Расширенная коллегия МНЭ РК: итоги деятельности за 2020 год и планы на 2021-й

Состоялась расширенная коллегия Министерства национальной экономики РК, где были доложены результаты работы ведомства по итогам 2020 года в рамках 8 основных сфер деятельности, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности в условиях новой ситуации.

По словам министра национальной экономики РК Асета Иргалиева, пандемия нанесла серьезный удар по экономике Казахстана. Ограничительные меры привели к резкому снижению потребительской активности, внешнего спроса и цен на нефть, которые впервые в истории имели отрицательное место. Сократился мировой торговый поток, деловая активность заметно замедлилась.

«Несмотря на внешние и внутренние вызовы, благодаря своевременно проведенным антикризисным мерам падение экономики страны было ограничено до 2,6%. При этом сокращение глобальной экономики составило 3,5%. Рост реального сектора обеспечен на уровне 2%. Кроме того, в горнодобывающей промышленности наблюдается снижение, так как добыча нефти сократилась на 5,4% в рамках обязательств по соглашению ОПЕК+. Инвестиции в основной капитал выросли на 14,8% без учета горнодобывающей промышленности», — сообщил глава ведомства.  

Годовая инфляция составила 7,5% и не превысила целевой коридор. Ведущие международные кредитные агентства —  Moody's, Fitch и S&P отметили устойчивость национальной экономики. Кредитный рейтинг страны установлен на инвестиционно надежном уровне.

В целях восстановления экономической активности, поддержки населения и бизнеса были приняты масштабные меры на общую сумму 6,3 трлн тг или 9% от ВВП. Реализовано 3 пакета антикризисных мер, направленных на существенное снижение налоговой нагрузки и расширение доступа к финансированию. 

В результате налоговые послабления получили 700 тыс. предпринимателей на сумму 1 трлн тг. В рамках государственных программ профинансировано порядка 40 тыс. проектов предпринимателей по удешевленной ставке. 80% заемщиков пострадавших отраслей получили отсрочки по кредитам.

По словам министра нацэкономики, в условиях коронакризиса в 2020 году проведена масштабная работа по всем направлениям деятельности министерства. 

Первое. Поддержка предпринимателям оказывается в рамках государственных программ «Дорожная карта бизнеса», «Енбек» и «Экономика простых вещей».

«В 2020 году по госпрограмме «Дорожная карта бизнеса-2025» для субъектов МСБ увеличен размер кредита до 7 млрд тг со сроком субсидирования 5 лет, а также сняты отраслевые ограничения. Просубсидировано 3 665 проектов на сумму кредита 400 млрд тг, сумма выплаченных субсидий составила 35 млрд тг. Предоставлены гарантии для 6 782 проектов на сумму кредита 215 млрд тг. Сумма выплаченных гарантий составила 81 млрд тг. Выдано 976 грантов на 3,5 млрд тг, поддержаны 8 454 заявки по кредитам на сумму 427 млрд тг», — проинформировал А. Иргалиев.  

Вместе с тем, субъектам микро- и малого бизнеса предоставлена возможность получения кредитов на пополнение оборотных средств до 5 млн тг, на производственные нужды до 20 млн тг.

По программе «Экономика простых вещей» увеличен общий объем кредитования до 1 трлн тг, срок субсидирования до 10 лет, расширен перечень товаров и услуг, а также улучшен инструмент гарантирования. 

В целях стимулирования предпринимательской активности принят 8-ой пакет законодательных поправок по улучшению бизнес-климата.

Казахстан поднялся в рейтинге Всемирного Банка «Doing business» на 3 позиции, заняв 25 место среди 192 стран. 

В результате введенного в 2020 году моратория количество проверок по всем субъектам бизнеса снизилось в 4,6 раза, в отношении малого и микро- бизнеса в 7 раз.

В рамках анализа регуляторного воздействия рассмотрено 84 проекта.

Межведомственной комиссией по регуляторной политике отказано в одобрении 69 проектов или 82% всех поступивших. Отказ во введении новых регуляторных инструментов позволил предотвратить издержки бизнеса на сумму 512 млн тг.

В целом, принятые меры обеспечили в 2020 году рост доли МСБ в ВВП до 30,5%.

Второе. В рамках проводимой контрциклической макроэкономической политики реализованы меры по стабилизации финансового рынка. В марте 2020 года для устранения дисбаланса на внутреннем валютном рынке введена обязательная продажа субъектами квазигоссектора не менее 50% валютной выручки.      

В целях снижения влияния мировой конъюнктуры на внутренний рынок внесены изменения в Концепцию формирования и использования средств Национального фонда, предусматривающие закрепление целевого характера гарантированного трансферта для обеспечения социального и инфраструктурного развития.

Усилено бюджетное правило по гарантированному трансферту из Национального фонда контрцикличным механизмом. 

Установлено прямое ограничение на темпы роста государственных расходов на уровне целевого долгосрочного экономического роста.

Третье. Для максимального раскрытия потенциала предпринимательской инициативы приняты меры по снижению доли государства в экономике и развитию конкуренции. 

Завершена реализация Комплексного плана приватизации до 2020 года. 

«Продано 503 объекта на сумму 629 млрд тг. Реорганизовано и ликвидировано 302 объекта. Доля участия государства в экономике сокращена до 14,9% (по итогам 2019 года). Разработан новый Комплексный план приватизации до 2025 года, предусматривающий выведение в конкурентную среду 736 организаций. Основным эффектом от реализации Плана приватизации станет сокращение присутствия государства в экономике до 14%», — сообщил А. Иргалиев.

Четвертое. По направлению тарифной политики приняты своевременные меры по сдерживанию роста тарифов для населения.

Как уточнил министр нацэкономики, на начало текущего года сдержан рост тарифов для населения в среднем на -0,4%, в том числе (сравнение январь 2020 года к январю 2021 года): по водоснабжению на 0,34%; по теплоснабжению на 3,75%; по водоотведению на 1,37% и электроснабжению на 3,92%.  

«В результате, в среднем, тарифы снижены на 7,4% (снижение на услуги водоснабжения на 8%, водоотведения на 9,3% и теплоснабжения на 7,6%, электроснабжение на 5%). Общая экономия населения составила порядка 1 млрд тг за один месяц. Реализованы меры, направленные на обеспечение прозрачности тарифообразования и усиление борьбы с завышением цен и тарифов на товары и услуги естественных монополистов», — сообщил А. Иргалиев. 

Пятое. В 2020 году доля инвестиций к ВВП составила 17,6%. В текущем году стоит задача довести ее до 20%.

В этих целях сформирован пул инвестиционных проектов на 5 лет из более 2 тыс. инвестиционных проектов на сумму 47 трлн тг. 

В целях повышения инвестиционной привлекательности казахстанского рынка введен новый инструмент «Соглашение об инвестициях». Первое Соглашение об инвестициях подписано 12 января т.г. c американской компанией Valmont Industries.

«В целях предоставления налоговых преференций в виде льгот по корпоративному подоходному, земельному и имущественному налогу для новых объектов пищевой и легкой промышленности порог инвестиций снижен в 2 раза. Государственно-частное партнерство является одним из инструментов привлечения инвестиций. На 1 января 2021 года заключено 863 проекта ГЧП на сумму 1,5 трлн тг», — сообщил А. Иргалиев.  

Прирост количества проектов ГЧП от уровня 2018 года к 2020 году составил 86%. 

Шестое. В целях обеспечения сбалансированного развития регионов реализуются проекты по развитию окраин крупных городов, моно- и малых городов, «Ауыл – Ел бесiгi», «С дипломом – в село».

Как отметил министр, в 2020 году приняты меры по модернизации инженерной и социальной инфраструктуры окраин крупных городов. Реализовано 49 проектов на сумму 23 млрд тг. Построено 112 км автодорог, 1 тыс. км инженерных сетей, а также 11 социальных объектов. В результате повышено качество жизни для 780 тыс. граждан.

Для развития моно- и малых городов реализовано 26 проектов на 10 млрд тг. В 19 моногородах и в 7 малых городах создано 670 рабочих мест и модернизировано 200 км дорог и инженерных сетей.

В рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» реализовано 986 проектов на сумму 90 млрд тг. 

«В рамках проекта «С дипломом – в село» в прошлом году 8,8 тыс. специалистам предоставлено подъемное пособие, 5 тыс. специалистов обеспечено жильем. Бюджет проекта составил 22,2 млрд тг», — подчеркнул глава ведомства.  

Седьмое. В 2020 году в целях поддержки бизнеса принят ряд изменений в налоговое законодательство, в том числе освобождение от уплаты налога на имущество. 

Индивидуальные предприниматели освобождены от индивидуального подоходного налога. 

Производители сельскохозяйственной продукции освобождены от земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения. 

Для реализации и импорта социально-значимых продовольственных товаров снижены ставки НДС с 12% до 8%.

Бизнес освобожден от НДС на импорт запасных частей к самолетам, а также от акцизов на экспорт по бензину (за исключением авиационного, дизельного топлива).

Стоит отметить, что в целях совершенствования таможенного законодательства введены нормы, определяющие недействительность таможенной проверки при нарушении должностными лицами порядка проведения таможенных проверок. Оптимизированы процедуры и сокращены сроки проведения камеральных таможенных проверок. 

Автоматизированы государственные услуги, оказываемые таможенными органами. 

В рамках совершенствования бюджетной политики проведена работа по улучшению увязки стратегического и бюджетного планирования.

«В Бюджетный кодекс внесен пакет изменений и дополнений, направленный на реформирование бюджетного процесса. Теперь лимиты финансирования определяются под цели и индикаторы стратегических планов. Введена оценка экономической отдачи расходов на этапе планирования с последующей приоритезацией их направлений», — сказал министр нацэкономики.   

При каждом министерстве созданы ведомственные бюджетные комиссии. 

Для вовлечения населения в процесс распределения бюджетных средств на единой платформе реализован сервис «бюджет народного участия».

Восьмое. Продолжилась работа по формированию профессионального и компактного государственного аппарата.

В целях формирования новой «человекоцентричной» модели государственного управления утверждена Концепция развития системы государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года 

Реализованы меры по совершенствованию местного управления.

«В феврале 2020 года в Указ Президента по проведению отчетных встреч с населением внесены изменения в части их проведения посредством организации онлайн-трансляций на официальных аккаунтах в социальных сетях и по видеоконференцсвязи. Это позволило обеспечить максимальный охват граждан, открытость и оперативность реагирования на запросы населения, проведение разъяснительной работы», — добавил А. Иргалиев. 

«В текущем году стоит задача по выходу на траекторию устойчивого экономического роста и разворачиванию масштабной работы по реализации Предвыборной программы партии «Nur Otan», в которой взяты большие обязательства перед населением. Национальный план развития страны до 2025 года соответствует задачам предвыборной программы. Сегодня я хотел бы обратить Ваше внимание на отдельные направления работы министерства», — сказал первый заместитель Премьер-Министра Алихан Смаилов на заседании расширенной коллегии МНЭ РК.

Так, по линии развития предпринимательства задача министерства —  обеспечить в срок исполнение всех поставленных поручений по развитию бизнес-среды.

В первом полугодии т.г. в Парламент должен быть внесен проект закона по вопросам новой регуляторной политики — регулирования бизнеса «с чистого листа».

Это, по сути, кардинальный пересмотр отечественного бизнес-регулирования и начало «новой повестки» развития предпринимательства.

А. Смаилов отметил, что на осеннюю сессию Парламента следует внести 9-й пакет законодательных поправок по вопросам ведения бизнеса. Он станет еще одним шагом к формированию современной предпринимательской экосистемы.

Большая работа предстоит также в рамках формирования новой Системы госпланирования.

Должны будут приняты новые концепции развития сфер и отраслей, а также национальные проекты. Госпрограммы должны быть переформатированы под нацпроекты. Все они должны обеспечивать реализацию мероприятий Дорожной карты Предвыборной программы партии «Nur Otan».

Стратегические планы госорганов и нацкомпаний должны быть переформатированы в планы развития. Данная работа должна быть завершена до 1 июля т.г. и синхронизирована с бюджетным процессом.

В вопросе регионального развития перед министерством нацэкономики стоит задача обеспечить социально-экономическое развитие регионов и улучшение качества жизни населения через управляемую урбанизацию.

«Необходим должный контроль за реализацией всех мероприятий по модернизации сел в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі», обустройству окраин городов инженерными сетями и социальными объектами, строительству и реконструкции дорог, коммунальных сетей в малых и моногородах и другое. В рамках сбалансированного территориального развития совместно с регионами требуется активизировать работу по развитию новых «точек роста» и «экономических коридоров», которые вместе образуют основу экономической активности как отдельных регионов, так и страны в целом», — добавил первый заместитель Премьер-Министра.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться