До 2060 года Казахстан перейдет на углеродную нейтральность

В Службе центральных коммуникаций с докладом о переходе на углеродную нейтральность выступил министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев. Так, по его словам, доктрина достижения углеродной нейтральности до 2060 года включает в себя 2 сценария: базовый и углеродная нейтральность.

«Базовый сценарий – это путь без мер по декарбонизации экономики. Согласно моделированию, базовый сценарий не позволит достичь прогнозных показателей роста экономики. Это связано с влиянием трех внешних факторов. Первое, это введение пограничного углеродного налога, как Европейским Союзом, так и другими крупными торговыми партнерами республики. Вместе с тем, ожидаемое снижение цен на энергоресурсы по прогнозу Международного энергетического агентства и воздействие изменения климата на сельское хозяйство также окажут негативное влияние», — сказал глава МЭГПР РК. 

Сценарий углеродной нейтральности включает необходимые меры для достижения углеродной нейтральности к 2060 году.

«По нашим расчетам, это позволит сократить ожидаемый ущерб от упомянутых рисков более чем в 2 раза. Результаты моделирования показали, что к 2060 году Казахстан достигнет баланса нулевых выбросов в масштабах всей экономики. Большую часть выбросов удастся избежать, а оставшиеся выбросы будут улавливаться технологиями улавливания и хранения углерода, а также поглощены растительностью и почвой. Несомненно, реализация мер для декарбонизации экономики приведет к преобразованию в топливно-энергетическом комплексе. В 2017 году топливно-энергетическая корзина состояла из 54% угля, 24% нефти и 22% газа. Расчеты моделей показали, что к 2060 году доля ископаемых энергоресурсов в структуре первичных топливно-энергетических ресурсов сократится в 3,4 раза и составит 29%, а доля ВИЭ возрастет с текущих 3% до 70%», — сообщил С. Брекешев. 

В структуре конечного потребления энергоресурсов промышленность и здания потребляли 42 и 40% соответственно, на транспорт приходилось 14% потребленных энергоресурсов. По расчетам в 2060 году промышленный сектор будет потреблять 65% всех энергоресурсов. Потребление зданий сократится до 23%, энергопотребление транспорта снизится до 9%. Согласно расчетам модели, к 2060 году выбросы составят около 76 млн тонн СО2 эквивалент. 

По прогнозам, сельское хозяйство будет самым крупным источником парниковых газов. Выбросы составят порядка 42 млн тонн. Это связано с поддержкой сектора животноводства как одного из драйверов развития агропромышленного комплекса. Вторым крупным эмиттером будет промышленность (черная и цветная металлургия, производство цемента и других минеральных продуктов). Предполагается, что выбросы составят более 21 млн тонн. Нефтегазовый сектор – 6 млн тонн.

«Также расчеты показали, что в секторе ЖКХ прямые выбросы будут сведены к нулю за счет мер энергоэффективности, электрификации, теплофикации, а также широкого применения распределенных ВИЭ. В транспорте выбросы снизятся более чем в 10 раз за счет электрификации и использования водородного топлива. Увеличится поглощение выбросов пастбищами и лесными насаждениями. В целом, по нашим расчетам, землепользование и лесное хозяйство к 2060 году обеспечат поглощение 45 млн тонн. Оставшиеся выбросы в объеме 31 млн тонн будут компенсированы технологиями улавливания и хранения углерода, что приведет к нулевому балансу выбросов и поглощений», — доложил министр экологии.

Порядка $650 млрд необходимо инвестировать Казахстану в низкоуглеродные технологии для достижения углеродной нейтральности. Такой объем средств рассчитан на 40 лет.

По словам министра экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешева, наибольшая доля вложений требуется на производство электро- и теплоэнергии – $305 млрд, транспорт – $167 млрд, горнодобывающую и обрабатывающую промышленность – $65 млрд, ЖКХ – $57 млрд, лесное хозяйство – $49 млрд.

Вместе с этим, по оценке, инвестиции в сектор добычи угля, нефти и газа будут сокращаться в связи со снижением спроса на эти ресурсы в долгосрочной перспективе. Например, уже сейчас Правительством ведется работа по привлечению инвестиций в сектор возобновляемых источников энергии.

Одним из них является инвестиционное сотрудничество с ОАЭ по реализации крупных проектов ВИЭ в Казахстане, направленных на сокращение выбросов СО2. Для обеспечения достижения показателей и целей по углеродной нейтральности Казахстану необходимо реформировать отраслевые политики. Сектор промышленности должен учитывать необходимость реализации мер по улучшению энергоэффективности и энергосбережения для достижения индикаторов разработанных в доктрине. Необходимо также усилить политику замещения первичных ресурсов вторичными, что способно привести к значительному снижению энергоемкости ВВП.

Предстоит разработать меры поддержки для развития соответствующей инфраструктуры «зеленого» транспорта. Необходимо снижать теплопотери более чем на треть в существующем жилом фонде путем инфраструктурной модернизации. Новые здания должны соответствовать высокому классу энергоэффективности с обязательным использованием ВИЭ.

«Учитывая мировой спрос на органическую продукцию, в секторе растениеводства нужно ускорить переход к органическим методам земледелия и начать оказывать господдержку в области экспорта органической продукции», — сказал С. Брекешев. 

Увеличение поголовья скота и птиц требует принятия мер по широкому распространению биогазовых установок для переработки отходов животноводства. 

Развитие Казахстана на пути углеродной нейтральности будет непростым, но в то же время заложит основу для устойчивого развития экономики и повысит инвестиционную привлекательность страны. Неотъемлемой частью доктрины является социальная справедливая трансформация экономики и создание новых рабочих мест. Как показали результаты моделирования, для обеспечения справедливого перехода необходимы дополнительные политические меры, которые позволят распределить вызовы и выгоды приемлемым образом между различными социальными группами и создать новые возможности в регионах, затронутых политикой декарбонизации.

«При условии слаженной работы всех госорганов и частного сектора, мы можем внести существенный вклад в борьбу с изменением климата и превратить вызовы в возможности», — резюмировал министр экологии. 

На сессии «вопрос/ответ» к главе МЭГПР обратилась модератор Службы центральных коммуникаций. Ее интересовало, какие первоочередные задачи и меры на текущем этапе необходимо реализовать нашей стране для успешного достижения озвученных целей.

По словам Сериккали Брекешева, доктрина достижения углеродной нейтральности предусматривает трансформацию различных секторов экономики, главным образом энергетики. К 2030 году предусмотрено постепенное снижение доли угольной генерации в энергобалансе с текущих 69% до 40,1%, увеличение доли газа до 25%, а также доли возобновляемых источников энергии до 24%.

Вместе с этим, стоит задача по нивелированию рисков влияния, вводимого с 2023 года в ЕС пограничного углеродного налога. С 2023 года налог еще будет по «нулевой ставке», это пока будет только администрирование (сбор необходимой отчетной информации), но с 2026 года Евросоюз все-таки планирует введение данного углеродного налога. Предполагается, что углеродный налог будет до 100 евро за 1 тонну СО2-эквивалента.

«С целью снижения уязвимости наших экспортеров (черная и цветная металлургия, минеральные и химические удобрения, цемент, электрическая энергия) на европейских рынках, мы ведем работу по введению углеродного налога внутри страны и платности распределения квот на выбросы парниковых газов. Второй внешний фактор связан со снижением экспорта ископаемого топлива, нефти и природного газа, что также приведёт к изменению доходной части бюджета. Третий фактор, связан с уязвимостью сельского хозяйства в связи с изменением климата. Ожидается сокращение атмосферных осадков и затянувшийся цикл маловодья. Если уже сегодня не менять методы ведения сельского хозяйства, то ущерб, на наш взгляд, будет расти. Решением проблемы мы видим развитие органического сельского хозяйства и внедрение водосберегающих технологий», — ответил глава ведомства.

Своим видением поделился и вице-министр энергетики Мурат Журебеков. Он считает, что эта планка несет определенный вызов, который потребует больших перемен.

«Снизить долю угольной генерации с 70 до 40% к 2030 году – большой вызов. Для этого необходимо большую часть потребителей и производителей – компании горно-металлургического комплекса, ТЭЦ – перевести на газ. Для этого разрабатывается усовершенствованный модельный контракт по недропользованию в сфере добычи нефти и газа, который будет содержать большой пакет фискальных и регуляторных преференций для стимулирования инвестиций в нефтегазодобычу. Второй аспект – развитие ВИЭ. Для этого необходимы инвестиции. На сегодняшний день доля ВИЭ у нас составляет 3%. Мы успешно проводим аукционный механизм, ведётся работа со стратегическими партнерами, к которым относятся арабские инвесторы, их лепта в развитие доли ВИЭ в Казахстане будет существенной и необходимой», — разъяснил спикер.

Также журналистов интересовало, где Казахстан возьмет необходимые средства для перехода к углеродной нейтральности.

На это Сериккали Брекешев ответил, что согласно разработанной министерством доктрине достижения углеродной нейтральности, $650 млрд в низкоуглеродные технологии потребуется, по подсчетам ведомства, в период с 2021 по 2060 годы. Декарбонизация в этот период позволит существенно снизить выбросы парниковых газов.

«Здесь рассматриваются все варианты. В доктрине существует условная и безусловная цели. Что касается безусловной цели, как один из индикаторов у нас стоит 2030 год. Снижение выбросов на 15% – это безусловная цель, отражена и в обязательствах Парижского соглашения. Условная цель – 25% снижения выбросов при поддержке международных финансовых институтов», — сказал министр.

Сериккали Брекешев добавил, что недавно специальный посланник президента США по вопросам климата Джон Керри сообщил, что американские банки готовы финансировать проекты, связанные с декарбонизацией.

«Он озвучил сумму в $4-5 трлн. Я думаю, что реализация мероприятий по достижению в стране углеродной нейтральности возможна с учетом поддержки финансового института», — сказал глава Минэкологии.

Все проекты, отраженные в этом документе, соответствуют нормам введенного Экологического кодекса и Парижского соглашения. Соглашением предусматривается доведение доли ВИЭ с текущих 3% до 6% к 2025 году. По его словам, несомненно, это приведет к повышению возможностей энергетического сектора на пути декарбонизации.

Республика Казахстан полностью поддерживает глобальную повестку дня по активизации усилий и наращиванию амбиций на пути достижения температурной цели Парижского соглашения по недопущению роста глобальной температуры более чем на 2 градуса. По данным платформы «Global Carbon Atlas» за 2019 год, Казахстан занимает 21-е место среди 221 страны по выбросам углекислого газа, 11-е место по выбросам на душу населения и 5-е место по углеродоемкости ВВП. В 2019 году национальные выбросы парниковых газов составили более 364 млн тонн. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев.

По его словам, изменение климата и необходимость сокращения выбросов парниковых газов приведет к трансформации в сторону развития мировой экономики за счет обезуглероживания крупных секторов. Для достижения цели Парижского соглашения многие страны заявляют о цели углеродного нейтралитета. Международные финансовые институты полностью отказались от проектов, связанных с углём, в пользу развития низкоуглеродных технологий. Это приводит к давлению на угольную промышленность.

«Согласно исследованиям Аналитического центра «CarbonTracker», с 2015 года количество строящихся угольных электростанций в мире сократилось на 84%. Европейский союз планирует ввести с 2023 года пограничный налог на углерод, на импорт углеродоёмкой продукции. Это в корне изменит правила международной торговли. В рамках Парижского соглашения, Казахстан взял на себя обязательство к 2030 году сократить выбросы на 15% от уровня 1990 года, а при международной поддержке – на 25%. Однако, на сегодняшний день выбросы уже превысили уровень 1990 года», — сказал министр.

Глава ведомства отметил, что если не будут приняты значительные меры, то, по прогнозам, увеличение валовых выбросов продолжится и в 2060 году превысит 473 миллиона тонн.

Для вклада Республики Казахстан в достижение температурной цели Парижского соглашения, а также в реализацию заявления главы государства о достижении углеродной нейтральности, разработан проект Доктрины достижения углеродной нейтральности до 2060 года. При разработке доктрины были использованы самые передовые модели TIMES, CGE и System Dynamics для моделирования реальной экономики. Это позволило определить наиболее оптимальный путь демилитаризации экономики Казахстана с точки зрения минимальных инвестиционных затрат и получения максимальной экономической выгоды.

Сериккали Брекешев, отвечая на вопрос о посадке новых деревьев в то время, как вырубаются старые, подчеркнул, что сейчас наоборот идет борьба с незаконными порубками лесов. 

«Это, действительно, большая проблема. Но есть санитарные вырубки (больные и старые), есть вырубки горельников (обгоревшие деревья), а целенаправленно незаконной вырубкой не занимаются», — заверил глава ведомства.

«У нас лесной фонд занимает 30 млн га, из них всего 13,3 млн га покрыты лесом. Саженцы столько поглощать СО2 не могут, есть определенный период – около семи лет, когда дерево уже созревает, крепнет, тогда идет поглощение этим деревом парниковых газов. Если переходить к цифрам, то 1 га леса потребляет, если не ошибаюсь, до 3 тонн СО2.  Можете математическим путем посчитать, это не так много. С этой задачей коррелируется поручению Главы государства. У нас есть четкий план. Более того, это поручение у нас закреплено в национальном проекте «Жасыл Қазақстан». До конца года будет высажено порядка 130 млн деревьев, за весеннюю высадку уже посажены чуть более 80 млн, осенняя высадка – это порядка дополнительно около 50 млн деревьев будет высажено. Кроме этого, идет и высадка саксаула на осушенном дне Аральского моря», — пояснил министр. 

На 1,1 млн га дна высохшего Аральского моря планируется высадить саксаул. Ежегодно с этой площади поднимается до 100 млн тонн пыли и соли, которые разносятся на тысячи км и наносят существенный экологический урон. Практика последних лет доказала, что высадка саксаула является действенным механизмом сдерживания солей и пыли. За последние 10 лет на восстановление Арала, кстати, тоже не без помощи международных фондов, было реализовано проектов на сумму больше $85 млн, высажено саксаула на 340 тыс. га. С 15 ноября начнется аэропосев.

Отвечая на вопросы журналистов на брифинге в СЦК касательно перспектив развития солнечной и ветровой электроэнергетики в Казахстане, первый вице-министр энергетики Мурат Журебеков отметил, что в стране есть конкретные долгосрочные цели по развитию возобновляемых источников энергии.

По словам спикера, с 2018 года в Казахстане проходят открытые электронные аукционы по реализации проектов, связанных с развитием возобновляемых источников энергии. Это дает большой эффект.

«За последние 3 года в результате проведенных аукционов тарифы по солнцу снизились на 64%, а тарифы по ветру и воде снизились на 23%. Это хороший показатель, это говорит о том, что развитие конкурентной среды приводит к усилению конкуренции и, соответственно, к снижению тарифов. Параллельно мы также ведем работу по сотрудничеству со стратегическими партнерами, к которым относятся наши партнеры из ОАЭ. Это мировая практика, когда страны в совокупности используют такие механизмы, как конкурентные торги и заключение каких-то стратегических соглашений с партнерами. Так делается и в Узбекистане, и в ряде других стран. И это все приводит к конкуренции, к снижению в конечном итоге тарифов для наших потребителей», — отметил М. Журебеков. 

В дополнение к словам коллеги, министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев сообщил, что сами технологии возобновляемых источников энергии становятся относительно дешевле.

«Если брать солнечную энергию, то буквально за десятилетний период стоимость упала практически в 9 раз. Поэтому основной приток инвестиций мы планируем после 2040 года, так как прогресс на месте не стоит, развиваются новые технологии. Мы думаем, что к 2040 году стоимость технологий будет снижаться. Сегодня допустим мы говорим, что технологии улавливания углерода пока еще дорогие, то к этому периоду через 10, 15 или 20 лет эти технологии действительно станут доступными. Поэтому мы надеемся и уверенно смотрим в то, что к 2060 году те выбросы, которые у нас будут – часть будет улавливаться нашими лесами, полями, частично будет переход на возобновляемые источники, а то что еще будет выбрасываться – будет уловлено установками по хранению углерода. Мы считаем, что к тому времени эти технологии будут все-таки дешеветь и будут доступны», — отметил он.

О том как решается вопрос газификации г. Алматы также рассказал первый вице-министр энергетики М. Журебеков. 

«В целом по стране уровень газификации составляет 54,3%. По городу Алматы уровень газификации составляет 95%, это достаточно высокий показатель, так как г. Алматы входит в так называемый ТОП-5 областей и городов Казахстана, которые газифицированы на более чем 95%», — сказал он.

Как отметил М. Журебеков, ежегодно выделяются определенные бюджетные средства по программе для газификации регионов. В этом году порядка 51 млрд тенге предусмотрено на газификацию 13 регионов. Это означает, что порядка 135 тыс. человек получат доступ к газу. 

«На сегодня на повестке дня остро стоит вопрос газификации не газифицированных областей – это Северо-Казахстанская, Акмолинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. В настоящее время работает совместная рабочая группа с Газпромом и Казтрансгазом. Мы сегодня занимаемся расчетами. До конца текущего года у нас стоит задача по определению наиболее выгодного для нашей страны маршрута и газификации этих регионов. После того, как вариант будет определен, мы уже будем смотреть по источникам финансирования», — поделился планами представитель Минэнерго.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться