По поручению Главы государства в РК разработан Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрены меры по исполнению поручений Президента РК Касым-Жомарта Токаева, которые были даны на расширенном заседании Правительства 8 февраля т.г. О реализации поручений в сфере экономического развития страны доложил министр национальной экономики РК Алибек Куантыров.

В целях стабилизации социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране с начала января т.г. Главой государства даны 140 поручений оперативного и системного характера. На сегодня исполнены 44 поручения. На стадии завершения находятся 32 поручения.

На расширенном заседании Правительства Глава государства поставил конкретные задачи по повышению благосостояния и доходов населения, снижению неравенства и созданию рабочих мест, привлечению инвестиций, развитию малого и среднего бизнеса.

В рамках данных задач за Министерством национальной экономики закреплены 5 поручений: 

  • разработка Программы повышения доходов населения;
  • разработка Комплекса мер по контролю и снижению инфляции;
  • реформирование НПП «Атамекен» с фокусировкой на поддержке, защите и развитии малого бизнеса;
  • проведение анализа эффективности программы «Экономика простых вещей»;
  • кратное увеличение налога на майнинг.

В рамках исполнения поручения по разработке Программы повышения доходов населения проведен анализ рынка труда, показателей уровня жизни и бедности, структуры доходов и расходов населения. По результатам анализа выявлены основные причины, препятствующие улучшению благосостояния населения.

«В целях устранения выявленных проблем программа будет направлена на реализацию комплексных мер по 4 направлениям: повышение доходов населения от трудовой деятельности; повышение доходов от предпринимательской деятельности; создание высокопроизводительных рабочих мест; повышение навыков рабочей силы», — отметил министр нацэкономики. 

В рамках разработки Программы повышения доходов населения прорабатываются меры по сокращению дополнительных расходов населения по уплате комиссий и тарифов различных посредников и монопольных операторов.

По словам А. Куантырова, на сегодняшний день Правительством уже приняты оперативные меры по снижению тарифов по услугам предоставления подъездных путей. Так, на 92% снижены тарифы для АО «Центр транспортного сервиса», который является крупным балансодержателем подъездных путей. Также на 93% снижены тарифы для ТОО «Arman Kala Limited», оказывающего услуги предоставления подъездных путей в Павлодарской области.

«Указанная мера позволит снизить нагрузку на стоимость угля, производимого ТОО «Богатырь комир». Помимо этого, с 1 февраля т.г. 21 субъекту, осуществляющему услуги предоставления подъездных путей в ряде регионов страны, снижены тарифы в среднем на 80%. Данная мера позволит исключить негативный эффект на стоимость энергетического угля и на цены на социально-значимые товары», — пояснил министр нацэкономики.  

В целях недопущения роста цен, по поручению Главы государства, Министерством совместно с заинтересованными государственными органами разработан Комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы. Он состоит из 61 мероприятия оперативного и среднесрочного характера, направленных на увеличение объемов производства продукции, хранение и логистику, розничную торговлю, контроль ценообразования, антимонопольное и внешнеторговое регулирование.

Цель реализации Комплекса мер по контролю и снижению инфляции — удержать инфляцию в коридоре 4-6% в 2022 году и снизить ее до уровня 3-4% к 2025 году.

Комплекс мер содержит мероприятия по направлениям «Увеличение объемов производства продукции», «Хранение и логистика товаров», «Розничная торговля товарами», «Контроль за ценообразованием, антимонопольное и внешнеторговое регулирование».

Как отметил А. Куантыров, данные мероприятия включают принятие Плана обеспечения продовольственной безопасности, обеспечение загруженности стабфондов, снижение арендной платы для реализаторов СЗПТ, сдерживанию роста цен на СЗПТ, ГСМ, уголь, электроэнергию, лекарственные препараты и т.д. 

В рамках системных мер планируется снижение количества непродуктивных посредников на рынке ГСМ. В целях поддержки социально-уязвимых слоев населения будет внедрена практика их выделения в отдельную группу при оплате коммунальных платежей.

«В рамках исполнения поручения Главы государства по реформированию деятельности НПП «Атамекен» планируется проведение функционального анализа деятельности палаты. По итогам данной работы деятельность НПП будет переориентирована на поддержку, защиту и развитие МСБ. Для этого будут выработаны соответствующие поправки в законодательство по вопросам деятельности НПП «Атамекен». Это станет дополнительным институциональным инструментом в формировании сильного и конкурентоспособного малого и среднего бизнеса», — сказал министр нацэкономики.  

По анализу эффективности программы «Экономика простых вещей» проведена предварительная оценка. Она показала, что 1 тенге субсидий на поддержку участников Программы в 2020 году способствовал выпуску 40 тенге продукции и уплате 3 тенге налогов.

За два года реализации программы выпущено продукции на сумму 1,4 трлн тг и уплачено налогов на сумму 136 млрд тг. При этом за период с 2019 по 2021 годы создано и сохранено 54 тыс. рабочих мест. 

«Полный анализ за 2021 будет проведен к июлю 2022 года после получения данных по уплаченным налогам и выпуску продукции и оборотам участников программы. Конкретные решения по внесению изменений в программу будут предложены по результатам данной работы», — сказал А. Куантыров.  

Кроме того, по исполнению поручения по кратному увеличению налога на майнинг Министерством прорабатываются соответствующие подходы. 

«На сегодняшний день порядка 640 МВт электрической мощности потребляется официально зарегистрированными майнинговыми компаниями («белый» майнинг). В то же время, потребление «теневого» майнинга требует официальной регистрации. При этом майнинговые компании потребляют электрическую энергию напрямую у энергопроизводящих организаций или у нерегулируемых энергоснабжающих организаций. Основной причиной этого является привлекательность тарифа», — сказал А. Куантыров. 

В этой связи, Министерством предлагается рассмотреть вопрос выделения отдельной группы потребителей энергопроизводящих организаций, с целью установления для них более высоких тарифов, чем у других групп потребителей.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться