По итогам 10 месяцев т. г. объем производства отечественного машиностроения вырос на 17% — интервью с М. Пшембаевым

В Послании Главой государства поставлены задачи по созданию диверсифицированной и технологически развитой экономики, увеличению объема производства обрабатывающей промышленности в 1,5 раза. Для этого государство совершенствует механизмы поддержки отечественных производителей, будет принят Закон «О промышленной политике». Машиностроение Казахстана продолжает свое динамическое развитие в современных реалиях. Отрасль имеет значительный потенциал для расширения производства и увеличения экспорта. Подробнее о развитии отрасли в интервью PrimeMinister.kz рассказал депутат Мажилиса Парламента РК, председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

— Мейрам Кудайбергенович, каково в целом сегодняшнее состояние машиностроительной отрасли страны? Что она собой представляет? Какую роль играет машиностроение в экономике Казахстана? Каковы итоги деятельности машиностроительной отрасли за 10 месяцев 2020 года?

— За последние 10 лет индустриализации в машиностроении объем производства вырос в четыре раза, инвестиции – в 2,5 раза, объем экспорта вырос в 3 раза.

За годы реализации программы индустриализации реализовано 128 проектов на сумму порядка 367 млрд тенге, создано около 16 тыс. рабочих мест.

За годы индустриализации появились новые подотрасли: нефтегазовое машиностроение, автомобильная промышленность, железнодорожное машиностроение.

Отрасль стала переходить от производства комплектующих и запасных частей к производству конечных видов продукции.

Конечные виды продукции: тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, автобусы, аккумуляторы, колесные трактора, зерноуборочные комбайны, трубопроводная арматура, кабельно-проводниковая продукция, светодиодные лампы, насосное оборудование, лифты пассажирские.

В страну пришли такие транснациональные компании как General Electric, General Motors, Alstom, LG, CLAAS, JAC, КАМАЗ и др.

В этой связи, продукция вышеназванных отраслей машиностроения не только сможет обеспечивать внутренний рынок нашей страны, но и активно выходить на экспорт.

Сейчас наши предприятия экспортируют в такие страны как: Россия, Китай, Азербайджан, Таджикистан, ОАЭ, Туркменистан и др.

Несмотря на кризис, отечественные машиностроители практически не останавливали производство.

По итогам 10 месяцев 2020 года рост объема производства отечественного машиностроения составил 17%, в денежном выражении 1,4 трлн тенге.

За 10 месяцев 2020 года увеличение объемов производства произошло в следующих секторах машиностроения:

  • Автомобилестроение на 54%;
  • Железнодорожное машиностроение в 1,9 раза;
  • Сельхозмашиностроение (трактора, жатки, комбайны) на 44%,
  • Электротехническое машиностроение на 3%. 

Отрасль обладает высоким мультипликативным эффектом, являясь сложным диверсифицированным сегментом промышленности, благоприятно влияет и на остальные сферы экономики в целом, способствует росту конкурентоспособности и усложнению экономики, техническому прогрессу и общему росту качества жизни населения.

— В прошлом году был сделан серьезный шаг в машиностроительной отрасли Казахстана. Правительством была утверждена Дорожная карта по развитию машиностроения РК на 2019-2024 годы. Был задан определенный курс. Что ожидает машиностроение Казахстана в ближайшие годы? Каких результатов вы ожидаете от реализации данной Дорожной карты?

— В Дорожной карте развития машиностроения на 2019-2024 годы впервые обозначены такие институциональные меры как разработка Закона Республики Казахстан «О промышленной политике» и создание Фонда развития промышленности.

Президент страны в своем Послании народу Казахстана поставил задачу по обеспечению качественным и доступным сырьем машиностроительные предприятия Казахстана. 

На сегодняшний день создан Фонд развития промышленности, разработан и проект Закона «О промышленной политике» до конца этого месяца будет внесен в Парламент. Принятие закона и создание фонда будут способствовать росту не только машиностроения, но и в целом обрабатывающей промышленности нашей страны. 

Очень важно при дальнейшем улучшении потенциала и роста в целом обрабатывающего сектора промышленности обеспечить качественным сырьем. Сегодня отечественные машиностроители вынуждены закупать сырье в основном из-за рубежа. Ежегодно мы закупаем в пределах 240 тыс. тонн чугуна и литья для производства машинного оборудования, 467 тыс. тонн поковок и заготовок, легированной и нелегированной стали. Сырье очень важно при формировании конкурентной цены, особенно на экспорт и обеспечение внутреннего спроса. Поэтому Президентом страны перед Правительством поставлена задача построить заводы, ввести новые производства и обеспечить потребности в ближайшее время 700-800 тыс. тонн металла ежегодно. В среднесрочной перспективы, мы думаем, что цифра миллион тонн тоже будет не за горами. 

В Казахстане имеется ряд предприятий, которые обладают опытом в производстве литых и кованых заготовок, а также заинтересованы в его развитии и модернизации.

Для решения данного вопроса целесообразно предоставление точечных мер государственной поддержки в виде длинных, дешевых денег через созданный Фонд развития промышленности или временного вхождения в капитал Казына Капитал Менеджмент.

Реализация данных проектов позволит укрепить основу машиностроения, для освоения видов конечной продукции, уменьшить зависимость от импорта и повысить конкурентоспособность производимой продукции и в дальнейшем перейти на экспорт.

Дорожная карта предусматривает эффективное развитие не только машиностроительных предприятий, но и широкого круга предприятий обрабатывающей промышленности.

Основные мероприятия, предусмотренные на этот год, успешно выполнены.

При реализации дальнейших мер по поддержке предприятий реализация будет осуществляться в следующих направлениях:

  • углублении локализации посредством ужесточения встречных обязательств производителей;
  • создании литейных цехов для производства заготовок и обеспечении качественной сырьевой базой;
  • совершенствовании системы государственных закупок машиностроительной продукции путем развития системы долгосрочных «off-take» контрактов;
  • увеличении объема финансирования программы льготного кредитования и лизинга продукции машиностроения;
  • увеличение доли затрат, возмещаемой государством при продвижении экспорта готового товара на 80%.

В целом этим же не ограничивается машиностроение Казахстана. Это огромный спектр промышленности нашей страны. Это производство тепловозов, электровозов, грузовых вагонов, комбайнов, тракторов, кормо обрабатывающей техники, нефтепромысловое, автотранспортное оборудование. Мы должны создать такие условия, чтобы предприятия могли свою продукцию реализовывать потребителям через лизинговые схемы. Этот механизм подстегнет рост в целом всей промышленности и даст толчок развитию смежных отраслей машиностроения.       

— Дорожной картой предусмотрен пункт, инициирующий создание Фонда развития промышленности Казахстана. В сентябре текущего года Фонд был создан. Расскажите об его ключевых приоритетах. Для чего он создан и чем будет заниматься?

— Фонд создан на базе действующего финансового оператора государственных программ индустриального развития и «Нұрлы жол» – БРК-Лизинг.

Как отметил Глава государства в Послании народу Казахстана 1 сентября 2020 года, важнейшей задачей, стоящей перед Казахстаном, является полное раскрытие своего промышленного потенциала.

Перед Правительством поставлены задачи по повышению конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем рынках.

Создание фонда позволит расширить меры государственной поддержки отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.

Он будет нацелен на обеспечение доступного финансирования отечественных предприятий по ставке ниже рыночных.

Ключевым приоритетом деятельности фонда станет реализация стратегических инвестиционных проектов в рамках, поставленных в сентябре текущего года Главой государства в Послании народу Казахстана задач.

То есть создание фонда сегодня наряду с другими инструментами финансовой поддержки обрабатывающей промышленности будет сфокусировано финансировать предприятия обрабатывающей промышленности.  

— Развитие конкурентоспособного машиностроения невозможно без модернизации производства и внедрения инноваций. В этой связи, какие механизмы государственного стимулирования, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными?

— В целом если взять сегодняшнее динамичное развитие машиностроения, рост объемов производства, освоения новых видов продукции, новых видов отраслей, мы можем констатировать де-факто, что отрасли, которые появились сегодня и функционируют в нашей стране, производя технику различного спектра, стало возможным строительство новых вагонов и модернизация действующих предприятий. Одним из серьезных мер поддержки стала разработка государственной программы индустриально-инновационного развития нашей страны в 2010 году. Это стало фундаментом и потенциалом для развития нашей промышленности, в том числе машиностроения. Сегодня государство принимает ГПФИИР-2. Мы приступили к реализации третьей индустриальной программы. Кроме того, действуют другие меры поддержки — это Дорожная карта по развитию машиностроения, Дорожная карта модернизации предприятий. За счет таких программ были модернизированы многие действующие предприятия и они сегодня имеют возможность выпускать конкурентоспособную продукцию и работать на экспорт.  

Оказание государственной поддержки в целях поддержки предприятий и их модернизации осуществляется путем оказания финансовой поддержки. Это льготные кредиты, лизинг, предоставление грантов, возмещение затрат.

В рамках мер, направленных на повышение производительности труда, АО «QazIndustry» возмещаются затраты в размере 40% по следующим направлениям:

  • совершенствование технологических процессов, максимальная сумма возмещения 60 млн тенге;
  • повышение эффективности организации производства максимальная сумма возмещения 60 млн тенге.

АО «Банк Развития Казахстана» оказывает услуги по кредитованию текущей деятельности, промежуточному и мезонинному финансированию, финансированию лизинговых сделок, а также предоставлению гарантий.

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» оказывает поддержку в виде кредитования, субсидирования и гарантирования кредитов.

В целом, государство поддерживает машиностроительную отрасль. На сегодня существует порядка 100 мер государственной поддержки. Есть также меры государственной поддержки, предусмотренные Налоговым кодексом. В текущем году были внесены изменения, созданы условия для освобождения от НДС, таможенных пошлин для предприятий, которые будут увеличивать свою локализацию в автопроме, сельхозмашиностроении. Чтобы увеличить локализацию казахстанского содержания надо больше запасных частей, узлов, агрегатов выпускать в нашей стране. Для этого вопрос по цепочке идет — закуп оборудования, сырья, освобождение оборудования и станков при завозе в Казахстан от НДС, таможенных пошлин. Эта цепочка заработала и мы надеемся, что все эти меры, которые принимаются государством совместно с бизнесом, позволят нарастить и активизировать процессы модернизации наших предприятий. Следующим шагом будет увеличение экспорта и качества выпускаемой продукции.         

— Одним из важнейших условий успешного развития машиностроения является восполнение дефицита высококвалифицированного персонала. Какие меры предпринимаются государством в этом направлении? Какие специалисты нужны отрасли?

— Учитывая, что одно рабочее место, созданное в машиностроении, имеет мультипликативный эффект, создавая до 7-8 рабочих в смежных отраслях промышленности, именно оно призвано стать источником восстановления в пост пандемический период.

В рамках Дорожной карты машиностроения на 2019-2024 гг. поставлена задача обеспечения отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами.

Ведется проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель.

Дуальное образование наряду с оптимальной передачей профессионального опыта позволяет утвердить свою позицию в производственных условиях. Предприятия получают выгоду от новых идей и импульсов, исходящих от обучающихся.

Данная система обучения является одним из возможных способов объединения интересов бизнеса, будущего специалиста и государства.

Дуальная система обучения практикуется в ряде стран, особенно в Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, Нидерландах и Франции, в последние годы в Китае.

В странах Европейского союза организация общего и профессионального образования и разработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и гибкое социальное партнерство.

Привлечение работодателей к профессиональному обучению молодежи особенно активно проявляется в организации мониторинга рынков труда и образовательных услуг. Это позволяет согласовать потребности, структуру профессий и корректировать содержание подготовки с учетом требований экономики.

За последние 5 лет увеличилась численность принятых на обучение в организациях технического и профессионального образования.

Наиболее всего востребована у абитуриентов колледжей и средне-специальных учебных заведений специальность «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», доля которой в общем числе поступающих на машиностроительные специальности составляет 44,6%. Кроме того, значительный удельный вес занимают специальности «Сварочное дело» (22%) и «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» (9,1%).

Здесь следует отметить, что среди топ-10 престижных профессий в мире 40% так или иначе имеют прямое отношение к машиностроению — это нанотехнологи, IT-специалисты, технические и исполнительные директора в различных отраслях промышленности, пилоты.

Союз машиностроителей Казахстана в рамках Проекта по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест, реализуемого Министерством труда и социальной защиты населения при технической поддержке Всемирного Банка, успешно провели работы по разработке отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов по направлению «Машиностроение и Металлообработка».

На сегодня в Казахстане насчитывается более 3,8 млн представителей молодежи или 21% от общего числа населения. Для решения вопросов подготовки квалифицированных кадров реализуются такие проекты как «Жас кәсіпкер» и «Жас маман».

В рамках программы «Жас кәсіпкер» обучение проходят 20 тыс. человек. По условиям программы, не менее 20% обучившихся должны запустить собственный бизнес.

Охват проектом «Жас маман» по прогнозам составит свыше 210 тыс. молодых казахстанцев. Проектом предусмотрена подготовка специалистов по 100 наиболее востребованным индустриальным и сервисным профессиям на базе 180 колледжей и 20 высших учебных заведений, оснащенных современным оборудованием.

На 2019-2021 годы предусмотрено увеличение числа участников проекта до 30 тыс. человек. Такие проекты на постсоветском пространстве беспрецедентны, аналогичная практика имеется лишь в странах Евросоюза.

Если наша молодежь будет получать качественное профессиональное обучение и осваивать востребованные профессии, это будет способствовать развитию социальных лифтов и увеличению среднего класса.

— В Казахстане будет создан Международный центр развития нефтегазового машиностроения. Недавно было подписано соответствующее соглашение. Расскажите о целях создания данного центра. В чем будет проявляться поддержка отечественным товаропроизводителям?

— 30 ноября 2020 года в рамках исполнения поручения Главы государства по развитию машиностроительной отрасли подписано соглашение о создании Международного центра развития нефтегазового машиностроения.

Документ подписали министр энергетики Нурлан Ногаев, первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, генеральный директор PSA Бекет Избастин, руководители проектов «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО) Эдвин Блом, «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» (НКОК) Ричард Хоув и «Тенгизшевройл» (ТШО) Имер Боннер, от имени Союза он был подписан лично мной.

Цель работы центра заключается в локализации производства товаров для нефтегазовой отрасли Казахстана путем открытия новых промышленных предприятий и сервисных центров, содействии инвестиционной деятельности.

Не секрет, что на данный момент ежегодно мы вынуждены закупать нефтегазовое оборудование на сумму до $2 млрд.  Создание этого центра будет способствовать тому, чтобы привлекать в Казахстан высокие компетенции, а также оригинальных производителей, которые имеются достаточно в мире. Привлекая новые технологии, создавать как минимум 10 новых крупных производств по выпуску нефтегазового оборудования. Подписывая это соглашение операторы крупных проектов нефтегазового сектора подтверждают свою заинтересованность. У них есть контрагенты — известные мировые тренды — компании, которые поставляют оборудование. Наша задача состоит в том, чтобы состыковать казахстанский бизнес и поставщиков крупных операторов с целью создания совместных производств в Казахстане по выпуску нефтегазового оборудования. Операторы, высказывая заинтересованность, открывают шорт-листы по закупкам нефтегазового оборудования, способствуют привлечению кадров по нефтегазовому машиностроению из-за рубежа. В этом центре будет сфокусирован мозговой центр по формированию совместных производств, привлечению технологий и организации производства в нашей стране.

Центр будет финансироваться операторами нефтегазовых проектов и работать на некоммерческой основе.

Мы надеемся, что Международный центр развития нефтегазового машиностроения начнет работать с нового года и внесет свою достойную лепту в развитие нефтегазового машиностроения нашей страны.   

— Спасибо за участие в интервью!

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться