05 Декабрь 2023, 11:09
На заседании Правительства во главе с Премьер-Министром РК Алиханом Смаиловым обсуждены меры по подготовке в республике педагогических кадров всех уровней.
Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек доложил, что на сегодня в РК 49 вузов имеют лицензии по педагогическим направлениям, всего обучается свыше 186 тыс. человек. В рамках реализации поручений Главы государства утверждены Стандарт аккредитации педагогических вузов и Концепция развития высшего образования и науки до 2029 года.
Количество грантов на педагогические направления за последние годы выросло в несколько раз и достигло 15 923 ед. Их стоимость при этом увеличилась вдвое. Повышены также студенческие стипендии. Параллельно с этим были усилены требования при приеме на педагогические профессии.
Продолжается работа по обновлению образовательных программ педагогических вузов, на сегодня обновлены уже 72%. В целом эти и другие проводимые изменения направлены на повышение качества подготовки педагогических кадров и их адаптацию к современным требованиям.
Министр просвещения Гани Бейсембаев сообщил, что в настоящее время по педагогическим специальностям на базе колледжей обучаются более 80 тыс. студентов. 43 тыс. из них – по государственному заказу. Колледжи готовят воспитателей для детских садов, учителей начального и дополнительного образования, а также художественного труда и музыки.
В целях повышения качества подготовки и методического обеспечения кадров утвержден профессиональный стандарт «Педагог». На его основе колледжи совместно с работодателями обновляют и реализуют 554 образовательные программы. При этом уже повышена квалификация более 6 тыс. педагогов.
С учетом потребностей в республике ежегодно увеличивается государственный заказ на подготовку педагогических кадров. С текущего года также усилены квалификационные требования к колледжам для открытия педагогических специальностей. Это касается наличия соответствующих лицензий и обеспечения трудоустройства не менее 90% выпускников.
Как отметил глава Правительства, успех образовательного процесса напрямую зависит от профессионального мастерства педагога. Быстро меняющиеся требования современной жизни диктуют необходимость адаптировать к ним подходы к подготовке педагогических кадров.
«Сегодня у нас не хватает порядка 5 тысяч педагогов. При этом университеты ежегодно выпускают около 50 тысяч специалистов. Однако многие из них не идут в профессию. Причин этому предостаточно», — указал Алихан Смаилов.
Вместе с тем в республике многое делается для повышения престижа и статуса педагога, в том числе в законодательном плане.
«Мы повышаем учителям заработную плату, убираем несвойственную нагрузку и отчетность. Принят комплекс мер по привлечению в педагогику талантливой молодежи. Повышены требования к поступлению в педагогические вузы. И это правильно», — отметил Премьер-Министр.
По его словам, чем выше проходной балл в педагогические учебные заведения, тем больше возможности выбрать наиболее сильных абитуриентов. Если 5 лет назад в РК на эти специальности приходили абитуриенты с 50-тью баллами, то сегодня средний балл при зачислении составляет 111.
«Однако сама сложность процесса преподавания в школах, масса требований и сложившееся в обществе мнение, что “во всем виноват учитель”, привело к снижению привлекательности этой профессии. Поэтому государство будет и далее поддерживать молодых людей в их стремлении получить профессию учителя», — подчеркнул глава Правительства.
Алихан Смаилов напомнил, что студентам педагогических специальностей были в 2,5 раза увеличены стипендии. Каждый четвертый претендент на государственный грант в текущем году, а также более 1,5 тыс. обладателей «Алтын белгі» захотели стать учителями.
«Теперь мы должны повысить качество обучения и пересмотреть методики преподавания студентам педагогических вузов и колледжей. Нужно модернизировать учебные программы, включив в них востребованные компетенции. Надо учитывать все современные реалии», – перечислил Премьер-Министр.
Учитывая вышесказанное, глава Правительства поручил обеспечить формирование госзаказа на подготовку педагогов на основе определения прогнозной потребности в организациях образования.
«Надо до 15 февраля разработать и принять соответствующие региональные программы для снижения нехватки кадров на местах», — отметил он.
Наряду с этим следует проработать эффективные механизмы вхождения в профессию молодых учителей, создать системы наставничества и повышения квалификации педагогов по новым компетенциям.
#Алихан Смаилов #Премьер-Министр РК #Заседание Правительства #МНВО #Минпросвещения #Образование«Надо обеспечить непрерывность системы педагогического образования, преемственности содержания обучающих программ от детского сада до университета. Более того, необходимо усилить работу по оказанию методической поддержки организациям дошкольного, среднего, технического и профессионального образования», — заключил Алихан Смаилов.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться