Более 3 тыс. рабочих мест создадут к 2029 году в Астанинской агломерации

Об этом на заседании Правительства, где был рассмотрен и утвержден проект Комплексного плана развития Астанинской агломерации на 2024 – 2028 гг., сообщил заместитель Премьер-Министра – министр национальной экономики РК Нурлан Байбазаров. С докладами по данной теме также выступили акимы Акмолинской области Марат Ахметжанов и г. Астаны – Женис Касымбек. 

Проект Комплексного плана развития Астанинской агломерации на 2024 – 2028 годы был разработан Министерством национальной экономики совместно с акиматами г. Астаны и Акмолинской области. Напомним, в территорию Астанинской агломерации входят столица (как ядро агломерации), 46 населенных пунктов трех районов Акмолинской области (Аршалынский, Целиноградский, Шортандинский) и город Косшы. За 10 лет население Астаны увеличилось на 46%, а по прогнозным данным к 2035 году общая численность составит 2,3 млн человек. При этом ежедневная маятниковая миграция из населенных пунктов агломерации в столицу достигает более 200 тыс. человек и 30 тыс. автомобилей. 

«В столице наблюдается ряд проблем, ведущих к увеличению нагрузок на все виды инфраструктуры, разрастанию окраин города, отсутствию удобной транспортной системы и дефициту социальных объектов. Для решения этих вопросов в Комплексном плане предусматриваются системные меры. В целом, предусмотрена реализация 329 мероприятий на общую сумму 1,13 трлн тенге. Они направлены на развитие градостроительства, модернизацию социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, а также обеспечение экологической устойчивости, безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций», — отметил Н. Байбазаров.

По словам вице-премьера, в рамках территориального развития агломерации будет разработана единая градостроительная политика, которая позволит синхронизировать планы развития столицы и Акмолинской области. Также в этом направлении планируется установить административные границы населенных пунктов. Ожидается, что это окажет положительный эффект в вопросах развития земельных отношений пригородной зоны. В Комплексном плане предусматривается и создание экогородков общей площадью более 940 гектаров. На их территории будут построены жилые дома с помещениями для ведения малого бизнеса. 

Для обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры в г. Косшы построят школу на 1 200 мест, детский сад на 280 мест и многопрофильную больницу на 350 коек. В столице планируется строительство горно-технического колледжа на 900 студентов и детского реабилитационного центра за счет собственных средств инвесторов. В сельской местности появятся 9 домов культуры, три центра досуга, два культурно-развлекательных комплекса и центр первичной медико-санитарной помощи на 50 посещений.

Помимо этого предусмотрены меры по строительству 6 логистических комплексов, сервисного центра по обслуживанию электровозов и субсидированию регулярных пригородных маршрутов. Также будут отремонтированы более 400 км автодорог, построены 300 км дорог и 4 моста в населенных пунктах. Запланировано строительство и реконструкция 70 км канализационных систем, 500 км сетей водоснабжения и водоотведения, 800 км линий электропередач, 3 котельных, 30 км тепловых и 1 100 км газопровода.

«Для развития продовольственного пояса и привлечения инвестиций будут построены 25 объектов по производству продуктов питания, 12 предприятий по производству промышленных товаров. Также планируется создание индустриальной зоны общей площадью 300 га в Аршалынском районе. Предусмотрены и мероприятия по обеспечению безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций. До конца 2028 года будут построены 7 пожарных депо и создана система оповещения населения с внедрением сиренно-речевого устройства», — сказал вице-премьер.

Предусмотрено и приобретение 5 единиц оборудования для сортировки ТБО общей мощностью 40 тыс. тонн в год. Будут приняты меры по расширению и дноуглублению реки Есиль в п. Жибек жолы и созданию питомника по лесовосстановлению в селе Бозайгыр.

«По итогам реализации Комплексного плана к 2029 году планируется создать более 3 тыс. постоянных и временных рабочих мест, обеспечить медобслуживанием свыше 70 тыс. человек. Ожидается увеличение объема выпуска продукции обрабатывающей промышленности до 120% и увеличение доли дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии с 55 до 70%», — сообщил Н. Байбазаров.

Аким Акмолинской области Марат Ахметжанов отметил, что на сегодняшний день пристоличная зона не обеспечена должной противопожарной инфраструктурой. Причина – в резком увеличении численности фактически проживающего населения. Сейчас для тушения привлекаются пожарные машины из ближайших населенных пунктов и столицы. При этом расстояние между ними порой достигает 50 км.

«Согласно нормам, в населенных пунктах с численностью от 5 тыс. до 20 тыс. человек должно быть одно пожарное депо на 6 автомобилей. Но эти нормативы, к сожалению, не выполняются. Для решения данной проблемы в Комплексном плане предусмотрено строительство 7 депо. Начато строительство депо в г. Косшы, разработаны 2 проекта по строительству объектов в селах Жибек жолы и Талапкер, заявки направлены в отраслевое ведомство. Также ведется разработка трех проектов в селах Акмол, Караоткель и Коянды. В следующем году начнем проектирование пожарного депо в селе Бозайгыр», — сказал аким.

Марат Ахметжанов тоже заострил внимание на росте населения Астанинской агломерации. По его словам, за последние 10 лет численность выросла в среднем на 72%, и это только официальная статистика. В реальности, как отметил аким, численность в селах агломерации выросла в среднем в 6 раз. К примеру, в п. Жибек жолы в 2014 г. было 4 675 жителей, сейчас официально проживает 10 622 человека, а фактически – около 30 тыс. В Талапкере на сегодня насчитывается 30 тысяч человек, тогда как в 2014 году было 6800. Население г. Косшы тоже выросло в 5 раз.

Аким заявил, что пристоличные населенные пункты должны стать контррегулятором агломерационной зоны. Но на сегодня наблюдается проблема несопоставимости динамики роста жителей с темпами строительства. При этом местный бюджет не всегда может обеспечить своевременное финансирование затратных проектов. В качестве примера М. Ахметжанов привел ситуацию со строительством водопроводных сетей в п. Жибек жолы Аршалынского района. 

«По проекту было запланировано 34 км сетей, после корректировки их протяженность увеличилась до 93 км. Рассматриваются еще изменения, при этом в бюджете таких средств не предусмотрено. Учитывая особый статус зоны агломерации, в рамках проекта нового Бюджетного кодекса предлагаем предусмотреть нормы по финансированию скорректированных проектов с увеличением сметной стоимости за счет республиканского бюджета», — сказал М. Ахметжанов. 

В Комплексный план заложены вопросы минимизации неконтролируемых миграционных потоков и сокращения разрыва социально-инженерной инфраструктуры между Астаной и пристоличными населенными пунктами. В этой связи в Акмолинской области запланировано 245 мероприятий. Особое внимание уделено вопросам развития коммунально-энергетической инфраструктуры. Аким подчеркнул, что за счет строительства и реконструкции сетей, села, входящие в агломерацию, будут на 100% обеспечены водой. Также решится вопрос дефицита мощностей по производству и передаче электричества, тепла и газа. Планируется построить новые котельные в г. Косшы и селе Акмол. А в рамках укрепления транспортно-логистического потенциала запланированы проекты по строительству и ремонту дорог.

Упор сделан и на социальную сферу. Так, для предупреждения трехсменного обучения и сокращения очередности в дошкольные организации в городе Косшы будут построены школа и детский сад, для улучшения качества оказания медицинских услуг возведут многопрофильную больницу.

«Уже сейчас город Косшы является точкой притяжения частных инвестиций. Здесь за последние два года были построены крупные социально-культурные объекты. В будущем Косшы станет «магнитом» для пристоличных сел. Реализация проектов за счет частных инвестиций позволит создать более 2,5 тысяч новых рабочих мест. В целом, принятие Комплексного плана окажет положительный эффект в вопросе  сокращения разрыва между Астаной и населенными пунктами агломерации, а также снизит маятниковую миграцию в столицу», — подчеркнул М. Ахметжанов. 

На заседании Правительства аким г. Астаны Женис Касымбек сообщил о том, как будет развиваться маршрутная сеть общественного транспорта. Он отметил, что при разработке нового генплана столицы, принятого в январе текущего года, учитывался прирост населения как Астаны, так и населенных пунктов агломерации. Для регулирования миграционных потоков и снижения нагрузки на дорожную сеть генпланом предусмотрено размещение транспортно-пересадочных узлов на всех радиальных въездах в столицу. 

«В настоящее время пригородную зону столицы обслуживают 26 маршрутов. В прошлом году было дополнительно запущено 400 автобусов. Если в прошлом году по утрам на маршруты выходили 900 единиц общественного транспорта, то сейчас их число увеличилось до 1300. В этом году ожидается пополнение автопарка еще на 300 автобусов и открытие порядка 15-20 новых маршрутов. Это позволит нам увеличить количество пригородных маршрутов, продлить их внутри населенных пунктов и обеспечить дополнительной мобильностью жителей агломерации», — сказал Ж. Касымбек.

Акиматы Астаны и Акмолинской области на сегодня принимают совместные меры по синхронизированному развитию районов, входящих в агломерацию. Так как столица является крупнейшим близлежащим рынком сбыта для агропромышленных предприятий области, здесь предусмотрена реализация 63 крупных проектов. В их числе строительство тепличного комплекса, двух овощехранилищ, производственных комплексов, трех крупных складских и логистических центров. 7 проектов уже на стадии ввода. 

Между акиматами достигнута и договоренность о приоритетном выделении земельных участков для инвесторов, работающих на столичный рынок. На стадии завершения – переговоры с инвестором по строительству современного мусоросжигающего завода с дополнительной генерацией тепловой и электрической энергий. Отмечено, что завод рассчитан на переработку 1500 тонн ТБО в сутки, в том числе и с учетом сбора и вывоза коммунальных отходов из населенных пунктов, входящих в состав агломерации. 

«Более 10 тысяч школьников и студентов колледжей близлежащих населенных пунктов обучаются в столице. Для решения вопросов дефицита ученических мест в жилых массивах, граничащих с областью, в этом году планируется завершение строительства 3 школ, 2 из них – комфортные (на 2000 мест каждая). Также статистика показывает, что более 17% коек в городских стационарах занято иногородними пациентами. Мы видим, что есть потребность в дополнительных объектах здравоохранения. Поэтому сейчас остро стоит вопрос строительства третьей многопрофильной больницы и двух перинатальных центров. По перинатальным центрам в этом году планируется начать строительство. Проектирование третьей многопрофильной больницы завершается, необходимо приступить к строительству в 2025 году. В целом, реализация всех намеченных мероприятий будет находиться на постоянном контроле», — подытожил Ж. Касымбек. 

#Заседание Правительства #Инфраструктурное развитие #Строительство

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться