Дистанционное образование, эпидситуация в школах, обеспечение сел интернетом — как в Казахстане организован учебный процесс

Сегодня на онлайн пресс-конференции заместитель Премьер-Министра РК Ералы Тугжанов, министр здравоохранения РК Алексей Цой, министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин рассказали об организации учебного процесса на 2020-2021 годы с учетом эпидемиологической ситуации, а также об итогах первой недели обучения в условиях карантина.

 

Дистанционное обучение направлено на максимальное сохранение здоровья детей

Заместитель Премьер-Министра РК Ералы Тугжанов отметил, что знания детей очень важны, но здоровье — главная цель. Это направление находится под непосредственным контролем Президента Касым-Жомарта Токаева.

В целом, эпидемиологическая ситуация в Казахстане стабильная, суточный прирост составляет 0,1%.

На сегодняшний день зарегистрировано 86 новых случаев заражения COVID-19. С 5 июля текущего года потребность в обеспечении больных койко-местами снизилась в 6 раз, число вызовов экстренной медицинской помощи по вопросам КВИ — в 5,5 раза. 99% больных вылечились, это говорит о правильной тактике лечения, но риски остаются.

Что касается состояния COVID-19 в мире, то угроза пока еще сохраняется. Ежедневно регистрируются более 250 тыс. больных и 5 тыс. смертей. В Италии, Франции, Германии, Австрии, Испании, Великобритании, Турции за последний месяц наблюдается рост заболеваемости.

В странах Содружества независимых государств также сохраняется опасность (РФ – 0,5%, Узбекистан – 0,9%, Таджикистан – 0,4%, Кыргызстан – 0,1%).

Поэтому решение о переводе работы школ, учебного процесса на дистанционное обучение вызвано целью максимального сохранения здоровья детей.

С начала пандемии более 2 400 казахстанских детей заболело коронавирусом. Сегодня на лечении находятся 34 ребенка.

В этих условиях задача Правительства — максимально обезопасить казахстанцев, в первую очередь, детей, от опасного вируса. 

«При этом, даже если дети переносят коронавирус в легкой форме, взрослые находятся в зоне риска. Они в последующем могут распространить вирус на окружающих и породить новую вспышку инфекции. Этот опыт нам известен», — отметил вице-премьер.

В этой связи было принято решение в первой четверти учебного года основную часть учащихся перевести на дистанционный формат обучения.

По данному варианту последовали более 100 стран мира.

В Казахстане 3 млн 400 тыс. учащихся. Из них 77% детей начали обучение в дистанционном формате (2,6 млн).

С учетом эпидемиологической ситуации на первом этапе открыты дежурные классы и малокомплектные школы с общим контингентом 800 тыс. учащихся (23% учащихся).

На сегодня Министерством образования и науки выработаны предложения по второму этапу возобновления работы школ в штатном режиме.

Данные предложения будут всесторонне рассмотрены Правительством, по ним будут приняты взвешенные решения, в первую очередь, отвечающие интересам казахстанцев и безопасности детей.

«С учетом эпидемиологической ситуации еще раз предупреждаю о необходимости дистанционного обучения детей. Напомним, в мае после карантина мы открыли дежурные группы детских садов. Затем в городе Нур-Султан, Западно-Казахстанской области и других регионах началась регистрация коронавируса среди детей. Потому что цепочка распространения вируса от одного ребенка до общества очень проста. Смотрите сами: ребенок — класс — школа — родители — коллектив — общество», — пояснил Е. Тугжанов.

Поэтому данное направление находится на строгом контроле Главы государства, рассматривается каждый этап продолжения учебного процесса, проводится анализ результатов мониторинга.

Каждый поступающий вопрос рассматривается и в срочном порядке по нему дается ответ. Сегодня возникает очень много вопросов и проблем, связанных с системой дистанционного обучения. Вместе с тем проводится очень большой объем работы.

«Безусловно, обучение в штатном режиме является более эффективным, результативным и качественным. Но сохранение здоровья наших детей — наша общая задача. Среди этих детей есть будущие Сатпаевы, Маргуланы. Главное — благополучие. Государство со своей стороны предпринимает для этого все необходимые меры», — сказал Е. Тугжанов.

Отвечая на вопрос журналистов, заместитель Премьер-Министра высказался о том, что «дистанционка» не должна вызывать проблем у родителей.

«В отношении родителей, которые работают с детьми, на сегодня таких проблем больших не вижу. Потому что родители, которые хотят работать, могут идти спокойно на работу. Дети могут находиться в дежурных группах», — сказал Ералы Тугжанов.

На брифинге был задан вопрос, будет ли государство компенсировать потерю части дохода тем родителям, которые увольняются с работы или берут отпуск без содержания, чтобы помогать детям с дистанционным обучением.

«В отношении тех родителей, которые вынуждены сегодня сидеть дома на дистанционном формате обучения, вся необходимая возможная поддержка сегодня оказана. Все меры фактически на сегодняшний день Правительством приняты. Вы об этом, я думаю, хорошо на сегодняшний день тоже знаете. В отношении тех компаний, которые были вынуждены остановить работу в период карантина, был принят ряд конкретных мер по поддержке. В отношении даже этих компаний мы тоже приняли все необходимые меры. Поэтому вопрос, на который, вы поднимаете, государство на сколько возможно сегодня принимает меры», — сказал Е. Тугжанов.

 

Для обучения в дистанционном формате во временное пользование передано 435 тыс. компьютеров

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов в свою очередь отметил, что в связи с пандемией большая часть школьников сегодня обучаются в дистанционном формате — 2,6 млн детей. 800 тыс. детей учатся в традиционном формате. 250 тыс. детей обучаются в традиционном формате в школах с численностью до 180 детей. Это 7,3% от всего контингента. В целом, в традиционном формате обучаются 24% школьников. Также из 7 тыс. школ страны 3 тыс., в том числе в отдаленных малокомплектных школах, продолжают обучение в традиционном формате.

«Мы говорили, что готовы при согласии родителей принять 100% учащихся 1-4 классов в школах. Однако на данный момент число школьников, обучающихся в офлайн формате, не достигает и 50%», — сказал министр А. Аймагамбетов.

К примеру, наполняемость в первых классах 55%, во вторых классах — 35%, в третьих классах— 27%, в четвертых классах — 24%. В целом, в начальной школе по стране 1,3 млн детей, родители лишь 547 тыс. детей дали согласие на обучение в школе. А это всего 16% от общего числа учащихся

Для обучения в дистанционном формате во временное пользование передано 435 тыс. компьютеров. Этим вопросами сегодня занимаются акиматы. В ближайшее время еще более 300 тыс. компьютеров будут переданы учащимся из нуждающихся семей.

«Касательно займа, в 2014 было решение принято по нему и в 2018 году займ был депутатами поддержан. Но вы должны понимать, что когда реализуется любой проект есть план и программа данного проекта, есть определенные регламенты и положения, в том числе Всемирного банка, так вот по этому плану приобретение компьютеров было запланировано на 2021 год. Соответственно в бюджете 2020 года этих средств не было. Тем не менее, когда в марте стало понятно, что нам нужно большое количество техники, мы обратились в ВБ, но по положениям это конкурсные процедуры, которые занимают до 9 месяцев. Учитывая тот факт, что акиматами в целом из бюджета были выделены средства на компьютеры, было принято решение исключить данные компьютеры. Потому что дублировать и дополнительно приобретать компьютеры уже к приобретаемым необходимости не было», — сказал министр.

В среднем в день проводится 2 млн уроков. Уроки на онлайн-платформах набирают 70-80 млн просмотров в день. В неделю 12 млн пользователей используют образовательные платформы, ежедневно — более 2 млн.

Только в «Кунделик» ежедневно ставится около 700 тыс. оценок, а количество заданий достигает 1 млн. 

«Это говорит о том, что нашими коллегами проводится очень большая работа. Кроме того, только на одной платформе подготовлено 1 млн 730 тыс. заданий и мультимедийных упражнений, 110 тыс. интерактивных уроков. На другой платформе — 7 тыс. видеоуроков, 75 тыс. заданий. Проделана объемная работа. Сегодня дети получают соответствующие знания по подготовленным заданиям», — подчеркнул министр образования и науки.

Также проводятся телеуроки. Записано свыше 6 тыс. телеуроков. С 1 сентября ТВ-уроки снимает агентство «Хабар».

Казахстанские педагоги в летнее время прошли подготовку в рамках нескольких курсов. 

Кроме того, Асхат Аймагамбетов прокомментировал слухи о выделении $70 млн на дистанционное обучение.

«По поводу выделения финансовых средств на дистанционное обучение. Кто-то говорит, что $70 млн было выделено. Эта информация не соответствует действительности, потому что дистанционное обучение начало внедряться только в этом году, с апреля месяца, и в целом, когда мы говорим о реализации в четвертой четверти на дистанционное из бюджета средства не выделялись. Все ресурсы открыли доступ бесплатно, был режим ЧП, мы обратились и все наши коллеги живо откликнулись на это наше обращение. Кроме того, ТВ-уроки тоже были отсняты бесплатно и бесплатно же были и показаны», — сказал он.

По словам А. Аймагамбетова, скорость интернета в сельских школах составляет от 4 Мбит/сек. В целом 96% школ имеют возможность подключения к интернету со скоростью более 4 Мбит/сек.

«2-3 года назад 4 Мбит/сек. была достаточно хорошая скорость. Но мы сейчас видим, что есть возможность подключения и 8, и 16 Мбит/сек. Поэтому сейчас мы проводим работу по увеличению тарифного плана, по его изменению, по увеличению скорости передачи данных. Мы измеряем скорость передачи данных по разным показателям. Есть у нас школы, где, к сожалению, все еще скорость невысокая. По ним также акиматами, управлениями, отделами образования проводятся дополнительные работы», — сказал министр. 

Также А. Аймагамбетов выразил уверенность в том, что нельзя сравнивать традиционное штатное обучение, к которому привыкли и родители, и педагоги, и дети, с дистанционным форматом обучения. 

«Есть международные исследования, сейчас во многих странах проводится диагностика. Да, вопросы есть, сравнивать нельзя. Наша задача – сделать все, чтобы снижение качества обучения не было. Даже по тем моментам и пробелам, которые могут возникнуть, мы проводим диагностику. По каждому ребенку будем проводить диагностику, чтобы потом нагнать эту программу, если будет такая необходимость. И эти пробелы устранить», — сказал он. 

Журналисты напомнили министру образования и науки РК о его словах касательно того, что при дистанционном образовании домашние задания не нужны. Между тем учителя продолжают давать задания.

«Действительно, много вопросов задают. Понимаете, когда ребенок обучается в традиционном формате, понятно, что он обучается в классе, школе, тут ему уже во время занятий даются определенные занятия. Он их выполняет, отвечает на вопросы педагога и так ведется работа. Далее, потом уже на дом даются дополнительные задания для повторения. Это такой формат», — сказал Асхат Аймагамбетов.

По его словам, когда ребенок обучается дистанционно, он уже обучается дома. Ему отдельно давать учебные задания, которые он фактически делает дома, к ним еще повторно в двойном размере давать домашние задания нецелесообразно.

«Поэтому для того, чтобы детей не перегружать, мы как раз это видели на примере других стран, есть специальные исследования, на основе этого нами были сделаны методические рекомендации. Мы говорим о том, что деления на учебные и домашние задания нет. Есть только учебные задания. Они все равно тем, которые обучаются дома фактически, даются домой. Поэтому объем заданий должен не превышать рекомендуемого нами», — отметил министр.

В целом, у МОН РК есть рекомендации по каждой дисциплине и классу. Указан объем в зависимости от возрастных и других особенностей детей. Здесь необходимо дифференцировать два этих понятия.

А. Аймагамбетов прокомментировал, нужны ли оценки при дистанционном формате обучения.

«С 2016 года, когда начали внедрять обновленные программы, как раз звучали совершенно другие призывы. Когда в принципе были отменены отметки, когда каждый раз формативное оценивание проводилось как раньше по пятибалльной шкале, каждое занятие вместо этого было нормативное оценивание, которое в целом оценивало и диагностировало, где находится ребенок и какие темы он не усваивает или наоборот усваивает, достигает ли он цели урока. Тогда нам говорили, что верните нам, пожалуйста, ежедневные оценки, без этих оценок мы не можем. Теперь через 4 года в связи с тем, что у нас дистанционное обучение в четвертой четверти процентов 70-80 обращений как раз были по поводу этих оценок», — сказал Асхат Аймагамбетов. 

Министр признал, что родителям во время дистанционного обучения дискомфортно не видеть, какие темы осваивает их ребенок, а какие нет.

«То есть, ему дают задание, он видит результат только в форме суммативных оцениваний СОРов и СОЧей, а родители хотят видеть каждый день определенное оценивание ребенка, поэтому методистами вместе с экспертами во время подготовки к новому учебному году было принято решение, что временно для удобства родителей и детей именно для формата дистанционного обучения, это делается и во многих других странах, мы сделали исключение и дали возможность учителям ежедневно формативно, как раньше, оценивать действия наших детей», — отметил министр.

Но это не означает, что каждый день учитель должен ставить оценки.

«Так же, как и было раньше, при пятибалльной традиционной системе оценивания, если в классе находится 25 детей, учитель не ставил всем 25-ти оценки. Такая же ситуация и у нас. Если мы говорим, что порядка 2 млн уроков проводится, мы видим, что оценок выставляется порядка 700 тысяч. Поэтому оценки, я думаю, в настоящее время как форма определенной части диагностики и как возможность обратной связи, как раз при дистанционном обучении нужна», — добавил А. Аймагамбетов.

 

Сегодня еще рано говорить о стабильной эпидемиологической ситуации в школах

В свою очередь министр здравоохранения РК Алексей Цой проинформировал, что для предотвращения возможной второй волны коронавирусной инфекции сохранена часть ограничительных мер. В том числе формат дистанционного обучения в школах всех форм собственности с 1 сентября. Эта мера является вынужденной. 

«Сейчас мы прорабатываем возможные вопросы послабления, но это будет делаться поэтапно. Сохранение онлайн-режима обучения для организаций образования обусловлено следующими причинами. Во-первых, несмотря на разобщение организованных коллективов и режим карантина с марта месяца в Казахстане зарегистрировано 2 418 случаев коронавирусной инфекции среди детей. Из них 98% детей выздоровело, 34 получают лечение. Формирование организованных закрытых коллективов создает высокий риск передачи инфекции», — сообщил А. Цой. 

Во-вторых, как отметил министр, согласно информации ВОЗ, дети до 12 лет менее интенсивно, но все же передают инфекцию коронавируса. А в возрасте 12 лет и старше играют активную роль в передаче коронавирусной инфекции и могут быть источниками инфекции для домашних лиц, лиц группы риска и это могут быть лица с хроническими заболеваниями, и старше 60 лет.

«Третье. Несмотря на установленные требования к школам для очного обучения таких как бесконтактная термометрия, наполняемость класса, социальная дистанция, масочный режим, регулирование потоков, ограничение движения детей внутри школы, мы это понимаем, что если их не соблюдать, не достигается цель по контролю за заболеваемостью КВИ. Мы прекрасно понимаем, что обеспечить их полное соблюдение в стенах школы достаточно сложно. Особенно детям младшей школы в силу их психологического развития. К примеру, достаточно сложно их удержать на одном месте в течение длительного времени», — сказал министр здравоохранения. 

Более того, концентрация большого количества детей в закрытых помещениях при несоблюдении установленных требований режима карантина имеют критический уровень риска, создающего угрозы распространений заболевания. Риск передачи инфекции возрастает в разы нежели в другом взрослом коллективе.

Четвертое. При регистрации случаев заболевания в организациях образования число близких контактных, также увеличивается в разы. К примеру, если заболеет один ученик в классе — то весь класс и преподаватели уходят на 14-дневный карантин только по школе, а еще есть контакты по семье. А если будет установлено, что заболевший контактировал еще с кем то вне класса, то, соответственно, карантин будет наложен и на этих лиц. Таким образом, при регистрации даже одного случая имеется высокий риск ухода на карантин классами и даже школами. 

«Пятое. Международный опыт сегодня нам уже демонстрирует негативный эффект от очного обучения. Германия к очному обучению перешла в августе. Уже сейчас случаи КВИ зарегистрированы во многих городах и школы закрываются на карантин. В нескольких штатах США школы закрылись после получения положительного результата на COVID-19 у детей и персонала. Англия, Франции, Польша — десятки школ сообщили о вспышках COVID-19, что побудило одних закрыться, в то время как другие отправили персонал и учеников домой для самоизоляции. Школы в Корее возвращаются к дистанционному обучению. Остаются закрытыми для учащихся школы, колледжи и учебные заведения Индии», — рассказал А. Цой. 

Шестое. По словам министра, сегодня еще рано говорить о стабильной эпидемиологической ситуации в школах, так с 1 сентября еще не прошел даже один инкубационный период — 14 дней, чтобы дать оценку ситуации с учетом онлайн-обучения в дежурных классах и школах численностью до 180 учащихся. 

«Седьмое. Не следует забывать и про ежегодный подъем заболеваемости ОРВИ и гриппа. До 70% заболеваемости ОРВИ и гриппом регистрируется среди детей до 14 лет. И дети, перенесшие ОРВИ и грипп в силу снижения иммунитета, наиболее подвержены риску заражения и заболевания КВИ», — отметил А. Цой. 

Министр здравоохранения отвечая на вопрос журналистов о причинах резкого колебания заболеваемости коронавирусной пневмонией ответил, что колебание статистических данных наблюдается систематически, от недели к недели. В основном эти данные привязаны к выходным дням.

«Регистрация случаев на уровне поликлинического звена, больниц фиксируют, что поликлиники на выходные закрываются, граждане в выходные не обращаются, а больше ожидают новой недели, чтобы обратиться в медицинские учреждения. В основном, всплеск идет на начало недели. На конец недели данный показатель снижается. Самое главное, нужно сравнивать не показатель ото дня ко дню, а сравнивать еженедельные показатели. Сейчас мы видим стойкое снижение, если сравнивать недельный показатель общей заболеваемости», — сказал А. Цой. 

Также министр здравоохранения назвал критерии, которые могут способствовать ужесточению карантина в стране.

«Один из ключевых критериев — заполняемость коечного фонда свыше 70%. Если мы видим, что наш коечный фонд, который сейчас заполнен всего на 15% от действующих коек, будет переполнен, когда мы увидим, что возможность ресурсной системы здравоохранения будет на пределе, тогда мы будем выносить такие решения и предлагать на государственную комиссию такие решения. Сейчас мы монитором эпидситуацию, и она в данный момент стабильная», — отметил А. Цой. 

На вопрос журналистов о закупке вакцины против коронавирусной инфекции, министр здравоохранения отметил, что любая вакцина или любое лекарство, которое проходит клинические испытания, проходит через определенные процедуры. 

«По оксфордской вакцине стоит вопрос о возможном наличии побочных действий. Что касается российской вакцины – любое ограничение по группам применения данной вакцины идет от этапности клинических исследований. Надо понимать, что в Казахстан вакцина будет допущена только в случае получения официальной регистрации. То есть после проверки на эффективность, на безопасность данной вакцины. Любая вакцина, которая имеет побочные действия, либо не будет доказана, конечно, она не будет допускаться на территорию Казахстана», — пояснил А. Цой. 

Что касается казахстанской вакцины, по словам министра здравоохранения, она сейчас вступает в фазу 1-2 испытаний. 

«Мы на нее возлагаем большие надежды. После прохождения этапов клинических исследований, если мы увидим стойкий эффект, который был виден на доклинических исследованиях, соответственно, данная вакцина также, пройдя все испытания, будет в Казахстане зарегистрирована, и в дальнейшем допущена на рынок. Поэтому всю эту работу мы досконально ведем. В отношении каждой вакцины очень щепетильный подход. Все наши эксперты занимаются этим вопросом», — сказал А. Цой. 


Более 4 тыс. населенных пунктов имеют доступ к интернету

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин рассказал о том, насколько педагоги и учащиеся страны обеспечены доступом к интернету и как операторы связи планируют довести широкополосный интернет до всех сел Казахстана.

Как отметил министр цифрового развития, в целом по стране в настоящее время 6459 населенных пунктов, из них 4646 по разным технологиям имеют доступ к интернету. 

«Понятно, что самое качественное это оптическая связь, но у нас есть населенные пункты, куда интернет проведен и по медным кабелям, и по радио-релейкам, и другим технологиям. Мы понимаем, что оптика это самое надежное и поэтому три года назад стартовал проект по доведению оптики в 1257 сел оптического кабеля. На сегодня уже до 1071 сельского населенного пункта оптика проведена. До конца года проект планируем завершить», — проинформировал Б. Мусин.

Проект подразумевает проведение оптики до населенного пункта, до школы, госучреждения. Оператор устанавливает базовую станцию и 3G, 4G антенны. 

«В таком случае мы говорим, что широкополосный интернет до села проведен. В остальных случаях это радиорелейная и другие виды связи», — отметил Б. Мусин. 

Как пояснил министр, от этих антенн такие же волны, как от микроволновой печи. Они не опасны для здоровья, как сейчас распространяется информация в социальных сетях.

«Когда люди говорят уберите от моего дома такую станцию она вредна, такие заявления не соответствуют действительности», — заверил Б. Мусин. 

По мнению министра, есть проблемы с качеством интернета, но в любом случае это инфраструктурные проекты и за короткий период они не могут быть сделаны.

Также Б. Мусин прокомментировал информацию в социальных сетях о том, что в населенных пунктах из-за отсутствия интернета дети вынуждены забираться на крыши домов и ловить связь. 

«Это был один конкретный случай в селе Ескен, где проживает очень маленькое количество жителей. Школьник должен был заниматься в школе-интернате очно, но несколько учащихся села от очного обучения отказались и пытались заниматься дистанционно. Для 20 человек мы не можем проводить интернет. Там есть железнодорожная станция рядом и туда мы проводим интернет сейчас», — пояснил министр.

Также, по словам Б. Мусина, министерство предлагает еще один выход для улучшения качества интернета. Создан специальный веб-сайт bailanys.bar. Этот сайт может фиксировать слабый сигнал интернета. Если человек заходит на сайт и слабый сигнал интернета зафиксирован в базе данных министерства, то он сохраняется и появляется возможность контролировать такие гео-локации.

Б. Мусин отметил, что все операторы, которым выданы лицензии, в том числе мобильные операторы, операторы фиксированной связи — все должны предоставлять качественную связь. За Министерством остается контроль качества.

«Поэтому, чтобы собрать больше информации о качестве интернета мы сделали такой сайт. Собирая информацию мы будем знать как дальше действовать. Страна большая и мы должны все планы коррелировать с реальными возможностями операторов», — отметил Б. Мусин.

На вопрос журналистов о многомиллиардных средствах из бюджета на проекты по проведению интернета, министр пояснил, что это не государственное финансирование.

«К конкретным школам интернет проведен, 8 МГБ обеспечено. Но для того, чтобы качество повысить в порядка 1200 населенных пунктах, и это не только школы, действительно будет затрачено около 60 млрд тг. Но это не бюджетные средства, а деньги инвестпроектов операторов связи, — пояснил Б. Мусин. 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться