В Казахстане разработаны стандарты качественного планирования территории городов — К. Ускенбаев

В Службе центральных коммуникаций состоялся круглый стол на тему: «О новых подходах к формированию городского пространства». В его работе приняли участие и выступили министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев, председатель совета Ассоциации урбанистов Казахстана Q88 Ерлан Аукенов, члены совета Ассоциации Асхат Саудов и Ержигит Балкыбеков, исполнительный директор Ассоциации Алина Абдрахманова и директор ГКП «Каспий Жылу Су Арнасы» Жасулан Суюнчалиев.

В своем выступлении министр индустрии и инфраструктурного развития К. Ускенбаев рассказал о вопросах урбанистического развития и комплексной реконструкции инженерных сетей городов Актау и Атырау. Он отметил, что важнейшей задачей является повышение благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения. Устойчивый рост городов требует новых подходов к формированию городского пространства, четкого соблюдения градостроительных регламентов.

«К сожалению, сейчас мы наблюдаем, что города застраиваются хаотично, зачастую без учета мнения общественности и перспективы развития самого города», — сказал К. Ускенбаев.

К примеру, по его словам, жители Алматы жалуются на дома-муравейники, жители столицы – на плотную застройку без создания общественных пространств и потребности в социальных объектах. При разработке проектов нарушаются ограничения функциональных зон, этажности, требования по обеспечению социальными объектами.

За последние два года министерством в отношении органов архитектуры проведено более 100 проверок. Выявлено более 1 тыс. нарушений, среди которых несоответствия ПДП, отсутствие согласования эскизных проектов и нарушения по выдаче АПЗ. Поэтому сейчас, по словам министра, необходимо трансформировать системы градостроительного планирования, развития новых урбанистических подходов с учетом передового международного опыта. 

«Главой государства в Послании 2021 года уже обозначена необходимость разработки новых стандартов комплексной застройки городов. В этой связи министерством разработана первая редакция стандартов качественного планирования территории городов и направлена на согласование в госорганы и организации», — проинформировал К. Ускенбаев.

По его словам, стандарты станут простым и наглядным пособием по проектированию, внедрению компактной застройки, формированию привлекательных и комфортных общественных пространств, развитию пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Они  будут определять ключевые целевые модели застройки и для каждой заданы параметры пешеходной доступности социально значимых объектов, озеленения, плотности, обеспечения инфраструктурой и т.д. Для этих целей планируется начать реализацию пилотных проектов Концепции развития городской инфраструктуры крупных населенных пунктов страны. В настоящее время министерством совместно с Ассоциацией урбанистов Q88 начата работа по трансформации городских пространств городов Актау и Атырау.

«Только в 2021 году на сетях отопления и подачи воды произошло почти 1,5 тысячи аварий. Для решения этой проблемы мы разрабатываем отдельную программу модернизации инфраструктуры Актау с учетом рекомендаций акимата Мангистауской области», — проинформировал К. Ускенбаев.

По его словам, в Мангистауской области износ сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения составляет 49%. Имеется 1 705 многоквартирных жилых домов, из которых 2 аварийных и 287 требуют ремонта. Однако отсутствует системность модернизации объектов инфраструктуры в одном районе/квартале населенного пункта. Таким образом, приоритетными вопросами развития концепции городской среды г. Актау станут:

  • благоустройство набережной города;
  • формирование комфортных общественных пространств;
  • развитие  пешеходных зон и велоинфраструктуры;
  • продолжение работ по благоустройству и реконструкции инженерных сетей (теплоснабжение 385 км, водоснабжение 335 км, канализация 197 км).

По словам министра, в Атырауской области имеются аналогичные вопросы состояния инфраструктуры, жилых домов, благоустройства дворов и общественных пространств. Износ инженерных сетей составляет 46% (теплоснабжение – 60%, водоснабжение – 31% и водоотведение – 47%), из 1 736 многоквартирных домов 62 аварийных и 300 требуют ремонта.

Несмотря на то, что за счет госбюджета ежегодно проводится реконструкция различных участков сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения и жилых домов, в Концепции развития г. Атырау необходимо уделить внимание вопросам:

  • развития компактной застройки;
  • реновации 10 основных улиц, 6 малых улиц;
  • реконструкции фасадов более 150 зданий на основных маршрутах;
  • реконструкции 10 парков и скверов.

«В целом акиматам необходимо выработать комплексный подход поэтапной реконструкции инженерной инфраструктуры, жилищного фонда и благоустройства, разработав и утвердив поквартальные/порайонные планы с финансированием из различных источников», — сказал К. Ускенбаев.

По его словам, для создания комфортных условий проживания для населения необходимо применить единые требования к застройке городов. 

«Сейчас в разрабатываемых нами новых стандартах будут предусмотрены указанные единые требования, которые в последующем станут основой для генпланов и ПДП», — отметил К. Ускенбаев.

Трансформация городских пространств приведет к увеличению пешеходного трафика в среднем на 30%, вследствие чего увеличатся обороты магазинов на 17%. Реновация улиц с учетом принципов создания безопасной дорожной инфраструктуры позволит сократить потребление топлива на 30%. Вложенное 1 тенге на строительство велодорожки обеспечит рентабельность 8 тенге прилегающей инфраструктуры бизнеса. Общественные пространства и зеленая инфраструктура также будут способствовать увеличению налоговых поступлений и доходов объектов, повышению физического и ментального здоровья граждан, улучшению экологической среды и развитию общественного транспорта.

Сегодня 58,7% населения Казахстана проживает в больших и малых городах

Председатель совета Ассоциации урбанистов Казахстана Q88 Ерлан Аукенов в свою очередь более подробно остановился на современных вызовах и трендах развития городов Казахстана.

«Сегодня 58,7% населения Казахстана проживает в больших и малых городах. Ежегодный прирост населения в городах составляет 2,3%», — отметил Е. Аукенов.

При этом в крупных городах, по его словам, ежегодный прирост населения составляет 4,7% (г. Нур-Султан – 60 тыс. человек, г. Алматы – 65 тыс. человек, г. Шымкент – 30 тыс. человек).

Если говорить о нагрузке на городской бюджет, то здесь, по его словам, можно привести пример города-миллионника Шымкент. Бюджет города составляет 430 млрд тг с населением 1 млн человек. Из такого расчета следует, что на ежегодное содержание прироста населения в 240 тыс. человек требуется выделение бюджета в размере 107 млрд тг.

Содержание бюджета включает в себя:

- поддержание государственных учреждений; 

- ремонт улиц, дорог, и пр.; 

- общественный порядок;

 - безопасность; 

- расходы на медицину и образование; 

- и мн. другое.

240 тыс. человек – это:

  • 5,2 тыс младенцев до 1 года;
  • 59 тыс. детей и подростков школьного возраста;
  • 18,5 тыс. пенсионеров;
  • 20,2  тыс. детей дошкольного возраста.
     

Для обслуживания такого населения нужно:

28 медицинских организаций (поликлиники, больницы, станции скорой помощи, диагностические центры, кардиоцентры)

27 школ (2 360 классов по 25 чел.)

54 детских сада (808 групп по 25 чел.)

615 км дорог

467 км водоснабжения и канализации

58 км теплоснабжения

122 км газоснабжения

168 км электроснабжения

45 км телефонной связи

Прогнозная стоимость составляет 1,1 трлн тг. Для размещения такого населения необходимо 3, 6 млн кв. м жилья стоимостью 1, 622 трлн тг.

Учитывая подобную динамику, перед урбанистикой в Казахстане стоят ряд вызовов, среди которых: 

  • отсутствие единой политики в области градостроительства и преемственности при смене руководителей городов;
  • отсутствие формализованных центров, аккумулирующих и осуществляющих трансферт знаний и лучших мировых практик в области урбанистики;
  • дефицит кадров в государственном управлении с образованием в области планирования городов, урбанистики, управления городами;
  • уровень компетенций и знаний в области урбанистики среди людей, принимающих решения;
  • неэффективные коммуникации между населением и городскими властями по вопросам градостроительства и т.д.;
  • устаревшие нормы и стандарты проектирования и строительства и консервативное мышление;
  • реакционный подход, требования населения, что приводит к некачественным и популистским решениям;
  • внимание специалистов урбанистики сконцентрировано только на больших городах.
     

«Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современного градостроительства. Она неразрывно связана с градостроительством и является одной из основных его частей. Уровень развития благоустройства оказывает значительное влияние на условия труда и отдыха человека», — отметил Е. Аукенов. 

По его словам, на сегодняшний день в городах Казахстана в этой сфере наблюдается большое количество проблем, среди которых: непродуманность уличного пространства, плохая освещенность, непродуманность вопросов озеленения, отсутствие природы в парках, автомобилецентричность, неорганизованные общественные пространства, разрозненный городской облик и др.

Для решения этих и других проблем Ассоциация урбанистов активно взаимодействует с профильными министерствами, муниципалитетами, экспертами в области урбанистики и предлагает для реализации ряд проектов. В частности, в настоящее время Ассоциацией разработаны и представлены спецпроекты для модернизации городов Актау и Атырау. Учитывая мировые тренды в области урбанистики, планируется внедрить в эти города современные форматы городского благоустройства. 

Ассоциация урбанистов Q88 была зарегистрирована в августе 2021 года. Основная миссия Q88 — сделать города комфортными, безопасными и экологичными для всех жителей.

«Ассоциация планирует объединить профессиональное сообщество всех неравнодушных людей, способных влиять на развитие конкурентоспособных, развитых, комфортных, экологически привлекательных, умных городов», — отметил Е. Аукенов. 

Задачи Ассоциации:

  1. Объединить разрозненные тематические организации, институты, экспертов на одной онлайн и оффлайн площадке.
  2. Аккумулировать базу знаний, базу экспертов, базу данных о проектах развития городов.
  3. Разработка стратегических документов для развития различных городов Казахстана согласно их типологии, особенностям.
  4. Создать интерес к теме урбанистики, правильного планирования, проектирования и строительства городов не только среди экспертного сообщества, но и населения в целом.
  5. Коммуникации с международными институтами, организациями, партнерами.
  6. Внесение корректировок и изменений в законодательную базу.
  7. Внедрение пилотных проектов.

По словам руководителя Ассоциации, на данный момент Q88 реализует 3 основных направления:

  1. Образовательная деятельность

Ассоциация q88 проводит образовательные семинары, мастер-классы и курсы для градоправителей, экспертов в сфере урбанистики и общественности, интересующейся различными направлениями урбанистики.

  1. Концепции городов

Ассоциация q88 разрабатывает концепции мастер-планов городов с учетом стандартов доступности, безопасности и экологии.

  1. Работа по законодательству

Ассоциация q88 ведет работы по совершенствованию казахстанского законодательства по вопросам градостроительства, развития городов и создания инклюзивной городской среды, модернизации СНиПов.

Для нефтяной столицы Казахстана разработана концепция трансформации

Член совета Ассоциации урбанистов Казахстана Q88, архитектор-урбанист Асхат Саудов представил участникам круглого стола основные направления концепции трансформации нефтяной столицы Казахстана. Атырау — крупный город Казахстана, расположенный на берегу реки Урал. По-другому Атырау называют нефтяной столицей Казахстана, поскольку основная добыча нефти локализована в Атырауской области. Здесь представлены такие промышленные центры, как Тенгизшевройл и АНПЗ. 

По словам А. Саудова, в настоящий момент в городе проживает 365 тыс. человек, что сопоставимо с городами Флоренция, Новый Орлеан. Бюджет города на 2021 год составил 227 млрд тг, что равно бюджету Ванкувера и Екатеринбурга. 13% удельного веса ВВП страны приходится именно на Атырау. За последние 10 лет численность населения города увеличилась более чем в 1,5 раза. 

«Одним из конкурентных преимуществ Атырау является туризм. Меловые обнажения Аккергешен и Актолагай привлекают внимание не только геологов и палеонтологов, но и людей, которые ищут встречи с необычными проявлениями природы, загадочными пещерами, причудливыми белоснежными скалами», — отметил А. Саудов.

По его словам, город состоит из локальных центров, каждый из которых живет своей жизнью, большинство из них имеет хорошую пространственную сетку. Взаимодействие между локальными центрами представлено в основном малым количеством магистральных улиц. Слабо налаженное взаимодействие между локальными центрами не раскрывает экономические возможности этих центров. Локальные центры, не входящие в черту города, —  Еркин кала, Зарослый-Жанаталап, Аксай, Жулдыз. Три основных центра: Алиева-Курмангазы, Сарыарка-Алмагуль, Мясокомбинат-Балауса, Жумыскер, Оркен, Сарыкамыс, Рембаза. Малое количество магистральных путей между центрами ослабляет их экономический потенциал. Для города Атырау подходит полицентричная модель развития, которая подразумевает под собой поддержку концентрации экономики и социальной жизни в выявленных центрах, а также обеспечение комфортной транспортной и пешеходной связью их друг с другом. 

Также по словам А. Саудова, недостаточное количество пешеходных путей и мостов возле реки Урал уменьшает потенциал развития набережной в качестве основного места притяжения. Между мостами Атырау от 1500 до 3000 м. В центре Лондона, к примеру, можно заметить высокую концентрацию мостовых соединений, которые успешно связывают два берега реки Темза, создавая комфортную городскую сетку улиц. Расстояние между мостами от 150 до 800 м. Соединения между мостовыми соединениями в Лондоне меньше, чем в Атырау от 10 до 4 раз. Для повышения связности городского пространства и раскрытия рекреационного и туристического потенциала Ассоциация рекомендует комплексное развитие пешеходных путей и общественных пространств у реки Урал.

Как отметил далее А. Саудов, в результате опроса жители города отметили три главных проблем Атырау: проблемы городской инфраструктуры (24%), недостаток культурно-социальной сферы (32%), плохая экология и нехватка озеленения (44%). Основные недостатки инфраструктуры Атырау: большое пустующее пространство — площадь «Исатая и Махамбета», грязь и лужи на улицах, отсутствие детских площадок и мест для отдыха во дворах, много аварийных старых домов, с ветхим отоплением, канализацией. Недостатки социально-культурной сферы: в городе слабо развиты центры по профориентации молодежи, на базе высших учебных заведений плохо работают программы по интеграции выпускников, малое количество образовательных площадок, слабо развиты инициативы по сохранению исторических памятников, не ведется развитие исторического центра, множество спортивных объектов в городе плохо оснащены или находятся в неудовлетворительном состоянии, крупные спортивные объекты однотипные, основными местами отдыха в Атырау являются ТРЦ. Экологические проблемы: обмеление Урала, сложность озеленения, загрязнение среды, недостаток пресной воды.    

Предлагаемые проекты городской инфраструктуры, по словам А. Саудова, следующие. Исходя из анализа рекомендуется провести реновацию 10 главных улиц с высоким экономическим потенциалом. Развить пешеходные зоны и велоинфраструктуру, использовать приемы Vision zero для создания безопасной среды. Также рекомендовано провести реновацию пешеходной аллеи, мест перспективного размещения площадок под летние кафе, торговых павильонов, детских игровых площадок, площадок для уличных тренажеров и тд. 

Кроме того, по словам архитектора, более 150 зданий на основных маршрутах нуждаются в реконструкции фасадов. Реконструкция зданий, в основном периода советского типового домостроения, заключается в реконструкции фасадов, реорганизации придомовой территории, организации новых коммерческих помещений на активном фасаде и тд.

Реконструкция дворовых пространств. Существующее состояние городских детских площадок не привлекает детей для игр и проведения интересного времени. Состояние инвентаря является неудовлетворительным. Количество дворовых пространств, требующих реконструкции 100.

«Городские детские площадки предполагают, что дети на таких площадках будут развивать различные навыки, когнитивные способности, мелкую и крупную моторику, навыки общения и коммуникации, социализироваться», — отметил А. Саудов.

Также по его словам, улицы города Атырау не обеспечены уличным освещением, что не способствует общественной безопасности. Архитектор рекомендовал создать развитую систему освещения города, которая подразумевает установку подходящей подсветки под каждый тип пространств. Теплый свет для парков, набережных, скверов и холодный – для улиц, фасадов зданий.

По поводу площадей. По словам архитектора, на данный момент в городе 3 площади, требующие реконструкции. А. Саудов предлагает разнородное программное наполнение для Центральной площади в соответствии с историей, культурой и особенностями местности и жителей.

«В городе имеются и парки, и скверы, но чаще всего они пустые, слабо озелененные и имеют мало функционального наполнения. Количество парков и скверов, требующих реконструкции – 10», — констатировал А. Саудов.

По его словам, здесь будут организованы прогулочные маршруты, беседки, места притяжения для детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых. Будут представлены интересные арт-объекты, предметы декора парка, создающие атмосферу интересной среды, а также подчеркивающие особенности места. Предлагается и строительство пешеходных мостов на примере мостов в городах Нур-Султан, Лондон, Тбилиси, Сингапур.

Учитывая большой вклад в развитие нашей страны нефтяников, предлагается создать общественное пространство «парк нефтяников» — МҰНАЙШЫЛАР САЯБАҒЫ. Среди рекомендуемых социально-культурных и досуговых направлений — проект «Здоровый Атырау». По словам архитектора, Атырау имеет сотни спортивных площадок, но не все они соответствуют должному качеству. Во многих жилых районах нет спортивных площадок. К тому же в городе отсутствуют крупные спортивные парки. В связи с этим, рекомендуется создать 3 крупных спортивных парка в городе, один из которых будет посвящен экстремальному спорту, а также 20 спортивных площадок в общественных пространствах и парках. Для поддержки спортивного образа жизни молодых людей из Атырау и развития триатлона как вида профессионального спортивного состязания, рекомендуется соорудить триатлон-парк в городе Атырау.

В городе имеется около 11 спортивных центров, но они не соответствуют современным стандартам качества. Вместо спортивных центров с одним направлением развития предлагается создание Многофункционального центра с концертным залом международного уровня, Конференц залом и выставочной площадью-трансформером для проведения спортивных мероприятий.

Отдельным пунктом в концепции выделены социальные проекты.

«Атырау – это древний город, но исторический центр и сохранившиеся архитектурные памятники на сегодняшний день находятся в упадке. Рекомендуем комплексно подойти к реконструкции некоторых исторических районов («Жилгородок» и др.) и более 10 отдельно-стоящих исторических зданий», — сказал А. Саудов.

Необходимо, по его словам, реконструировать памятники архитектуры, создать дизайн-код для исторического центра, ввести единую айдентику района, организовать на основе исторических зданий культурные объекты. В Атырау имеются социальные инициативы требующие поддержки и огласки, поэтому рекомендовано также инициировать программы для их развития, создание диалоговой платформы посредством организации форумов для представителей местных органов власти, общественных организаций и частного сектора.

Необходимо также универсальное пространство для интеграции молодых специалистов в рынок труда и подготовки молодежи для реализации их потенциала: проведение курсов подготовки и полноценных стажировок, отбор лучших студентов города, активное сотрудничество с предприятиями города. 

В связи с ростом города, ему необходимы новые квалифицированные специалисты, поэтому рекомендуется создать профессиональные учебные заведения по всем современным стандартам: университетский кампус, технопарк, общественная зона/ТРЦ, спорткомплекс. К сожалению, по словам архитектора, современной тенденцией строительства доступного жилья и социального жилья, в особенности в странах бывшего Советского Союза, является жилой микрорайон с минимальными социальными благами. Необходимо отходить от идеи их строительства с минимальными потребностями: это превращает район в гетто, порождает маятниковую миграцию, продолжает уменьшать шансы интеграции молодого поколения в общество. 

Особое внимание уделено в концепции проектам экологии. Плохо работающая ливневая канализация образует большие массы стоячей воды, которые препятствует передвижению, размывают дорожное покрытие, грунт, конструкции зданий и тд. Для создания устойчивой ливневой канализации рекомендуем проложить более 40 км сети ливневок.

В городе во многих районах отсутствуют тротуары и плохо отводится влага с улиц. Асфальтирование дорог, создание пешеходных зон, отсыпка грунта у тротуара, высадка кустарников, модернизация ливневой системы — все эти меры рекомендуются для препятствования смывания грунта и возникновению луж и грязи.

В Атырау наблюдаются проблемы с загрязнением природных объектов и переработкой отходов. Следствие этого — едкие запахов. Концепцией рекомендовано регулирование отходов, создание рабочей группы по загрязнению окружающей среды, введение инициатив по сортировке и переработке отходов, очистка природных объектов от загрязнения.

Отдельное внимание в концепции уделено логотипу и бренду города.

«Герб города Атырау применяется как его логотип. Сегодня у города Атырау нет своего бренда и нет своего логотипа, фирменных цветов. Поэтому, городской внешний облик, рекламные вывески и прочее выглядит разнокалиберно и разрозненно», — отметил А. Саудов.

По его словам, городские фасады и вывески выглядят как угодно (у каждого свой стиль) Цветовые решения и материалы облицовки у каждого объекта разнородные. Вывески у каждого магазина выполнены в своем стиле.

«В Атырау имеются несколько исторических районов, например Жилгородок. Район сохранился, но его исторический потенциал практически не раскрыт», — отметил А. Саудов.

По его словам, в районе 75% объектов находятся в аварийном состоянии, 15% – заброшены и 10% – в удовлетворительном состоянии. Для развития внутригородского туризма и исторических районов рекомендуется реконструировать исторические районы, создать туристическую инфраструктуру в виде отелей, коммерческих помещений, наладить комфортную пешеходную среду и транспортное сообщение.

«Атырау имеет уникальную природу, но природные объекты находятся в недоступных местах, что препятствует развитию туризма. Рекомендуем стимулировать развитие туристических организаций, отремонтировать дороги и создать туристические маршруты. Например, Сарайшык – древний город XII-XVI вв. на правом берегу реки Урал», — отметил А. Саудов. 

Для разгрузки существующего аэропорта и продвижения города на территории Казахстана и за его пределами рекомендуется открытие нового терминала аэропорта.

Потенциал Актау — в туристической инфраструктуре

Актау — это единственный город Казахстана, расположенный у моря, который дал новое веяние казахстанской урбанистике. Представляя концепцию трансформации города Актау, члены Ассоциации Ж. Суюнчалиев и Е. Балкыбеков в первую очередь отметили туристический потенциал города. По их словам, весь потенциал города кроется в туристической инфраструктуре, его комфортности, как для горожан, так и для гостей города. Актау должен быть магнитом для комфортного пребывания на западе страны. Урбанистика не ограничивается только развитием комфортных городов и общественных пространств.

Комфортные и устойчивые города предполагают устойчивость всех систем жизнеобеспечения города, а именно реконструкцию пространств. Именно они легли в основу приоритета трансформации города Актау — как реконструкции инженерных сетей, так и городских ландшафтов. На практике урбанисты называют это «то, что находится над землей и под ней». 

«Реконструкцию нужно делать последовательно. Сначала – инженерные сети, а далее – трансформация улиц», — сказал Ж. Суюнчалиев.

Со времен основания города реконструкция сетей практически не проводилась. На сегодняшний день общая протяженность инженерных сетей составляет более 1 200 км. В период с 2012-2015 гг. проведена модернизация инженерных сетей протяженностью 74 км или 6% от общего объема.

- теплоснабжение 464,4 км (износ 84%);

- водоснабжение 437,8 км (износ 82%);

- канализация 329,6 км (износ 80%).

Средний их износ составляет более 80%. По словам выступавших, в связи с высоким износом на сетях, в 2021 году по городу было 1495 аварий или 4 порыва в день.

Остановка и ремонт на сетях приводит к отключению подачи воды и тепла, в том числе в период отопительного сезона. Все это приводит к возмущению и недовольству жителей города Актау. Кроме того, остро стоит вопрос обеспечения тепловой энергией города. На сегодня в связи с интенсивным развитием города потребность в тепловой энергии составляет порядка 750 Гкал/час. Однако единственным источником тепловой энергии ТОО «МАЭК-Казатомпром» максимально производится около 500 Гкал/час, дефицит при этом составляет 250 Гкал/час или одна третья часть города. Исходя из этого, необходимо срочно принимать меры по строительству котельных на территории областного центра. В этой связи, в настоящее время акиматом совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития прорабатываются вопросы по решению данных проблем. 

В завершении выступающие отметили, что урбанистика не ограничивается только развитием комфортных городов и общественных пространств. Дальнейшее развитие города подразумевает создание курортных зон, новых социальных объектов, новой инфраструктуры — все это возможно только при замене инженерно-транспортных сетей. В настоящее время основным драйвером роста экономики большинства городов является привлечение делового, внутреннего и международного туризма. В этой связи основным приоритетом трансформации верхнеуровневой модели является изменение общественных пространств — формирование комфортного города для проживания и привлечения туристов. Это в первую очередь подразумевает формирование пешеходных и транспортных коридоров внутри города, создание связанных зон, которые не будут оторваны от общественных пространств.

«Тренд настоящего времени таков, что общественные пространства и парки в том числе, играют важную роль в повышении привлекательности городов в целом и отдельных городских кварталов, в частности, и напрямую влияют на качество жизни человека», — сказал Ж. Суюнчалиев.

По его словам, парки и общественные пространства города являются не только неотъемлемой частью души города, но и оказывают огромное влияние на финансовое самочувствие города. К примеру, парки увеличивают стоимость имущества окружающих домов, что порождает увеличение налога на имущество. Они способствуют уменьшению загрязнения воздуха, и помогают с управлением ливневых стоков. Это, в свою очередь, позволяет экономить деньги. 

Зеленое пространство помогает стимулировать активный образ жизни и снижать стресс, в свою очередь, опосредованно уменьшая расходы на здравоохранение. Многочисленные туристы, которые посещают известные парки, создают дополнительный доход для бизнеса и городских властей. Приток посетителей в парки, проведение на территориях общественных пространств различных мероприятий, где встречаются люди различных социальных слоев, создают социальный капитал и чувство сообщества и сопричастности к жизни города. Слишком часто парки рассматриваются только как инертные объекты, созданные исключительно для спокойного отдыха горожан, а не для мотивации активной деятельности. Рассматривать парки без учета их стоимости является ошибочным. Парки и общественные пространства города являются активом, который генерирует доход и формирует сбережения для различных отраслей жизни города.

Ассоциацией предложено более 20 проектов, которые подразумевают создание связанности городских пространств, транспортных и пешеходных коридоров. Создание коридоров от набережной до центральных районов города Актау. Последовательность их создания максимально ориентирована на улучшение качества жизни горожан и повышение туристического потенциала города.  

«При этом необходимо ориентироваться на то, что каждый вложенный тенге в трансформацию общественных пространств должен сгенерировать 3-4 тенге в ближайшие 3-5 лет», — отметил Ж. Суюнчалиев.

Еще одним важным приоритетом, по его словам, при развитии общественных пространств должны стать пешеходные зоны. Город должен быть комфортен для пешеходов и велосипедистов. Любой город — это город для людей, а не для машин, и в городе важны не здания, а пространство между ними. 

Пешеходные пространства все больше завоевывают современные города в разных странах. Отличным примером могут послужить пешеходные променады в Китае (парк на улице Гуанда, Цин Чжэнь), Испании (г. Мадрид), Украине (Екатеринославский бульвар в г. Днепре), чья протяженность намного меньше тех, что находятся в Актау, однако обустроены они намного презентабельнее и эффективнее. Из отечественных примеров гармоничного пешеходного променада можно привести улицу Панфилова в Алматы протяженностью 1,3 км. 

Набережная Актау является гордостью города. 

Длина существующей набережной составляет 3,1 км, площадь 11,73 га. Рекомендуется продлить набережную на 1,8 км, площадью 3,65 га, с внесением инфраструктурных рекреационных решений для отдыхающих. В основе реформации набережной планируется применять мировые практики, такие, как Мармарис, Аланья, Варшава и т.д., так как кейсы этих городов уже показали свою эффективность.

Хорошо спроектированная набережная становится частью городской транспортной и пешеходной структуры и частью «зеленого» каркаса города, что неизбежно привлекает большое количество людей к новому общественному пространству. Соответственно, развивается и окружающая среда набережной, появляются и расширяются обслуживающие и торговые функции, общепит, транспортная инфраструктура, общественный транспорт.

«Благодаря качественно сделанной набережной город может получить новую жизнь, толчок к стремительному развитию. Такая практика уже достаточно популярна в Европе, где реконструированные набережные отлично справляются с возложенной на них функцией и привлекают в город толпы туристов и инвестиции», — отметил Е. Балкыбеков.

Например, в Ванкувере за 10 лет было вложено $500 млн на построение набережной, в течение следующих 8 лет все расходы полностью окупились. Сейчас город уже получает прибыль, поскольку за все это время были созданы рабочие места, рекреационные площадки, что способствовало притяжению туристов и местных жителей. Таким образом, набережная стала генератором экономики города, которая в будущем будет только расти.

Также Ассоциацией предложен ряд проектов, направленных на создание общественных пространств в городе Актау. Так, предлагается новое строительство (реконструкция) пространства для креативного хаба. При этом планируется развивать экокультуру в строительстве — сооружение объектов креативного хаба из CLT-элементов. 

Предлагается создать центр креативных индустрий на базе 4 колледжей, который будет представлять собой комплекс из нескольких блоков: образовательного, центра поддержки креативного предпринимательства, профессиональных воркспейсов со студиями, необходимым оборудованием и программным обеспечением, ивент-площадкой и современной мультифункциональной галереей. Также планируется задействовать прилегающую к зданию территорию.

Обновленное общественное пространство призвано вдохновлять, объединять, быть центром городской жизни и комфортным, открытым пространством для жителей. 

Для предлагаемого проекта будут характерны: 

  • нестандартные интерьерные решения;
  • опенспейсы;
  • укомплектованные мастерские и студии; 
  • функциональное обустройство прилегающей территории.
     

В рамках создания центра креативных индустрий предлагается создать также новые детские и спортивные площадки. Городской спорт – воркаут, скейт-площадки, зоны для йоги, уличных танцев, игры в баскетбол и футбол – это все будет привлекать детей со всего города собираться в нескольких районах, и позволит качественно проводить время на городских спортивных пространствах.

Увеличить спортивный интерес у жителей города можно посредством создания комфортных и безопасных условий и спортивной инфраструктуры. Предлагается создание триатлон-парка в прибрежной зоне. Климатические условия и особый природный ландшафт, расположение у моря уже располагают население к занятию спортом. Необходимо только развитие пространства. 

Здоровое население — счастливое население.

«Ecли гopoд – eдиный opгaнизм, тo и нapужнoe ocвeщeниe дoлжнo coздaвaть eгo цeльный нoчнoй oбpaз. Глaвнoe – пpoдумaнный, ocмыcлeнный, кoнцeптуaльный пoдxoд к вoпpocaм ocвeщeния», — отметил Е. Балкыбеков.

По его словам архитектурное освещение зданий является неотъемлемой частью информационно-имиджевой системы, мощным средством рекламы и светового дизайна. Оно играет основополагающую роль в создании образа ночного города в целом. Архитектурная подсветка фасадов расставляет акценты на зданиях, подчеркивает отдельные элементы или помогает скрыть недостатки.

Имeннo cвeт формирует видимое человеком пространство с его предметным наполнением. Только свет cпocoбeн выявить вce пpeимущecтвa apxитeктуpнoгo oбъeктa или парковой зоны и cдeлaть их поистине уникальными. Планируется разработать новую концепцию архитектурно-художественной подсветки города, создать и предложить качественную энергосберегающую и энергоэффективную модель уличного освещения. 

«Берекелі бастама»: урбанисты презентовали платформу для онлайн-сбора предложений по трансформации города Актау

Исполнительный директор Ассоциации урбанистов Казахстана Q88 Алина Абдрахманова в своем выступлении презентовала новую диалоговую платформу.

«Урбанистика как наука и мировой опыт управления городами показывает, что 40% успеха любых проводимых реформ зависит от эффективно выстроенных каналов коммуникации и диалога с жителями», — сказала А. Абдрахманова. 

По ее словам, роль Ассоциации урбанистов Q88 — вовлекать в диалог с государством экспертное сообщество, жителей, общественные организации и создавать площадку для конструктивной коммуникации. По инициативе Министерства индустрии и инфраструктурного развития совместно с Ассоциацией урбанистов Казахстана «Q88» запускается голосование по реформации объектов города Актау на платформе «Берекелі бастама», в которой каждый авторизованный участник сможет предложить идею по трансформации Актау и проголосовать за понравившееся решение. Актау должен быть магнитом для комфортного пребывания на западе страны. 

Мангистау имеет исторически сложившуюся особенность. Его называют краем 360 святых, поскольку здесь захоронены 360 святых казахского народа. В Актау (форт Шевченко) прибывали лучшие умы со всего Союза, чтобы построить замечательный город у моря. По данным на 2020 год, население города составляет 192 494 человек. Г городе нет названий улиц и микрорайонов, адреса обозначаются только цифрами.

«Актау имеет уникальный природный ландшафт, благоприятные погодные условия, мягкий климат в зимнее время. Данные условия способствуют притоку туристов, развитию МСБ, достойному уровню жизни населения», — сказала А. Абдрахманова. 

По ее словам, горожане отмечают, что, к сожалению, сегодня Актау — город из бетона, с недостаточным количеством общественных пространств, мест для спортивного и детского отдыха, ориентированный больше на машины, чем на пешеходов. Через платформу Министерство индустрии и инфраструктурного развития призывает граждан к диалогу, где будет принято во внимание мнение каждого жителя города Актау, людей, которые непосредственно пользуются инфраструктурой города. Каждый житель может быть вовлеченным в принятие решений, касающихся будущего их города.

«В голосовании могут участвовать все казахстанцы. Голосование проходит на сайте Проектные предложения, голосование и их реализация в городах Казахстана (budget-uchastiya.kz)», — сказала А. Абдрахманова. 

По ее словам, участники могут оставлять отзывы по каждому предложенному проекту, а также проголосовать за понравившийся проект. На сегодняшний день на платформе уже есть проекты для голосования, предложенные МИИР и экспертами Ассоциации, такие как: 

  • набережная;
  • площадь «Нур-Султан»; 
  • приморские бульвары;
  • ботанический сад;
  • Парк «Акбота»;  
  • пешеходный променад; 
  • реконструкция инженерных сетей города Актау.
     

«Последние события, среди которых массовое отключение электроэнергии в южных регионах страны и близлежащих государствах, показали приоритетность и высокую зависимость от бесперебойной системы жизнеобеспечения (водоснабжение, подача тепла, электроэнергия)», — сказала А. Абдрахманова. 

Инженерно-транспортные системы являются “кровеносными сосудами” города. И как отметила А. Абдрахманова, очень важна их своевременная замена, поддержание тонуса «стенок кровеносных сосудов» и бережная эксплуатация. Каждое предложение подкреплено справкой и иллюстрациями с лучшими аналогичными мировыми примерами. 

Срок для сбора предложений — 2 недели. Далее пройдет онлайн-голосование, по итогам которого проекты будут претворяться в жизнь.

Информационно-справочные материалы

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться