Объем строительства жилья ежегодно увеличивается более чем на 10% — С. Жумангарин

На заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, обсуждены меры по реализации поручений Главы государства, данных на недавнем расширенном заседании Правительства. Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин доложил во время заседания о мерах по исполнению поручений Президента, а также о текущей ситуации и основных подходам по демонополизации строительного рынка.

Так, по информации С. Жумангарина, анализ рынка жилья проведенный агентством в 2021 году показал, что рынок реализации жилья во многих регионах является высококонцентрированным. В Алматинской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангыстауской областях – умеренно концентрированным, в городе Алматы рынок реализации жилья I и II классов является высококонцентрированным, III и IV классов – умеренно концентрированным.

Имеет место ежегодное увеличение объемов строительства жилья более чем на 10%.

Привлечение средств дольщиков разрешается при строительстве одним из трех способов: 1) наличие гарантии Единого оператора (Казахстанская жилищная компания); 2) разрешения акимата при способе участия в проекте банка второго уровня; 3) разрешения акимата после возведения каркаса.

При организации строительства первым способом (2% от объема долевого), лимит гарантий Единого оператора на одного застройщика не превышает 50 млрд тг.

Второй способ по кредитованию банками второго уровня практически работает только после возведения каркаса, что составляет 30% строительства за счет собственных средств застройщиков. Так, по данным анализа Агентства из 7,5 млн кв. метров жилья, построенных в 2021 году частными строительными организациями, 27% возведено за счет собственных средств и 26% – после получения разрешений, предусмотренных законодательством. Остальные 47% жилья построено по договорам бронирования, резервирования и др.

«Президентская программа использования пенсионных выплат на улучшение жилищных условий показала, что монополизированный рынок долевого строительства жилья с огромным теневым оборотом не был готов к этому. Так, из 2,5 трлн тг пенсионных средств 68% направлено на покупку жилья в собственность по гражданско-правовым сделкам (полный расчет), тогда как только менее 4% на приобретение жилья по договору долевого строительства», — отметил глава АЗРК РК.

Также С. Жумангарин сообщил о распространении практики навязывания необоснованных условий договоров. Это требования по заключению договоров с управляющими компаниями, аффилированными с застройщиками, операторами связи, интернет-услуг, кабельного телевидения, по покупке паркингов. Таким образом, монопольный рынок строительства уже ограничивает конкуренцию на смежных рынках.

«Конкурентным способом предоставления земельных участков являются торги. Исключением является реализация инвестиционных и инновационных проектов на территориях специальных экономических зон (СЭЗ) или с участием социальных предпринимательских корпораций (СПК). Так, на территории СЭЗ «Астана» реализуется 50 инвестиционных проектов с производством продукции и 135 проектов по строительству жилых и административных комплексов», — сказал С. Жумангарин. 

Под видом инвестиционных проектов социальные предпринимательские корпорации реализуют земельные участки для строительства жилых домов, торговых центров, фитнес залов, АЗС. Другим способом получения неконкурентных преимуществ стали государственные закупки и государственное частное партнерство. Законом «О государственных закупках» предусмотрена возможность осуществления закупок из одного источника у лиц, определяемых Правительством. Данным способом без проведения конкурса определены поставщики услуг строительства 149 объектов в городе Туркестан на сумму 566 млрд тг.

Также по словам главы АЗРК РК, крайне непрозрачной, неконкурентной становится процедура государственно-частного партнерства по строительству дорог, больниц, школ и иных объектов, которая по сути является государственным закупом строительных услуг. Данные проекты предусматривают полный и ускоренный (3-5 лет) возврат потраченных средств и не включает в дальнейшем эксплуатацию частным партнером объекта ГЧП или осуществление им деятельности по профилю объекта – образовательной, медицинской деятельности.

Все вышесказанное будет являться работой Агентства во исполнение поручения Главы государства по демонополизации строительного рынка, по итогам которого будет разработан пакет комплексных мер с внесением соответствующих законодательных изменений, в части:

- внесения изменений в законодательства о долевом строительстве жилья, с акцентом на публичное размещение информации о застройщиках, бенефициарах, собственниках компаний, их аффилированности с другими организациями, объемах реализации жилья, ценах, затратах, поставщиках материалов и услуг;

- разграничения ответственности между участниками долевого строительства, исключение практики создания компаний «однодневок» (под объект) и ухода от ответственности материнскими компаниями (крупные застройщики, холдинги);

- реализация государственного контроля за порядком привлечения средств дольщиков и целевым их использованием;

- исключение строительства жилых и нежилых объектов из перечня деятельности на территории специальных экономических зон;

- отмена внеконкурсного порядка предоставления земельных участков и размещения государственных закупок строительных услуг;

- ограничение объемов строительных работ, финансируемых дольщиками и передаваемых на субподряд.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться