Пенсионная реформа в РК приведет к созданию трехуровневой системы выплат, включая 5% от работодателей - МТСЗН

Базовая пенсия в Казахстане в зависимости от стажа работы, в течение ближайших 30 лет в стране будут действовать солидарные пенсионные выплаты, а с 2043 года республика перейдет полностью на накопительную пенсионную систему, включающую условно-накопительные, за счет 5%-ной выплаты от работодателей. Таковы параметры реформы казахстанской пенсионной системы, которую проводит Министерство труда и социальной защиты населения (МТСЗН) РК.

Как отмечают с министерстве, Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года разработана с учетом исполнения поручения Президента страны. Необходимость разработки такого документа была продиктована установленными приоритетами социального развития страны, главной целью социальной политики государства - ростом благосостояния и улучшением качества жизни.

Актуальность модернизации пенсионной системы в Республике Казахстан вызвана во-первых, растущей неадекватностью пенсионных выплат прежним доходам и растущему уровню жизни в стране; во-вторых, необходимостью оптимального распределения ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником; в-третьих, обеспечением соответствия организации и уровня пенсионного обеспечения экономическому росту.

Как пояснили в МТСЗН, по действующей казахстанской системе все пенсионеры, независимо от их трудового стажа, получают одинаковую базовую пенсию –50 процентов от прожиточного минимума (10450 тенге). Согласно новым положениям, которые начнут действовать после проведения пенсионной реформы, базовая выплата будет начисляться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. В результате, чем дольше человек работает, тем больше будет его пенсия, как базовая, из бюджета, так и накопительная.

Если подробнее, то для пенсионеров, не имеющих трудового стажа в Казахстане, будет предусмотрена все та же базовая пенсия в размере 50% прожиточного минимума. Те, кто отработал 20 лет, будут получать 70% от прожиточного минимума. Для пенсионеров с трудовым стажем 35 и более лет базовая ставка будет составлять 100% прожиточного минимума.

Для наглядности эксперты министерства привели расчеты. Так, по действующей системе человек, вышедший на пенсию в 1998 году, с трудовым стажем 42 года получает сегодня 33 182 тенге. В этой сумме 22 732 тенге – его солидарная пенсия, рассчитываемая в зависимости от трудового стажа, и 10450 тенге – базовая пенсия, составляющая примерно 50 % от прожиточного минимума.

По предлагаемой схеме реформированной системы с учетом трудового стажа до выхода на пенсию - 42 года – пенсионер будет получать 42 698 тенге (22 732 тенге солидарной пенсии, и 19 966 тенге – базовой пенсии, то есть 100% прожиточного минимума). По мнению разработчиков, такой подход восстанавливает социальную справедливость – чем больше человек работал, тем выше у него пенсия.

Что касается сроков действия различных систем, то согласно программе реформирования, до 2043 года будет действовать переходная солидарная пенсионная система. Это обусловлено тем, что в этот период будут выходить на пенсию люди, имеющие трудовой стаж до 1998 года, то есть до перехода к накопительной пенсионной системе. По солидарной системе они, помимо базовой пенсии и своей накопленной пенсии, будут получать еще и солидарную пенсию.

После 204 3 года в Казахстане будет действовать только накопительная система, и базовая пенсия будет начисляться исходя из стажа участия в накопительной пенсионной системе.

Пенсия из накопительной пенсионной системы, формируется за счет 10%-ных отчислений самих работников. Величина получаемых пенсионных выплат будет зависеть от участия и регулярного отчисления взносов граждан в систему, а также от уровня доходности пенсионных накоплений.

Помимо сохраняющейся в переходном периоде солидарной системы и накопительной пенсионной системы, вводится еще один источник выплат для всех категорий пенсионеров, - условно-накопительный компонент. Он будет формироваться за счет обязательных пенсионных взносов работодателей.

По этой системе в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ) на каждого работника будет открыт второй, - условный пенсионный счет, на котором будут фиксироваться (записываться) суммы перечисляемых работодателями 5%-ных взносов, то есть будут формироваться условные «пенсионные накопления». 

- для каждого участника системы будет открыт индивидуальный пенсионный счет (дополнительно к существующему накопительному счету), где будут фиксироваться взносы работодателей;
- поступающие от работодателей взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий участников данной системы;
- размер пенсии будет определяться исходя из накоплений, сформированных за счет 5% взносов работодателя;

Пенсия из условно-накопительного компонента будет назначаться при достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет уплаты взносов. Эти выплаты будут осуществляться пожизненно.

«Буквально сразу же, как только мы представили основные положения концепции, возникло недопонимание. Я хочу подчеркнуть, эти средства – не отчисления с заработной платы, эти деньги выплачивает сам работодатель, как, к примеру, социальный налог. Это то, что еще называют профессиональной пенсией. Но если в странах Европы, в США такую профессиональную пенсию компании считают своим долгом выплачивать, у нас такой культуры в целом по стране еще нет. Поэтому это обязательство закрепляется законодательно», - поясняла ранее министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова.

Благодаря такой схеме, по ее словам, пенсионная система будет сбалансированной, поскольку в ней будут участвовать все три стороны – работник, работодатель и государство. Три компонента – базовая пенсия, накопительная пенсия и условно-накопительная пенсия позволят будущим пенсионерам при достижении пенсионного возраста получать достойные выплаты.

Как отмечают в МТСЗН, основными целями модернизации пенсионной системы являются:
- обеспечение пенсионных выплат, адекватных стажу участия в системе, заработной плате, объему пенсионных накоплений граждан;
- обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;
- удержание на приемлемом уровне нагрузки пенсионной системы на экономику страны.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться