Государственная поддержка бизнеса, льготное кредитование МСП и использование Аshyq — Т. Жаксылыков о мерах, направленных на снижение нагрузки на предпринимателей

Первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков на брифинге в Службе центральных коммуникаций выступил с докладом о мерах господдержки малому и среднему бизнесу.

Так, по его словам, программа «Дорожная карта бизнеса-2025» успешно реализуется с 2010 года и наряду с имеющимися программами государственной поддержки малому и среднему бизнеса является одной из самых востребованных сегодня в Казахстане.

«ДКБ-2025» предполагает комплекс мер как финансовой, так и нефинансовой поддержки бизнеса. В текущем году продолжается работа по льготному кредитованию МСБ. Основные финансовые инструменты поддержки «ДКБ-2025» включают в себя субсидирование процентной ставки и гарантирование кредитов предпринимателей, предоставление государственных грантов, а также подведение недостающей инженерной инфраструктуры к проектам бизнеса. Льготное кредитование в рамках программы «ДКБ-2025» предоставляется по ставке 6% годовых, сроком на 5 лет, сумма кредита до 7 млрд тг, без отраслевых ограничений», — сказал вице-министр нацэкономики.

Вместе с этим, с 2019 года в рамках программы «ДКБ-2025» внедрен механизм кредитования приоритетных проектов. Для широкой общественности данный механизм известен как программа «Экономика простых вещей». Программа направлена на поддержку товаров народного потребления. ЭПВ позволяет загрузить мощности действующих предприятий, обеспечить продовольственную безопасность страны по социально-значимым продовольственным товарам и повышение их доступности для населения.

В рамках программы ЭПВ также предлагается льготное кредитование предпринимателей по ставке 6%, сумма кредита не ограничена, а срок субсидирования составляет 10 лет. Основным критерием отбора приоритетных проектов по кредитованию является перечень товаров по общему классификатору видов экономической деятельности.

Для поддержки предпринимателей в пострадавших секторах экономики осуществляется рефинансирование кредитов МСП. Расширен перечень видов экономической деятельности. Срок субсидирования продлен на 3 месяца. На эти цели из бюджета выделено 18,4 млрд тг.

Тимур Жаксылыков отметил также, что одним из самых востребованных инструментов господдержки является микрокредитование. В прошлом году в рамках «ДКБ-2025» была начата программа микрокредитования бизнеса. В рамках данного направления предоставляются кредиты до 5 млн тг на оборотные средства и до 20 млн тг на инвестиционные цели. При этом большая часть займов до 5 млн тг выдаются на беззалоговой основе по ставке 6% для конечного заемщика. 

В целом за 7 месяцев текущего года льготное финансирование в рамках «ДКБ-2025» и ЭПВ получили более 25,3 тыс. проектов на сумму 801,2 млрд тг, в том числе:

  • просубсидировано 14,4 тыс. проектов на общую сумму кредитов 603,7 млрд тг;
  • прогарантировано порядка 11 тыс. проектов на общую сумму кредитов 197,5 млрд тг;
  • в пострадавших секторах экономики просубсидировано 467 проекта на общую сумму кредитов около 50 млрд тг.
  • предоставлено более 10 тыс. микрокредитов на сумму 62 млрд тг.

Также с момента реализации программы «ДКБ-2025» выдано 4 155 государственных грантов на сумму 10,3 млрд тг и реализовано 930 проектов по подведению недостающей инфраструктуры к проектам бизнеса на сумму 162 млрд тг.

Нефинансовая поддержка предпринимателей в рамках «ДКБ-2025» включает комплекс проектов по обучению ведению бизнеса и консультационному сопровождению потенциальных и начинающих предпринимателей.

В текущем году в целях обеспечения реализации мер нефинансовой поддержки:

  • предоставлены 16,5 тыс тг сервисных услуг для более 14 тыс. предпринимателей;
  • в Центрах обслуживания предпринимателей оказано около 85 тыс. консультаций более чем 41 тыс. клиентов.

«Программы «ДКБ-2025» и ЭПВ являются одними из наиболее результативных и успешных программ поддержки бизнеса. За весь период реализации программ субъектами МСП было создано свыше 109 тыс. новых рабочих мест, выпущено продукции и услуг на сумму 49 трлн тг, уплачено налогов в бюджет на общую сумму 3,1 трлн тг. В среднем 1 тенге субсидий, выделенных из бюджета, возвращается 6 тенге налоговых отчислений», — проинформировал Т. Жаксылыков.

Помимо финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки Правительство приняло ряд иных мер, направленных на снижение нагрузки на бизнес, обеспечение доступа к рынкам спроса, внедрение новой регуляторной политики. Так, с 1 января 2020 г. действует освобождение от налога на доходы субъектов малого и микропредпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы. Данная мера охватывает около 1,2 млн субъектов микро- и малого бизнеса, на общую сумму 382 млрд тг. Это позволит направить сэкономленные средства на пополнение оборотных средств.

«С 1 января текущего года введен новый специальный режим розничного налога со ставкой 3% от полученного дохода в пострадавших отраслях. Это снижает нагрузку и упрощает порядок исчисления и уплаты налогов, не требуется ведение сложного учета расходов. Плательщики не будут являться плательщиками НДС», — добавил он.

С 1 апреля 2021 г. по 1 июля 2021 г. предоставлены отсрочки по уплате налогов с фонда оплаты труда в пострадавших отраслях. Этой мерой воспользовались около 137 тыс. субъектов бизнеса по 925 тыс. своих работников.

С 1 июля текущего года предоставлено право дополнительного зачета по НДС в размере 70% для вновь созданных производственных компаний, освобождены от ИПН стоимость средств защиты, предоставленных работникам субъектов предпринимательства.

Начиная со следующего года предусмотрены меры по освобождению бизнеса от КПН на доход, используемый на реинвестирование в новые основные фонды.

В целях кардинального снижения нагрузки на бизнес, формирования оптимальной и эффективной регуляторной системы формируются новые подходы регулирования предпринимательской деятельности с «чистого листа». Они предусматривают совершенствование базовых принципов взаимодействия государства и предпринимательства:

- недопустимость неоправданных регуляторных требований;

- системность, последовательность и преемственность госрегулирования.

«Любое регуляторное требование, вводимое государством, должно соответствовать условиям обоснованности, стабильности, соразмерности уровню рисков, определенности, то есть не допускать двоякого толкования, лёгкости в администрировании как для субъектов бизнеса, так и для госорганов. Предполагается внедрение принципа «1 in, 2 out» — введение нового регуляторного инструмента требует одновременную отмену двух действующих регуляторных требований в той же области правового регулирования», — разъяснил он.

Еще одно нововведение — реестр обязательных требований. Это единый информационный ресурс, содержащий исчерпывающий перечень требований для бизнеса. Причем весь массив регуляторных требований будет пересмотрен на предмет соответствия базовым принципам. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Парламенте.

Вместе с этим, с 1 апреля до 1 июля 2021 года действовала отсрочка платежей субъектов МСП в пострадавших секторах экономики по банковским займам и микрокредитам, выданным до 1 апреля 2021 г. на срок от 30 до 90 дней по выбору заемщика.

Также субъекты МСП получили освобождение от аренды по объектам госимущества и имущества квазигоссектора до 1 июля 2021 года. Необходимо отметить, что работа по поддержке малого и среднего бизнеса ведется в тесном взаимодействии с НПП «Атамекен», бизнес-омбудсменом и бизнес-сообществом. На регулярной основе вопросы бизнеса обсуждаются в рамках Проектного офиса по вопросам предпринимательства.

«В условиях сложной эпидемиологической ситуации, одним из основных способов сохранить возможность полноценной работы бизнеса является повсеместное использование приложения Аshyq. Местными исполнительными органами и региональными палатами предпринимателей активизирована работа по внедрению и правильному использованию предпринимателями приложения Аshyq», — добавил Т. Жаксылыков.

По его словам, в данный момент для бизнеса это единственный способ перестроить бизнес-процессы в целях получения прибыли от предпринимательской деятельности и защиты здоровья граждан. Здесь необходимо понимание и содействие предпринимателей по данному вопросу. Важен добросовестный подход и ответственность бизнеса в использовании Аshyq.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться