2,4 млн государственных услуг в электронном формате получили казахстанцы в первом квартале т.г.

В Службе центральных коммуникаций при Президенте РК прошел брифинг на тему развития сферы оказания электронных государственных услуг. Участие в брифинге приняли вице-министры труда и социальной защиты населения Ербол Оспанов, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности — Асет Турысов, а также юстиции Бекболат Молдабеков.

Выступая с докладом, вице-министр юстиции вице-министр юстиции Б. Молдабеков рассказал о запуске в приложении eGov Mobile нового проекта «Цифровой нотариат».

Проект реализован по поручению Главы государства в рамках «цифровых» инициатив Правительства Digital Justice министерствами юстиции, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с АО «Национальные информационные технологии», Республиканской нотариальной палатой.

По словам Б. Молдабекова, «Цифровой нотариат» существенно упростит гражданам получение нотариальных услуг. В частности, у казахстанцев появилась возможность оформить доверенность в электронном виде.

Также вице-министр сообщил, что Казахстан является одним из первых государств в мире, который оцифровал нотариальное удостоверение доверенности в онлайн-режиме. Прежде такие услуги были доступны только во Франции и Литве.

По словам Бекболата Молдабекова ранее для оформления доверенности требовалось фактическое присутствие клиента для подписания и удостоверения документа нотариусом, а теперь, нотариальная доверенность доступна гражданам через eGov Mobile, а в дальнейшем данная функция появится и в ряде банковских приложений. Так называемая «Цифровая доверенность» оформляется в режиме онлайн посредством видеосвязи клиента с нотариусом.

Оказать данную услугу сможет любой нотариус свободный в момент обращения. Цифровую доверенность можно будет предъявлять во всех государственных инстанциях или по месту требования наравне с бумажным аналогом.

При этом в целях обеспечения безопасности используется ЭЦП с применением биометрических данных пользователя как при авторизации в приложении eGov Mobile, так и при подписании заявки.

«Этот проект связан с экономией времени каждого гражданина. Например, могут быть разные ситуации, когда вы не можете выйти, будь то с работы или из больницы. Также можно получить доверенность онлайн, что очень просто», — сказал Б. Молдабеков.

Также он рассказал, что за 17 лет казахстанцы привыкли получать государственные услуги через eGov Mobile. 

«На главной странице этого приложения необходимо нажать на проект «Цифровой нотариат», пройти регистрацию по биометрии, набрать ИИН гражданина, которому будет представлена доверенность, и написать номер своего мобильного телефона. Затем включается видеозвонок. На другом конце нотариус свяжется с вами по видеозвонку, получит необходимую информацию, заполнит необходимую доверенность и покажет вам. Он подпишет это только в том случае, если вы скажете «Да, все верно». Таким образом, получить необходимую доверенность можно за 2-3 клика», — пояснил представитель Минюста.

По его словам, проект «Цифровой нотариат» был запущен 11 апреля и буквально за полдня было оформлено около тридцати доверенностей. Это говорит о востребованности услуги.

«Например, кто-то остается за границей, у кого-то есть семья в деревне, и бывают случаи, когда необходимо ехать из-за доверенности. Это занимает больше времени, требует больше затрат. А теперь с помощью таких цифровых проектов мы сэкономим время, и быстро выдадим такую доверенность», — сказал вице-министр.

Масштаб проекта будет увеличиваться. Представитель Минюста отметил, что если услуга выдачи доверенностей покажет свою эффективность, то в дальнейшем список нотариальных услуг оказываемых в онлайн-режиме будет расширен.

Далее о работе по трансформации и цифровизации государственных услуг доложил вице-министр труда и социальной защиты населения Ербол Оспанов.

Сегодня в Казахстане многие услуги госорганов переводятся в электронный формат. По его словам, это результат непосредственного участия государственных органов в целом, квазигосударственных коллективов и частного сектора в развитии электронного правительства за последние 17 лет.

«Сегодня из 45 видов государственных услуг по 43 услугам или 95% есть возможность получить их в электронном формате, в т.ч. по 23 услугам проактивно (51%). По итогам 2022 года всего оказано 13,8 млн госуслуг, из которых 11,2 млн электронные услуги или 81% от общего числа оказанных госуслуг», — проинформировал он.

В I кв. т.г. всего оказано 3,4 млн госуслуг, из которых 2,4 млн электронные услуги или 85% от общего числа оказанных госуслуг.

Работа в этом направлении продолжается. Кроме того, в 2023 году МТСЗН планирует перевести несколько услуг в проактивный формат и увеличить их объем до 60%.

Представитель Минтруда рассказал еще об одном проекте — Цифровой карте семьи. Он предусматривает перевод формата получения госуслуг в проактивный формат. То есть для каждого гражданина предоставляются услуги гарантированного пособия от государства в зависимости от его статуса.

«Во-вторых, предусматривается сокращение времени обслуживания до одного дня. В рамках этого проекта решение будут принимать только информационные системы, будет устранен человеческий фактор», — сказал спикер.

В рамках трансформации и реинжиниринга государственных услуг с 29 марта т.г. реализовано автоматическое назначение пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», где срок оказания услуги сократился с 7 до 1 рабочего дня. В рамках автоматического назначения полностью исключен человеческий фактор. По состоянию на 11 апреля т.г. 450 многодетным матерям автоматически было назначено пособие. По данному принципу планируется продолжить работу и по другим услугам.

В целях расширения возможностей получения услуг населением в октябре 2021 года министерство совместно с БВУ реализовали в их мобильных приложениях сервисы по оказанию госуслуг, связанных с рождением ребенка.

В 2022 году еще 4 услуги социально-трудовой сферы были интегрированы в мобильные приложения БВУ. Всего в 2022 году более 347 тыс. граждан получили услуги через мобильные приложения банков.

Кроме того, в феврале т.г. посредством мобильных приложений банков реализована услуга по предоставлению информации по выплатам пенсий и пособий. Во II кв. планируется вывести еще 2 услуги: пособие многодетной семье и социальные выплаты по потере работы.

Также Ербол Оспанов рассказал о проекте по заочному формату проведения медико-социальной экспертизы для установления инвалидности. Проект запущен в пилотном режиме, действовать он будет во всех 20 регионах страны.

Для получения услуги заявитель должен обратиться в поликлинику по месту жительства, остальные процессы проходят без участия человека за счет интеграции информационных систем, т.е. человеку нет необходимости ходить куда либо, кроме поликлиники.

«В 2022 году всего рассмотрено 57,1 тыс. заявок по заочному освидетельствованию. Это составляет 22,7 % лиц с инвалидностью из общего количества, проходивших освидетельствование», — проинформировал Е. Оспанов.

Вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Асет Турысов в свою очередь рассказал о том, как развивается в цифровом формате электронное правительство.

«Ровно 17 лет назад, 12 апреля 2006 года, был запущен портал электронного правительства eGov.kz, которым на сегодняшний день пользуемся все мы с вами», — сказал он. 

Вот уже 17 лет портал электронного правительства eGov.kz оказывает государственные услуги 13,5 млн гражданам Казахстана, а это порядка 69% населения всей страны. За это время с помощью портала eGov.kz казахстанцы получили 415 млн государственных услуг.

«На сегодня в электронном правительстве 627 видов услуг и сервисов, 92% госуслуг автоматизированы. Вы можете не выходя из дома воспользоваться мобильным приложением eGov Mobile, получить цифровые документы, включая паспорт, удостоверение личности и др., которые имеют юридическую силу. Таким образом, человек получает необходимый сервис в удобном для него формате в два-три клика», — отметил вице-министр.

Сегодня портал электронного правительства считается важным и главным инструментом для населения и бизнеса по взаимодействию с госорганами, которое не только повлияло на улучшение качества оказания госуслуг, но и на международные рейтинги Казахстана.

На сегодняшний день Казахстан может называть себя одним из развитых стран по оказанию онлайн-услуг. Яркое тому доказательство — рейтинг 2022 года. Так, согласно рейтингу ООН Казахстан занял 28-е место по развитию электронного правительства (UN Global E-Government Development Index) среди 193 государств. В частности, по индексу качества онлайн-услуг наша страна заняла 8-е место.

Вместе с тем, с 2019 года граждане начали получать государственные услуги через мобильное приложение eGov Mobile. Сегодня приложением пользуются больше 14,8 млн казахстанцев и получают необходимые данные по 423 услугам и сервисам.

«Сейчас зарегистрироваться в приложении стало проще – не более чем за 5 минут с помощью биометрической идентификации можно получить ЭЦП, зарегистрироваться в базе мобильных граждан. Кроме того, в приложении eGov Mobile появилась такая функция как eGov QR», — сказал Е. Оспанов.

eGov QR — это альтернативный метод, который облегчит процесс подписания документов. Его использование поможет получить быстрый доступ к необходимому документу и подписать его в режиме онлайн через мобильное приложение еGov Mobile. При этом на компьютере, с которого будет сканироваться QR-код, нет необходимости устанавливать NCALayer. Существующие механизмы ЭЦП-подписи с использованием NCALayer также доступны для пользователей Е-лицензированиz. На сегодняшний eGov QR можно использовать в таких платформах как: судебный кабинет Верховного суда, Отбасы банк, подписывать услуги на портале Е-лицензирование, совсем недавно была проведена интеграция для подписи договоров на сайте Documentolog.

Кроме онлайн-услуг в телефоне казахстанцы теперь могут всегда иметь под рукой так называемые «Цифровые документы» – цифровые аналоги своих самых востребованных документов, которые вполне законно могут использоваться наравне с бумажными документами. Сейчас в eGov Mobile доступны 24 цифровых документов (удостоверение личности, паспорт гражданина РК, водительское удостоверение, паспорт вакцинации, ПЦР тест и свидетельство о рождении и др.), которыми активно пользуются более 11,6 млн граждан. Все цифровые документы можно предъявлять по месту требования. Законом закреплена равнозначность электронного документа, то есть цифровых документов их бумажным аналогам.

С появлением портала «Smart Bridge» каждый госорган имеет возможность интегрироваться с бизнесом и другими различными площадками для развития цифровизации в стране. К примеру, некоторые госуслуги уже можно получить с помощью приложений БВУ. Для граждан это стало очень удобным, так как дали возможность доступа к информации с различных платформ.

В мобильных приложениях банков второго уровня выведено более 20 видов услуг, которыми в 2022 году граждане воспользовались порядка 700 тысяч раз. Так, к примеру, государственные услуги по перерегистрации авто, подаче заявления на пособие по рождению ребенка, регистрация брака и т.д. были выведены в приложения банков второго уровня – Halyk Bank, Kaspi bank, Alfa bank, Bereke bank и т.д.

 

Информационно-справочные материалы

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться