Интервью: Вице-министр нацэкономики Алишер Абдыкадыров о прямых выборах сельских акимов и бюджете местного самоуправления

Глава государства К. Токаев в своем Послании народу Казахстана заявил о необходимости внедрения прямых выборов сельских акимов. Министерство национальной экономики разработало поправки в выборное законодательство страны. Законопроект предусматривает отказ от косвенных выборов в пользу прямых выборов — голосования граждан. Кандидаты на должность акима могут быть самовыдвиженцами, а также быть выдвинутыми политическими партиями. Подробнее об этом расскажет вице-министр национальной экономики РК Алишер Абдыкадыров. 

— Алишер Елисович, добро пожаловать! Ожидается, что во втором полугодии этого года будут объявлены первые прямые выборы акимов сельских округов, у которых завершается срок полномочий. Кто сможет выдвигать кандидатуру на выборах сельских акимов? На какой срок будут избираться сельские акимы?

— В реализацию Послания Главы государства от 1 сентября 2020 года Министерством национальной экономики разработаны соответствующие поправки, предназначенные для внедрения прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

С 2013 года выборы сельских акимов проходили косвенным методом, т.е. аким района выдвигал кандидатов, а голосовали депутаты маслихата.

После внедрения прямых выборов жители села смогут сами выдвигать свою кандидатуру. Это первый метод выдвижения.

Второй метод выдвижения — это выдвижение кандидатов зарегистрированными политическими партиями из числа своих членов.

Кроме того, предусмотрена дополнительная опция: в случае отсутствия кандидатов в сельские акимы либо выдвижения только одного кандидата на момент завершения срока выдвижения, аким района (города областного значения) по согласованию с собранием местного сообщества имеет право выдвигать своего кандидата или кандидатов с обеспечением участия в выборах до двух кандидатов.

Что касается сроков полномочий сельских акимов, то он остается без изменений и составляет 4 года.

В настоящее время в республике насчитывается 2345 городов районного значения, сел и поселков. В т.г. подходят сроки полномочий у порядка 800 действующих акимов. Таким образом во втором полугодии этого года будут проводиться первые такие выборы.

— Какие будут основания для назначения выборов сельских акимов? И какие для отказа в регистрации кандидата?

— Основаниями для назначения и проведения прямых выборов сельских акимов будет окончание установленного законом срока полномочий сельского акима или его досрочное прекращение.

Досрочное прекращение может быть по различным причинам — это может быть увольнение по собственному желанию, по решению суда, в случае смерти, выражение вотума недоверия депутатами маслихата, в том числе по инициативе собрания местного сообществ, лишение членства в политической партии для выдвиженцев от партии, и т.д.

Регистрация кандидатов в сельские акимы будет осуществляться после предоставления всех необходимых документов, таких как заявление гражданина о согласии баллотироваться, биографических данных кандидата, документа, удостоверяющего внесение избирательного взноса и т.д.

При этом районная (городская) избирательная комиссия имеет право отказать в регистрации или отменить решение о регистрации кандидата в случаях:  

  • непредставления кандидатом необходимых документов для регистрации;
  • несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему Конституционным законом о выборах, законами о местном государственном управлении и самоуправлении и о государственной службе. То есть кандидат не должен иметь судимость, которая не погашена или не снята; быть признан судом виновным в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения; а также соответствовать квалификационным требованиям для данной категории административной государственной должности;
  • использования кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
  • проведения кандидатом, а также политической партией, выдвигающей кандидата, предвыборной агитации до окончания срока регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день;
  • установления судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей и т.д.

При этом отказ в регистрации кандидата или отмена решения о его регистрации может быть в трехдневный срок обжалована в соответствующей областной избирательной комиссии или суде.

Справочно: Регистрация кандидата начинается после получения всех необходимых документов и заканчивается в восемнадцать часов по местному времени за десять дней до дня выборов.

— Как будут финансироваться выборы?

— Финансирование прямых выборов сельских акимов будет осуществляться через местный бюджет.

В период действия трансфертов общего характера на 2021-2022 года финансирование выборов будет осуществляться через Центральную избирательную комиссию целевыми трансфертами из республиканского бюджета.

В последующем с 2023 года эти расходы будут включены в базу расходов местных бюджетов и учтены при расчете трансфертов общего характера.

— Кто будет считаться победителем? Можно ли будет отозвать избранного акима?

— Избранным акимом сельского округа будет считаться кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании по сравнению с другими кандидатами.

Отзыв избранного сельского акима законопроектом не предусмотрен. Однако, стандартно прекращение полномочий осуществляется в следующих случаях:

  • признания акима по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим;
  • прекращения членства в политической партии либо прекращение деятельности политической партии, от которой он был выдвинут;
  • по собственному желанию по согласованию с собранием местного сообщества;
  • наличия гражданства иностранного государства;
  • принятия маслихатом решения о выражении вотума недоверия и в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

К слову, последнее является своего рода новеллой. Основанием для прекращения полномочий избранного акима может являться выражение вотума недоверия акиму. То есть, если граждане видят, что аким не справляется со своими обязанностями, не исполняет данных им обещаний, то у них будет возможность выразить вотум недоверия.  

Инициировать вопрос прекращения полномочий акима можно будет через собрания местного сообщества и маслихаты районов (городов областного значения).

Следовательно, аким сельского округа будет не только избранной, но и подконтрольной должностью перед избравшим его сообществом. 

— Алишер Елисович, расскажите пожалуйста, что в целом ожидать от выборов сельских акимов?

— Выборы являются важным институтом современной демократии, выражением волеизъявления народа, одним из основных форм его участия в государственном управлении.

Как показывает опыт многих зарубежных стран, при прямых выборах глава местного исполнительного органа (аким) чувствует большую ответственность перед своими избирателями, что положительным образом сказывается на результатах его работы.

Поэтому в первую очередь внедрение прямых выборов позволит повысить активность граждан в полноценной реализации своих конституционных прав, усилить степень реагирования местных органов государственного управления на потребности и проблемы населения и в полной мере реализовать концепцию «Слышащего государства».

Во-вторых, Глава государства поручил с 2024 года внедрить прямые выборов акимов уже районного уровня. И накопленный новый практический опыт организации и проведения масштабных региональных электоральных кампаний станет важной основой дальнейшего развития избирательной системы Казахстана.

Кроме того, как вы знаете на районном уровне активность партий, кроме правящей, практически отсутствует. Надо отметить, что уже в ходе обсуждения законопроекта в Мажилисе мы имеем довольно бурное участие представителей всех представленных партий в обсуждении законопроекта. Поэтому считаем, что партии, имея возможность выдвижения своих кандидатур, усилят свою работу на районном и сельском уровнях, а также будут способствовать повышению уровня и конкурентоспособности участников выборов.

— В Казахстане с 2018 года на уровне сельских округов внедрен самостоятельный бюджет, который определен как четвертый уровень бюджета. Бюджет местного самоуправления формируется за счет переданных 6 видов налогов. Какие планируются мероприятия по дальнейшему укреплению этого бюджета?

— Да, действительно с 2018 года был внедрен четвертый уровень бюджета или мы чаще называем его бюджетом местного самоуправления. Внедрение проходило поэтапно. С 2018 года в административно-территориальных единицах с численностью населения более 2000 человек, а это порядка 1052 городов районного значения, сел, поселков и сельских округах (далее – сельские округа), а с 2020 года повсеместно. В итоге самостоятельный бюджет получили 2345 сельских округов.

В целях дальнейшего расширения доходных источников бюджета МСУ нами разработаны поправки в бюджетное законодательство предусматривающие передачу на уровень МСУ еще 4 видов платежей. На сегодня законопроект с данными поправками находится на рассмотрении Мажилиса Парламента.

Кроме того, по поручению Главы государства нами разработан проект новой Концепции развития МСУ до 2030 года, в котором мы также предусматриваем меры по расширению налогооблагаемой базы бюджетов МСУ. Проект Концепции находится на рассмотрении Администрации Президента, планируем уже до конца первого полугодия его принять.

— Благодарим за интервью!

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться