Моногорода Казахстана: пришло время реальных действий

Программа моногородов, принятая в прошлом году, направлена на создание новых предприятий и рабочих мест, развитие социальной сферы, поддержку МСБ в монопрофильных городах Казахстана. Одним из ключевых аспектов данной программы является повышение качества жизни и благосостояния людей в регионах страны. О реализации основных направлений документа в интервью для сайта Рrimeminister.kz рассказал заместитель директора Департамента межрегионального развития и экономического районирования Министерства регионального развития Казахстана Ерасыл Жуманбаев.

- Ерасыл Темирбекович, как известно, финансирование программы развития моногородов в 2013 году значительно увеличится – с 6 млрд до 34 млрд тенге. Первый этап программы сводился, в основном, к благоустройству населенных пунктов, каковы основные «точки роста» в реализации программы на текущий год? Как будут распределяться эти средства в разрезе населенных пунктов и конкретных направлений программы? 

- Программа моногородов принята в целях реализации послания Главы государства в 2012 году. Цель этой программы - устойчивое социально-экономическое развитие моногородов в средней и долгосрочной перспективе. В 2012 году был запущен пилотный проект программы, выделено 6 млрд тенге. В этом году мы значительно увеличили трансферт из республиканского бюджета в пять раз, это 34 млрд.
Хочу отметить, что в данной программе отражены 4 конкретных направления. Это оптимизация моногородов и диверсификация экономики, развитие малого среднего бизнеса, увеличение занятости населения, то есть трудоустройство определенного количества людей, а также развитие инженерной инфраструктуры моногородов.
Средства распределялись, исходя из численности населения моногородов. В республике 27 моногородов, численность населения составляет 1,5 млн человек, от общего республиканского это 10% , от городского населения 16%. Данные города имеют устаревшую производственную инфраструктуру. В связи с чем, наша приоритетная задача в 2012 году была благоустройство населенных пунктов, решение острых проблем.
Также нужно подчеркнуть, что моногорода не идентичны, мы их определили по 3 категориям: моногорода со средним потенциалом развития, с низким потенциалом и с высоким потенциалом развития. Города с низким потенциалом развития моногорода у нас в 2-х областях - в Костанайской области это моногород Аркалык, и в Жамбылской области моногород Жанатас Таласского района, а с высоким потенциалом моногорода - Жанаозен, Жезказган, Балхаш, Аксай, кроме того Хромтау Актюбинской области и Балхаш, Темиртау Карагандинской области. Основное количество моногородов в Карагандинской области, их 8 моногородов.

- Основным фактором развития моногородов определено местное предпринимательство. Какие инструменты финансовой и иной поддержки будут предоставлены МСБ, на каких условиях? 

- Как я уже отметил в рамках второго направления программы определено развитие малого среднего бизнеса т.е. Оно предполагает субсидирование процентной ставки кредита, гарантирование кредитов, кроме того предоставления грантов на открытие новых производств суммой до 3-х млн на абсолютно безвозмездной основе.
Также у нас предусмотрено микрокредитование населения, в том числе подведение недостающей инженерной инфраструктуры для малого и среднего бизнеса. Если сравнивать с программой «Дорожная карта бизнеса-2020» у нас в преференции огромные и удобные, т.е. моногородам со средним и низким потенциалом субсидирование процентной ставки осуществляется до 10%. Так, предприниматель берет кредит для открытия или расширения нового производства скажем под 15% , из них мы 10 % субсидируем т.е. он будет выплачивать практически 5% этого кредита.
Микрокредиты будут выдаваться безработному, самозанятому и малообеспеченному населению моногородов, уже процентные ставки будут варьироваться в зависимости от определения финансового агента области т.е. если будут через СПК это максимум до 9% , срок кредитования до 5 лет.

- Расскажите, пожалуйста, что было достигнуто по итогам пилотного года? 

- В 27 моногородах по благоустройству более 170 проектов. Производились текущие ремонты дворовых площадок, автодорог, котельных, парков.
Это все вызвало действительно социальный эффект у жителей моногородов. Многие были трудоустроены на временные рабочие места.

- Как обстоят дела с привлечением стратегических инвесторов на градообразующие предприятия моногородов и реализацией якорных проектов? 

- Да, программа предусматривает привлечение инвесторов. Кроме того, предполагается создание дополнительных производств вокруг градообразующих предприятий. Данный механизм очень актуальный, мы создали условия для инвесторов, для юридических лиц, открывающих или привлекающих инвестиции в моногорода у нас предусмотрены определенные преференции. Так, для них будут льготные ставки по электроснабжению, водоснабжению.
В свою очередь, местные исполнительные органы будут помогать по предоставлению земель для строительства инфраструктуры.

- Как будет решаться в рамках программы проблема сноса аварийного жилья в депрессивных городах и строительства нового жилого фонда? 

- Данный вопрос мы уже проанализировали в прошлом году. В 27 моногородах 571 дом находится в аварийном состоянии, их надо сносить. На эти цели предусмотрено 1,5 млрд тенге. Однако, из общего числа аварийных домов, у нас 179 находится в коммунальной собственности. Согласно нашему законодательству мы не можем сносить аварийные дома, которые находятся в частной собственности. На сегодняшний день акимы моногородов решают этот вопрос, иски подают в суд, объявления. Если дом признан аварийным, там уже необходимо поквартирно подавать иски и переводить в коммунальную собственность. Основное количество частных аварийных домов находятся в городе Аркалык - 104 дома, 56 домов находятся в городе Абай Карагандинской области, в Жанатасе 117 домов, в Каратау Жамбылской области 18 домов. Эти дома мы снесем в ближайшие два года в 2013 году и 2014 году. Данное мероприятие позволит повлиять на настроение данных жителей моногородов и произведет определенный социальный эффект.
Взамен аварийного жилья в рамках 3-го направления данной программы предусмотрено строительство арендного жилья для безработного, самозанятого и малообеспеченного населения. В городе Риддер в текущем году предусмотрено строительство 12 пятиэтажных домов.

- Каковы конечные индикаторы программы по итогам реализации за 2013 год? 

- Как во всех программах у нас тоже есть определенные индикаторы. Это снижение уровня безработицы, развитие малого и среднего бизнеса, увеличение доли малого среднего бизнеса, рост ВВП и ВРП данных моногородов в зависимости от областного уровня. Доля безработного населения не должно превышать 5,8% в каждом моногороде к 2020 году. К примеру, если сейчас на территории моногорода Степногорск Акмолинской области 220 предприятий малого и среднего бизнеса, то у нас в программе заложено, их количество должно удвоиться.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться