В РК за I квартал 2023 года общий объем внешней торговли обработанной продукции составил $18,8 млрд

На площадке Службы центральных коммуникаций был рассмотрен вопрос продвижения несырьевого экспорта на внешние рынки. С докладом выступил вице-министр торговли и интеграции РК Кайрат Торебаев, который рассказал о мерах и действиях, принятых в целях реализации политики развития несырьевого экспорта Казахстана.

По словам вице-министра торговли и интеграции, важным показателем выступает достижение экспорта обрабатывающей продукции в $41 млрд к 2025 году. В прошлом году была достигнута рекордная отметка в $26,5 млрд. 

«За 1-й квартал текущего года общий объем внешней торговли обработанной продукции составил $18,8 млрд, что на 32% выше показателей аналогичного периода прошлого года. За последние 3 года, данный показатель вырос на 63%. Экспорт несырьевых товаров за этот период составил $5,9 млрд, показав рост на 7,6%. Рост экспорта был обеспечен в том числе и за счет расширения количества товарных позиций. В первом квартале текущего года номенклатура поставляемых на экспорт товаров увеличилась на 767 товарных позиций. Также расширяется география экспорта. Казахстанский несырьевой экспорт в текущем году отгружался в 106 стран мира, что на 6 стран больше в сравнении с 2022 годом», — проинформировал К. Торебаев.  

Основными импортерами обработанных товаров стали: Россия, Китай, Узбекистан, Турция, Нидерланды, Великобритания, Япония, Кыргызстан, Грузия, Афганистан.

Основными товарами, поставляемыми на экспорт, стали:

  • медь и катоды из меди - $688,8 млн (с долей 11,7%), 
  • ферросплавы - $644,5 млн (11%)
  • уран - $ 610,7 млн (10,4%)
  • нефтепродукты - $344,9 млн (5,9%)
  • прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный - $171,7 млн (2,9%)
  • серебро- $171,5 млн (2,9%)
  • мука пшеничная или пшенично-ржаная - $155 млн (2,6%)
  • цинк - $129 млн (2,2%)
  • природный газ - $121,6 млн (2,1%).

 При этом, рост экспорта зафиксирован по следующим товарам:

  • уран – на 51,6%
  • нефтепродукты – на 52,5%
  • масло подсолнечное – на 19,9%
  • удобрения минеральные – на 2,8 раз
  • автомобили легковые – на 46%
  • водород, газы инертные и прочие – на 24%.

«Начиная с 2020 года, нами проведена комплексная работа по оптимизации действующих структур, оказывающих меры поддержки экспортерам. Это был запрос и экспортеров, и времени. В итоге, вдвое сокращено количество институтов поддержки экспорта, сейчас это оператор финансовых мер KazakhExport и оператор нефинансовых мер – QazTrade. Аналогичная система выстроена и в Южной Корее, где на равных работают экспортно-кредитное агентство K-Sure и KOTRA», — сказал вице-министр. 

Необходимо подчеркнуть, что согласно имеющимся данным, по итогам прошлого года, в Казахстане 650 активных экспортеров, которые, экспортируют на протяжении минимум трех лет. Из них порядка 80% – это представители малого и среднего бизнеса, и 48% экспортеры пищевой продукции.

При этом, нефинансовыми мерами в прошлом году воспользовались 463 предприятия. Это такие меры, как акселерация, вывод на маркетплейсы, торговые миссии и возмещение части экспортных затрат.

«Если говорить об обратной связи, то мы были и остаемся абсолютно прозрачными, только за прошлый год, обработано порядка 3400 запросов экспортеров. Возвращаясь к нашим основным мерам, хочу отметить, что каждая мера показывает результат в виде возврата вложенных бюджетных денег. Так, по программе Акселерации, возврат составил 158 тг. На каждый вложенный бюджетный тенге по выводу на маркетплейсы – 213 тг. По сервисным мерам – 652 тг», — пояснил К. Торебаев.  

Программа Акселерации – это одна из флагманских программ, которая предоставляет эффективный вывод несырьевого бизнеса на международные рынки. Более 190 компаний приняли участие и находятся на постмониторинге. В текущем году будет отобрано 110 компаний из отраслей пищевой, легкой, химической промышленности, машиностроения и сектора услуг. Целевыми рынками выступят КНР, Россия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и Вьетнам.

Что дает эта программа производителям? 

Во-первых, программа реализуется совместно с международным партнером, который окажет поддержку в диагностике предприятия и оценке готовности продукта к выходу на целевые рынки.

Во-вторых, это точечные Дорожные карты по улучшению бизнес-процессов компаний и самого продукта от минимума трех международных экспертов.

В-третьих, это поиск партнеров на целевых рынках, и организация точечных B2B-переговоров с ними.

«Главным результатом для нас станет улучшение показателей экспортной готовности предприятий в целом по стране. Для сравнения, в прошлом году, благодаря поддержке в рамках Акселератора было подписано 38 экспортных контракта на сумму порядка $260 млн. Это 38 историй успеха. Кроме того, в этом году уже подписаны 2 контракта на поставку продукции в Узбекистан на $19 млн, 1 долгосрочный контракт на поставку бытовой химии в Россию, 600 млн тг./год ($1,3 млн), 2 контракта на поставку медной продукции на рынок КНР на $5 млн. С Южной Кореей ведутся переговоры по поставке продуктов питания», — сообщил вице-министр.  

Сервисная поддержка экспортеров включает в себя проведение торгово-экономических миссий и организацию национальных стендов казахстанской продукции на международных выставках.

Сначала 2023 года проведено 5 торгово-экономических миссий в таких странах, как Вьетнам (г. Ханой), Азербайджан (г. Баку), Иран (г. Тегеран), Китай (г. Сиань), Узбекистан (г. Ташкент). 

По итогам торгово-экономических миссий были подписаны экспортные контракты на сумму более $300 млн. Проведено свыше 300 переговоров. 

В рамках ТЭМ в г. Сиянь на прошлой неделе открыт шоурум казахстанских товаров на базе Генерального консульства РК в г. Сияне. Демонстрационная площадка собрала продукцию 30 ОТП пищевой продукции, таких как масложировой и мясной продукции, макаронных и кондитерских изделий, меда, вино-водочных изделий, отрубей, соков и другие. До конца текущего года планируется проведение еще 5 торгово-экономических миссий. Также в текущем году планируется организация Национальных стендов Республики Казахстан на международных выставках, таких как Шанхайская импортная выставка (Пищевая промышленность) в г. Шанхай (Китай), 8-ая ЭКСПО Китай-Евразия СУАР, КНР и др.

«Министерство открыто к сотрудничеству и к совместной работе по упрощению доступа к рынку электронной коммерции для малых и средних предприятий. Наши усилия направлены на то, чтобы вывести казахстанские предприятия на цифровой рынок, используя колоссальный опыт наших партнеров», — сказал К. Торебаев.  

Одним из инструментов нефинансовой поддержки экспортеров является вывод отечественных экспортеров на электронную платформу Alibaba.com.

В целом, за 2020-2022 годы 220 компаний были размещены на платформе Alibaba. Для компаний, размещенных на платформе, создаются мини-сайты и проводятся обучающие вебинары по работе на платформе и продвижению своих товаров. Совокупный объем продаж участников программы за указанный период составил около $225 млн. 

«В текущем году мы продолжаем работу по предоставлению золотых аккаунтов и 70 компаний получат данную возможность. В рамках недавнего визита Президента РК в город Сиань, организовано проведение церемонии открытия Национального павильона на электронной платформе «JD.com». Открытие национального павильона на данной платформе позволит усилить присутствие наших продуктов на китайском рынке и повысить их конкурентоспособность», — сказал вице-министр.  

Вместе с тем, в марте этого года в Астане завершено строительство фулфилмент-центра российской компании Ozon. Логистический хаб позволит казахстанским предпринимателям масштабировать онлайн-бизнес, в первую очередь, сократить сроки обработки интернет-заказов, доставки товаров до потребителей и создать в регионе более 2000 рабочих мест.

Согласно данным, на сегодняшний день на площадке зарегистрировано около 15 000 казахстанских продавцов, объем которых за 2022 год составил более 10 млрд тг.

Сотрудничество с мировыми площадками служит импульсом для продвижения несырьевого экспорта, увеличения объемов поставок товаров из РК, а также для открытия новых возможностей, представляющих интерес для наших компаний. В этой связи, активная работа в данном направлении будет продолжаться.

В рамках Закона Республики Казахстан «О промышленной политике», а также в соответствии с Правилами возмещения части затрат, QazTrade постановлением Правительства определен в качестве Единого оператора по возмещению затрат по экспорту.

За 2022 годы возмещено затрат на сумму 8,8 млрд тг. По сравнению с 2021 годом рост составил 47%. Мера поддержки оказана 212 экспортерам, в течении года обработано 486 заявок отечественных предприятий. По сравнению с 2021 годом количество заявителей увеличилось на 31%.

Основными получателями возмещения экспортных затрат в прошлом году стали предприятия малого бизнеса, их доля составила около 48%. Это предприятия, работающие в сферах производства продуктов питания и оптовой торговли.

Необходимо отметить, что в результате оказания данной меры поддержки, география экспорта расширилась на три страны – это Кипр, Франция и Япония. Номенклатура товаров, по которым осуществляется возмещение затрат, выросла на 53 позиции.

«Планы на 2023 год еще более амбициозны. Прием заявок на получение данной меры поддержки уже ведется с 21 апреля и будет проходить 3 месяца, вплоть до 21 июля. До конца 2023 года планируется одобрить заявки на сумму порядка 10 млрд тг, что позволит увеличить количество предприятий, воспользовавшихся данной мерой поддержки, до трехсот», — сказал вице-министр торговли.  

Вместе с тем, в настоящее время оптимизированы процессы выдачи возмещения затрат:

Первое, цифровизация формы заявки и систематизация процесса подачи заявки на стороне заявителя, автоматизация расчетов, проверок и контрольных функций. Это самое быстрое решение в части исключения манипуляций как со стороны заявителей, так и со стороны менеджеров Оператора. Экспортер полностью управляет своей заявкой, управляет ее структурой, и детально может видеть результаты ее обработки.

Второе, это интеграционные работы с самыми важными базами данных для процесса – данные по электронным счетам-фактурам и данные по пересечению товаров таможенной границы. В данном случае вся информация будет абсолютно оцифрована, и функция Оператора сводится только к контролю верности работы созданных механизмов. Полная реализация данных инициатив позволит сделать процесс постоянным, прозрачным, лишенным даже признаков проявления коррупции.

Обучение экспортеров стало одним их ключевых инструментов нефинансовой поддержки, спрос на который среди бизнеса растет ежегодно. Наши курсы сформированы исходя из потребностей бизнеса и по уровню экспортной зрелости каждого субъекта МСБ.

В прошлом году был запущен образовательный портал QazTrade Academy, созданный в рамках проекта Программы Ready4Trade-Центральная Азия при финансовой поддержке Европейского Союза. 

Это полноценная виртуальная платформа, которая систематизирует обучающие курсы для МСБ, а именно:

  • модульные курсы по экспорту и правилам международной торговли
  • 49 вебинаров, записанных в рамках бизнес-практикума «Умный экспорт»
  • 9 видеороликов в качестве краткого видео-руководства для потенциальных и практикующих экспортеров, где рассказывается об основных понятиях и процессах экспорта.

Наряду с этим, проведены выездные семинары по обучению экспортеров в 15 городах Казахстана, где было задействовано 6 профессиональных инструкторов, прошедших специальное обучение для проведения тренингов, а также охвачено 673 начинающих и действующих экспортеров.

«Кроме этого, нами проводится работа по упрощению торговых процедур в экспорте. Министерство торговли и интеграции проводит работу по анализу бизнес процессов и процедур экспорта на всех пунктах пропуска. Мы начинаем практику посещения пунктов пропуска в качестве «тайного покупателя» с целью выявления процедур, которые задерживают экспорт отечественной продукции. Акцент будет сделан на время, затраты и процедуры», — сказал вице-министр торговли и интеграции.   

Ожидается, что результаты работы помогут Правительству выработать рекомендации по улучшению текущей ситуации на границе для экспортеров, привести национальные практики в соответствие с международными стандартами для продвижения экспорта.

Как вы знаете, на прошлой неделе в рамках Форума ЕС-Центральная Азия презентованы Центральноазиатский портал торговой информации «Central Asia Gateway», который объединяет информацию по упрощению процедур торговли в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, а также предоставляет бизнесу легкий доступ к информации о формальностях трансграничной торговли с учетом специфики продукции.

На сегодняшний день 50 товарных групп детально пошагово описаны и это количество будет до конца текущего года доведено до 75. Это в первую очередь применимо и актуально для предприятий, которые начинают экспортную деятельность. 

«Мы продолжаем системную работу по открытию новых возможностей для отечественных экспортеров. Так, например, по итогам мартовских переговоров с представителями ЕвроКомиссии, достигнута договоренность о возобновлении экспорта рыбной продукции. Начат переговорный процесс по экспорте меда, мясной продукции, мясу птицы и яиц», — сообщил К. Торебаев.  

В рамках недавнего визита Президента Таджикистана заключено 39 коммерческих соглашений на сумму более $1,8 млрд, из них $155,7 млн — это поставки обработанной несырьевой продукции на рынок Таджикистана. 

Заключены стратегические соглашения о сотрудничестве с крупным таджикским алюминиевым предприятием ТАЛКО. Продолжаются работы по расширению списка компаний, имеющих возможность экспорта на рынок КСА. Сейчас это 34 компании-производителей мяса и меда.

«Буквально на этой неделе подписаны протокола по экспорту в Китай гороха и чечевицы, подсолнечного, сафлорового, соевого и льняного шрота. Ведутся переговоры по началу экспорта охлажденного мяса, мяса птицы и субпродуктов, конины и пр», — резюмировал К. Торебаев.  

 

Информационно-справочные материалы

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться