболее ярких примерах проектов, которые были реализованы.

— Например, в Алматинской области есть крупный завод по производству автомобильных аккумуляторов и география экспорта очень широкая, т.е. это не только страны СНГ и не только Россия, но и дальнее зарубежье.

В Шымкенте у нас есть клиент, которого мы нашли интересным способом. Находясь в командировке в Российской Федерации, наш сотрудник в магазине увидел постельное белье производства Казахстана, сфотографировал этикетку и по контактам вышел на этого предпринимателя. Мы рассказали о наших инструментах и он поделился своими проблемами. Он говорит: «Я произвожу постельное белье, год работал с «IKEA» и заключил контракт.  «IKEA» покупает у меня все, что произвожу, но у меня не хватает оборотных средств». Мы предложили ему инструмент, предэкспортное финансирование, сейчас у него рост продаж очень внушительный. Для нас было это также интересно, то, что предприниматель самостоятельно  сработал с такой крупной компанией, предоставил качественный продукт, но возникли свои внутренние проблемы. Интересные такие истории в разных регионах возникают.

— Насколько известно, планировалось открытие нескольких зарубежных представительств. В каких странах они уже имеются или эта работа еще находится на стадии формирования?

— Во втором полугодии мы откроем первую волну представительств в соответствии с экспортной стратегией Казахстана, там рынки распределены по приоритетам. Конечно, первая волна будет все-таки Западный Китай, это регионы ближайшие к нашим границам, скорее всего это будет Урумчи. Для того чтобы, во-первых, преодолевать языковые барьеры, которые в том числе возникают у наших предпринимателей. И с Китаем работать достаточно сложно, с точки зрения понимания, сбора информации и т.д. Поэтому нужен всегда там на месте человек, который знает внутренний рынок, знает предпринимательское сообщество, который будет ежедневно разговаривать с локальными предпринимателями, рассказывать о том, какие есть возможности, в то же время давать обратную связь, т.е. нашим предпринимателям о том, что мы можем предложить или что от нас ждут.

Второе направление — Российская Федерация. У нас будут открыты три представительства в приграничных регионах: Сибирский, Уральский и Поволжья. Мы видим из своего портфеля очень много контрактов наших предпринимателей с российскими покупателями именно в этих регионах, и потенциал очень большой.

Мы пробно проводили переговоры прямые с одной из торговых сетей Татарстана, они были удивлены тем, какой потенциал у нас есть на самом деле. Мы организовали им встречу в Казахстане с 40 предприятиями пищевой и легкой промышленности. Для них это было открытие. Сейчас уже около 10 предприятий отгружают им товары. И мы в этом направлении как с этой торговой сетью, так и с другими в других регионах будем развивать отношения, предлагать наши инструменты для того, чтобы стимулировать сбыт.

Ну и, конечно же, Центральная Азия, Кавказ — это приоритетные рынки.

В 2019 году также будет открыто представительство в Иране.

— 2018 год начался, уже работа проведена и за два месяца, но какие основные задачи на текущий год вы ставите перед национальной компанией, и что из этого будет завершено к концу года?

— Основная задача или основной показатель — это объем поддержки, который мы предоставляем экспортерам. Если сравнить показатели, которые были в 2014 году, объем поддержки предоставлялся в объеме 5,5 млрд тг в год, в 2017 году мы предоставили более 40 млрд тг, то в этом году мы должны предоставить уже порядка 100 млрд тг страховой поддержки. Это ключевой показатель.

Второе — это системная работа. Во-первых, мы должны перевести свой головной офис из Алматы в Астану, чтоб быть ближе к холдингу «Байтерек», потому что у нас очень много инструментов, которые мы реализуем совместно, например с БРК (Банк развития Казахстана) ряд экспортеров пользуются нашими совместными продуктами. Во-вторых, у нас новая программа стартовала в 2017 году с аграрно-кредитной корпорацией, и там уже реализовано две сделки. Сейчас сформирован целый план проектов в тех отраслях, которые у нас пересекаются, т.е. это обрабатывающая промышленность, где переработка сырья происходит.

В-третьих, будет открытие представительств за рубежом. Это достаточно большая и трудоемкая работа.

Ну и в-четвертых, это работа по цифровизации, которую мы ведем, в том числе совместно с холдингом «Байтерек», т.е. развитие «единого окна», цифрового портала, для того, чтобы наши экспортеры могли пользоваться услугами через интернет, не выходя из кабинета.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться