Казахстанским школам поэтапно будет представлена академическая автономия — А. Аймагамбетов

На очередном заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова утверждена Концепция развития образования на 2022-2026 годы. С докладами по данной тематике выступили министры просвещения Асхат Аймагамбетов, науки и высшего образования — Саясат Нурбек, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности — Багдат Мусин.

Как отметил в своем докладе министр просвещения Асхат Аймагамбетов, Концепция развития образования до 2026 года разработана в соответствии с основными приоритетами, определенными в стратегических и программных документах, поручениях Главы государства. Разработке Концепции предшествовали также различные международные исследования и анализы, обсуждения с экспертами и педагогической общественностью.

В документе, по словам министра, предусмотрены 6 направлений, 17 целевых индикаторов и 109 мероприятий, касающихся направлений деятельности министерства просвещения.

Говоря об основных задачах Концепции, министр в первую очередь остановился на вопросах раннего развития детей.

«Важный уровень образования – это дошкола. Согласно исследованиям детские сады влияют на интеллектуальное, социальное, эмоциональное, физиологическое развитие детей. В этой связи в детских садах внедряется новая модель дошкольного воспитания и обучения. Меняются методы преподавания. Это можно сказать самое большое изменение в сфере дошкольного воспитания и обучения за годы независимости», — сказал А. Аймагамбетов.

По его словам, если раньше дошкольники учили уроки по 20 минут, то теперь с учетом международного опыта воспитательный процесс и обучение будут проходить через игру.

Игра – это естественная деятельность, которая подходит душе и телу ребенка. Таким образом будут созданы все условия для целостного развития ребенка. Это здоровый, коммуникабельный, самостоятельный, физически активный, обладающий навыками счета и чтения ребенок.

Далее министр остановился на вопросах доступности и качества детских садов.

По его словам, для обеспечения детей от 2 до 6 лет дошкольным образованием продолжится работа по вводу и открытию дошкольных организаций, а также размещению госзаказа в частные детсады.

«По поручению Президента будет снижена рабочая нагрузка воспитателей и повышена их заработная плата. Продолжится работа по повышению квалификации и аттестации воспитателей. Для обеспечения безопасности детей будут приняты дополнительные меры», — доложил А. Аймагамбетов.

Переходя к вопросам системы среднего образования, министр отметил, что актуальный вопрос среднего образования – это содержание и качество образования.

По его словам, в среднем образовании с 2016 по 2021 годы все школы перешли на обновленное содержание. Внедрена критериальная система оценивания.

При этом мониторинговые исследования показали, что учебные программы по отдельным предметам нуждаются в совершенствовании. На сегодня созданы рабочие группы, готовятся новый госстандарт и учебные программы.

Школам поэтапно будет представлена академическая автономия.

«Будет внедрена внешняя независимая оценка качества образования. Система аттестации школ перейдет от репрессивного содержания к диагностическому направлению. Будет проведена работа по признанию результатов итоговой оценки в школах на международном уровне», — сказал А. Аймагамбетов.

Глава государства дал поручение по реализации национального проекта «Комфортная школа».

Касательно дефицита ученических мест министр отметил, что в рамках нацпроекта до конца 2025 года будет введено более 800 тыс. ученических мест, что решит проблему трехсменных и аварийных школ.

«Планируется применить для новых школ единый стандарт строительства и оснащения. В следующем году начнется строительство школ в том объеме, которого раньше не было. К примеру, только по городу Алматы в следующем году, в рамках проекта, мы планируем начать строительство 20 новых школ, в 2024 году в Алматы будут введены 80 тыс. мест и проблема полностью решится», — доложил А. Аймагамбетов.

По его словам такие же планы предусмотрены по г. Астане.

Цифровизация услуг в образовании

По вопросам внедрения цифровизации в системе образования, министр в первую очередь обратил внимание на вопросы дошкольного образования.

На сегодняшний день, по его словам, имеется большой вопрос по очередям в детские сады. На уровне регионов для постановки в очередь используется 44 информационных систем, что приводит к дублированию очереди и отсутствию единого мониторинга и данных о реальной потребности мест в детских садах.

«В целях решения данного вопроса будет внедрена единая очередь в детские сады на централизованном уровне. Это позволит проводить ежедневный мониторинг мест в детсадах, постановку в очередь и выданных направлений, сэкономить бюджетные средства и исключить коррупционные риски при распределении мест», — сказал А. Аймагамбетов.

По его словам, у каждого педагога будет цифровое портфолио, где будет информации о прохождении аттестации, приеме на работу, участие в конкурсах.

Также планируется проведение цифровизации выбора и мониторинга учебников в школах.

«Аттестаты и дипломы будут выдаваться по QR-коду в цифровом формате. У каждого ученика будет свой цифровой профиль. Самые востребованные услуги будут оказываться через Egov и мобильные приложения крупных банков. В колледжах создадим Единый электронный реестр образовательных программ, а также формирование профиля студента (академические достижения, социальный GPA, карта компетенций) и выдача цифровых дипломов с генерацией QR-кода», — сказал А. Аймагамбетов.

Одним из важных направлений является поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

По словам министра, в соответствии с законодательством будет открыто ещё 33 ПМПК и 23 КППК.

«Мы начинаем размещать госзаказ на коррекционную помощь. Это даст возможность нуждающимся детям расширить доступ к равному получению услуг образования. Будут разработаны современные подходы и переобучение специалистов для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра», — доложил А. Аймагамбетов.

По его словам, на сегодня функционируют 98 специальных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями, с нарушением слуха, зрения, речи, психическим расстройством. Для данных организаций будет приобретено необходимое оборудование.

Кроме того, по словам министра, в Типовые штаты включены педагоги-ассистенты, в школах работают более 1000 таких специалистов. Благодаря этому тысячи особых детей получили равные возможности обучения. Работа в этом направлении будет организована и на уровне дошкольного образования.

Как отметил далее министр, особое место в концепции занимает значение воспитания, вопросам человеческих ценностей, семейного воспитания.

Великий мыслитель аль-Фараби говорил «Тәрбиесіз берілген білім-адамзаттың қас жауы».

В процессе обучения будет использоваться подход «Құндылықтарға негізделген білім беру».

Также планируется реализовать национальную модель воспитания «Толық адам» на основе таких основных ценностей, как стремление к знаниям, трудолюбие, патриотизм, почитание национального наследия, уважение и сотрудничество друг с другом, доброта и забота, готовность защищать государственные интересы.

Далее министр отметил о важности охвата детей различными кружками. На сегодня охват составляет 70%.

Открыты дворцы школьников, станции юных техников, музыкальные и художественные школы, детские технопарки.

«В организациях образования активно развивается дискуссионное движение, школьное и студенческое самоуправление. Это позволяет детям развивать навыки критического и аналитического мышления. Будем развивать дебатное движение и школьные парламенты во всех школах», — сказал А. Аймагамбетов.

Также по его словам, будет оказана поддержка развитию шахматного движения в организациях образования.

Сейчас как факультатив он введен в 654 школах для почти 28 тыс. детей. А в шахматных секциях в школах охвачено более 200 тыс. детей.

Федерацией будет проведена работа в данном направлении, то есть подготовка учебно-методических пособий и повышение квалификации тренеров и педагогов.

Систематически организуется работа по обучению детей чтению.

Будет реализован проект «Читающая школа».

«За последние два года в школьные библиотеки приобретено 3,6 млн детской художественной литературы, 71% из которых на государственном языке. Это успешный проект», — доложил А. Аймагамбетов.

В дальнейшем, по его словам, будет обновлен фонд художественной литературы. Продолжится работа по обеспечению научно-фантастической литературой, познавательной литературой на казахском языке.

Особое внимание обратил министр на вопросы статуса педагога.

«Сегодня мы наблюдаем положительные эффекты действия Закона «О статусе педагога». Благодаря поддержке Президента заработная плата педагогов была увеличена и с января 2023 года увеличится еще на 25%», — сказал А. Аймагамбетов.

Кроме того, по его словам, особое внимание уделяется повышению профессиональной компетентности учителей.

С 2021 года внедрена сертификация для трудоустройства на педагогическую работу. То есть для трудоустройства только одного диплома уже недостаточно, необходимо обязательно пройти тестирование по своему предмету и методике.

Также с 2023 года будет изменена периодичность прохождения курсов повышения квалификации. Теперь это происходит один раз в 3 года, а не 1 раз в 5 лет. Меняется как содержание, так и характер курсов.

«Формируется кадровый резерв директоров, продолжается реализация механизма ротации директоров организаций образования. Для подготовки и повышения квалификации квалифицированных кадров будет внедрен новый профессиональный стандарт «Педагог», — доложил А. Аймагамбетов. 

Касательно защиты прав детей, министр доложил, что для поддержки детей-сирот будет внедрена альтернативная форма семейного устройства – институт профессиональной семьи.

Усилится роль психологических служб в школе. Будут внедрены единые стандарты методических пособий педагогов-психологов, а также возобновлено взаимодействие школы и родителей, работа попечительских советов.

Особое значение для развития детей имеет качественное питание.

Обращая внимание на этот вопрос, министр отметил, что в данном направлении будут пересмотрены нормативы обеспечения детей питанием, меню.

Продолжится работа по предоставлению однократного горячего питания учащимся начальных классов.

В столовых будут внедрены системы безналичного учета, онлайн-система контроля качества блюд, обновлена материально-техническая база столовых.

«В техническом и профессиональном образовании по поручению Главы государства будет обеспечен 100% охват желающих бесплатным обучением. В этом году госзаказ составил рекордные 128 тыс. мест. Теперь абитуриенты могут выбирать до 3 специальностей», — доложил А. Аймагамбетов.

В целях повышения качества подготовки кадров с текущего года колледжам предоставлена академическая самостоятельность.

Планируется переход на лицензирование по специальностям.

Для эффективного использования инфраструктуры, бюджетных средств и кадрового потенциала запланирована профилизация и укрупнение колледжей.  

В свою очередь, министр науки и высшего образования Саясат Нурбек в своем выступлении также отметил, что сегодня политика в сфере высшего образования направлена на синхронизацию всей системы с текущими интересами страны, а также на достижение национальных целей.

По его словам Концепция охватывает семь основных направлений развития системы высшего образования.

Первое, расширение доступа к высшему и послевузовскому образованию.

«Продолжится работа по усовершенствованию ЕНТ как инструмента отбора для обучения в вузах страны с учетом уровня образовательных достижений и социальной категории. Будет пересмотрена стоимость грантов с введением в систему образовательных грантов дифференциации (от 30 до 100%). Планируется предоставление возможности получения долгосрочных льготных кредитов на оплату за обучение под 2-3% годовых», — сказал С. Нурбек.

Также по его словам будет продолжена работа по выделению грантов для поступающих из густонаселенных и вновь созданных регионов (Абай, Ұлытау, Жетісу).

Планируется усовершенствовать механизм государственно-частного партнерства с вузами и строительными компаниями для решения проблемы обеспечения студентов общежитиями.

Вторым направлением Концепции станет переход к опережающей модели подготовки кадров.

«Ключевая задача заключается в обеспечении эффективной стыковки спроса на новые профессии и подготовки кадров в разрезе регионов и отраслей на основе форсайт-прогнозирования. Для этого будут консолидированы усилия государства, бизнеса и университетов», — сказал С. Нурбек.

По словам министра, имеется хороший опыт создания Атласа новых профессий, в рамках которого будет продолжена разработка региональных стандартов по опережающей подготовке кадров. Это позволит запуску программы «Мамандығым – болашағым», предусмотренной в комплексном плане «Программа повышения доходов населения до 2025 года».

Таким образом, будет развита модель опережающего кадрового обеспечения с развитием эффективной профориентационной работы.

Третье, модернизация содержания и повышение конкурентоспособности высшего и (или) послевузовского образования.

По словам министра, продолжится политика по дальнейшему расширению академической автономии вузов, работа по разработке глобальных образовательных программ.

«Планируется тесное сотрудничество с бизнесом и индустрией по разработке научных проектов. На региональном уровне продолжат развитие центры компетенций», — сказал С. Нурбек.

По его словам, в настоящее время проводится апробация подготовки кадров по прикладному бакалавриату. По итогам планируется законодательное закрепление данной инициативы.

Кроме того, в текущем году в рамках утвержденной Концепции обучения в течение всей жизни предусмотрено получение студентами микроквалификаций или наностепеней.

«Одним из важных направлений в сфере высшего образования является повышение качества подготовки педагогических кадров. В данном направлении будет разработан стандарт проведения профильной аккредитации педагогических вузов. Разрабатываются рамки компетенций и профессиональные стандарты педагога, определяющие его профессиональные ценности в соответствии с современными требованиями», — сказал С. Нурбек.

Также, по его словам, в рамках проекта «Комфортная школа» планируется подготовить 100 000 учителей для будущих школ.

Перед нами стоят задачи актуализации концепции педагогического образования, стажировки преподавателей университета по программе «Болашак» и широкого применения цифровых и новых технологий.

Четвертое, цифровизация высшего образования.

«Нами проделана огромная работа, которая нацелена на долгосрочную перспективу. Так, введена новая форма обучения – онлайн-обучение. Вузы перейдут к модели smart-университетов. Это предусматривает формирование цифрового профиля студента, то есть student life track, развитие цифровых сервисов EdTech, оптимизация процессов в соответствии с передовыми трендами цифровизации», — доложил С. Нурбек.

По его словам, уже расширен спектр курсов Coursera, EdX.

В целях повышения качества управления и оказания образовательных услуг планируется разработать «Эталонный стандарт цифрового университета».

Также для координации стратегии цифровой трансформации высшего образования будет продолжена работа по внедрению должности цифрового офицера в каждом вузе.

Пятым направлением Концепции станет совершенствование системы управления в вузах.

В рамках данного направления планируется трансформация деятельности Совета ректоров.

«С целью формирования нового поколения управленцев, будет внедрена сквозная политика по менеджменту талантов (talent management) на примере Сингапура. Продолжится работа по расширению участия работодателей, представителей бизнес-структур, профессиональных и общественных объединений, региональных акиматов в корпоративном управлении», — сказал С. Нурбек.

По словам министра, планируется запустить программу повышения квалификации, стажировки и форсайт-сессии для топ-менеджеров и персонала.

Также проводится работа по созданию резерва талантливых менеджеров, вышедших из университетов.

Важным элементом привлечения институциональных инвесторов и развития системы управления способствуют эндаумент-фонды. Прорабатывается концепция Законопроекта «О фондах целевого капитала» с учетом международного и отечественного опыта.

«Будут внесены изменения в Закон «О статусе педагога» в части включения пакета социальной поддержки ППС и научного состава вузов», — сказал С. Нурбек.

Шестое направление — это интернационализация высшего образования.

Как доложил министр, для расширения экспортных возможностей казахстанских вузов продолжатся меры по открытию филиалов за рубежом.

«Продолжится работа по созданию единого Центрально-азиатского пространства высшего образования. Совместно с партнерами прорабатывается вопрос создания Бюро по взаимодействию Центрально-Азиатских стран на платформе Казахстана. Все инициативы по интернационализации высшего и послевузовского образования лягут в основу международной инициативы Казахстана «Интеллектуальный «Шелковый путь», — сказал С. Нурбек.

Седьмое направление — внедрение системы обеспечения качества.

По словам министра в настоящее время начался процесс гармонизации государственного контроля с системой обеспечения качества. Это соответствует подходам новой регуляторной политики «с чистого листа».

«В настоящее время ведется работа по пересмотру 62 нормативных актов в сфере высшего образования, а также разработаны критерии оценки системы управления рисками. Система оценки и управления рисками будет автоматизирована с использованием информационных систем», — сказал С. Нурбек.

Также по его словам, планируется интеграция Реестра образовательных программ вузов, реестров аккредитационных органов, аккредитованных вузов, аккредитованных образовательных программ вузов, а также показателей рейтингов и проверок вузов с Национальным фондом данных об образовании.

«В результате формирование графиков и списков для проверок без человеческого участия позволит перейти от проверок к профилактическим мероприятиям, сосредоточиться только на проблемных вузах», — сказал в завершении С. Нурбек.

Как сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин, на сегодняшний день из более 7 тыс. государственных школ стран к сети Интернет подключены 7078 школ. Из них 5 122 сельских школ и 1 956 городских школ. Не подключено 20 школ, в том числе 15 сельских школ и 5 городских школ.

«Согласно рекомендации Международного союза электросвязи, для школ с количеством учащихся более 400 человек скорость Интернета должна быть минимум 1 Мб/с на 20 учащихся. Наш анализ показывает, что скорость в 6414 школах (90,61% от 7078) не соответствует рекомендациям МСЭ. На данный момент в 664 школах скорость Интернета соответствует указанным рекомендациям», — проинформировал Б. Мусин.  

В 2810 школах не соответствует рекомендациям, однако в данных населенных пунктах волоконно-оптические линии связи существует.

В связи с этим, по словам министра цифрового развития, акиматам необходимо выделить финансирование и провести работу по повышению скоростей интернета в данных школах.

В ряде регионов имеется необходимость прокладки ВОЛС внутри населенных пунктов, таких школ насчитывается 266.

Также, в 2 784 школах отсутствует технические возможности повышение скоростей, так как потребуется строительство сетей волоконно-оптических или же радиорелейных линий связи.

«Для 574 школ, расположенных в отдаленных сельских местностях планируем организовать каналы связи с применением спутниковых технологий», — отметил Б. Мусин.  

 В целях обеспечения школ качественным интернетом согласно международной практике, Министерством предлагается принять следующие меры:

  • МИО в срок до августа 2023 года повысить скорости интернета в 2810 школах до уровня, рекомендованного МСЭ, также обеспечить строительство волоконно-оптических линий связи до 266 школ внутри населенных пунктов.
  • МЦРИАП совместно с операторами в срок до августа 2024 года обеспечить строительство волоконно-оптических или радиорелейных линий связи для 20 школ, не подключенных к сети интернет, также 574 школ в отдаленных сельских населенных пунктах спутниковыми технологиями связи.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Комфортная школа» необходимо обеспечить обязательность наличия волоконно-оптических линий при строительстве новых школ. На сегодняшний день к большинству школ подведен интернет. Но, из-за отсутствия локальной или сети Wi-Fi, ученики не могут подключиться к сети Интернет.

В этой связи Министерством предлагается реализовать комплексный подход к решению данного вопроса путем организации локальной сети и точек Wi-Fi в школах.

«Беспроводная точка доступа должна обеспечить одновременную работу 200 устройств и покрытие Wi-Fi всех классов, лабораторий, административного блока и школьного двора.С учетом изложенного, предлагается совместно с Минпросвещения в срок до конца 2023 года утвердить типовые требования, регламент работы и топологии локальных и Wi-Fi сетей для школ», — заявил Б. Мусин.  

Вместе с тем, МЦРИАП совместно с операторами связи планирует создать единый контакт-центр операторов связи для школ. Акиматам необходимо в срок до конца 2023 года обеспечить наличие локальных сетей в каждой школе.

В качестве комплексной меры по решению проблемы «тяжелых рюкзаков», а также повышения уровня цифровизации в школах, предлагается использовать планшеты.

Как подчеркнул Б. Мусин, планшеты будут использоваться в качестве цифровых учебников, а также инструмента для доступа к онлайн образовательным ресурсам из дома.

Подобные меры уже были апробированы в ряде развитых стран, в том числе, в школах Великобритании, Норвегии, Южной Кореи и Турции показали хороший результат. Также, дал школьникам возможность создавать собственный контент в рамках творческих предметов. В этих странах ставилась цель по снижению «цифрового» неравенства среди регионов, а также по снижению веса рюкзаков. 

«Наше предложение – в 2023 году обеспечить более 400 тыс. первоклассников планшетами через механизм сервисной модели», — сказал Б. Мусин.  

Основные преимущества предлагаемого механизма: 

Во-первых, при использовании сервисной модели, в отличии от прямого закупа снижается единовременная нагрузка на бюджет за счет распределения суммы контракта на 4 года, в течении которых ученик завершит обучение в начальных классах. Данная модель, уже активно используется операторами связи при продаже телефонов и планшетов населению и бизнесу.

Во-вторых, в рамках сервисной модели помимо услуги по аренде планшетов, будут закупаться услуги по обеспечению мобильным интернетом со специальным тарифом для школьников, а также сервисному обслуживанию для обеспечения бесперебойной работы планшетов.

В-третьих, немаловажным фактором является возможность удаленного доступа к планшету для обновления списка разрешенных онлайн ресурсов (так называемый «белый интернет»).

Самое главное, в целях снижения зависимости от зарубежного производства, данный механизм будет доступен лишь отечественным производителям.

При этом, локализацию производства предлагается разбить на 3 этапа:

1 этап – организация сборочного производства планшетов в 2023 году, который включает в себя  размещение на территории РК сборочной линии основных компонентов и подготовки специалистов для дальнейшего обучения.

На 2-этапе нужна синергия с вузами и колледжами для обучения новых специалистов.

3 этап — должен включать в себя совокупность R&D работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании планшетов. Благодаря этому выпускники вузов будут работать в сфере микроэлектроники и участвовать в создании новых продуктов.

В целях качественного исполнения поручения Главы государства, предлагается совместно с заинтересованными государственными органами и мобильными операторами связи принять следующие меры:

1) Минпросвещения совместно с МЦРИАП в срок до 15 ноября т.г. утвердить основные требования к планшетам, в т.ч. список «белых» сайтов для доступа в интернет;

2) МЦРИАП совместно с Минпросвещения определить ежегодный механизм закупа и передачи планшетов ученикам;

3) МФ совместно с МЦРИАП до 1 декабря т.г. проработать вопрос финансирования по приобретению планшетов по сервисной модели;

4) МЦРИАП определить механизм распределения услуги по обеспечению школ интернетом между операторами связи с учетом покрытия сети;

5) МЦРИАП совместно с операторами связи обеспечить сервисное обслуживание для бесперебойной работы планшетов и интернета.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться