До 2025 года стипендии для студентов казахстанских вузов увеличатся в 2 раза

В Астане состоялось расширенное заседание коллегии Министерства науки и высшего образования РК. В его работе приняли участие представители Администрации Президента РК, Парламента РК, Аппарата Правительства РК, ректоры вузов, руководители НИИ и подведомственных организаций, а также общественные деятели страны. С докладами по итогам 2022 года и задачам на 2023 год в свете предвыборной программы Главы государства К. Токаева выступили министр науки и высшего образования РК (МНВО) Саясат Нурбек, председатель Комитета науки МНВО Дархан Ахмед-Заки, исполнительный секретарь – член правления НПП «Атамекен» Нурлан Сакуов и доктор PhD, профессор, внештатный советник МНВО Тансауле Сериков.

В своем выступлении министр отметил, что основной целью создания министерства было усиление координации научных служб в стране, модернизация научно-исследовательских организаций, повышение их конкурентоспособности, создание условий для качественной подготовки необходимых для экономики кадров, усилить координационную работу.

«В предвыборной программе Главы государства задачи министерства запланированы по 3 основным направлениям. Это доступное и качественное образование, передовая прикладная наука, общие ценности и культура», — сказал С. Нурбек.

Останавливаясь на этих направлениях более подробно, министр отметил, что в целом основные стратегические направления и задачи министерства обозначены в 6 национальных планах действий, 3 концепциях, 3 национальных проектах и ​​19 поручениях Президента.

В стране 35% вузов реализуют программы международного образования и академической мобильности. Имеются 3 филиала зарубежных высших учебных заведений. 27% научных разработок коммерциализированы.

В 119 высших учебных заведениях обучается 626,2 тыс. студентов. Количество выпускников составляет 188,3 тыс. человек. 7099 были размещены в текущем учебном году в общежитиях.

«Демографические изменения, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на развитие высшего образования. Количество студентов в стране неуклонно растет. Если в 1991 г. в 61 высшем учебном заведении обучалось 288 тыс. студентов, то к 2025 г. предполагается, что их будет 800 тыс. студентов», — сказал С. Нурбек.

В прошлом году, по его словам, объем госзаказа увеличился на 10%, 60% из которых размещены по техническим направлениям. Стоимость обучения для студентов снижена на 20%.

Также министр отметил, что обновлено содержание высшего образования. 8 вузов присоединились к практическому обучению бакалавриата, а 4 вуза внедрили интегрированный GPA. В рейтинге 16 высших учебных заведений, 3 учебных заведения вошли в рейтинг TimesHigherEducation. Открыто 3 филиала казахстанских вузов за рубежом.

Говоря о поручениях Главы государства в рамках предвыборной платформы, министр обратился к руководителям вузов с призывом приложить все усилия для качественной реализации поставленных задач.

Во-первых, это поручение по увеличению стипендий студентов в 2 раза до 2025 года. Важно предусмотреть в бюджете необходимый объем финансирования.

Во-вторых, обеспечение всех студентов бесплатным доступом к мировым цифровым библиотекам, необходимым для получения образования. Для реализации данной задачи необходимо провести анализ цифровых библиотек и зарубежных ресурсов вузов; обеспечить национальную подписку к «Мировым цифровым библиотекам» и организовать работу по переводу курсов «Coursera» на казахский язык.

В-третьих, необходимо решить вопрос дефицита мест в студенческих общежитиях. Для реализации данного поручения необходимо усовершенствовать механизм ГЧП, проработать меры по привлечению частных строительных компаний, в том числе в рамках ГЧП, а также проработать механизм увеличения уставных капиталов государственных вузов для строительства общежитий.

По словам министра, работа уже начата. Руководителям вузов совместно с акиматами и представителями бизнеса требуется обеспечить привлечение инвесторов для строительства общежитий.

В рамках реализации протокольных поручений Президента, прорабатываются вопросы по открытию до 2025 года дополнительно не менее 5 филиалов авторитетных зарубежных университетов, в том числе двух филиалов вузов с техническим уклоном в западном регионе.

Также поручено продолжить работу по запуску центров академического превосходства (ЦАП) на базе 20 вузов, сфокусировав их деятельность на обеспечении регионов необходимыми кадрами, а также по созданию современных учебных и научных лабораторий.

В текущем году планируется запустить 3 ЦАПа в пилотном режиме, а остальные с 2024 года. Вузам требуется в кратчайшие сроки подготовить соответствующие документы и отработать с заинтересованными госорганами. Необходимо активизировать и провести скоординированную работу с вузами.

Министерством также начата работа над пересмотром стоимости грантов с введением в систему образовательных грантов дифференциации (от 30 до 100%)в зависимости от результатов ЕНТ и иных показателей и предоставлением возможности получения долгосрочных льготных кредитов на оплату обучения в вузах под 2-3% годовых.

Вузам уже нужно вести соответствующую разъяснительную работу среди будущих абитуриентов.

«Основные приоритетные задачи высшего образования структурированы по 7 направлениям, и они легли в основу стратегии развития министерства», — сказал С. Нурбек.

По его словам, за последние годы увеличивается количество грантов. Если в 2000 г. объем госзаказа составил 12 860 мест, то в 2022 г. количество грантов увеличилось почти в 7 раз и составило 88 204 места (бакалавриат - 75 761, магистратура-13 253, докторантура -1 890). Предусмотрено увеличение грантов до 90 тыс. к 2025 году.

Планируется внедрение дифференциации грантов от 30% до 100% в зависимости от ЕНТ и льготное кредитование под 2-3% годовых.

Для реализации дифференциации грантов предлагается следующий механизм (виды грантов):

- «Дарын» – 2,1 % абитуриентов получат грант в размере 120% от среднего размера гранта;

- «Базовый» – 65,3 % абитуриентов получат грант в размере 100% от среднего размера гранта;

- «Қамқор» – 32,6 % абитуриентов получат грант в размере 30-50% от среднего размера гранта.

Также необходимо внести изменения в ЗРК «Об образовании» в части включения понятийного аппарата – дифференцированные гранты, грантовый калькулятор (в статью 1 и 63).

«Министерством в реализацию поручения Главы государства прорабатывается также внедрение Единой солидарной образовательной накопительной системы «Келешек». Здесь будут интегрированы дифференцированные гранты и льготные образовательные кредиты», — сказал С. Нурбек.

Применение данного подхода, по его словам, позволит обеспечить 100% охват образованием, эффективное планирование и расходование родителем/студентом, оптимизировать расходы из госбюджета в объеме не менее 15 трлн тг. за предстоящие 18 лет.

Современный рынок труда требует от специалиста гибкости мышления, навыков быстрого и постоянного обучения и готовности к мобильности.

«Согласно исследованиям Всемирного экономического форума, в ближайшие 5 лет 40% основных навыков специалистов на рынке труда могут измениться, и каждый второй работник должен будет пройти переквалификацию. К 2025 году доля работников, родившихся в цифровое поколение, составит 26% в структуре занятости. Для них основной приоритет – саморазвитие и баланс работы и личной жизни. Они склонны чаще менять сферу деятельности и переобучаться», — сказал С. Нурбек.

 В Казахстане создана система опережающего кадрового обеспечения.

С 2019 года в стране ведется реестр образовательных программ и целью его формирования было создание единой информационной базы, которая фактически является аналитическим инструментарием.

В целом, сегодня в реестр включены 8 512 программ. Среди них 2 695 новых, а также 266 инновационных программ. На сегодня обновлено около 66% программ. Как отметил министр, экономические факторы также формируют вызовы для развития высшего образования. К примеру, в контексте развития цифровизации, искусственного интеллекта, облачных технологий актуальным является формирование у студентов таких компетенций, как: когнитивные умения, умения управлять не только физическим, но и виртуальным пространством, социальные умения и эмоциональный интеллект, «мягкие» компетенции, в том числе, критически мыслить и решать системно проблемы, умение взаимодействовать, языковые умения и др.

Уже сейчас рынок труда диктует, что знание только в одной области недостаточно для того, чтобы быть востребованным. Для этого все масштабнее используется принцип междисциплинарного подхода при подготовке кадров. К примеру, в связи с цифровизацией многие вузы уже начали реализовывать междисциплинарные программы с IT.

Также предусмотрены критерии исключения программ из реестра в связи с утратой их актуальности. В целях стратегической консолидации усилий вузов, акиматов и бизнес-структур планируется разработать и запустить проект «Мамандығым-болашағым». В его основу лягут результаты исследований Атласа.

Организация работы и необходимое финансирование уже заложено в Программе повышения доходов населения до 2025 года. Составлен список 20 вузов-участников проекта.

На сегодня проект «Мамандығым-болашағым» реализуется в 5 регионах —  Мангистауской, Атырауской, Актюбинской, Павлодарской областях и в г. Астана. Все эти инициативы планируется законодательно закрепить в рамках законопроекта «О профессиональных квалификациях».

В результате будут разработаны 20 региональных карт потребности, 1 млн школьников будут охвачены профдиагностикой, а также будут организованы форсайт сессии для преподавателей вузов по определению востребованных профессий и навыков в каждом регионе. Увеличение контингента студентов стимулирует конкуренцию среди вузов и приводит к многообразию их образовательных программ.

«Для синхронизации рынка труда и образования министерством начата работа по разработке региональных карт профессий на основе форсайт-сессии среди ППС вузов и анализа регионального рынка. Для этого создаются региональные советы по профессиональным квалификациям», — сказал С. Нурбек.

По его словам, на основе региональной карты, а также профессиональных стандартов разрабатываются и актуализируются образовательные программы вузов.

Основные сопроектировщики программ — предприятия-партнеры. К примеру, доля привлеченных специалистов-практиков на отдельных образовательных программах достигла 75%. Для обеспечения качества содержания программ они проходят масштабную экспертизу с привлечением независимых экспертов (2 или 3 эксперта), после чего включаются в реестр.

Еще одним важным направлением работы министерства является реализация Концепции обучения в течение всей жизни. На данный момент стоит вопрос по практической реализации ее ключевых положений.

«В глобальном масштабе данная концепция становится нормой, и Казахстан не должен выпадать из этого процесса. Для этого мы формируем полноценную систему сертификации неформального образования, а также активно внедряем практику микроквалификаций», — сказал С. Нурбек.

К примеру, в обновленных Государственных общеобязательных стандартах высшего и послевузовского образования (ГОСО) предусмотрено признание результатов обучения микроквалификаций, введены понятия «нано-степени», «наращиваемые степени (Stackabledegree)».

Важное направление – развитие цифровой архитектуры вузов

Сегодня вузы трансформируются в цифровые университеты. Мировая практика показывает, что время громоздких университетов, большинство из которых были образованы в индустриальный период, стремительно уходит. Им на смену приходят современные, более гибкие и адаптивные образовательные платформы.

«Все наши вузы имеют LMS-системы. Созданы виртуальные лаборатории. Широко используются массовые открытые онлайн курсы. По поручению Главы государства начата работа по обеспечению доступа студентов к мировым цифровым библиотекам», — сказал С. Нурбек.

По его словам, в середине сентября был подписан меморандум с одной из ведущих платформ онлайн образования Coursera. В рамках договоренностей прорабатываются такие мероприятия, как привлечение Courseraforcampus в Казахстан, открытие доступа для наших студентов онлайн курсам ведущих университетов мира, а также стимулирование отечественных вузов размещать собственные курсы на данной платформе.

Вузам требуется обеспечить внедрение реального механизма и по возможности студентам засчитывать кредиты освоенных онлайн курсов и дисциплин. То есть студент может самостоятельно пройти онлайн курс известного зарубежного профессора, и получить за это кредиты, которые будут обязательно учитываться при получении диплома.

На примере сетевых университетов ШОС и СНГ будет создан Сетевой университет Совета тюркских государств, это откроет возможность гражданам тюркских стран обучаться в тюркских государствах. Высшим учебным заведениям необходимо всецело вовлекаться в данный проект.

«Сегодня целью системы образования становится подготовка кадров новой формации, способных эффективно работать в условиях глобального рынка труда. Казахстан проводит целенаправленную работу по интеграции страны в международное научно-образовательное пространство», — сказал С. Нурбек.

По его словам, будет продолжена реализация Стратегии интернационализации. В рамках стратегических документов планируется работать над привлечением до 10% талантливой иностранной молодежи к 2025 году.

Вузам необходимо работать над привлечением вузов-партнеров из топ-500 международных рейтингов для реализации совместных и двудипломных образовательных программ.

По словам министра, с этого года будет функционировать постоянное Бюро ЦАПВО на платформе Казахстана.

«В реализацию поручения Президента Республики Казахстан К. Токаева к 2025 году мы проводим работу по открытию 5 филиалов ведущих зарубежных вузов. Уже сегодня созданы филиалы Национального исследовательского ядерного университета МИФИ на базе КазНУ им. аль-Фараби и Российского университета нефти и газа им. Губкина на базе Атырауского университета нефти и газа им. С. Утебаева», — сказал С. Нурбек.

По его словам, осуществляется модель стратегического партнерства между Северо-Казахстанским университетом им. М. Козыбаева и Университетом Аризоны. Начато сотрудничество Актюбинского регионального университета им. Жубанова с Университетом Хериот Ватт (Великобритания). Также прорабатывается создание филиалов Университетов на базе ряда отечественных вузов.

В рамках государственного визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Узбекистан в декабре 2022г. подписано Межправительственное соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего и послевузовского образования. По данному соглашению стороны способствуют развитию сотрудничества в области высшего и послевузовского образования, расширению взаимодействия в научной сфере. Документ предусматривает обмен студентами, профессорско-преподавательским составом и научными работниками, также проведение совместных научных исследований. А именно, рассматривается обмен обучающимися до 20 человек, в том числе для обучения на бакалавриате – 14, в магистратуре – 6.

Кроме того, страны планируют расширить сотрудничество между вузами, в том числе при подготовке кадров, переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава и научных работников.

Также, по словам министра, особый акцент делается на дальнейшее развитие системы корпоративного управления. Составы советов директоров пересматриваются с учетом эффективности их деятельности. Подписан Меморандум совместно с ОО «Ассоциация «QazaqstanIndependentDirectors» в целях проведения исследований в сфере корпоративного управления для развития института независимых директоров, вовлечения экспертов Ассоциации в решение отдельных корпоративных вопросов.

Запланирована работа по повышению квалификации членов советов директоров и корпоративных секретарей вузов. По итогам проведенной работы будут внесены изменения в Кодекс корпоративного управления МНВО.

По поручению Главы государства прорабатывается совершенствование деятельности эндаумент-фондов, как основа устойчивого развития вузовской науки и инноваций.  Важным вопросом является развитие инфраструктуры вузов.

«Для развития университетской науки прорабатывается создание региональных хабов, в рамках которых будут создаваться инновационные стартапы. Будут запущены центры академического превосходства в регионах, ориентированные на потребности региона, модернизацию учебных и научных лабораторий и центров, создание стратегического партнерства с зарубежными вузами», — сказал С. Нурбек.

Также запланировано открытие новых университетов.

Актуальный вопрос — развитие Национальной модели обеспечения качества образования

Обеспечение качества образования остается всегда актуальной. Инструменты обеспечения качества образования рассмотрены не только с точки зрения количественных параметров, но и качественных. Сформирована Национальная модель обеспечения качества, которая включает ответственность государства, системы внутреннего и внешнего обеспечения качества.

«Как вы знаете, мы внедрили принципы Болонского процесса. Поэтому качество отечественного высшего образования сейчас определяется по европейским стандартам. В ESG указано, что основным органом, ответственным за обеспечение качества является сам университет, который придерживается принципов ESG», — сказал С. Нурбек.

По его словам, министерством разработано Руководство по обеспечению качества. Он будет использован организациями образования, аккредитационными органами, государственными органами в качестве документа, регулирующего системы внешнего и внутреннего обеспечения качества образования.

Основным инструментом внешнего обеспечения качества является аккредитация. Усилена ответственность аккредитационных органов за принимаемые решения. Впредь аккредитационные органы, аккредитовавшие некачественные вузы будут исключаться из реестра. Продолжается работа по профилизации процедур аккредитации. Аккредитационными органами пересмотрены стандарты, стратегии агентств.

Кроме того, Министерством инициировано утверждение специализированного стандарта аккредитации педагогического образования. Этот стандарт будет руководством по обеспечению качества подготовки учителей в вузах. За последние годы закрыто 16 вузов, не обеспечивших качественное образование. С учетом прогнозного увеличения контингента студентов до 800 тыс. человек к 2025 году и внедрения новой регуляторной политики «с чистого листа» полагаем сконцентрироваться на профилактических мероприятиях.

В рамках сегодняшней коллегии запланирована отдельная секция по разъяснению новшеств регуляторной политики «с чистого листа».

В системе сертификации квалификаций миссия вузов заключается в признании неформального и информального образования, участие в разработке отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов, разработка и актуализация образовательных программ с учетом региональной карты профессий.

«В мае 2020 года в ходе заседания Национального совета общественного доверия Глава государства дал поручение сделать ряд вузов точками роста в регионах, развить программы академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. Следует отметить, что с 2022 года Казахстан по сути приступил к переходу на новую, т.н. открытую модель науки, принятую сегодня во всех странах с успешной наукой», — сказал С. Нурбек.

По его словам, предложенная еще в 1945 году в США В.Бушем, советником Президента США Ф.Д.Рузвельта, открытая рыночная модель науки включает 3 базовых элемента – экономическое, прежде всего налоговое, стимулирование бизнеса для инвестиций в НИОКР, устойчивое развитие университетской науки через эндаумент-фонды и создание Национального научного совета для определения научно-технической политики на сменяемой основе вместо академии наук. 

В общей сложности с 2000 года в более 30 странах мира реализуется около 40 инициатив академического превосходства. В них щедро инвестируются деньги – в сумме около 60 млрд долларов США в год.

«Главные цели, которые преследуют инициативы академического превосходства последних лет, – вхождение в ведущие рейтинги университетов. В то же время стратегии превосходства, построенные на гонке за рейтингами, имеют и серьезные недостатки», — сказал С. Нурбек.

Так, по его словам, опыт Китая выявил ряд негативных последствий:

• усиление неравенства между хорошо финансируемыми вузами и менее обеспеченными;

• «утечка мозгов», т.е. переманивание талантливых ученых в элитные вузы;

• снижение разнообразия курсов, закрытие «слабых» программ с невысокими показателями цитируемости и даже факультетов, чтобы с большей вероятностью привлечь государственное финансирование. Уже сейчас в вузах-участниках 77% предлагаемых программ относятся к STEM;

• искусственная накачка показателей цитируемости за счет «теневых ученых», уже имеющих успешные публикации в англоязычных журналах. Теневые сотрудники, как правило молодые ученые и аспиранты, зачастую даже не появляются на территории кампуса, а их рабочие контракты являются «номинальными».

Перекосы и недостатки оказались свойственны всем подобным кейсам. Поэтому практика одержимости рейтингами постепенно уходит и уступает место более продуманным стратегиям.

В этой связи министр отметил страны с принципиально иным подходом. «Южнокорейские и японские программы, запущенные в 1999 и 2002 годах соответственно, сделали ставку на кооперацию с сильными американскими и британскими университетами и научными организациями, обеспечение академической свободы и усиление интернационализации». Но не только.

«Стратегии академического превосходства удивительным образом отражают три миссии современного университета – служить образованию, науке и обществу. Каждая из этих стратегий актуальна для Казахстана, имеет свои преимущества и недостатки. Исходя из ограниченности ресурсов и разного уровня готовности самих вузов, очевидно, что подходы по наращиванию академического превосходства вузов должны быть дифференцированными и поэтапными», — сказал С. Нурбек.

По его словам, указанные стратегии академического превосходства включают следующие основные направления в разных комбинациях и приоритетности:

1)   Превосходство в исследованиях через реализацию проектов НИОКР и инноваций, развитие исследовательской инфраструктуры, лабораторий, центров первоклассной науки под задачи крупных производств.

2)   Превосходство в качестве образования через сотрудничество с ведущими вузами, в т.ч. международное – обмен ресурсами (программы, ППС и т.п.), совместные программы обучения, альянсы и консорциумы, филиалы вузов для повышения спроса на образование.

3)   Превосходство в администрировании через автономию вуза – создание и совершенствование деятельности попечительских советов, передача активов вузов в трастовое управление, создание эндаумент-фондов согласно требованиям ведущих аккредитационных агентств мира. 

4)   Превосходство в сотрудничестве с работодателями и бизнесом на региональном уровне для опережающих инноваций и подготовки кадров (корейский подход).

«Главное качество университетов сегодня – абсорбция новых знаний, т.е. трансферт, адаптация и генерация новых идей и технологий, внедрение в умы и компетенции выпускников и сотрудников вузов. Классическим примером университета нового типа является KAIST (KoreaAdvancedInstituteofScience&Technology), внедривший обширную и системную работу с частным капиталом в части форсайт анализа, перспективных исследований и маркетинговой политики», — сказал С. Нурбек.

По его словам, сегодня инициативы превосходства – это набор базовых элементов в организации вуза, наличие одного или нескольких позволяет говорить о совершенстве в том или ином направлении.

По мнению министра, для достижения академического превосходства в казахстанских вузах, модернизации деятельности вузов в соответствии с лучшей мировой практикой нужна государственная поддержка, комплексная государственная программа развития академического превосходства. Но и этого недостаточно. Опыт показывает, что есть барьеры и в самих вузах. Это не только ограничения в ресурсах.

Само понимание академического превосходства у вузов разное, разный уровень готовности, развития, специализации вузов. Поэтому наиболее оптимальным представляется продуктовый подход, т.е. ориентация на внедрение базовых элементов превосходства или получение конкретного продукта трансформации, как основная задача проектов ЦАП:

1) Для повышения качества высшего образования и привлекательности вузов для студентов (План А):

-открытие филиалов ведущих зарубежных вузов (МИФИ, РГУ нефти и газа им. Губкина, deMontfortUniversity, Новосибирский госуниверситет),

- создание консорциумов вузов,

- создание отраслевых школ международного уровня (IT, аграрных и т.п.) совместно или под управлением ведущего вуза-партнера (Петропавловск и др.),

- совместные программы – образовательные, обмена студентами/ППС, административной трансформации.

Конечная цель (KPI) – повышение позиций в международных рейтингах вузов и количества студентов, в т.ч. иностранных.

2) Для превосходства вузов в научных исследованиях (План В)

- создание исследовательской лаборатории общего пользования и специализированных лабораторий национального уровня, в том числе для водородной энергетики, STEAM-лаборатории и т.п.

- создание технопарков, академгородков при вузах и индустриально-инновационных зонах.

Конечная цель (KPI) – рост научно-инновационной активности (количество публикаций, цитируемости, доля расходов на НИОКР).

3) Для совершенства в управлении и устойчивом финансировании (План С)

- создание независимых Попечительских советов по образцу ведущих университетов мира,

- создание эндаумент-фондов – превосходство в привлечении ресурсов,

- передача в трастовое управление активов вуза – обеспечение гарантий устойчивости и преемственности в управлении на долгосрочной основе.

Конечная цель (KPI) – аккредитация в ведущих аккредитационных агентствах мира (NECHE и др.)

1) Превосходство в третьей миссии «университет – для общества» (План D)

- создание центров компетенций и форсайт-школ на базе региональных вузов– превосходство в понимании потребностей экономики региона в кадрах и инновациях,

- разработка региональных стандарта и карт потребностей в профессиях (Атласа профессий) – превосходство в понимании необходимых квалификаций на региональном уровне и кастомизации образовательных программ.

Каждый вуз, претендующий на участие в инициативах превосходства и государственную поддержку, может выбрать 2-3 продукта, исходя из своих потребностей и возможностей.

Нужно отметить, что сегодня План А (Интернационализация и массификация образования) уже успешно реализуется вузами самостоятельно.

План В (Наука) потребует значительного финансирования, без господдержки здесь не обойтись. В бюджете на эти цели помимо средств на проекты ЦАП предусмотрены т.н. мегагранты до 4 млрд тенге. Также планируются поправки в законодательство по налоговым и инвестиционным преференциям для частных инвестиций в университетскую науку.

План С (устойчивое управление) также потребует поддержки государства, главным образом, институционального характера – принятия отдельных законодательных норм по фондам целевого капитала (эндаумент-фондах), трастовом управлении активами вуза, а также мер стимулирования, в т.ч. налоговых льгот, и т.п.

План D(Третья миссия) частично уже реализуется в рамках проекта «Мамандығым болашағым» по разработке региональных Атласов будущих профессий и опережающей подготовке кадров. Он также потребует институциональных изменений, включая принятие отдельного закона о профессиональных квалификациях и норм финансовой поддержки. Для реализации третьей миссии вузов в отношении инноваций и взаимодействия с бизнесом, вероятно, потребуется время.  

Президент К. Токаев особое внимание уделяет развитию отечественной науки.

По итогам 2022 года сделано немало. Однако предстоит сделать еще больше для достижения конкретных результатов.

В реализацию поручения Главы государства по повышению статуса ученых, повышена их заработная плата, численность ученых и исследователей на сегодня выросла в 1,5 раза. На 70% увеличено финансирование науки.

Для повышения качества научных институтов приобретено 800 наименований современного научного оборудования.

27% проектов коммерциализированы. Выделены 1014 грантов молодым ученым и постдокторантам.

 Приняты 12 НПА по совершенствованию и администрированию науки. Принята Концепция развития науки РК на 2022-2026 гг. 27 мероприятий реализуются в рамках Нацпроекта.

Также проведена работа по укреплению кадрового потенциала. Как всем известно, в прошлом ученые не получали стабильную зарплату. Наличие зарплаты зависело от результатов конкурсов. Средняя зарплата ученых составляло 152 тыс. тенге. Это 72% от средней по экономике.

На сегодня зарплата ведущих ученых (1 200 чел.) включена в базовое финансирование. Введено прямое финансирование 11 НИИ с полным содержанием. Увеличена зарплата ученых. Средняя – 257 тыс. тенге, максимальная – 1,5 млн тенге. Увеличилось финансирование – в 3,5 раза. Конкурсы будут проводиться ежегодно.

«Проведена большая работа по укреплению роли Национальной Академии наук и приданию ей государственного статуса. Внесены изменения в Закон «О науке», решены вопросы бюджетного финансирования НАН РК, Правительством установлены пожизненные стипендии академикам пенсионного возраста в размере 60 МРП, проведены подготовительные работы по ремонту здания «ҒылымОрдасы», – сказал С. Нурбек.

По его словам, с 2016 года Фондом науки проведено 3 конкурса (в 2016, 2017, 2018гг.)на грантовое финансирование проектов коммерциализации РННТД, по итогам которых поддержан 151 проект. Привлечено 6,7 млрд тг. частного финансирования. На конец 2022 года сумма доходов от продажи инновационной продукции и оказания услуг составила 24,9 млрд тг, объем экспорта продукции по 15 проектам составил 402,2 млн тг.

Стоит отметить, прирост показателей по продажам в 2022г. составляет 8,5 мдрд тг, что показывает положительную динамику относительно 2021 года, где прирост составил 8,3 мдрд тг.

«В целом, от реализации наукоёмкой продукции в бюджет в виде налоговых платежей выплачено более 5,7 млрд тг. Создано 1419 рабочих мест. Начиная с текущего года, мы начнем формирование национальной инновационной системы. Через программу акселерации на уровне отраслей и регионов будут созданы офисы коммерциализации технологий», – сказал С. Нурбек.

По его словам, чтобы обеспечить вклад науки в экономику страны, министерством прорабатываются вопросы внедрения KPI по коммерциализации для НИИ и университетов.

Также необходимо повысить активность регионов в коммерциализации научных разработок.  

В рамках своей предвыборной программы Главой государства поставлены перед Министерством ряд задач по науке.

Первое. Поэтапное увеличение финансирования прикладной науки, в том числе за счет со-финансирования научных исследований бизнесом, а также создание условий для коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в частности, через выделение ежегодных грантов.

Для этого, по словам министра, будут реализованы механизмы по обеспечению прозрачности отчислений недропользователей на финансирование НИОКР и по обеспечению дополнительных налоговых и инвестиционных преференций для частных инвестиций в НИОКР.

Второе. Формирование и развитие специализированных инжиниринговых центров, научно-технологических парков при ведущих вузах и крупных предприятиях.

Для реализации данной задачи необходимо совместно с вузами провести работу по совершенствованию деятельности эндаумент-фондов при вузах, развитию специализированных инжиниринговых центров, научно-технологических парков, приобретению научного оборудования в рамках обновленного механизма по ПЦФ.

Третье. Разработка Закона «О науке и технологической политике». В рамках данной задачи будут созданы Национальный совет по науке и технологиям, Научно-технические советы по отраслям. Создана Рабочая группа по подготовке Концепции Закона РК «О науке и технологической политике».

Если говорить о приоритетных задачах развития науки до 2026 года, в рамках поручений Главы государства будет разработан совершенно новый Закон Закона РК «О науке и технологической политике», который станет основой для перехода на новый курс в сфере науки и тем самым обеспечит внедрение новой модели науки и технологии.

Первая задача. Реализация документов СГП.

В рамках нацпроекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» по 4 ключевым направлениям блока «Наука» предусмотрено 4 задачи, 7 показателей и 27 конкретных мероприятий.

В рамках укрепления кадрового потенциала науки планируется рост числа научных сотрудников в 1,5 раза до 2025 года, а молодых ученых на 50%.

Зарплата ученых увеличена в 2 раза (до 252 тыс.тг). По поручению Главы государства введено прямое финансирование НИИ, занимающихся фундаментальными исследованиями.

По направлению повышение конкурентоспособности научной экосистемы для модернизации материально-технического оснащения выделено 1,7 млрд тг. Доля обновления оборудования составила 13,7%.

По третьему направлению запланирован рост расходов предпринимательского сектора на НИОКР до 50% от общего объема затрат, доля проектов коммерциализации до 30%, прирост патентной активности на 30%. 

По направлению «совершенствование администрирования науки» внедрены механизмы формирования приоритетных научно-технических задач отраслей (ПЦФ) согласно приоритетам развития РК.

В принятой Концепции развития науки РК на 2022-2026 годы предусмотрена пошаговая реализация изложенных задач.

По словам министра, в целях дальнейшего развития науки в действующий Закон «О науке» вносятся ряд изменений. В частности:

- увеличение доплат из гос. бюджета по основному месту работы за ученые степени и ученые звания (25/50 МРП);

- уточнение норм по поступлению за счет средств недропользователей, и их распределение на финансирование НИР, НИОКР в размере 1% от затрат;

- добавляются нормы по постоянным доплатам из гос. бюджета ученым, достигшим пенсионного возраста за ученые степени (17/34 МРП);

- предоставление права исследовательским университетам (АО, НАО) создавать дочерние научные центры, лаборатории и институты;

- предоставление инвестпреференций для бизнеса на проекты по созданию научных центров;

- предоставление доп. объема медицинской помощи ученым - члены НАН, национальных академий, и их супругов;

- предоставления нового вида грантового финансирования для развития научной инфраструктуры;

- в части наделения МИО функциями по осуществлению гос. политики в области науки и финансирование проектов.

Планируется запуск Информационной системы (Единое Окно) для привлечения частных инвестиций в НИОКР, в том числе в рамках 1% от дохода недропользователей (более 100 млрд в год), увеличение грантов на коммерциализацию науки втрое в 2023 г. (с 6 млрд до 19 млрд тенге).

Также будет проводиться работа по открытию 5 технопарков на базе вузов (КазНИТУ им. К. Сатпаева, ЮКУ им. М.Ауэзова, КарУ им. Е.Букетова, АРУ им. К.Жубанова, ВКТУ им. Д. Серикбаева).

«В новой реальности для технологической модернизации экономики необходима перезагрузка модели науки, «и здесь нужны новые подходы, опора на международный опыт». Международный опыт показывает две основные модели науки – мобилизационная и открытая», – сказал С. Нурбек.

По его словам, первая – мобилизационная модель науки, характерная для советского периода и большинства постсоветских стран, в условиях рыночной экономики с преобладающей частной собственностью оказалась крайне неэффективной ввиду неустранимых изъянов – централизованного планирования и критической зависимости от государственного финансирования, низкого спроса со стороны бизнеса на разработки национальной науки. И, как следствие, неизбежное старение научных кадров и крайне низкие рейтинги в мировой науке.

Были изучены все страны с успешной наукой за последние 70 лет. Особенно доминирующие в науке (США, Китай) и небольшие открытые экономики – Сингапур, Тайвань, Ю.Корея, Япония и др.

Главная их особенность – впечатляющий технологический рывок, после перехода к открытой модели науки.

Вторая модель – открытая рыночная модель науки, предложена в 1945 году Ванневаром Бушем, советником Президента США Ф.Д. Рузвельта и была продолжением президентского Нового курса (NewDeal)по восстановлению экономики после Второй мировой войны и Великой депрессии. В своем докладе «Science – TheEndlessFrontier» (Наука. Безграничные рубежи) В. Буш указал неустранимые изъяны прежней, мобилизационной модели, и предложил базовые элементы новой модели науки – экономическое стимулирование частных инвестиций в науку, прежде всего, через налоговые льготы; поддержка университетской науки, как источника новых идей и молодых умов; и Национальный научный совет при Главе государства для определения приоритетов в науке и технологиях.

Каждая из стран-лидеров в науке и инновациях – США, Сингапур, Израиль, Тайвань, Финляндия, Ю.Корея, Япония в разных условиях и в разное время создавали очень похожие системы организации науки. И даже Китай, сохранив традиционную систему, внедрил все элементы открытой модели науки.

«Массификация спроса на науку за счет экономических стимулов для бизнеса, с одной стороны, подталкивает предложение НИОКР за счет университетской науки, с другой стороны, создавая тесную связь науки и производства, низкую себестоимость инноваций, быстрое обновление идей и кадров, внедрение технологических разработок. Поэтому бизнес играет ключевую роль в расходах на науку», — сказал С. Нурбек.

По его словам, к примеру, доля бизнеса в структуре затрат на исследования составляет в Израиле – 85,6%, Японии – 78,8%, Корее – 77,7%, США – 71,2%.

В Казахстане несмотря на многократные реформы за последние 30 лет наука не стала драйвером экономического развития и осталась в парадигме «мобилизационной модели». Как и в других постсоветских странах, наблюдаются все недостатки науки – низкий уровень и критическая зависимость от государственного финансирования, низкий спрос со стороны бизнеса на НИОКР, отток и старение кадров.

По данным Бюро национальной статистики, включая все источники расходы на науку составили 109 млрд тенге в 2021 году с ростом за 5 лет 40,5 млрд тенге, или 60%. Тем не менее, доля науки в ВВП падает – 0,13%. Бюджетные средства занимают львиную долю – 70%.

Несмотря на рост расходов, остается структурный перекос в сторону фундаментальных и прикладных исследований – 82%, тогда как опытно-конструкторские работы – 18%.

«Без кардинальной перезагрузки казахстанской науке невозможно достичь поставленных целей – по росту финансирования до 1% от ВВП к 2025 году, частных инвестиций до 75%, обновлению научных кадров и оборудования, интернационализации. По поручению Главы государства Министерство науки и высшего образования реализует задачи по формированию открытой модели науки», — сказал С. Нурбек.

Важными составляющими в вопросах дальнейшего развития науки являются меры налогового стимулирования. На сегодня в целях  налогового стимулирования частных инвестиций в НИОКР разработаны нормы по предоставлению супер вычетов для субъектов предпринимательства, финансирующих НИОКР и развитие научных центров по опыту Сингапура, Ю.Кореи, Китая (до 300%). Конкретные нормы по ставкам налоговых льгот и механизмам налогового администрирования обсуждены в Правительстве и предлагаются для внесения в Налоговый и Предпринимательский кодекс уже в этом году.

«Полагаем, что потенциал налоговых льгот для бизнеса позволит довести долю частного сектора в науке в 2 раза ежегодно, до 60-70% в ближайшие 3-5 лет, а общего финансирования НИОКР до 1% от ВВП», — сказал С. Нурбек.

По его словам, перед университетской наукой перед стоят три взаимосвязанные задачи – развитие сети центров первоклассной науки и академического превосходства, устойчивое финансирование и воспроизводство научных кадров.

Сеть исследовательских университетов вырастет до 10 в 2023 году (КазНУ им. Аль-Фараби, КазНИТУ им. Сатпаева, ЕНУ им. Гумилева, КазНАИУ, КазАТУ Сейфуллина, КазНМУ Асфендиярова и Медуниверситет Караганды, ЮКУ им. Ауэзова). 5 филиалов ведущих зарубежных исследовательских вузов уже открыто, их число планируется довести до 10 к 2024 году. Это будет способствовать интернационализации высшего образования.

Для устойчивого финансирования университетов разработана концепция закона о фондах целевого капитала и дорожная карта по открытию эндаумент-фондов в 5 пилотных вузах уже в 2023 году.

К сожалению, подготовка кадров для науки недостаточна. Вузы готовят 90% баклавров, 7-8% магистрантов и меньше 1% PhD докторантов от числа студентов (в мире - 3%)– ключевой силы, которая двигает исследования в университетах. Из них только 30% доходят до защиты. Предстоит довести набор в докторантуру до 5 тыс. человек ежегодно.

В рамках совершенствования структуры управления наукой, как уже говорилось, ведется работа по повышению роли Национальной Академии наук. Функции и делегирование полномочий будут закреплены в уставе НАН. Будет проводиться работа по созданию Национального совета по науке и технологиям. В функции совета будут входить выработка предложений Главе Государства по науке и технологиям, оценка развития науки в стране, а также определение стратегических приоритетных направлений развития науки.

В состав совета войдут академики, ведущие зарубежные ученые, отечественные эксперты. Преимуществами являются прямое подчинение Национального  совета Главе государства, оперативность реализации поручения и отсутствие необходимости внесения изменений в ЗРК.

Если говорить о вопросах по отчислению 1% от капитальных вложений недропользователей на развитие науки и технологий, здесь меры по централизации должны упорядочить использование затрат на НИОКР исходя из приоритетов казахстанской науки.

Вместе с тем, следует отметить опасения большинства компаний-недропользователей по изъятию средств, предусмотренных на НИОКР, и превращению, по сути, еще в один налог на науку. 

«В этой связи полагаем целесообразными меры синхронизации проводимых недропользователями НИОКР, включая Фонд «Самрук-Казына», с национальными приоритетами научно-технологической политики. Предлагается сделать порядок проведения ими НИОКР открытым, доступным для вузов и НИИ, на конкурентной основе, с проведением государственной научно-технической экспертизы», — сказал С. Нурбек.

По его словам, имеющиеся данные показывают возможность привлечения в НИОКР дополнительно ~100 млрд тенге за счет недропользователей, в целом повысить эффективность НИОКР в рамках контрактов.

Одним из важных направлений Министерства является языковая политика.

В прошлом году был проведен ряд мероприятий в сфере развития государственного языка. Издано 20 учебников (3000 экз.) на казахском языке для вузов и технических и профессиональных учебных заведений. Проведено 63 мероприятия, посвященных 150-летию Ахмета Байтурсынова.

Кроме того, осуществлялся мониторинг регулярных и основных официальных интернет-ресурсов. В 2022 году пересмотрено 10 тысяч тестовых заданий Казтеста. Постановлением правительства утверждены знак «За вклад в обучение на родном языке» и знак «Ахмет Байтурсынулы». Правительство Республики Казахстан создало Комиссию по реализации государственной политики. Курсы языковой подготовки и другие проводятся на регулярной основе.

В рамках предвыборной платформы Глава государства поручил вести работу по дальнейшему развитию и стимулированию практического использования государственного языка, одновременно решительно противодействуя любым формам дискриминации по языковому признаку.

В рамках реализации этой задачи Министерством планируется принятие ряда мер.

«Будет разработан проект концепции реализации языковой политики на 2023-2028 годы, внесены дополнения в нормативные правовые акты по вопросу предупреждения языковой дискриминации, проведены региональные семинары, разработаны методические рекомендации по не угнетение прав граждан по языковым признакам, а также свободно владеющих государственным языком. Организуются публикации в СМИ о представителях этносов», — сказал С. Нурбек.

Кроме того, по его словам, в 2023 году будет реализован ряд задач языковой политики. К ним относятся заседания Комиссии по реализации государственной языковой политики при Правительстве РК, Государственной терминологической комиссии при Министерстве науки и высшего образования РК, профилактический контроль государственных органов, республиканские конкурсы и мероприятия, направленные на расширение сфера государственного языка, а также документооборот на государственном языке и в сети Интернет – мониторинг официальных сайтов ресурсов.

Все задачи главы государства, предусмотренные в рамках предвыборной платформы, декомпозированы в концепции развития образования и науки на 2022-2026 годы, а также в плане развития министерства на следующий период.

«Для реализации данных Главой государства поручений, а также приоритетных задач в рамках направлений Министерства предстоит немалая работа. Мы знаем, что по некоторым вопросом проводится работа не на должном уровне и необходимо усилить работу. Поэтому призываю всех коллег скоординировать действия и активизировать работу по данным вопросам», — сказал в завершении выступления С. Нурбек. 

Выступивший на заседании коллегии председатель Комитета науки Дархан Ахмед-Заки также отметил, что развитие науки и инноваций является одним из основных приоритетов нового экономического направления развития.

Несмотря на ряд реформ, проведенных в Казахстане, за последние 30 лет наука так и не стала основным драйвером экономического развития и роста благосостояния граждан.

«Чтобы технологически модернизировать экономику в новых условиях, необходимо обновить научную модель. И здесь необходимо опираться на новые подходы и международный опыт», — сказал Д. Ахмед-Заки.

По его мнению, система отечественной науки продолжает развиваться в парадигме «мобилизационной модели» и практически полностью зависит от государственного финансирования.

В результате, несмотря на неуклонный рост расходов на науку, основным недостатком модели мобилизации науки является то, что 82 % расходов приходится на фундаментальные и прикладные исследования, и только 18 % – на опытно-конструкторские работы.

По мнению главы комитета, проблем в отечественной науке еще хватает. Для их поэтапного решения необходимо обратить внимание на следующие приоритеты:

Первое: повышение статуса Национальной академии наук.

Второе: образование в университетской науке.

Третье: Совершенствование системы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Также необходимо оптимально планировать долгосрочное научно-техническое развитие.

«В предстоящий период приоритетные научные направления будут исходить из международных тенденций и  национальных задач. Приоритетные направления: медико-биологические исследования, «зеленые» технологии и энерго-эффективность, технологии для гмк и переработки сырья,новые материалы, икт, автоматизация производств, агропромышленная наука, социально-гуманитарные и естественные науки. Для развития имеется научный потенциал», — сказал Д. Ахмед-Заки.

По его мнению, научная экосистема работает по сетевому принципу, и тренды задаются «не сверху», а «снизу» благодаря участию максимального количества игроков. Массификация спроса на науку за счет бизнеса и предложения НИОКР, с другой стороны за счет университетской науки, обеспечивает связь науки и производства, низкую себестоимость инноваций и быстрое обновление идей и кадров, коммерциализацию технологических разработок.

Для решения проблем правительством приняты необходимые стратегические документы с определенными мероприятиями для развития отечественной науки и кадрового потенциала.

Глава комитета также коротко доложил о реализации нацпроекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций».

По его словам, по 4 ключевым направлениям блока «Наука» предусмотрено 4 задачи, 7 показателей и 27 конкретных мероприятий.

В рамках укрепления кадрового потенциала науки, поставлена задача увеличения численности сотрудников научной сферы в 1,5 раза до 2025 года. Также запланирован прирост количества ученых и молодых ученых на 50%. Заработная плата ученых увеличена в 2 раза, введено прямое финансирование НИИ, занимающихся фундаментальными исследованиями.

Министерством на 2023-2025 годы объявлены три конкурса на грантовое финансирование: по проекту «Жас ғалым» с бюджетом 3 млрд тенге; конкурс молодых ученых по научным и (или) научно-техническим проектам на 2023-2025 годы с бюджетом 9 млрд тенге; а также общий конкурс на 2023-2025 годы с бюджетом 74 млрд тенге.

В целом, финансирование науки выросло на 70% за три года.

Второе направление – повышение конкурентоспособности научной экосистемы.

В этих целях для модернизации материально-технического оснащения подведомственных организаций выделено 1,7 млрд тг. Доля обновления оборудования в 2021 году составила – 13,7%.

По третьему направлению запланирован рост расходов предпринимательского сектора на НИОКР до 50% от общего объема затрат и долю коммерциализированных проектов до 30%. Также запланирован прирост патентной активности на 30% в рамках НИР. 

По направлению «совершенствование администрирования науки» внедрены механизмы формирования приоритетных научно-технических задач отраслей (ПЦФ) в соответствии с приоритетами развития РК.

Разработана и принята Концепция развития науки РК на 2022-2026 годы, в рамках которой предусмотрена пошаговая реализация мер и задач Нацпроекта. С 2022 года начата практическая реализация изменений в Закон «О науке».

Выделено финансирование научным институтам, осуществляющим фундаментальные исследования, что позволяет обеспечить бесперебойную работу и постоянное финансирование таких организаций, как институты языкознания, философии, истории, археологии, ядерной физики, биобезопасности, генетики. Ранее эти институты не получали постоянного финансирования и зависели только от результатов конкурсов.

В базовое финансирование включена оплата труда ведущих ученых;  увеличена до 5 лет длительность государственного финансирования научных, научно-технических проектов и программ; введен институт апелляции решений ННС; утверждена нормативная  база  прохождения научных стажировок. Утверждены нормы финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования. Создана Апелляционная комиссия, которая осуществляет работу согласно Положению об апелляционной комиссии.

В 2022 году всего Министерством науки и высшего образования проведено 7 конкурсов ГФ и 1 ПЦФ. В результате конкурсов МНВО РК, по грантовому финансированию реализуются 2003 проекта, по программно-целевому финансированию - 66 научно-технических программ.

Вся информация по реализованным и реализуемым научным, научно-техническим проектам и программам за период 2018-2022 годы опубликована на сайте НЦГНТЭ.

Успешно реализовано более 150 проектов, направленных на коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности (далее – РННТД) по линии АО «Фонд науки».

«Вклад науки в экономику оценивается по 4 основным факторам. Доходы от реализации инновационной продукции в результате проектов коммерциализации составили 22,6 млрд тенге. Объем уплаченных налогов составил 5,7 млрд тенге. Создано более 1400 новых рабочих мест. Объем экспорта составил 402,2 млн тенге», — сказал Д. Ахмед-Заки.

В 2022 году проведен новый конкурс на коммерциализацию РННТД. Создан специализированный Национальный научный совет по коммерциализации РННТД, по решениям которого к финансированию на 2022-2024 годы одобрено 72 проекта.

По мерам налогового стимулирования частных инвестиций в НИОКР подготовлены предложения по предоставлению супервычетов до 150% для субъектов предпринимательства, финансирующих НИОКР и развитие научных центров по опыту Сингапура, Ю.Кореи, Китая. Конкретные нормы по ставкам налоговых льгот и механизмам налогового администрирования прошли обсуждения в Правительстве и предлагаются для внесения в Налоговый и Предпринимательский кодекс уже в этом году.

«Полагаем, что внедрение налоговых льгот для бизнеса позволит увеличить долю частного сектора в науку до 60-70% в ближайшие 3-5 лет, а размер общего финансирования НИОКР до 1% от ВВП», — сказал Д. Ахмед-Заки.

По его словам, ежегодно в ведущих научных центрах мира будут проходить стажировку 500 казахстанских ученых. В 2021 году 416 ученым присуждены гранты на прохождение научных стажировок в 109 ведущих центрах и вузах 24 стран мира, из которых выехали в 2022 г. – 337 ученых.

5 октября 2022 года принято Постановление Правительства РК № 791 «Об утверждении Правил отбора претендентов и прохождения научных стажировок». Постановление предусматривает порядок организации и осуществления отбора претендентов для прохождения научных стажировок в ведущих зарубежных организациях высшего и послевузовского образования, в научных центрах и иных организациях.

А также, согласно приказу МНВО РК от 14 декабря 2022 года №188 «Об утверждении сроков приема документов и проведения конкурса для участия в конкурсе на прохождение научной стажировки» утверждены сроки приема документов:

1) прием документов – с 19 декабря 2022 г. по 15 марта 2023 г.; с 28 августа 2023 года по 13 октября 2023 года;

2)   проведение конкурса – с 23 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 года.

По состоянию на сегодняшний день общее количество зарегистрированных и в процессе регистрации претендентов составляет 67 человек.

Также, по мнению главы комитета, вузам необходимо пересмотреть образовательные  программы в части интеграции обучения с исследованиями на ранних курсах – НИРС, НИРМ, НИРД. Измерение научных достижений осуществлять на основе Интегрального GPA.

«Основным моментом является достижение самодостаточности технологических парков при университетах. Продвижение Технологических Инициатив. Цель Комитета науки поддержка технологии и самих организаций на всех уровнях технологической готовности и продвигать ее вверх по уровню от исследований до производства», — сказал Д. Ахмед-Заки.

По его словам, на 2023 год в сфере науки стоят следующие задачи:

1. Первостепенной задачей является разработка Закона «О науке и технологической политике», в целях синхронизации вопросов управления сферой науки, коммерциализации результатов научной деятельности, развития технологий и поддержки инновационный деятельности.

2. В целях совершенствования системы реализации государственной политики в области науки и научно-технической деятельности будет создан Национальный Совет по науке и технологиям с учетом лучшего международного опыта, основной задачей которой будет являться определение приоритетов национальной научно-технологической политики, механизмов развития, экспертная оценка текущего состояния.

3. Будет продолжена работа по увеличению финансирования НИОКР до 1% от ВВП в ближайшие 3-5 лет.

4. Будет возобновлена деятельность Национального центра научно-технической информации с наделением его функциями по анализу научно-технической информации.

5. Продолжится стабильное финансирование сферы науки и каскадное проведение конкурсов с тем, чтобы  предоставлять возможность реализации научных идей как можно большему числу ученых.

7. Для стимулирования и поощрения ученых за вклад в науку ежегодно будут присуждаться 50 премий «Лучший научный работник» в размере 2000 месячных расчетных показателей. Продолжится поощрение ученых, внесших вклад в развитие науки и техники, путем предоставления государственных научных стипендий и премий в области науки.

8. Для стимулирования притока молодых кадров в науку будут направлены 500 казахстанских ученых на стажировки в ведущие научные центры мира для обучения академическому письму, английскому языку, цифровым навыкам, разработке научных заявок и другим необходимым компетенциям и навыкам.

«Очевидно, что все эти задачи осуществимы только в постоянном взаимодействии  со всем профессиональным сообществом,  в условиях полной открытости и прозрачности всех принимаемых решений,  нацеленности не на процессы, а на результат.  Ответственность.  Дебюрократизация. Человекоцентричность.  Мы будем следовать  этим принципам», — заверил Д. Ахмед-Заки.

Исполнительный секретарь – член Правления НПП «Атамекен» Нурлан Сакуов  в свою очередь отметил, что подготовка специалистов - это задача как системы образования, так и бизнеса в целом, так как конечным потребителем является работодатель.

«Важно отметить тенденцию по формированию работников новой формации, обученных и адаптированных к практической деятельности, а также конкурентоспособных и компетентных с учетом современных реалий. Текущие реалии диктуют кадрам осваивать новые навыки и компетенции», – сказал Н. Сакуов.

Более подробно он остановился на вопросах внедрения новой регуляторной политики «регулирование с чистого листа» в сфере предпринимательской деятельности в РК.

Как он отметил, Закон направлен на то, что любые требования к бизнесу должны быть с понятными мотивами госрегулирования, практически исполнимыми, изложенными в доступной форме без двоякого толкования, удобными и необременительными.

Реализация данной реформы позволит повысить эффективность регулирования бизнес-среды и сформировать благоприятные и стимулирующие условия для активизации предпринимательства.

В этой связи, в Законе четко определены 7 базовых условий к формированию регуляторных требований:

1) обоснованность;

2) равенство субъектов предпринимательства;

3) открытость;

4)  исполнимость;

5) определенность;

6) соразмерность и рациональность;

7) последовательность.

НПП совместно с министерством науки и высшего образования создана рабочая группа по пересмотру регуляторных актов и формированию реестра обязательных требований в сфере образования.  

Рабочей группой проанализировано 67 нормативно-правовых акта, выявлено 1794 требования из которых 165 требований не соответствуют условиям формирования, из них 137 требуют изменения или дополнения, 28 требований подлежат отмене.

«Основным новшеством регулирования предпринимательской деятельности «с чистого листа» является внедрение реестра обязательных требований. Это единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу. Она позволит предпринимателю ознакомиться со всей правовой базой ведения бизнеса», — сказал Н. Сакуов.

В реестре, по его словам, будут содержаться только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике. С 2024 года, если требование не включено в реестр, то по нему госорган не сможет проверять и наказывать. Формирование и ведение реестра будет осуществляться МНЭ на базе системы «Әділет».

Также НПП принимает активное участие в развитии Национальной системы квалификаций, а именно в формировании национальной рамки квалификации, отраслевых рамок и профессиональных стандартов. Требования к квалификациям, навыкам и компетенциям работников по определенным профессиям будут закреплены в виде профессиональных стандартов, которые разрабатываются самими работодателями или их ассоциациями.

Так, на текущий момент в НПП утверждено 593 профессиональных стандарта, из них 172 в 2022 году актуализированы.

В профессиональных стандартах, по словам исполнительного секретаря НПП «Атамекен», отражаются требования бизнеса, на основе которых должны разрабатываться образовательные программы.

Также профессиональные стандарты и отраслевые рамки квалификаций полезны для студентов при планировании траектории развития своей карьеры.

«Другая сторона партнерства – сектор профессионального образования. Вузы с учетом требований работодателей сначала формирует классификатор специальностей и занятий, далее разрабатывает образовательную программу на базе профессиональных стандартов работодателей», — сказал Н. Сакуов.

По его словам, результаты партнерства работодателей и системы профессионального образования будут определяться путем внедрения системы независимой оценки или сертификации.

В соответствии с законопроектом эту работу будут осуществлять специальные центры сертификации (независимые, аккредитованные Национальной палатой предпринимателей и другими уполномоченными институтами юридические лица).

Данную работу НПП ведет с 2017 года, создано 28 сертификационных центров, которые присвоили квалификации 32 тыс. человек.

Выпускники вузов, прошедшие независимую оценку, будут иметь на руках диплом, подтверждающий прохождение профессиональной подготовки по конкретной специализации и сертификат, подтверждающий навыки применения полученных знаний на практике.

Таким образом, работодателям предоставляется возможность принимать на работу выпускников, имеющих сертификат, не предъявляя требований к стажу работы.

Пятый год подряд Национальная палата по заказу министерства науки и высшего образования формируют рейтинги образовательных программ вузов.

В рамках рейтинга за 2022 год оценено 2040 образовательных программ, проанализировано 81 393 выпускника, привлечено более 200 отраслевых экспертов со всех регионов Казахстана, в результате чего по 97 вузам составлено более 2 тыс. экспертных заключений.

Рейтинг проводился по 19 критериям, в том числе оценивался уровень трудоустройства и медианная заработная плата выпускников, продолжительность поиска работы и актуальность программ.

«В сравнении с прошлыми годами средний процент трудоустройства больше на 1,8% и составляет 79,5%. Важно отметить, что в разрезе направлений наиболее высокий уровень трудоустройства продемонстрировало направление «6B09 Ветеринария» 88%, а наименьший уровень трудоустройства по направления «6B02 Искусство и гуманитарные науки» 71%», — сказал Н. Сакуов.

По его словам, наибольший интерес составил критерий - первая заработная плата выпускников после окончания вуза в первый год. Медианная заработная плата выпускников 2021 года составила 155 621 тенге и превышает медианную заработную плату выпускников прошлогоднего рейтинга на 41 554 тенге или на 26,7%.

Наиболее высокие средние заработные платы выпускников по следующим направлениям:

1)  Общая медицина – 336 222 тенге;

2)  Математика (образование) – 283 823 тенге;

3)  Русский язык и литература – 274 098 тенге;

«Хочется отметить, что наблюдается положительная динамика удовлетворенности образовательных программ работодателями. Кроме того, эксперты, оценивающие обрпрограммы на протяжении 3-4 лет подряд, отмечают улучшение качества. Это результат кропотливой работы Министерства и вузов по внесению изменений в образовательные программы и привлечения специалистов-практиков в образовательный процесс», — сказал Н. Сакуов. 

Президент РК К. Токаев: «Система образования должна быть доступной и инклюзивной»

Очень актуальную тему инклюзивного образования поднял в своем выступлении доктора PhD, профессор, внештатный советник  министра науки и высшего образования Тансауле Сериков.

«Конечно, термин «инклюзивное образование» охватывает широкую категорию лиц, но сегодня я хочу обратить Ваше внимание на остро стоящий вопрос получения качественного высшего и послевузовского образования лицами с инвалидностью в вузах страны. Как отметил Глава государства в своем Послании «Система образования должна быть доступной и инклюзивной. Надо признать, что не все вузы готовы принять в ряды студентов лиц с инвалидностью. И причин тому множество», — сказал Т.Сериков.

По его словам, возникает очень много вопросов в данном направлении. Министерством науки и высшего образования принята дорожная карта высшего и послевузовского образования для лиц с инвалидностью.  В разработке дорожной карты принимали участие представители вузов, неправительственные организации, общественные объединения, депутат сената и представители министерства науки и высшего образования.

Определены основные задачи программы дорожной карты. Для разъяснения и ознакомления профессор побывал с официальным визитом в нескольких отечественных вузах страны.

По итогам визита профессор внес ряд предложений, среди которых открытие центров поддержки и сопровождения лиц с инвалидностью или введение штата координатора инклюзивного образования в психологическую службу вуза в Казахском национальном исследовательском университете им. К.Сатпаева и Евразийском национальном университете им. Л.Н.Гумилева.

Данные вузы были выбраны по региональным приоритетам, оснащенности, адаптивности инфраструктуры и образовательной программы. Профессор выразил надежду на то, что данный список будет пополнятся региональными отечественными вузами.

«Вместе с этим, необходимо возрождение работы НЦ «Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию для вузов РК» при КазНПУ имени Абая, который эффективно функционировал», — сказал Т.Сериков.

По его словам, организация в стенах вузов центра поддержки ЛСИ или введение штата координатора инклюзивного образования позволит:

1. Создать нормативно-правовую базу организации психолого-педагогической помощи ЛСИ в вузах.

2. Проводить контроль по созданию образовательных ресурсов (печатных и электронных) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек, учитывающих специфику нарушения в развитии ЛСИ.

3. Оказывать психолого-медико-педагогическое сопровождение для формирования психологической среды, позволяющей ЛСИ комфортно чувствовать себя в любых ОУ.

4. Осуществлять сотрудничество с общественными организациями, инициирующими вопросы совместного образования ЛСИ в высших образовательных учреждениях на принципах социального партнёрства.

5. Осуществлять контроль доступности инфраструктуры в стенах вуза.

6. Оказывать консультации ЛСИ по вопросам, касающимся образовательного процесса.

7.  Обеспечение при необходимости услугами сурдоперевода.

Также профессор обратил внимание на то, что в процессе работы с региональными вузами поступают разного рода проблемные вопросы относительно организации и обучения лиц с инвалидностью:

1.  Организация сдачи ЕНТ для незрячих;

2. Увеличение стипендии для студентов ЛСИ, т.к. в настоящее время рассмотрено увеличение размера стипендии только для ЛСИ по зрению и по слуху;

3. Рассмотрение вопроса увеличения суммы гранта для ЛСИ. Согласно ответов вузов им требуются дополнительные финансовые средства для организации доступности инфраструктуры и образовательных программ;

4. Организация библиотек для незрячих;

5. Необходимость внесения и получения заключения экспертной комиссии по доступности инфраструктуры согласно программе «Доступный Казахстан»;

6. Разработка шаблона образовательных программ адаптированных для ЛСИ;

7.  Организация подготовки и переподготовки преподавателей ВУЗов по работе с ЛСИ;

8. Рассмотрение выделения дополнительных средств для стажировки ЛСИ при обучении в магистратуре и докторантуре за рубежом.

9. Рассмотрение выделения грантовых проектов для категорий инклюзивного обучения или льгот при вводе ЛСИ исполнителем или руководителем в грантовых проектах.

10. Статистика и сопровождение выпускников сельских школ категории ЛСИ для поступления и обучения в вузах.

11. Трудоустройство выпускников вузов категории ЛСИ.

«Считаю, что в решении данных вопросов должно принимать участие не только МНВО, но и сами вузы. Я призываю ректоров и министерство принять участие в создании безбарьерной среды для получения качественного высшего образования лицами с инвалидностью. Лица с инвалидностью вправе быть полноценными представителями в становлении Нового Казахстана», — сказал Т.Сериков.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться