Рынок ЕАЭС, промышленная кооперация и товарооборот: как развивается Казахстан в системе экономической интеграции

Сегодня в СЦК состоялся брифинг на тему «Казахстан и ЕАЭС. Текущие процессы экономической интеграции». О преимуществах, барьерах и дальнейших планах интеграции рассказали вице-министр торговли и интеграции РК Жанель Кушикова, вице-министр сельского хозяйства РК Нурбек Даирбеков, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Динара Щеглова и вице-министр финансов РК Канат Баедилов.

Вице-министр торговли и интеграции РК Жанель Кушукова сообщила, что завершено правовое оформление Организации, позволяющее на практике обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых мигрантов.

«Взаимная торговля Республики Казахстан с партнерами за время функционирования ЕАЭС выросла на 33%. Наблюдается рост физического объема казахстанского экспорта на 4%. В структуре казахстанского экспорта в страны ЕАЭС 58% приходится на долю обработанной продукции. Более чем в 2 раза увеличился ассортимент экспортной корзины», — сказала Ж. Кушукова.

Доля инвестиций из стран ЕАЭС выросла до 6% от общего объема ПИИ.

Количество предприятий с участием государств-членов ЕАЭС в Казахстане с 2015 года увеличилось в 2 раза (6272 на 1 января 2015 года, 12829 – на 1 ноября 2020 года). 

 

Наиболее важные преимущества участия Казахстана в ЕАЭС

По словам Ж. Кушуковой, во-первых, емкий потребительский рынок объемом 184 млн человек. Это дает возможность нарастить экспорт товаров с высокой и средней степенью обработки.

Во-вторых, при осуществлении трудовой деятельности в государствах-членах ЕАЭС для граждан наших стран созданы все необходимые условия — взаимно признаются документы об образовании, установлены сроки пребывания без регистрации на территории государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда, а также нет ограничений по трудоустройству в целом.

В-третьих, функционирует единый рынок услуг в 53 секторах. Взаимно признаются разрешительные документы и квалификационные требования в сфере строительства, туризма, оптовой и розничной торговли, рекламе и в других секторах.

В-четвертых, снижение документарной нагрузки при перемещении товаров в ЕАЭС за счет исключения таможенного декларирования товаров, взаимного признания сертификатов соответствия, ветеринарных и санитарных документов и т. д.

В-пятых, расширение рынков сбыта в рамках соглашений о свободной торговле. Заключенные соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сербией, Ираном, Сингапуром дают возможность дополнительно нарастить экспорт товаров на сумму более $1 млрд.

В-шестых, доступ к инфраструктуре стран-партнеров и предоставление внутренних тарифов на транспортировку.

В-седьмых, наличие органа, позволяющего оперативно и объективно решать проблемные вопросы взаимной торговли.

 

Какие факторы препятствуют полноценной реализации потенциала рынка ЕАЭС?

Ж. Кушукова обозначила ряд факторов, которые на сегодня препятствуют полноценной реализации потенциала общего рынка ЕАЭС.

Первое. Барьеры во взаимной торговле. 

Освоение рынков стран-партнеров по ЕАЭС выявляет действующие, а в отдельных случаях вызывает введение ограничительных мер в отношении казахстанского экспорта.

Из 62 доказанных барьеров устранено 51, из которых 25 российских. Продолжают действовать скрытые препятствия, в т.ч. административные. 

По экспертной оценке выявленные барьеры ЕАЭС «стоят» $660 млн казахстанского экспорта ежегодно.

Второе. Неисполнение обязательств в чувствительных секторах.

Ограничен доступ к государственным закупкам отдельных стран-партнеров (региональная сертификация, непризнание банковских гарантий и ЭЦП, требования по местному содержанию и др.). Ветеринарный, санитарный, таможенный контроль товаров смещен вглубь территории. Не налажен электронный обмен сведениями о перемещаемых в рамках ЕАЭС товарах (из 89 общих процессов интегрированной информационной системы ЕАЭС запущено 19 процессов).

Оба фактора также связаны с высокой степенью пересечения отраслей торгуемых товаров в странах ЕАЭС, которые ведут к недобросовестной конкуренции. 

 

Принимаемые меры по устранению барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС

Как отметила Ж. Кушукова, в целях продвижения интересов Республики Казахстан Правительством проводится системная работа.

Для эффективной экспертной проработки на базе Министерства создана Межведомственная рабочая группа, которая в том числе рассматривает вопросы устранения барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС.

К работе по устранению барьеров в Министерстве начали привлекать местные исполнительные органы. Это позволяет точечно прорабатывать проблемы, с которыми сталкиваются отечественные производители.

Для налаживания прямого диалога с бизнесом при Министерстве создана Общественная приемная по вопросам участия Казахстана в ЕАЭС и ВТО, которая будет проводить консультационную и разъяснительную работу с выездами в регионы. Также в этих целях проводится работа по созданию информационного интернет-портала. 

Утвержден и реализуется план мероприятий по устранению барьеров, действующих в странах-партнерах, которые являются чувствительными для казахстанских экспортеров.

Для реализации экономического потенциала Казахстана в рамках Евразийской интеграции Правительством определены следующие основные приоритеты.

1. Обеспечение свободного перемещения товаров в рамках ЕАЭС.

«Для того, чтобы реализовать эту цель мы проводим совещания, разработали поправки в методологию определения барьеров с целью ускорения процессов квалификации барьеров и их устранения. Также мы разработали ряд поправок в институциональные законодательства, которые дают нам больше компетенций реагировать на такие проявления», — отметила вице-министр. 

2. Институциональное усиление переговоров.

В целях усиления представленности Казахстана в Евразийской экономической комиссии предложено введение срочных контрактов, проведение национального отбора кадров, аттестация сотрудников Комиссии. Данные инициативы поддержаны нашими партнерами. 

В целях институционального укрепления переговорной позиции Казахстана Правительством разработаны законодательные поправки. Их принятие позволит на законодательном уровне очертить границы участия в ЕАЭС, усилить координацию государственных органов в переговорном процессе, предоставит компетенцию по введению адекватных мер, выработать четкий и понятный алгоритм действий в работе с барьерами. 

3. Развитие кооперации между странами.

На сегодня всего 30% от торгуемых товаров — это кооперационные товары, которые встраиваются в дальнейшем в производство более глубокого передела. Это незначительная доля, по словам вице-министра, необходимо усиливать эту часть.

«Решение именно этих вопросов — устранение барьеров, полноценное исполнение обязательств по договору, развитие кооперационных связей, открытие новых рынков — даст нам полноценно ощутить все выгоды от создания Евразийского экономического союза. Мы, как координирующий орган, и другие госорганы, непосредственно вовлеченные в переговорные процессы, прикладываем для этого все усилия», — сказала Ж. Кушукова. 

 

Расчеты в ЕАЭС: предприниматель сам выбирает валюту

Вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова рассказала о доле казахстанской валюты в торговле со странами ЕАЭС.

«У нас нет каких-либо ограничений или специальных зарегулированных форм для того, чтобы предприниматели выбирали валюту, в которой они хотят осуществлять взаиморасчеты. Тем более в рамках Евразийского экономического союза», — отметила Жанель Кушукова.

По ее словам, каждый предприниматель сам выбирает, в какой валюте ему удобнее и выгоднее рассчитываться.

«Естественно, у нас исторически торговые связи с Российской Федерацией очень сильные, очень большой объем товарооборота, что предприниматели предпочитают рассчитываться в национальных валютах. Надо сказать, что в рамках ЕАЭС порядка 76-77% расчетов осуществляется именно в национальных валютах. Российская Федерация имеет больший рынок, поэтому львиную долю занимают расчеты в российских рублях, на тенге приходится где-то 1,5%», — пояснила вице-министр торговли и интеграции.

 

Казахстан планирует ограничить вывоз некоторых лекарств за границу

Жанель Кушукова, отвечая на вопросы журналистов, сообщила, что Минздрав Казахстана намерен ввести запрет на вывоз некоторых наименований лекарств.

«6 ноября состоялось заседание межведомственной группы, в рамках которого Министерство здравоохранения выразило озабоченность по поводу возможной нехватки лекарственных средств в период пандемии. В целях недопущения таких негативных проявлений предложено ввести запрет на наиболее популярные медицинские препараты, которые пользуются повышенным спросом в такой непростой период для нашей страны», — пояснила она.

По словам вице-министра, под запрет попадут 59 наименований, туда же вошли средства индивидуальной защиты — маски и перчатки.

«Сейчас такой приказ разрабатывается Министерством здравоохранения, сейчас еще запрета нет, он будет после того, как соответствующий приказ будет издан. Я думаю, в течение ближайшего месяца будет принят», — сказала Жанель Кушукова.

По словам Ж. Кушуковой, причина введения запрета — не допустить дефицита лекарств и роста цен на них. В этом году все страны ЕАЭС столкнулись с беспрецедентной ситуацией, в которой весь мир начал действовать по-другому — не в соответствии с теми правилами, которые у нас в принципе были приняты.

«У нас в рамках договора это было предусмотрено, что если речь идет об обеспечении национальной безопасности, здоровье граждан, то такие ограничения мы можем принимать», — заверила вице-министр.

 

Предпосылок для выхода из ЕАЭС у Казахстана нет

В некоторых СМИ оговариваются мнения экспертов о потерях Республики Казахстана от участия в ЕАЭС.

«Мы связались с одним таким экспертом, позиция которого была очень растиражирована. Просмотрели его методику. Эксперт с нами согласился, что в этой методике были использованы объективные показатели, но использованы они были субъективно. В основу он положил отрицательное торговое сальдо Казахстана с Российской Федерацией», — сказала вице-министр.

Ежегодно Казахстан больше покупает товары из России, чем продает туда. Это связано прежде всего со структурой нашего экспорта, большую часть которого занимают сырьевые товары — нефть, нефтепродукты. Они уходят в третьи страны, не в Российскую Федерацию, так как она сама является крупнейшим ресурсодержателем. Готовые товары занимают незначительную долю и поставляются больше на внутренний рынок и в каком-то объеме на территорию Российской Федерации. И наоборот с Российской Федерации мы больше покупаем машиностроительное оборудование, бытовую технику, бытовую химию, товары пищевой промышленности. То есть товары, которые либо недостаточно у нас производятся, либо не производятся совершенно. Соответветственно происходит такой дисбаланс.

«Основываясь только на таком торговом дисбалансе, эксперт пришел к выводу, что мы теряем от этого союза. Это неправильно. Надо дальше смотреть, что мы приобретаем от этого. Мы приобретаем возможность выхода на этот рынок, возможность оспаривать какие-то неправомерные действия, если ограничивается у нас экспорт, т. е. мы создаем условия для того, чтобы бизнес смог выйти и мы могли его защитить нормально мерами при доступе на этот рынок. Потому что развиваться в условиях ограниченности внутреннего рынка очень нерентабельно. И нам необходимо было получить доступ к свободному рынку. Это было основной целью создания ЕАЭС», — сказала Ж. Кушукова.

Что касается выхода из ЕАЭС, по словам вице-министра торговли и интеграции, это очень крайняя мера, но никаких ограничений для того, чтобы выйти из ЕАЭС у Казахстана нет: ни законодательных, ни в договоре этого не предусмотрено. Есть определенные процедуры, по которым это осуществляется. В любой момент, когда Казахстан посчитает нужным, и посчитает, что его экономические интересы каким-то образом ущемляются, то, конечно, он сможет выйти из Союза.

«На сегодня каких-то предпосылок, условий для того, чтобы мы посчитали это нужным делом, не происходит. Мы наоборот видим повышение цифр, положительную динамику наших взаимоотношений, усиление кооперации, большие совместные проекты. Интеграция — это не быстрый процесс, когда мы должны получить доход. Это должно быть проверено временем. У нас еще молодое интеграционное объединение. Ему всего лишь 5 лет. И мы уже видим положительные результаты, и я думаю, в дальнейшем мы увидим экономическую выгоду от нашего участия в Союзе», — заверила Ж. Кушукова.     

 

Развитие сотрудничества в сфере промышленной кооперации 

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Динара Щеглова сообщила, что с самого начала функционирования ЕАЭС данное направление находилось в числе приоритетов и в настоящее время сформировано достаточное количество инструментов и механизмов для дальнейшего развития промышленной кооперации в ЕАЭС.

«Как результат мы видим, что за 2015-2019 годы кооперационные поставки в обрабатывающей промышленности возросли более чем в полтора раза, за счет увеличения товарооборота между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Мы планируем сохранить положительный темп развития промышленной кооперации в ЕАЭС. Для этого закладывается системный и всеобъемлющий подход по развитию промышленной кооперации в ЕАЭС на ближайшие пять лет, который будет отражен в Основных направлениях промышленного сотрудничества на 2021-2025 годы», — сказала Д. Щеглова.

По ее словам, это позволит наиболее эффективно загрузить заказами отечественные производственные мощности предприятий, сформировать наиболее перспективные экономические связи потребителей и поставщиков, обеспечить стабильное выполнение поставок продукции согласно спросу и доступным ресурсам, повысить рост уровня экономики и человеческого капитала.

Также НПП «Атамекен» активно участвует в развитии сотрудничества в сфере промышленной кооперации.

«Акцент мы поставили на Евразийскую сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. Данный проект предполагает создание цифровой экосистемы для подбора наиболее эффективных партнеров по промышленной кооперации и субконтрактации, вовлечения малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей», — отметила Д. Щеглова.

Для развития высокотехнологичной и инновационной продукции в ЕАЭС за счет совместных усилий государств-членов сформированы евразийские технологические платформы и реализуются межгосударственные программы в приоритетных отраслях.

«В целом, мы наблюдаем, что членство в ЕАЭС дает положительную динамику развития экономики страны, а промышленная кооперация создает мультипликативный эффект: новые пути развития промышленности, перспективы роста в экономике, увеличение рабочих мест на отечественных предприятиях, поступление налогов в бюджет, трансфер технологий и инноваций, и т. д.», — добавила Д. Щеглова. 

 

Развитие агропромышленного комплекса в системе ЕАЭС

Вице-министр сельского хозяйства РК Нурбек Даирбеков проинформировал, что Евразийский союз сформирован с целью создания условий для стабильного развития экономик пяти стран, повышения жизненного уровня граждан, обеспечения всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей. 

В соответствии с Договором о Союзе в сфере АПК реализуется согласованная (скоординированная) агропромышленная политика, целью которой является:

  • эффективная реализация ресурсного потенциала;
  • обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов;
  • создание равных условий доступа на общий аграрный рынок.

Реализация согласованной (скоординированной) агропромышленной политики осуществляется по 7 приоритетным направлениям. Это: 

  • прогнозирование; 
  • государственная поддержка сельского хозяйства;
  • регулирование общего аграрного рынка; 
  • формирование единых требований в сфере производства и обращения продукции; 
  • развитие экспорта; 
  • научно-инновационное развитие;
  • интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса.

По каждому из направлений имеются определенные наработки.

К примеру,

1) сформирована целостная система прогнозирования в АПК на среднесрочную перспективу (индикативные показатели, методологическая база по прогнозированию балансов спроса и предложения и индикативных показателей, среднесрочные прогнозы развития АПК, спроса и предложения). Данные прогнозы должны обеспечивать сбалансированное функционирование внутренних продуктовых рынков, позволять оценивать динамику и направления развития сельскохозяйственного производства, повышать инвестиционную привлекательность отраслей АПК с учетом емкости рынка ЕАЭС.

2) определены чувствительные сельскохозяйственные товары, по которым формируются комплексные обзоры с выявлением проблем отрасли и направлений их развития. На основе обзоров будут проводиться консультации и вырабатываться перспективные направления развития интеграционных процессов.

Обзоры проводятся как по «горизонтали», так и «вертикали» отрасли, т.е. от наличия и обеспеченности земель сельхозназначения до сбыта готовой продукции, включая распределение сырьевых зон, обеспеченность средствами производства, наличие производственных мощностей, емкостей хранения, меры государственной поддержки, условия таможенно-тарифного, технического регулирования и т. д. 

Это позволит более тщательно идентифицировать конкретные проблемные вопросы и находить наиболее оптимальные пути их решения на территории Союза посредством отечественных технологий и ресурсов.

3) сформированы единые подходы в области государственной поддержки сельского хозяйства (методология расчета разрешенного уровня мер господдержки, порядок организации и проведения переговоров и консультаций, порядок выплаты компенсации в случае нарушения обязательств, мер господдержки сельского хозяйства, методология по учету влияния различий в условиях экономической деятельности на уровень мер господдержки сельского хозяйства);

4) приняты два отраслевых соглашения, направленных на унификацию требований к производству и обращению семян и племенной продукции.

Реализация положений Соглашений о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках ЕАЭС позволит скоординировать работу в сфере племенного животноводства и унифицировать требования при производстве и обращении племенной продукции, будет способствовать повышению генетического потенциала животных, наращиванию объемов производства конкурентоспособной племенной продукции, снижению зависимости от ее импорта и росту объемов взаимных поставок.

Принятие Соглашения об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза позволит устранить препятствия во взаимной торговле семенами, снизить зависимость от импорта и ускорить внедрение в хозяйственный оборот новых перспективных сортов сельскохозяйственных растений и высококачественных семян, произведенных в Союзе.

5) ведется работа по формированию согласованных действий в области развития экспорта.

6) завершается формирование механизмов научно-инновационного сотрудничества в сфере АПК (перечень перспективных НИОКР в сфере АПК до 2020 г., реестр НИОКР в АПК, порядок организации совместных НИОКР). 

Принятые документы обеспечат возможность реализации в Союзе перспективных совместных исследований в сфере АПК. Это позволит повысить эффективность и результативность использования научного потенциала стран ЕАЭС, исключить дублирование исследований и наращивать кооперацию в научной и инновационной деятельности в сфере АПК.

7) функционирует подсистема АПК государств-членов ЕАЭС в рамках интегрированной информационной системы.

8) приняты технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции. Так, начиная с 2012 г., в ЕАЭС действуют технические регламенты о безопасности зерна, пищевой продукции, масложировой продукции, пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средствах, молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции и др. Все это способствует поступлению на рынок ЕАЭС более качественных и безопасных агропродовольственных товаров.

По словам Н. Даирбекова, несмотря на общий спад в экономике стран Союза, в Казахстане за 9 месяцев текущего года рост производства сельского хозяйства составил — 5%, а с момента функционирования Союза производство выросло на — 13,4%.

Экспорт по сравнению с 2015 годом вырос более чем в 1,5 раза до $2,6 млрд, импорт сократился на — 7,5%. Объемы поставок в государства-члены Союза выросли на 33,6%.

За 5 лет Казахстан на рынок государств-членов ЕАЭС увеличил объемы экспорта овощей в 9 раз, фруктов в 4,5 раза, молочных продуктов практически в 2 раза.

«И это далеко не предел. Казахстан обладает потенциалом по существенному наращиванию объемов экспорта как сельхозпродукции, так и продуктов глубокой переработки. Однако, несмотря на положительную динамику, на практике все еще возникают проблемы, связанные со свободным передвижением наших товаров. Причиной этому являются сохраняющиеся до сих пор препятствия и барьеры в торговле, которые пока еще не все устранены, и связаны они, как правило, с существующими отсылочными нормами в праве Союза, позволяющие на национальном уровне ограничивать движение торговли», — отметил Н. Даирбеков.

В настоящее время существует свыше 20 препятствий, негативно влияющих на развитие аграрного сектора. Основной объем этих препятствий приходится на сферы фитосанитарного и ветеринарно-санитарного контроля, а также технического регулирования.

 

Развитие товарооборота в рамках евразийской интеграции

Вице-министр финансов РК Канат Баедилов сообщил, что благодаря Евразийскому союзу, казахстанскому бизнесу открылся общий 180-млн рынок, нет таможенных границ, товары в Союзе обращаются без оформления таможенных деклараций.

«Это позволило нашим предпринимателям свободно вести торговлю, экспортировать казахстанские товары, а значит, дает возможность заработать. За период 2015-2019 годы товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС увеличился на 33%», —  сообщил К. Баедилов.

В рамках единого рынка уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин распределяются в бюджеты государств-членов по установленным нормативам. В последние годы наблюдается динамика роста поступлений в Союзе.

«Наша страна в рамках работы Союза имеет положительное сальдо таких поступлений, получив дополнительно более 360 млрд тг в бюджет. То есть, по факту мы больше получаем, не́жели отдаем в другие страны», — отметил К. Баедилов.

Единые таможенные правила и подходы позволят значительно сократить, как само время транзитных перевозок, так и финансовые издержки бизнеса.

К примеру, если до создания Союза, транзитная перевозка товаров из Европы в Казахстан занимала от 7 до 15 дней, то сейчас сократилась до 5-10 дней. 

«Но это не предел и мы не собираемся останавливаться на достигнутых результатах. Сегодня совместными усилиями стран Союза проводится работа по полному переводу транзита в электронный формат. В целях мониторинга в онлайн режиме транзитных грузов планируем использовать навигационные пломбы. Правильно выстроив систему с использованием новейших технологий, мы обеспечиваем свободу транзита казахстанским перевозчикам по всей территории Союза, дав им возможность доставлять товары, без каких-либо препятствий, всего за пару дней», — сказал К. Баедилов.

Решение этих задач будет обеспечено за счет внедрения Системы прослеживаемости товаров в Союзе. Правовая база для этого уже создана.

«Наша общая задача Союза, видеть полное движение товаров от экспортера (производителя) продукции до конечного потребителя. Таким образом, создание условий нашим предпринимателям для ведения внешнеэкономической деятельности, обеспечения конкурентоспособности наших товаров и нахождения рынков сбыта является приоритетом для государства при формировании единых рынков», — подытожил К. Баедилов.

Отвечая на вопросы журналистов о том, что металлургические компании Казахстана «АрселорМиттал Темиртау», ССГПО, KSP Steel теряют свои позиции на российском рынке из-за действий российских конкурентов, Д. Щеглова проинформировала, что Министерством ведется мониторинг по отраслевым металлургическим компаниям, в том числе по АО «Арселормиттал Темиртау», АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» и ТОО «KSP Steel».

«АО «Арселормиттал Темиртау» в ближайшие годы не ожидает снижения объема экспорта в РФ и другие направления. За 10 месяцев 2020 года экспорт стальной продукции в направлении РФ составил более 1 млн тонн, план на 2020 год – более 1 млн 300 тыс. тонн, т. е. рост составит 4,5%», — сообщила Д. Щеглова.

Кроме того, в связи с продолжением пандемии КВИ, а также сложившейся ситуацией на рынке металлов АО «Арселор Миттал Темиртау» рассматривает возможности перераспределения экспортного потенциала на альтернативные рынки сбыта в целях обеспечения стабилизации производства и непрерывной реализации производимой продукции.

Что касается АО «ССГПО», то за 2019 год объем производства железорудного сырья составил 13 277 тыс. тонн. Экспорт ЖРС в направлении РФ — 8 477 тыс. тонн.

За 10 месяцев т. г. произведено около 11 тыс. тонн железорудного сырья. В направлении Российской Федерации было экспортировано более 6 тыс. тонн железорудного сырья. Это на 13,4% меньше, чем аналогичный период 2019 года. 

«Снижение объема экспорта связано из-за остановки в апреле-июне 2020 года доменной печи на ПАО «Магнитогорском металлургическом комбинате» и в период с июня по июль 2020 года из-за снижения объемов закупа от ПАО «Магнитогорского металлургического комбината», а также снижения объемов производства АрселорМиттал Темиртау», — отметила Д. Щеглова.

Таким образом, в январе-октябре т. г. АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» в направлении китайских потребителей было отгружено 4 102 тыс. тонн. Это на 2,1 раза больше, чем аналогичный период 2019 года. Кроме того, в ноябре-декабре т. г. планируется отгрузить еще законтрактованного объема в 1 100 тыс. тонн.

Что касается ТОО «КСП Стил» помимо поставок в Российскую Федерацию, предприятием прорабатывается возможность экспорта бесшовных труб и на другие рынки сбыта.

Также Д. Щеглова заверила, что на сегодняшний день, несмотря на различные заявления, в Казахстане отсутствуют какие-либо ограничения на вывоз лома.

Ранее Министерством для обеспечения безопасности населения и окружающей среды по перевозке лома были введены ограничения. Однако, они касались вывоза лома и отходов черных и цветных металлов автомобильным транспортом. Данный запрет действовал с 2018 года и закончился 22 октября 2020 года. 

Железнодорожным транспортом запрет на вывоз лома черных и цветных металлов существовал в период с 2014 по 2018 годы. 

Динамика экспорта лома черных металлов за 2016-2019 годы показывает, что основными импортерами казахстанского лома являются РФ, Узбекистан и Турция.

Общий объем экспорта лома из Казахстана за 10 месяцев 2020 года составил 297 255 тонн. Из них в направлениях: в Российскую Федерацию составил 269 748 тонн (91%), в Узбекистан составил 27 058 тонн (3,1 %).

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться